№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Приме чания |
Ведение (1ч) |
1 | | Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | |
Устное народное творчество (9ч) | |
2 | | Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». | 1 | |
3 | | Былина. «Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа | 1 | |
4 | | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца | 1 | |
5 | | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка | 1 | |
6 | | Контрольная работа Тест по теме «Былины». | 1 | |
7 | | Р/Р Сочинение по теме « Художественные особенности русских былин» | 1 | |
8 | | ПРОЕКТ «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | 1 | |
9 | | Карело-финский эпос «Калевала» | 1 | |
10 | | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов | 1 | |
Древнерусская литература (6ч) | |
11 | | Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг» | 1 | |
12 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | |
13 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси | 1 | |
14 | | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | 1 | |
15 | | Р/Р Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» | 1 | |
16 | | Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» | 1 | |
Произведения русских писателей 18 века (3ч) | |
17 | | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого» | 1 | |
18 | | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | 1 | |
19 | | Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание» | 1 | |
Произведения Русских писателей 19 века (53ч) | |
20 | | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории | 1 | |
21 | | «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы | 1 | |
22 | | Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика | 1 | |
23 | | Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12» | 1 | |
24 | | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине | 1 | |
25 | | Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина | 1 | |
26 | | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник | 1 | |
27 | | Смысл сопоставления Олега и волхва | 1 | |
28 | | Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра | 1 | |
29 | | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре | 1 | |
30 | | А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель» | 1 | |
31 | | Образы Самсона Вырина и Дуни | 1 | |
32 | | Р/Р Сочинение по повести «Станционный смотритель» | 1 | |
33 | | М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | 1 | |
34 | | М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | 1 | |
35 | | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке | 1 | |
36 | | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора | 1 | |
37 | | Особенности сюжета и художественной формы поэмы | 1 | |
38 | | Р/Р Сочинение по поэме «Песня про купца Калашникова…» | 1 | |
39 | | Рассказ Ю. Яковлева «Багульник» | 1 | |
40 | | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи | 1 | |
41 | | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Урок выразительного чтения | 1 | |
42 | | Н. В. Гоголь. Страницы жизни | 1 | |
43 | | История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | |
44 | | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья | 1 | |
45 | | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести | 1 | |
46 | | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести | 1 | |
47 | | Трагедия Тараса Бульбы | 1 | |
48 | | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое | 1 | |
49 | | Р/Р Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя» | 1 | |
50 | | Внеклассное чтение. Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» | 1 | |
51 | | Контрольная работа. Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя | 1 | |
52 | | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | 1 | |
53 | | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | 1 | |
54 | | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа | 1 | |
55 | | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе | 1 | |
56 | | Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» | 1 | |
57 | | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины | 1 | |
58 | | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | |
59 | | Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | 1 | |
60 | | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества | 1 | |
61 | | Смысл противопоставления генералов и мужика | 1 | |
62 | | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске | 1 | |
63 | | Контрольная работа. Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина | 1 | |
64 | | Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. Автобиографический характер повести | 1 | |
65 | | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. Подготовка к написанию сочинения | 1 | |
66 | | Р/Р Классное сочинение по повести «Детство». | 1 | |
67 | | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | 1 | |
68 | | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | 1 | |
69 | | А. П. Чехов Биография писателя . «Хамелеон». Живая картина нравов | 1 | |
70 | | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» | 1 | |
71 | | А. П. Чехов «Злоумышленник» | 1 | |
72 | | «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | 1 | |
Произведения русских писателей 20 века (24ч) | |
73 | | М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | 1 | |
74 | | Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | 1 | |
75 | | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | 1 | |
76 | | Р/Р Сочинение-характеристика литературного героя | 1 | |
77 | | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1 | |
78 | | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | |
79 | | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | |
80 | | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче» | 1 | |
81 | | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя | 1 | |
82 | | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | 1 | |
83 | | Р/Р Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | |
84 | | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» | 1 | |
85 | | Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое | 1 | |
86 | | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет | 1 | |
87 | | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади» | 1 | |
88 | | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе | 1 | |
89 | | Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | 1 | |
90 | | Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения | 1 | |
91 | | Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки | 1 | |
92 | | Д. С. Лихачев. «Земля родная» | 1 | |
93 | | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе | 1 | |
94 | | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 | |
95 | | Песни на слова русских поэтов 20 века | 1 | |
96 | | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни | 1 | |
Зарубежная литература (6ч) | |
97 | | Р. Бернс «Честная бедность» | 1 | |
98 | | Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины | 1 | |
99 | | Японские хокку. Особенности жанра | 1 | |
100 | | О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | |
101 | | Итоговое тестирование | 1 | |
102 | | Подведение итогов. Рекомендации на лето | 1 | |