№ п/п | Наименование учебных тем, уроков, количество часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Характеристика УУД | Дата проведения |
личностные | предметные | метапредметные | личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные |
1. | Введение (1ч) Зачем нам география и как мы будем ее изучать | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности | Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в изучении курса географии. Умение участвовать в коллективном обсуждении и формулировании познавательной цели курса | Мотивированность к изучению предмета-География | Постановка учебной задачи, соотношение известного ранее о предмете и неизвестного | Умение участвовать в коллективном обсуждении и формулировании познавательной цели курса | Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества | |
2. | На какой Земле мы живем (4ч) Как люди открывали Землю | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумб, Ф. Магеллан | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника | Знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на карте. Уметь показывать на карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф.Магеллана | Поиск и выделение информации в учебнике о развитии географических знаний. Умение структурировать информацию при составлении таблицы « Как люди открывали Землю». Составление плана действий при составлении таблицы «Как люди открывали Землю» | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Развитие навыков самостоятельной работы | Составление таблицы, сличение с эталоном, контроль результата | Умение строить взаимодействия с одноклассниками при отборе информации в таблицу | Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки | |
3. | Как люди открывали Землю. Практическая работа № 1 | Открытие и исследование материков. Русские землепроходцы исследователи Сибири и Дальнего Востока. Покорение Северного полюса | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника | Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты | Планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание | Оценивают свою учебную деятельность. Применяют правила делового сотрудничества | Составление таблицы, сличение с эталоном, контроль результата | Принятие решения при составлении и заполнении таблица | Поиск информации по накоплению географических знаний | |
4. | География сегодня | Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки | Формирование представлений о географических знаниях для решения практических задач человечества | Умение строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа. Умение слушать, вступать в диалог. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы | Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Понимают личностный смысл учения | Прогнозирование результата усвоения учебного материала | Умение слушать, вступать в диалог при обсуждении географических источников информации | Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Оценивают роль космических исследований, геоинформационных систем для развития географии | |
5. | Контрольная работа «Развитие географических знаний о Земле» | | Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий теста | Формирование умений и навыков, использование географических знаний для объяснения различных процессов и явлений | Извлечение информации из географических источников при работе с вопросами теста | Развитие навыков самостоятельной работы | Оценка качества усвоения материала по теме | Принятие решения при выборе и формулировании ответов при работе с тестом | | |
6. | Планета Земля (4ч) Мы во Вселенной | Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности | Формирование первичных навыков использования основ географического подхода для осознания Земли как планеты Солнечной системы. Называть и показывать на карте материки и океаны | Классификация объектов солнечной системы, анализ внетекстового компонента с целью выделения признаков материков и частей света. Умение интегрироваться в группу | Выражают положительное отношение к процессу познания. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Составления плана действий при анализе внетекстого компонента | Умения интегрироваться в группу при анализе внетекстового компонента | Приводят доказательства тому, что Земля одна из планет Солнечной системы. Развивают представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике | |
7. | Движение Земли | Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планете Солнечной системы | Объяснение географических следствий вращения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. | Смысловое чтение. Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Соотношение известного и неизвестного о формах и размерах Земли | Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации | Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли | |
8. | Солнечный свет на Земле | Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещённости | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию через соотношение известного и неизвестного о вращении планеты Земля | Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий | Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы | Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем | Умеют организовать учебное взаимодействие в группе | Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах и в своей местности | |
9. | Повторение и закрепление по теме «Земля - планета Солнечной системы». Практическая работа № 2 | Развитие географических знаний, Земля – планета Солнечной системы | Объясняют сами себе свои достижения | Отвечают на вопросы в учебнике Воспроизводят пройденный материал | Построение логической цепи рассуждений при работе с текстом теста. Принятие решения при выборе и формулировании ответов при работе с тестом | Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий | Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации | Принятие решения при выборе и формулировании ответов при работе с заданиями | Передают содержание в сжатом или развернутом виде | |
10. | План и карта (11ч) Ориентирование на местности | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут | Развитие навыков самостоятельной работы при работе с географическими источниками информации | Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту | Применение знаково-символических действий при определении направлений и измерений азимута. Умение интегрироваться в группу при определении способов ориентирования на местности | Применяют правила делового сотрудничества | Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства | Умение интегрироваться в группу при определении способов ориентирования на местности | Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам» | |
11. | План местности | План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. Условные знаки на плане и карте | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | Овладение основами картографической грамотности | Планировать учебную деятельность, давать определения понятиям, уметь объяснять содержание совершаемых действий | Проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства | Умение интегрироваться в группу при составлении плана местности | Сравнивают и находят сходство и отличие в условных знаках плана и карты | |
12. | Земная поверхность на плане и карте | Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | Приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах. Знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом | Контроль процесса в ходе решения задач с применением масштаба. Принятие решения при выполнении расчетных задач с масштабом | Проявляют устойчивый и широкий интерес к изучению предмета | Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства | Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | Определяют с помощью масштаба расстояния на плане и карте | |
13. | Урок – практикум. Земная поверхность на плане и карте. Практическая работа № 3 | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали | Оценивают свою учебную деятельность; объясняют самому себе отдельные ближайшие цели саморазвития | Знать определение «горизонталь», «абсолютная высота», «относительная высота». Уметь определять формы рельефа на плане и карте, уметь устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов | Контроль процесса в ходе решения задач с применением топографической карты | Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации | Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно | Умеют принимать точку зрения другого | Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане. Определяют формы рельефа на планах местности | |
14. | Составление простейшего плана местности. Практическая работа № 4 | Топографическая карта. Способы съёмки местности | Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий практической работы | Знать условные знаки плана местности, различия между полярной маршрутной съёмкой местности. Строить простейшие планы местности, ориентироваться по плану местности | Контроль результата решения задач с применением масштаба и топографической карты. Волевая саморегуляция при решении задач практической работы | Оценивают свою учебную деятельность; дают оценку и самооценку результатам учебной деятельности | Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства | Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | Составляют и читают простейший план местности. Умеют проводить маршрутную и полярную съёмку местности | |
15. | Географическая карта | Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека | Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации | Называть различные виды изображения земной поверхности. Уметь называть виды и свойства карт. Приводить примеры объектов, легко распознаваемых на картах. Различать карты по масштабу, охвату территории, содержанию | Применение знаково-символических действий при составлении кластера «Географическая карта». Участие в коллективном обсуждении при составлении кластера «Географическая карта» | Применяют правила делового сотрудничества; выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения | Составление последовательности действий при составлении кластера | Участие в коллективном обсуждении при составлении кластера «Географическая карта» | Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию | |
16. | Градусная сетка | Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах | Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации | Знать определение понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка», уметь называть и показывать их. Определять стороны горизонта по карте | Смысловое чтение, определение основной информации о географической сетке. Определение последовательности промежуточного результата в поиске географического | Применяют правила делового сотрудничества; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; понимают личностный смысл учения | Определение последовательности промежуточного результата в поиске географического адреса | Выявление и идентификация проблемы ” как найти географический адрес” | Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки | |
17. | Географические координаты | Географическая широта. Определение географической широты | Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации | Знать определение понятий «географические координаты», «географическая широта». Уметь определять на карте географическую широту объектов | Построение логической цепи рассуждений, составление последовательности действий при определении географической широты | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Построение взаимодействия при определении географической широты | Составление последовательности действий при определении географической широты | Определяют географическую широту на карте | |
18. | Географические координаты. Практическая работа № 5 | Географическая долгота. Определение географической долготы и географических координат | Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации | Знать определение понятия «географическая долгота». Уметь определять на карте географическую долготу объекта, географические координаты объекта | Построение логической цепи рассуждений, составление последовательности действий при определении географической долготы | Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения | Построение взаимодействия при определении географической долготы | Составление последовательности действий при определении географической долготы | Определяют географическую долготу на карте. Определяют географические координаты объектов на карте | |
19. | Урок – практикум. Решение практических задач по плану и карте | Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам. | Развитие навыков самостоятельной работы при решении практических задач по плану и карте | Уметь читать различные виды карт, планы местности. Понимать значение картографических методов исследования | Выбор эффективных способов решения при определении географических координат. Принятие решения при выполнении практических задач по плану и карте | Применяют правила делового сотрудничества; дают оценку своей учебной деятельности | Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства | Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции | Определяют направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам | |
20. | Итоговое повторение темы «План и карта». Практическая работа № 6 | Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания по данной теме | Оценивают свою учебную деятельность | Знать содержание всей темы | Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций | Формировать потребность в самовыражении и самореализации | Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации | Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции | Закрепляют изученный материал | |
21. | Человек на Земле (4ч) Как люди заселяли Землю | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества | Формирование мировоззрения, соответствующего современному развитию общественной практики, социальному, культурному, языковому, духовному многообразию стран мира | Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека. Раскрывать значимость приспособления людей к жизни в различных условиях | Умения слушать, вступать в диалог о приспособлении людей к условиям жизни. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. Применяют правила делового сотрудничества | В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки | Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы | Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни | |
22. | Расы и народы | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц | Положительно принимать свою этническую идентичность. Уважать другие народы России и мира | Знать определения понятий «раса», «плотность населения». Называть расовый состав населения планеты. Приводить примеры представителей различных рас. Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас | Извлечение информации из таблицы, извлечение информации из текста. Идентификация проблемы о происхождении человека | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Оценивают свою учебную деятельность | Определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения | Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивают свою точку зрения | Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания, представителей различных рас. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделяют самые крупные по площади государства на Земле | |
23. | Народы и религии мира | Народ как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география | Воспитание толерантности как нормы доброжелательного отношения к истории, религии, языку народов мира | Анализируют карты с целью выявления географии распространения мировых религий | Рефлексия собственных способов действий и партнера. Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения | Определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения | Умеют уважительно относиться к позиции других, договариваться | Приводят примеры крупных и малочисленных народов мира и районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям | |
24. | Многообразие стран мира. Практическая работа № 7 | Сравнение стран мира по политической карте | Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий практической работы | Называть и показывать на карте наиболее крупные и известные государства мира. Уметь сравнивать страны мира по величине территории, положению | Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций | Оценивают свою учебную деятельность; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; понимают личностный смысл учения | Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства | Принятие решения при выполнении задач практической работы | Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию | |
25. | Литосфера – твердая оболочка Земли (9 ч) Земная кора – верхняя часть литосферы | Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора. Литосфера | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника | Уметь называть внешние и внутренние силы Земли, раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа планеты. Знать особенности внутреннего строения земной коры и Земли. Раскрывать основные положения гипотезы движения литосферных плит. Называть отличия океанической земной коры и континентальной, современные литосферные плиты | Участвовать в коллективном обсуждении особенности строения земной коры. Умение выражать свои мысли о внутреннем строении Земли | Применяют правила делового сотрудничества | Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно | Участвовать в коллективном обсуждении особенности строения земной коры | Описывают модель строения Земли. Выявляют особенности внутренних оболочек Земли, сравнивают их между собой | |
26. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 8 | Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые | Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе) | Знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое». Называть основные виды горных пород по происхождению, приводить примеры горных пород разного происхождения. Уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения | Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Проводить наблюдение под руководством учителя | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося | Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства | Умеют уважительно относиться к позиции других, договариваться | Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. Овладевают простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализируют схему преобразования горных пород | |
27. | Движения земной коры | Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения | Формирование безопасного образа жизни и правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей, формирование толерантности | Знать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения». Называть виды движений земной коры. Описывать процесс возникновения землетрясения. Раскрывать закономерности географического распространения землетрясений, условия жизни людей в сейсмических районах | Умение строить речевое устное высказывание при работе со схемой и картой. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Применяют правила делового сотрудничества | Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации | Умеют уважительно относиться к позиции других, договариваться | Выявляют закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма | |
28. | Движения земной коры | Вулканизм. Классификация вулканов. Обеспечение безопасности населения | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья | Знать определения понятий «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер». Приводить примеры действующих и потухших вулканов. Называть и показывать на карте вулканы. Уметь обозначать на контурной карте вулканы | Умение участвовать в коллективном обсуждении при определении основной информации. Составление плана обсуждения темы | Дают адекватную оценку своей учебной деятельности | Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации | Умение участвовать в коллективном обсуждении при определении основной информации | Выявляют закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма | |
29. | Рельеф Земли. Равнины | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, необходимого бережного отношения к окружающей среде | Знать определения понятий «рельеф», «равнина». Уметь объяснять причины неоднородности поверхности Земли. Называть и показывать на карте крупнейшие равнины мира. Описывать различия равнин по высоте и внешнему облику. Раскрывать роль равнин в жизни человека. Уметь обозначать равнины на контурной карте, описывать географическое положение равнин | Классификация объектов на примере форм рельефа. Принятие решения при составлении классификации. Составление последовательности действий при работе с картами атласа | Выражают положительное отношение к процессу. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно | Принятие решения при составлении классификации рельефа | Распознавать на физических картах разные формы рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира | |
30. | Рельеф Земли. Горы | Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления. Описание гор по карте | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, необходимого бережного отношения к окружающей среде | Знать определение понятий «горы», «горная страна», «горный хребет», «межгорная долина», «гребень», «горный перевал». Называть и показывать на карте крупнейшие горные системы планеты и их вершины. Описывать различия гор по высоте, возрасту и размерам. Раскрывать роль гор в жизни человека. Уметь обозначать горы на контурной карте, описывать географическое положение гор | Классификация объектов на примере форм рельефа. Принятие решения при составлении классификации. Составление последовательности действий при работе с картами атласа | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Оценивают свою учебную деятельность | Уметь распознавать на физических картах горы с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану | Принятие решения при составлении классификации рельефа | Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Описывают горы по карте. Описывают рельеф | |
31. | Разнообразие форм рельефа в горах и на равнинах Практическая работа № 9 | Стихийные явления. Причины образования оврагов. Дюны и барханы. | Осознание значимости географических знаний, умение применить их на практике | Называть признаки изучаемых понятий, извлекать информацию из различных источников | Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию | Принятие решения при выполнении задач практической работы | Уметь характеризовать разнообразные формы рельефа | |
32. | Литосфера и человек | Значение литосферы для человека. Влияние человека на литосферу. Значение охраны литосферы | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде | Раскрывать значение литосферы для человека. Описывать нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры опасных природных явлений, связанных с литосферой. Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях | Построение логической цепи при выполнении проекта. Интегрироваться в группу при выполнении проекта. Составление плана действий при выполнении проекта | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры | Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору | Формировать компетентности в общении | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности | |
33. | Повторение и закрепление по теме «Литосфера-твердая оболочка Земли». Практическая работа № 10 | Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания по данной теме | Оценивают свою учебную деятельность | Знать содержание всей темы | Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций | Формировать потребность в самовыражении и самореализации | Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации | Принятие решения при выполнении задач практической работы | Закрепляют изученный материал | |
34. | Итоговое повторение (2ч) Урок – практикум. Проектное задание «Скульптурный портрет планеты» | Создание проекта. Туристический маршрут «Скульптурный проект планеты» | Формирование основ экологической культуры | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию в Интернете и других источниках | Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций | Формировать потребность в самовыражении и самореализации | Уметь разрабатывать туристический маршрут, оформлять проект | Интегрироваться в группу при выполнении проекта | Выполнять проектное задание в сотрудничестве | |
35. | Что мы узнали за курс географии 5 класса | Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания за курс географии 5 класса | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни | Рефлексия собственных способов действий и партнера при повторении материала. Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров. Волевая саморегуляция при оценки действий собственных и партнеров | Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения | Волевая саморегуляция при оценки действий собственных и партнеров | Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров | Закрепляют изученный материал | |