Тема урока. Кто виноват в смерти Самсона Вырина?
(по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Цель урока: раскрыть трагизм и драматизм судьбы С.Вырина, «маленького человека» в большом государстве;
развивать умение анализировать художественный текст, совершенствовать навыки групповой исследовательской работы, создания мини-проекта, развивать умение строить связное высказывание с опорой на художественный текст;
воспитывать неравнодушное отношение к людям, чувство ответственности за свои поступки, воспитывать любовь и уважение к родителям.
На столе треуголка смотрителя,
Только нет самого старика…
Ход урока
I . Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Прочитана повесть «Станционный смотритель», перевернута последняя страничка…
- Какое впечатление произвела на вас повесть А.С.Пушкина?
- Какие чувства вы испытываете? (Грусть, жалость, боль, сострадание, возмущение… потому что…)
2. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Какое настроение он навевает?
Грустное… Наш урок тоже будет пронизан тихой грустью… Ведь мы столкнулись с человеческой жизнью, в которую вторглись и безжалостно растоптали…
III. Мотивация учебной деятельности.
1.. О чьей жизни идет речь?
- Драматична ли судьба Самсона Вырина? Почему?
- Что мы знаем о нем?
(станционный смотритель, робкий, добрый, доверчивый, ранимый, любящий, беззащитный)
2. Впервые мы встречаемся с ним на страницах повести, видим его глазами рассказчика. - - Какой он? (Текст + иллюстрация))
Последняя встреча, третья, на которую надеялся рассказчик, не состоялась.
- Почему?
Старик умер!
За четыре года из бодрого и крепкого человека смотритель превратился в дряхлого старика и умер.
- Что стало причиной его смерти?
На какой вопрос вы бы хотели найти ответ?
--- Кто виноват в смерти Самсона Вырина?
IV. Тема и цель урока.
Сегодня на уроке вам предстоит дать ответ на вопрос : «Кто же виноват в смерти Самсона Вырина?» Это тема нашего урока.
Решая проблемный вопрос, вы будете учиться работать с текстом, выступите в роли исследователей, покажите свое умение работать в группах и выступать перед одноклассниками.
V. Работа над темой урока.
1. Мозговой штурм. Кто же, по-вашему, виноват в смерти Самсона Вырина? (Сост. опорной схемы – Дуня, Минский, Самсон Вырин и … государство)
Итак, вы правильно определили виновников смерти героя, но об одном, не менее важном, забыли.
- Какая эпоха описана в повести?
- Как Пушкин говорит о сложившихся в то время служебных отношениях, ведь наш герой служил станционным смотрителем? (Чин чина почитай)
- Сыграло ли это свою роль в том, что трагической оказалась судьба смотрителя?
Значит, в его смерти виновато и государство.
2. Итак, четыре идеи – четыре группы, каждая из которых постарается доказать виновность своего героя в смерти Самсона Вырина.
3. Работа в группах. Ваша задача кратко, лаконично записать на листке тезисы и подготовиться к выступлению перед одноклассниками.
4. Защита проектов. Запись опорных положений выступлений в тетрадь. По окончанию выступления ребята из других групп могут дополнять , исправлять, задавать вопросы.
Минский Дуня
- Увез Дуню -Уехала с Минским
- жил с ней без благословления -оставила отца одного
отца
-не интересовался судьбой ее близких -не писала, не давала о себе знать
-пытался откупиться, заплатить за
свой покой - не получила отцовского благословления
- презирал Вырина, унизил, выгнал,
растоптал его человеческое достоинство - думала только о своем благополучии
Самсон Вырин Государство
- Очень любил дочь - деление всех служащих на 14 классов
- волновался, беспокоился о ее - узаконенное презрительное отношение к
судьбе «маленькому человеку»
- не верил в благородство - чин чина почитай
Минского - уважение только к богатому
- хотел спасти дочь от позора - ум и человеческое достоинство
и смерти на улице обесценены
- унижался, просил
- не мог протестовать
- мучился
- совсем один
VI. Подведение итогов урока.
Над какой темой мы работали на уроке? Раскрыли мы ее?
Реализовали ли цели, поставленные в начале урока?
Каждая группа еще раз выступит и подведет итог работы на уроке.
Итак, работая над темой урока, мы пришли к выводу, что в смерти Самсона Вырина виновато и государство, и гусар Минский, и дочь Дуня, и сам герой.
Оценивание результатов работы на уроке.
VII. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному сочинению «Кто виноват в смерти Самсона Вырина», собрать и систематизировать материал.
Подготовить устное монологическое высказывание «Могла ли жизнь Самсона Вырина сложиться по-другому?
VIII. Рефлексия.
- Что дал вам сегодняшний урок?
- Над чем заставил задуматься?
- Какое открытие вы сделали для себя? ( Это может быть открытие, связанное с текстом, с творчеством А.С. Пушкина… или может вы что-то открыли в себе?)
Составление синквейна.
Дуня
Красивая, умная
Бросает, уезжает, забывает
Не написала отцу ни строчки
Эгоистка.
Минский
Богатый, хитрый
Обманывает, увозит, выгоняет
Не считается с чувствами Самсона Вырина
Гусар.
Самсон Вырин
Доверчивый, ранимый
Служит, терпит, любит
Единственная радость – дочь Дуня
«маленький» человек.
-