№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
Освоение предметных знаний (базовые знания) | Универсальные учебные действия (УДД) | По плану | По факту |
Введение (4 часа ) |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические термины. | 1 | Иметь понятие о содержании физической науки. Знать термины: физические явления, вещество, тело. Иметь представление об основных методах изучения физики: наблюдениях и опытах, понимать их различие. Знать и понимать понятия: «физическая величина», «единица измерения физ. величины». Уметь проводить простейшие измерения. Понимать, что любые измерения имеют погрешность. Уметь определять цену деления измерительного прибора. Научиться практически проводить измерения длины и объема с помощью линейки и мензурки. Иметь представление об основных этапах развития физики и техники. Иметь представление о научно-техническом прогрессе | Регулятивные: - определяют цель учеб-ной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем Познавательные: - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи; - записывают выводы в виде правил «если… то…»; Коммуникативные: - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; - умеют критично относиться к своему мнению | | |
2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Величины. Измерения физических величин. | 1 | | |
3 | Точность и погрешность измерения. Лабораторная работа №1 "Определение цены деления измерительного прибора" | 1 | | |
4 | Физика и техника. | 1 | | |
Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 часов ) |
1 | Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2 "Измерение размеров малых тел" | 1 | Понимать значение знаний о строении вещества. Знать и уметь приводить доказательства строения веществ из частиц. Иметь представление о размерах молекул. Уметь практически определить при помощи линейки средний диаметр мелких тел, тонкой проволоки. Знать сущность броуновского движения. Понимать характер движения молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Уметь объяснить явление диффузии. Знать связь между скоростью движения молекул и температурой тела. Понимать характер взаимодействия между молекулами. Уметь доказать существование притяжения между молекулами твердых тел и жидкостей, а также существование отталкивания молекул. Уметь объяснить некоторые механические свойства твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярной теории (применить знания о различиях в расположении и во взаимодействии молекул твердых тел, жидкостей и газов). | Регулятивные: - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. - понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные: - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи; - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников; - передают содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; - преобразовывают мо-ели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область. Коммуникативные: - умеют понимать точку зрения другого, слушать - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе; - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций | | |
2 | Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | | |
3 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | | |
4 | Агрегатные состояния. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | | |
5 | Контрольная работа №1 по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" | 1 | | |
Взаимодействие тел ( 18 часов ) |
1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | Понимать суть понятий: механическое движение, относительность движения, равномерное и неравномерное движение траектория, пройденный путь, перемещение, расстояние. Знать определение скорости (словесная формулировка и запись формулы ).Знать единицы измерения расстояния и скорости. Уметь решать задачи на нахождение скорости аналитически и графически. Знать формулы для расчета пути и времени движения при равномерном (S=v∙t, t ) и неравномер-ном (S=v1∙t1 + v2∙t2 + …,t=S1/v1 +S2/v2 + …) движении тел. Уметь применять эти формулы для решения задач. Понимать причины изменения скорости тел. Знать явление инерции. Знать свойство материального тела – инертность и физическую величину «масса тела». Знать единицы массы (в СИ и несистемные). Знать способы измерения массы. Уметь измерять массу на рычажных и электронных весах. Иметь понятие о плотности вещества. Знать определение плотности (словесная формулировка и запись фор-мулыρ=m/V). Знать единицы измерения плотности. Понимать, что причина изменения скорости движения тела – взаимодействие с другими телами, а сила – физическая величина, являющаяся мерой этого взаимодействия. Знать единицы измерения силы. Знать о существовании тяготения между всеми телами Иметь представление о силе тяжести, ее связи с массой тела, об ускорении свободного падения. Знать формулу расчета силы тяжести Fтяж =m∙g. Понимать различие между силой тяжести и весом тела. Невесомость. Знать о явлении деформации и причине возникновения силы упругости. Знать закон Гука (формулировка и формула Fупр=k∙Δl). Знать назначение, устройство и действие динамометра. Знать: вектор, графическое изображение вектора, правила сложения векторов. Знать, что сила - векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Знать физические причины возникновения трения. Трение покоя, скольжения и качения. Знать формулу для расчета силы трения скольжения по горизонтальной поверхности Fтр=k∙mg. Понимать роль трения в технике. Способы изменения трения. | Регулятивные: - определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств ее достижения; - составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера; - работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства; - понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные: - самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников; - передают содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; - преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; - записывают выводы в виде правил «если … , то …». Коммуникативные: - умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении задачи - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций; - умеют высказывать свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы; - организовывают учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом); - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции; | | |
2 | Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения | 1 | | |
3 | Решение задач по теме "Механическое движение" | 1 | | |
4 | Инерция. Взаимодействие тел. | 1 | | |
5 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Лабораторная работа №3 "Измерение массы тела на рычажных весах" | 1 | | |
6 | Плотность вещества. Лабораторная работа №4 "Измерение объема тела" | 1 | | |
7 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Лабораторная работа №5 "Определение плотности твердого тела" | 1 | | |
8 | Решение задач по теме "Масса тела, плотность вещества" | 1 | | |
9 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | | |
10 | Сила упругости. Закон Гука | 1 | | |
11 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | | |
12 | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. | 1 | | |
13 | Динамометр. Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины" | 1 | | |
14 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | | |
15 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | | |
16 | Лабораторная работа №7 "Определение силы трения с помощью динамометра" | 1 | | |
17 | Решение задач по теме "Взаимодействие тел" | 1 | | |
18 | Контрольная работа №2 по теме " Взаимодействие тел" | 1 | | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 21 час) |
1 | Давление. Единицы давления | 1 | Знать определение давления, оказываемого на поверхность, и формулу P=F/S для его расчета. Знать единицы измерения давления. Понимать причины возникновения давления газа. Знать зависимость давления данной массы газа от объема и температуры. Знать закон Паскаля. Знать о наличии давления внутри жидкости и его возрастании с глубиной погружения. Уметь объяснить одинаковость давления жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Знать формулу для расчета давления жидкостиp=ρ∙g∙h. Знать «закон» сообщающихся сосудов. Знать устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла. Знать о существовании атмосферного давления. Уметь приводить примеры явлений, подтверждающих существование атмосферного давления и объяснять их. Знать опыт Торричелли и уметь объяснить его. Понимать и уметь объяснить различие атмосферного давления на разных высотах. Понимать принцип действия жидкостных барометров и их недостатки. Знать принцип действия и устройство барометра-анероида. Знать устройство и действие открытого жидкостного и металлического манометров. Знать принцип действия и устройство поршневого насоса. Уметь рассчитать максимальную высоту подъема жидкости поршневым насосом Знать принцип действия и формулу гидравлического пресса = и уметь рассчитывать выигрыш в силе. Понимать причины возникновения выталкивающей силы. Знать закон Архимеда (формулировка и формула FA=g∙ρж∙Vт). Знать условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает | Регулятивные: - определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств ее достижения; - составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера; - работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства; - понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные: - самостоятельно предполагают, какая информация нужна для реше-ния учебной задачи; - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников; - передают содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Коммуникативные: - умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении задачи - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций; - умеют высказывать свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы; - организовывают ученое взаимодействие в группе; - умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом ситуаций | | |
2 | Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 | | |
3 | Решение задач по теме «Давление твердых тел» | | | |
4 | Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | | |
5 | Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | 1 | | |
6 | Сообщающиеся сосуды | 1 | | |
7 | Решение задач «Гидростатическое давление» | 1 | | |
8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 | | |
9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | 1 | | |
10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | | |
11 | Манометры. | 1 | | |
12 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | 1 | | |
13 | Решение задач | 1 | | |
14 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | | |
15 | Архимедова сила | 1 | | |
16 | Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | 1 | | |
17 | Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | | |
18 | Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости" | 1 | | |
19 | Решение задач по теме "Сила Архимеда. Плавание тел" | 1 | | |
20 | Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов". | 1 | | |
21 | Контрольная работа № 3 по теме Давление твердых тел, жидкостей и газов". | 1 | | |
Работа и мощность. Энергия. (12 часов) |
1 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | Знать физическую величину «механическая работа» (определение и формулу A=F·S) Знать единицы измерения работы. Знать физическую величину «мощность» (определение и формулы N и N=F·V)/ Знать единицы измерения мощности (системные и несистемные) и уметь выражать значение мощности в них. Знать классификацию простых механизмов, понятие плечо силы. Знать условие равновесия рычага = . Знать определение момента силы и формулуM=F·L. Знать правило моментовƩМпо=ƩМпротив . Знать, какой выигрыш и в чем дают блоки. Знать и понимать «золотое правило» механики .Иметь представление о полиспасте Знать понятия центр тяжести, устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие, определение КПД и формулу . Знать КПД наклонной плоскости. Знать и понимать понятие энергия. Знать формулы видов энергии: кинетической ; потенциальной Еп = m·g·h; . Иметь представление о превращении механической энергии из одного вида в другой. Знать в общем виде закон сохранения энергии | Регулятивные: - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем Познавательные: - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи; - записывают выводы в виде правил «если… то…»; Коммуникативные: - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; - умеют критично относиться к своему мнению | | |
2 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | | |
3 | Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность.» | | | |
4 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | | |
5 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | 1 | | |
6 | Лабораторная работа №10 "Выяснение условия равновесия рычага" | 1 | | |
7 | Применение правил равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики | 1 | | |
8 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. КПД механизма | 1 | | |
9 | Лабораторная работа № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости | 1 | | |
10 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой, | 1 | | |
11 | Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия. КПД." | 1 | | |
12 | Контрольная работа №4 "Работа и мощность. Энергия" | 1 | | |
Повторение (4 часа) |
1 | Повторение. Защита проектов | 1 | Сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; Уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу. | Регулятивные: научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе; Познавательные: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; отбирать и анализировать информацию с помощью Интернета; Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь; уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию; | | |
2 | Повторение. Защита проектов | 1 | | |
3 | Итоговая годовая работа | 1 | | |
4 | Анализ итоговой работы | | | | | |
Резерв (4 часа) |
1 | Резервный урок | 1 | | | | |
2 | Резервный урок | 1 | | |
3 | Резервный урок | 1 | | |
4 | Резервный урок | 1 | | |