СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто виноват в смерти Самсона Вырина? (по произведению А.С.Пушкину "Станционный смотритель")Литература 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть трагизм и драматизм судьбы Самсона Вырина. В уроке используется  мозговой штурм, защита проектов.

Просмотр содержимого документа
«Кто виноват в смерти Самсона Вырина? (по произведению А.С.Пушкину "Станционный смотритель")Литература 7 класс»

Тема урока. Кто виноват в смерти Самсона Вырина?

(по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)


Цель урока: раскрыть трагизм и драматизм судьбы С.Вырина, «маленького человека» в большом государстве;

развивать умение анализировать художественный текст, совершенствовать навыки групповой исследовательской работы, создания мини-проекта, развивать умение строить связное высказывание с опорой на художественный текст;

воспитывать неравнодушное отношение к людям, чувство ответственности за свои поступки, воспитывать любовь и уважение к родителям.



На столе треуголка смотрителя,

Только нет самого старика…

Ход урока


I . Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.


1. Прочитана повесть «Станционный смотритель», перевернута последняя страничка…

- Какое впечатление произвела на вас повесть А.С.Пушкина?

- Какие чувства вы испытываете? (Грусть, жалость, боль, сострадание, возмущение… потому что…)


2. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Какое настроение он навевает?

Грустное… Наш урок тоже будет пронизан тихой грустью… Ведь мы столкнулись с человеческой жизнью, в которую вторглись и безжалостно растоптали…


III. Мотивация учебной деятельности.


1.. О чьей жизни идет речь?

- Драматична ли судьба Самсона Вырина? Почему?

- Что мы знаем о нем?

(станционный смотритель, робкий, добрый, доверчивый, ранимый, любящий, беззащитный)


2. Впервые мы встречаемся с ним на страницах повести, видим его глазами рассказчика. - - Какой он? (Текст + иллюстрация))

Последняя встреча, третья, на которую надеялся рассказчик, не состоялась.

- Почему?

Старик умер!

За четыре года из бодрого и крепкого человека смотритель превратился в дряхлого старика и умер.

- Что стало причиной его смерти?

На какой вопрос вы бы хотели найти ответ?

--- Кто виноват в смерти Самсона Вырина?


IV. Тема и цель урока.

Сегодня на уроке вам предстоит дать ответ на вопрос : «Кто же виноват в смерти Самсона Вырина?» Это тема нашего урока.

Решая проблемный вопрос, вы будете учиться работать с текстом, выступите в роли исследователей, покажите свое умение работать в группах и выступать перед одноклассниками.


V. Работа над темой урока.


1. Мозговой штурм. Кто же, по-вашему, виноват в смерти Самсона Вырина? (Сост. опорной схемы – Дуня, Минский, Самсон Вырин и … государство)

Итак, вы правильно определили виновников смерти героя, но об одном, не менее важном, забыли.

- Какая эпоха описана в повести?

- Как Пушкин говорит о сложившихся в то время служебных отношениях, ведь наш герой служил станционным смотрителем? (Чин чина почитай)

- Сыграло ли это свою роль в том, что трагической оказалась судьба смотрителя?

Значит, в его смерти виновато и государство.


2. Итак, четыре идеи – четыре группы, каждая из которых постарается доказать виновность своего героя в смерти Самсона Вырина.


3. Работа в группах. Ваша задача кратко, лаконично записать на листке тезисы и подготовиться к выступлению перед одноклассниками.


4. Защита проектов. Запись опорных положений выступлений в тетрадь. По окончанию выступления ребята из других групп могут дополнять , исправлять, задавать вопросы.

Минский Дуня

- Увез Дуню -Уехала с Минским

- жил с ней без благословления -оставила отца одного

отца

-не интересовался судьбой ее близких -не писала, не давала о себе знать

-пытался откупиться, заплатить за

свой покой - не получила отцовского благословления

- презирал Вырина, унизил, выгнал,

растоптал его человеческое достоинство - думала только о своем благополучии


Самсон Вырин Государство

- Очень любил дочь - деление всех служащих на 14 классов

- волновался, беспокоился о ее - узаконенное презрительное отношение к

судьбе «маленькому человеку»

- не верил в благородство - чин чина почитай

Минского - уважение только к богатому

- хотел спасти дочь от позора - ум и человеческое достоинство

и смерти на улице обесценены

- унижался, просил

- не мог протестовать

- мучился

- совсем один


VI. Подведение итогов урока.

  1. Над какой темой мы работали на уроке? Раскрыли мы ее?

  2. Реализовали ли цели, поставленные в начале урока?

  3. Каждая группа еще раз выступит и подведет итог работы на уроке.

Итак, работая над темой урока, мы пришли к выводу, что в смерти Самсона Вырина виновато и государство, и гусар Минский, и дочь Дуня, и сам герой.

  1. Оценивание результатов работы на уроке.


VII. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к контрольному сочинению «Кто виноват в смерти Самсона Вырина», собрать и систематизировать материал.

  2. Подготовить устное монологическое высказывание «Могла ли жизнь Самсона Вырина сложиться по-другому?


VIII. Рефлексия.

- Что дал вам сегодняшний урок?

- Над чем заставил задуматься?

- Какое открытие вы сделали для себя? ( Это может быть открытие, связанное с текстом, с творчеством А.С. Пушкина… или может вы что-то открыли в себе?)










Составление синквейна.


Дуня

Красивая, умная

Бросает, уезжает, забывает

Не написала отцу ни строчки

Эгоистка.



Минский

Богатый, хитрый

Обманывает, увозит, выгоняет

Не считается с чувствами Самсона Вырина

Гусар.



Самсон Вырин

Доверчивый, ранимый

Служит, терпит, любит

Единственная радость – дочь Дуня

«маленький» человек.




































-





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!