Классный час на тему «Герой. Кто он?»
Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Оборудование и материалы:
презентация (компьютер, проектор, экран); статьи из словаря С.И. Ожегова; аккордеон.
План мероприятия
1. Организационный момент;
2. Подготовка к восприятию темы: слово учителя;
3. Восприятие темы:
- работа с понятием;
- составление портрета героя;
- герои всех времен (развитие понятия «герой»)
• богатыри земли русской;
• героизм во время Великой Отечественной войны;
• героизм в наши дни;
4. Итоги мероприятия
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре.
2. Подготовка к восприятию темы:
Учитель. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
3.Восприятие темы
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова. (слайд №2)
Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре (слайд №3)
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Учитель: А теперь составим портрет героя (слайд №4)
Портрет героя
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера;
Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Работа в парах. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой. (Обмен мнениями, основные качества появляются на экране).
Герои всех времен.
Учитель: Во все времена были свои герои. В древней Руси это богатыри: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, которые защищали русскую землю от врагов. Вспомним Александра Невского, Дмитрия Донского отстоявших нашу землю в лихие года. Каких вы можете назвать героев? ( Кутузов, Суворов, Жуков, Гагарин, Терешкова, Губайдуллин, Матросов, Гареев) .
Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.
Но только ли на войне есть место подвигу?
И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя. Какие героические поступки могут совершить люди в современном мире? (Ответы детей) Я предлагаю вам познакомиться с одной из героических профессий – профессией СПАСАТЕЛЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Учитель. Как вы уже знаете у нас в Уфе 22 января произошел пожар в т\ц «Европа». Погибли 2 человека. 17 летняя девушка и 34 летний рабочий. Пожар произошел в рабочее время, когда в здании находилось много людей. Хотя пожар занял более 1000 квадратных метров, эвакуация прошла успешно. Благодаря слаженной работе спасателей, людей быстро эвакуировали из здания. То есть этих людей мы можем назвать героями нашего времени.
4. Итоги мероприятия
Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? ( Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.) (слайд №15)
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Поэтому желаю вам идти дорогою добра! Давайте, все вместе исполним песню, которая так и называется «Дорогою добра» (Поют песню).
Свеча откровения.
Прежде чем расстаться, прошу вас встать в круг. Я очень рада нашему общению. Мне было приятно с вами общаться. Я прошу, чтобы каждый рассказал о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. Пригодиться ли вам то, о чем мы размышляли? Я передаю вам свечу откровения, назовите то чувство, которое вы сейчас испытываете. (Зажигаем свечу. Дети высказываются, передают свечу по кругу).