Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация "Кто стоит на страже закона"»
Урок №12 Кто стоит на страже закона
МОБУ «Цибикнурская основная общеобразовательная школа республики Марий Эл. Учитель Ласточкин Эрик Анатольевич
Обществознание 7 класс.
Проверка знаний :
- Ответьте на вопросы 1 – 6 с. 54;
- Выполнение заданий 4, 5 с. 55 рубрики «В классе и дома»;
- Проверка выполнения упражнений 2, 8 в рабочей тетради с. 22 – 23, 25;
- Интерактивный тест «Виновен – отвечай» (контроль);
- Письменная работа «Виновен – отвечай», тест №7.
ВСПОМНИМ
Что такое закон?
Почему нужно соблюдать законы?
Каковы основные права гражданина?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Почему закон нуждается в защите?
Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами закона?
От чего зависит отношение к ним в обществе?
План урока:
- На страже закона.
- Суд осуществляет правосудие.
- Полиция
1. На страже закона.
- Все государственные организации призваны заботиться о соблюдении законов, но есть такие органы, сотрудники которых по долгу службы охраняют людей, общество, государство.
- К правоохранительным органам Российской Федерации относятся суд,
- прокуратура,
- полиция,
- Федеральная служба безопасности (ФСБ),
- таможня и др.
1. На страже закона.
- Их назначение — борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.
- Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов.
- Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела,
- поддерживают обвинения в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе.
1. На страже закона.
- К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру,
- нотариат.
- Эти органы оказывают населению юридическую помощь.
- Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Его обязанность в судебном разбирательстве — обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.
1. На страже закона.
- Нотариусы помогают составлять различные документы,
- удостоверяют завещания
- и сделки с недвижимостью,
- свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них.
- Таким образом, они закрепляют определённые гражданские права конкретного человека и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.
1. На страже закона.
- Закон предусматривает также частную детективную
- и охранную деятельность.
- Для этого нужно получить лицензию.
- Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги,
- направленные на защиту жизни и здоровья,
- охрану имущества,
- обеспечение порядка,
- поиск пропавших без вести лиц.
1. На страже закона.
- В большинстве правоохранительных органов работают сотрудники с юридическим образованием,
- а сами правоохранительные органы действуют строго в рамках закона.
- Все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.
2. Суд осуществляет правосудие.
- Долгое время роль судьи выполняли, как правило, уважаемые люди, должностные лица, правители территорий, которые имели и другие обязанности.
- Это значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность — судья.
- Перед судом стоит важная задача — осуществлять правосудие.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Жители Древних Афин сами управляли государством, и судебные дела они хотели решать сами. Все граждане старше 30 лет могли добровольно работать в суде.
Прочитать с. 57 – 58.
Как ты считаешь, был ли афинский суд органом правосудия?
Можно ли сказать, что при такой системе афиняне были застрахованы от судебных ошибок?
Объясни свой ответ.
2. Суд осуществляет правосудие.
- Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия.
- Со временем были выработаны принципы правосудия. Один из них — презумпция невиновности.
- Он означает, что, пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.
2. Суд осуществляет правосудие.
- Согласно российским законам судьёй может быть только человек, имеющий юридическое образование.
- Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями.
- Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости.
- Согласно закону, судьи в Российской Федерации независимы, они подчиняются только Конституции и законам.
2. Суд осуществляет правосудие.
- Судебный процесс проходит как состязание обвинения и защиты.
- Судья, взвешивая доводы сторон, объективно изучая все материалы дела, должен на основе закона принять единственно верное решение о виновности или невиновности обвиняемого либо рассудить, на чьей стороне истина в имущественном споре.
2. Суд осуществляет правосудие.
- Никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости.
- Суд внимательно изучает все материалы дела и самостоятельно принимает решение на основании существующих законов.
Жил на свете человек
Владимир Данилович Спасович (1829—1906) — известный юрист. Его речи в суде всегда отличались интересом к судьбе подзащитного. Однажды Спасовичу пришлось в судебном заседании защищать солдата.
Прочитать с. 59 – 60.
Какой подход к рассмотрению дел в суде отстаивал Спасович?
Подумай, какие качества необходимы адвокату.
Как они проявились в конкретном случае?
3. Полиция.
- С 1 марта 2011 г. в России вступил в силу закон «О полиции».
- Полиция появилась в нашей стране при Петре I. В то время она не только следила за порядком, но и выполняла хозяйственные функции, занималась благоустройством: мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п.
- В XIX в. полиция стала системой государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
3. Полиция.
- В 1917 г. вместо полиции была создана милиция (от лат. militia — войско). Такое название подчёркивало близость новой организации к интересам народа,
- к тому же она не ассоциировалась с полицией и жандармерией — символами свергнутого царского режима.
- Но фактически милиция выполняла те же функции, что и полиция.
3. Полиция.
- В Российской Федерации полиция входит в систему государственных органов внутренних дел.
- Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства,
- для противодействия преступности,
- для охраны общественного порядка,
- собственности
- и для обеспечения общественной безопасности.
3. Полиция.
- Руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно
- или через министра внутренних дел,
- руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел и руководителей подразделений полиции.
Министр внутренних дел по Республике Марий Эл Виктор Косарев
Министр внутренних дел РФ
Владимир Колокольцев
3. Полиция.
- Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью.
- Они занимаются предупреждением и пресечением различных правонарушений,
- выявлением и раскрытием преступлений,
- производством дознания по уголовным делам.
- Полицейские обеспечивают правопорядок в общественных местах
- и безопасность дорожного движения.
Картинная галерея
- Как ты думаешь, почему древние греки изображали богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами и с весами в руках?
- Статуя богини правосудия Фемиды
3. Полиция.
- Рассмотрим основные принципы деятельности полиции:
- — соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина,
- — законность,
- — беспристрастность,
- — открытость и публичность,
- — общественное доверие и поддержка граждан.
3. Полиция.
- В обществе много говорят об ошибках и злоупотреблениях в действиях сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, случается и такое.
- Но абсолютное их большинство честно выполняют свой долг.
- В заключение рассмотрим ситуацию: сотрудник полиции задерживает на улице подростка. Прочитать с. 63.
Закрепление знаний
- Выполнить в рабочих тетрадях задания 1, 3 – 6 c. 26 – 30;
- Задания 1 – 4 рубрики «В классе и дома» с. 63 учебника;
- Прочитать текст «Учимся защищать свои права» с. 64;
- Работа с интерактивным тестом «Кто стоит на страже закона» (практикум).
Домашнее задание
- Прочитать § 7, ответить на вопросы 1 – 5 с. 63;
- Выполнить задания 5, 6 с. 63 – 64 рубрики «В классе и дома»;
- Выполнить в рабочей тетради упражнения 2, 7 с. 26, 30.
Спасибо за внимание !