№п/п | Дата | Тема | Примечание |
Биология—наука о живой природе(3 ч) |
1 | сентябрь | Понятие о жизни. | Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др. Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека. Обсуждение признаков живого. Сравнение объектов живой и неживой природы. Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете. Обоснование правил поведения в природе. | |
2. | | Биология—система наук о живой природе. | |
3. | | Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. | |
Методы изученияживойприроды (3ч) |
4. | | Научные методы изучения живой природы. Лабораторная работа №1 «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.» | Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание. Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами. Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на приме растений (гелиотропиз, мигеотропизм) и одноклеточных животных(фототаксис и хемотаксис)и др. с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов. Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов. | |
5. | октябрь | Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Практическая работа №1 «Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними». Лабораторная работа №2 «Ознакомление с растительными и животными клетками». | |
6. | | Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. | |
Организмы—тела живой природы (11 ч) |
7. | | Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. | Определение по внешнему виду(изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов. | |
8. | | Клетка и её открытие. | |
9. | | Строение клетки. Практическая работа №2 «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом(на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата). | |
10. | ноябрь | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | |
11. | | Клетки, ткани, органы, системы органов. | Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов. Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов. Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение. Обоснование роли раздражимости клеток. Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития. Анализ причин разнообразия организмов. Классифицирование организмов. Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность, изменчивость. Исследование и сравнение расти-тельных, животных клеток и тканей. | |
12. | | Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. | |
13. | декабрь | Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. | |
14. | | Разнообразие организмов и их классификация Лабораторная работа №3 «Ознакомление с принципами систематики организмов». | |
15. | | Бактерии и вирусы как формы жизни. | |
16. | | Значение бактерий и вирусов в природе и для человека. | |
17. | | Обобщающий урок по теме: «Организмы – тела живой природы». | |
| Организмы и среда обитания(6ч) |
18. | январь | Понятие о среде обитания. Водная. | Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды. Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воз-душной, почвенной, организменной. Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним. Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когтиухищныхптицидр. Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по таблицам, схемам, описаниям. | |
19. | | Наземно-воздушная среда обитания. | |
20. | | Почвенная среда обитания. | |
21. | февраль | Внутренняя среда организмов. | |
22. | | Особенности сред обитания организмов.Приспособленияорганизмовксреде обитания. Лабораторная работа №4 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (наконкретныхпримерах). | |
23. | | Растительный и животный мир родного края. Экскурсия. | | |
Природные сообщества (7ч) |
24. | март | Понятие о природном сообществе.Взаимосвязи организмов в природных сообществах. | Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро ит.д.). Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков. | |
25. | | Пищевые связи в сообществах. Лабораторная работа №5«Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума). | |
26. | | Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. | |
27. | апрель | Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. | |
28. | | Причины неустойчивости искусственных сообществ. | |
29. | | Природные зоны Земли, их обитатели. | |
30. | | Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга). Видео экскурсия. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ. | | |
Живая природа и человек (4ч) |
31. | май | Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Глобальные экологические проблемы. | Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу. Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора). Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды. Обоснование правил поведения человека в природе. | |
32. | | Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). | |
33. | | Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности. | |
34. | | Практическая работа №3 «Проведение акции по уборке на пришкольной территории». | | |