СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ктп 9 класс биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ктп 9 класс биология»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36» Г. БЕЛГОРОДА



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО




_______/Мальцева Е.Н.


Протокол № ______

от «___»_______2022г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода


________ / Усачева Л.М.


«___»__________2022 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода

_________О. В. Тучкова


Приказ №____

от «___»________2022 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

для 9 «А», 9 «Б» классов

(базовый уровень)











Разработала:

учитель биологии

Кадышева Валерия Александровна













2022 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 9 «А», 9 «Б» классов на 2022-2023 учебный год разработана на основе рабочей программы по биологии, 5-9 классов (базовый уровень) уровня основного (общего) образования, утверждённой приказом по школе от 18.06.2021 года № 811 «О внесении изменений в основные образовательные программы уровней общего образования и утверждении рабочих программ»

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством науки Р.Ф. 17.12.2010 г. № 1897.

За основу рабочей программы взята программа основного общего образования по биологии для 5-9 классов И.Н. Пономаревой, опубликованной в сборнике «Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура». Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : ВентанаГраф, 2017. — 88 с. Рабочая программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями инструктивно–методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в образовательных организациях Белгородской области в 2022-2023 учебном году.»

В состав УМК входит:

  1. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура». Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 88 с.

  2. Учебник: «Биология: 9 класс: учебник / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. И.Н. Пономаревой.- 9-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2020. – 270,[2]с.: ил.- (Российский учебник)

Авторская программа рассчитана на 70 часов (2 ч. в неделю). Рабочая программа составлена на 68 часов (в соответствии с Базисным учебным планом), исходя из расчета - 34 учебных недели, 2ч. в неделю (сокращена за счет 2 ч. резервного времени). Итоговых (оценочных) лабораторных работ - 6, уроков контроля знаний – 7, экскурсий – 1, .

Рабочая программа может быть реализована, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Образовательные платформы для организации дистанционного обучения:

 Zoom https://zoom.us/ru-ru/meetings.html .

 Skype.

Системы организации группового обучения:

Якласс

 Класс Google https://classroom.google.com/.

 Учи.ру https://uchi.ru/ .

Образовательные порталы:

 Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/home/ .

 Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ .


В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. При реализации программы по биологии в 9 классе решаются следующие воспитательные задачи:

1. Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

2. Развитие умственных способностей, воспитание трудолюбия, дальнейшее обогащения нравственных и эстетических качеств личности. Выработка у обучающихся понимания природных явлений и широких взглядов на окружающий мир. Формирование научных знаний и убеждений взглядов о биологии.

3. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного поведения, основанного на нормах морали и нравственности, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения.

4. Развитие познавательного интереса и биологического мышления, воспитание потребности в практическом использовании знаний.

5. Развитие пространственного мышления, воспитание высокой мотивации к изучению темы через источники географических знаний.

Активизация воспитательного компонента урока происходит в том через применение следующих форм работы на уроках: ролевая игра, заочное путешествие, викторина, урок-экскурсия, урок-практикум, урок- творческий отчет, урок-исследование.

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы по предмету в текущем учебном году: УМК, доска, компьютер, проектор.

Средства промежуточного контроля: тексты контрольных работ (Приложение 1)










2. Календарно – тематическое планирование


Урока


Дата проведения

9 «А», 9 «Б»

Тема урока

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

По плану

По факту

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

01.09


Биология — наука о живом мире

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

06.09


Методы биологических исследований

Овладевать методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

08.09


Общие свойства живых организмов

Выделять отличительные признаки живых организмов

13.09


Многообразие форм жизни. Входной контроль

Выделять отличительные признаки живых организмов

15.09


Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

Выделять отличительные признаки живых организмов

Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

20.09


Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток ЛР 1 Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток

Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток)

22.09


Химические вещества в клетке

Классифицировать органические соединения по группам.

Объяснять роль органических соединений в жизнедеятельности организмов.

Выделять существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

27.09


Строение клетки

Выделять существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток

29.09


Органоиды клетки и их функции

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах;

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

04.10


Обмен веществ — основа существования клетки

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

06.10


Биосинтез белка в живой клетке

11.10


Биосинтез углеводов — фотосинтез

13.10


Обеспечение клеток энергией

18.10

01.11

Размножение клетки и её жизненный цикл. ЛР № 2

Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками

Выделять существенные признаки процессов размножения.

Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).


20.10

01.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»

Выделять существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

01.11

03.11

Организм — открытая живая система (биосистема)

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов)

03.11

03.11

Примитивные организмы. Бактерии и вирусы

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки вирусов и бактерий)

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий.

08.11


Растительный организм и его особенности

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма

Объяснять особенности строения растительных организмов.


10.11


Многообразие растений и значение в природе

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

Различать  на таблицах и на живых объектах – органов цветкового растений, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений.

15.11


Организмы царства грибов и лишайников

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки грибов и лишайников) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

Различать  на таблицах и на живых объектах наиболее распространенных грибов и лишайников; съедобных и ядовитых грибов.

17.11


Животный организм и его особенности

Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки животных) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

Различать  на таблицах  органов и систем органов животных.

22.11


Многообразие животных

Различать  на таблицах  органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных.

24.11


Сравнение свойств организма человека и животных

Приводить доказательства (аргументации) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

Различать  на таблицах  органов и систем органов человека

29.11


Размножение живых организмов

Выделять существенные признаки процессов размножения.

Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения.

01.12


Индивидуальное развитие организмов

Выделять существенные признаки процессов роста, развития.

Сравнивать рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения.

06.12


Образование половых клеток. Мейоз

Объяснять механизмы мейоза, наследственности и изменчивости.

Сравнивать митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения.

08.12


Изучение механизма наследственности

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости

13.12


Основные закономерности наследственности организмов.

Рубежный контроль.

Характеризовать

закономерности наследования признаков

Объяснять роль гена в наследовании признаков

Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов

15.12


Закономерности изменчивости ЛР 3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов

Характеризовать

закономерности изменчивости признаков

Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость

20.12


Ненаследственная изменчивость. ЛР 4 Изучение изменчивости у организмов

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость

22.12


Основы селекции организмов

Выяснить основы селекции организмов.

10.01


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

12.01


Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

17.01


Современные представления о возникновении жизни на Земле

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

19.01


Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать, начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

24.01


Этапы развития жизни на Земле

Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптации. Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.

26.01


Идеи развития органического мира в биологии

Сравнивать основные идеи об эволюции

31.01


Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

Объяснять роль естественного отбора в развитии животного мира;

Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников

02.02


Современные представления об эволюции органического мира

Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников;

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе

07.02


Вид, его критерии и структура

Выделять существенные признаки вида.

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процесе

09.02


Процессы образования видов

Выделять существенные признаки вида.

Характеризовать закономерности происхождения видов.

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе

14.02


Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

Выделять существенные признаки вида.

Характеризовать закономерности происхождения видов.

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе

Объяснять причины многообразия видов.

16.02


Основные направления эволюции

Называть основные направления эволюции

21.02


Примеры эволюционных преобразований живых организмов

Приводить примеры эволюционных преобразований живых организмов

28.02


Основные закономерности эволюции ЛР 5 Приспособленность организмов к среде обитания

Называть основные закономерности эволюции

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на кон­кретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

02.03


Человек — представитель животного мира

Давать определение терминам: антропология, антропогенез.

Объяснять место и роль человека в природе;

родство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

07.03


Эволюционное происхождение человека

Объяснять

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными.

09.03


Ранние этапы эволюции человека

Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека.

14.03


Поздние этапы эволюции человека

Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека.

16.03


Человеческие расы, их родство и происхождение

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

21.03


Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

23.03


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Выделять существенные признаки вида.

Характеризовать закономерности происхождения видов.

Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе

Называть основные закономерности и направления эволюции

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

04.04


Условия жизни на Земле

Характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды

06.04


Общие законы действия факторов среды на организмы

Характеризовать законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов.

11.04


Приспособленность организмов к действию факторов среды

Характеризовать закономерности действия экологических факторов среды

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

13.04


Биотические связи в природе

Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.

Называть типы взаимодействия организмов.

Характеризовать разные типы взаимоотношений.

18.04


Популяции

Называть признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

20.04


Функционирование популяций в природе

Характеризовать процессы, происходящие в популяции.

25.04


Природное сообщество — биогеоценоз

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговоро­та веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.

27.04


Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговоро­та веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.

02.05


Развитие и смена природных сообществ

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговоро­та веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.

04.05


Многообразие биогеоценозов (экосистем)

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений;

факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.

Описывать свойство сукцессии.

Анализировать содержание определения основного понятия.

Объяснять сущность и причины сукцессии.

Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

11.05


Основные законы устойчивости живой природы

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов;

16.05


ЛР № 6 Оценка качества окружающей среды

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов;

18.05


Основные законы устойчивости живой природы

Характеризовать структуру экосистемы;

Оценивать роль круговорота веществ и превращения энергии в поддержании и устойчивости экосистем;

Доказывать преимущества многообразия видов в природных экосистемах

23.05


Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности челове­ка в экосистемах и биосфере.

23.05


Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.

Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов;

23.05


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»


Выделять существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.








  1. Перечень оборудования


Темы лабораторных работ

Оборудование

Лабораторные работы

Л.Р. 1 Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток

микроскоп; готовые микропрепараты растительных и животных тканей (внутреннее строение листа, мышечная ткань); клетки спирогиры, эвглены зелёной; нервная клетка; клетка гладкой мускулатуры.

Л.Р. № 2 Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками

микроскоп, готовые микропрепараты с делящимися клетками кончика корня.

Л.Р. 3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов

линейка, семена растений, комнатные растения.

Л.Р. 4 Изучение изменчивости у организмов

комнатные растения одного вида, семена фасоли, линейка, лупа

Л.Р. 5 Приспособленность организмов к среде обитания

коллекция плодов и семян (клёна, ели, череды); коллекция конечностей насекомых (жука-плавунца, жука-навозника, пчелы, бабочки, кузнечика); фотографии или рисунки животных (орла, цапли, синицы, щегла); живые комнатные растения (цереус, монстера, сансевьера, пеларгония); ручная лупа.

Л.Р. № 6 Оценка качества окружающей среды

лист белой бумаги, прозрачная клеящаяся плёнка (скотч), лупа.