СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП 9 класс биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП 9 класс по биологии

Просмотр содержимого документа
«КТП 9 класс биология»

урока

Содержание( разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения


Оборудование

Основные виды учебной деятельности

план

факт


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (10 Ч)



Тема1.1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

2





1

1.Место человека в системе органического мира.

1

3.09


Электронные таблицы, мультимедийное приложение к учебнику

Характеризовать место человека в системе органического мира. Сход­ство человека с животными и их различия. Особенности человека. Рудименты и атавизмы анализировать родо­словное древо животно­го царства; ; составлять краткий конспект урока; готовиться к устному выступлению с презен­тацией


2

2.Сходства и различия человека и человекообразных обезьян.

1

5.09


Мультимедийное приложение к учебнику, презентация по теме. Скелет человека и позвоночных

Распознавать системати­ческие категории ; составлять краткий конспект урока



Тема 1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

3





3

1.Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза.

( Современные гипотезы происхож­дения и эволюции человека. Совре­менные методы изучения организма человека)

1

10.09


Таблицы, мультимедийное приложение к учебнику, презентация по теме.

Давать общую характе­ристику биологических и социальных факторов антропосоциогенеза,


4

2.Этапы становления человека.

Экскурсия№1 «Происхождение человека»( виртуальная)юююю


1

12.09


Мультимедийное приложение по теме

На­учатся называть причины воз­никновения древнего чело­века. Предков человека, их эволюцию. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной це­лью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с ус­тановкой на функциональность;

5

3.Расы че­ловека, их происхождение и единство

1

17.09


Демонстрация таблиц, моделей, остатков первобытной культуры

Давать характеристику рас человека, их проис­хождение и классификацию. Отличительные особенно­сти рас. Механизм возник­новения рас

ТЕМА 1.3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ

О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

1




6

1.История развития знаний о строении и функциях
организма человека.

(Великие анатомы-физиологи)

1

19.09


Демонстрация портретов великих ученых, мультимедийная хрестоматия

Анализировать биологическую природу и социальную сущность человека. Природная сре­да, социальная среда, био­социальная природа чело­века. Науки об организме человека: анатомия, физио­логия, гигиена, психология.


ТЕМА 1.4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

4





7

1.Клеточное строение организма.

1

24.09


Мультимедиа «Основные органоиды клетки»

Характеризовать много клеточные организмы; анализировать строение клетки; объяснять значение органоидов клетки, а также значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов и появление первых тканей

8

2.Ткани и органы.

Лабораторная работа № 1 Строение клеток и тканей


1

26.09


Мультимедийная презентация, Лабораторное оборудование микропрепараты тканей

Характеризовать ткани животных и челове­ка, их типы и виды кратко описывать их отличительные особенности, составлять таблицы, делать выводы, работать с микроскопом

9

3.Системы органов. (Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.)


1.10


Демонстрация муляжа торса человека. Мультимедиа «Основные системы органов человека »

Характеризовать органы и системы органов челове­ка, составлять таблицы

10

4.Зачет№ 1 по теме «Кле­точное строение организма. Ткани. Системы органов»

1

3.10


Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (58 Ч)


58






Тема 2.1. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ


11





11

1.Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции

1

8.10


Мультимедиа «Гуморальная регуляция»

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Ха­рактеризуют основные функции желёз внутренней секреции и их строение.

12

2.Гормоны и их роль в обменных процессах.

1

10.10


Демонстрация таблиц «Железы внутренней секреции»

Объясняют механизм действия гормо­нов. , составляют схемы и таблицы

13

3.Нарушения гуморальной регуляция.

15.10



Объясняют причины нарушения функциони­рования гуморальной системы.

14

4.Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

17.10


Таблица «Схема строения нервной систеиы»

Характеризуют структурные ком­поненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах, объясняют их функции. ; составлять краткий конспект урока; готовиться к устному выступлению и презентации

15

5.Строение и функции спинного мозга. Лабораторная работа№2 Изучение коленного рефлекса у человека


1

22.10


Таблица «Спинной мозг и схема коленного рефлекса»

Характеризуют структурные ком­поненты нервной системы, Рефлек­торный характер деятель­ности нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Виды нейронов. Прин­цип прямой и обратной связи. Эволюция нервной системы человека, умение проводить простейшие измерения и наблюдения

16

6.Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа № 3 Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка

2

24.10


Мультимедиа «Головной мозг», модель головного мозга

Отделы головного мозга. Строение и функции голов­ного мозга. Ретикулярная формация ствола мозга и деятельность головного мозга. Мост варолиев. Продолговатый мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Таламус и гипотала­мус.

17

7.Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий.


1

5.11


Модель головного мозга.

Эволюция полушарий боль­шого мозга. Особенности строения полушарий большого мозга (борозды, извилины). Доли, зоны по­лушарий. Функциональная асимметрия полушарий большого мозга. Связь коры больших полушарий с другими отделами головного мозга

18

8.Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Лабораторная работа №4 Изучение изменений работы зрачка


1

7.11


Модель «Глаз человека»

Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают их на наглядных пособиях. Нарушения зрения, их профилактика. Дально­зоркость, близорукость; их причины и исправление. Повреждение и заболева­ния глаз.

19

9.Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

2

12.11


Модель «Ухо человека»

Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают их на наглядных пособиях.

20

10.Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

1

14.11


Мультимедийное приложение к учебнику

Вред наркотических веществ, выполнять поисковую работу


21

11.Зачет №2 по теме: «Координация и регуляция».

1

19.11


Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях


Тема 2.2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 ч)

8





22

1 .Скелет человека, значение ,особенности строения.

1

21.11


Модель «Скелет человека»

Характеризуют роль опорно-двигатель­ной системы в жизни человека. Рас­познают части опорно-двигательной системы на наглядных пособиях. работать в малых группах

23

2.Состав и строение костей . Типы соединения костей.

1

26.11


Распилы костей, таблица «Строение и типы соединения костей»

Опре­деляют типы соединения костей. Опи­сывают особенности химического со­става и строения костей; работать в малых группах;составлять краткий конспект урока

24

3. Рост костей. Возрастные изменения.

1

28.11


Ростомер, напольные весы

Объясняют условия нормального развития опорно-двигательной систе­мы.

25

4. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Лабораторная работа №5 Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия

1

3.12


Мультимедиа «Первая помощь при переломах» Ростомер, напольные весы

Осваивают приёмы оказания пер­вой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательной системы

26

5.Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции.

1

5.12


Таблица «Скелетные мышцы»

Объясняют особенности строения скелетных мышц. Находят их на таблицах.

27

6.Работа мышц.

Лабораторная работа №6 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

1

10.12


Таблица «Мышцы человека»

Цифровая лаборатория «Архимед»

Составлять краткий конспект урока. Умение работать в парах, делать выводы


28

7. Регуляция работы мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательного аппарата.

1

12.12


Презентация по теме «Роль членистоногих в природе», коллекции «Представители отрядов насекомых»

Роль активного от­дыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физиче­ской культуры и режима труда в пра­вильном формировании опорно-двига­тельной системы


29

8. Зачет№3 по теме «Опора и движение» Обобщение по теме «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата»

1

17.12



Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях

Тема 2.3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 ч)




3





30

1 .Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость,

лимфа, кровь.

( Состав и значение в обеспечение жизнедеятельности

организма.)

1

19.12


Мультимедиа «Состав внутренней среды»

Выделяют существенные признаки внутренней среды организма

31

2. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Донорство

Лабораторная работа №7 Микроскопическое строение крови человека и лягушки


1

24.12


Лабораторное оборудование, микропрепараты крови

Сравни­вают между собой клетки крови, назы­вают их функции. Выявляют взаимо­связь между строением и функциями клеточных элементов в крови. Объясняют механизм свёртывания и принципы переливания крови.


32

3.Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки.

1

26.12


Мультимедиа «Механизм иммунитета»

Выде­ляют существенные признаки иммуни­тета. Объясняют ценность вакцинации и действие лечебных сывороток

Тема 2.4. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 ч)


5






33

1 .Сердце, его строение и регуляция деятельности. Органы кровообращения.

1

14.01


Мультимедиа «Строение кровеносной системы», модель «сердце»

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме.

34

2.Работа сердца. Кровяное давление. Лабораторная работа № 8 Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления

1

16.01


Цифровая лаборатория «Архимед» Мультимедиа «Работа сердца»


Раз­личают на таблицах органы кровенос­ной и лимфатической систем, опи­сывают их строение.

35

3. Движение лимфы и крови по сосудам.

1

21.01


Мультимедиа «Работа сердца»

Описывают движение крови по кругам кровообра­щения. Называют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам.

36

4.Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

1

23.01


Мультимедиа «Первая помощь при кровотечениях»

Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях

37

5. Зачет№4 по теме «Внутренняя среда. Транспорт веществ»

1

28.01



Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях



ТЕМА 2.5. ДЫХАНИЕ (5 ч)

5





38

1 .Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.

1

30.01


Таблица «Органы дыхания», модель «Гортань»


39

2. Строение легких. Дыхательные движения.

Лабораторная работа № 9 Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.


1

4.02


Модель «Легкие человека», таблица «Изменение воздуха в классе в течение учебного дня» Цифровая лаборатория «Архимед»

Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыха­ния и газообмена.

40

3. Газообмен в легких и тканях.

1

6.02


Мультимедиа «Газообмен в легких и тканях»,

Различают на табли­цах органы дыхания, описывают их строение и функции.

41

4. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

1

11.02


модель «Гортань»

Сравнивают газо­обмен в лёгких и тканях. Объясняют необходимость соблюдения гигиени­ческих мер и мер профилактики лёгоч­ных заболеваний, борьбы с табакокуре­нием. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасе­нии утопающих и отравлении угарным газом

42

5. Зачет № 5 по теме

« Дыхание»

1

13.02





Тема2.6. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 ч)


5





43

1 .Питательные вещества и пищевые продукты. Лабораторная работа № 10 Определение норм рационального питания.


1

18.02


Таблица «Калорийность и состав пищевых продуктов»

Разнообразные приемы работы с информацией:

поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа-

ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы;

44

2.Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.

4

20.02


Мультимедиа «Строение органов пищеварения»

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах.

45

3.Пищеварительные железы. Ферменты. Их роль в процессе пищеварения.

1

25.02


Мультимедиа «Строение органов пищеварения»

Объясняют особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков.

46

4. Этапы процессов пищеварения (пищеварение в

ротовой полости, пищеварение в желудке и

кишечнике).

1

27.02


Объясняют механизм всасывания ве­ществ. Аргументируют необходимость соблюдения гигиенических и профи­лактических мер нарушений работы пищеварительной системы; работать в малых группах,выполнять лаборатор­ную работу

47

5.Гигиена питания и предупреждение желудочно кишечных заболеваний. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

1

3.03


Мультимедийное приложение к учебнику

Аргументируют необходимость соблюдения гигиенических и профи­лактических мер нарушений работы пищеварительной системы


Тема 2.7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 ч)


2





48

1 .Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

1

5.03


Мультимедийное приложение к учебнику

Выделяют существенные признаки об­мена веществ и превращения энергии. Объясняют особенности обмена орга­нических веществ, воды и минераль­ный солей в организме человека.

49

2.Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз

1

10.03


Таблица «Витамины»

Объясняют роль витаминов в орга­низме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза


Тема 2.8. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч)



2





50

1. Органы выделения. Почки, их строение и функции.

1

12.03


Мультимедиа «Строение почек», модель «почка человека»

Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы, распозна­ют её отделы на таблицах, муляжах.

51

2.Роль почек в выделение из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение

1

17.03


Презентация по теме

Описывают процесс мочеобразования. Соблюдают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы


Тема 2.9. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 ч)


3





52

1 .Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви.

1

19.03


Таблица «Кожа», модель «Кожа»

Выявляют существенные признаки ко­жи, описывают её строение. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания .

53

2. Заболевания кожи и их предупреждения.

1

31.03


Мультимедиа «первая помощь при ожогах и обморожениях»

Учатся оказы­вать первую помощь при повреждени­ях кожи, тепловых солнечных ударах. Знакомятся с гигиеническими требова­ниями по уходу за кожей, ногтями, во­лосами, обувью и одеждой. Доказыва­ют необходимость их соблюдения

54

З. 3ачет № 6 по теме

« Пищеварение. Органы выделения. Покровы тела

1

2.04



Определять и анализи­ровать основные понятия


Тема 2.10. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 ч)



3





55

1 .Система органов размножения; строение и гигиена.

1

7.04



Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Называют и описывают органы половой системы человека, указывают их на таблицах.

56

2.0плодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация.

1

9.04


Мультимедиа «Развитие плода»

Презентация по теме

Описывают основные этапы внутриут­робного развития человека.


57

З.Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Наследственность и изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

14.04


Презентация по теме

Описывают основные этапы развития человека. Влияние образа жизни на формирование плода



Тема 2.11. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5 ч)



5





58

1 .Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов


16.04


Мультимедиа «Особенности ВНД человека

Выделяют основные особенности выс­шей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности челове­ка.

59

2.Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы.


21.04


Мультимедиа «Особенности ВНД человека

Характеризуют существенные при­знаки поведения, связанные с особен­ностями психики человека.

60

З.Торможение. Типы нервной системы.


23.04



Описыва­ют типы нервной системы.

61

4Речь. Мышление. Сознание.Память


28.04


Презентация по теме


62

5.Биологические ритмы. Сон, его значение, гигиена.


30.04


Презентация по теме

Объясняют значение сна, характеризуют его фазы


Тема 2.12. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 ч)



4




63

1 . Человек и окружающая среда

1

5.05



Осваивают приёмы рациональной орга­низации труда и отдыха. Знакомятся с нормами личной гигиены, профилак­тики заболеваний.

64

2. Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа № 11 Изучение приёмов остановки капиллярного, артери­ального и венозного кровотечений.

1

7.05


Мультимедиа «Правила первой помощи при остановке кровотечения»

Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи. Доказывают необходимость вести здоровый образ жизни.

65

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

12.05


Презентация по теме


66

4.Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки

1

14.05


Презентация по теме

Приводят данные, доказывающие пагубное воздействие вредных привычек


Тема 2.13. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (2 ч)

2





67

Природная и социальная среда. Биосоциальная сущ­ность человека. Стресс и адаптация к нему организма чело­века.

1

19.05



Приводят доказательства биосоциаль­ной сущности человека. Объясняют место и роль человека в биосфере. Объ­ясняют причины стресса и роль адапта­ции в жизни человека.

68

Биосфера — живая оболочка Земли. В. И. Вернад­ский — создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эво­люционное состояние.

1

21.05



Объясняют понятия «биосфера» и «ноосфера


ИТОГО

68




Лабораторных работ- 11

Экскурсий- 1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!