Рабочая программа по биологии для 9 «А», 9 «Б» классов на 2022-2023 учебный год разработана на основе рабочей программы по биологии, 5-9 классов (базовый уровень) уровня основного (общего) образования, утверждённой приказом по школе от 18.06.2021 года № 811 «О внесении изменений в основные образовательные программы уровней общего образования и утверждении рабочих программ»
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством науки Р.Ф. 17.12.2010 г. № 1897.
Авторская программа рассчитана на 70 часов (2 ч. в неделю). Рабочая программа составлена на 68 часов (в соответствии с Базисным учебным планом), исходя из расчета - 34 учебных недели, 2ч. в неделю (сокращена за счет 2 ч. резервного времени). Итоговых (оценочных) лабораторных работ - 6, уроков контроля знаний – 7, экскурсий – 1, .
Рабочая программа может быть реализована, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Zoom https://zoom.us/ru-ru/meetings.html .
Skype.
Класс Google https://classroom.google.com/.
Учи.ру https://uchi.ru/ .
Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/home/ .
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ .
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. При реализации программы по биологии в 9 классе решаются следующие воспитательные задачи:
1. Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
2. Развитие умственных способностей, воспитание трудолюбия, дальнейшее обогащения нравственных и эстетических качеств личности. Выработка у обучающихся понимания природных явлений и широких взглядов на окружающий мир. Формирование научных знаний и убеждений взглядов о биологии.
3. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного поведения, основанного на нормах морали и нравственности, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения.
4. Развитие познавательного интереса и биологического мышления, воспитание потребности в практическом использовании знаний.
5. Развитие пространственного мышления, воспитание высокой мотивации к изучению темы через источники географических знаний.
Активизация воспитательного компонента урока происходит в том через применение следующих форм работы на уроках: ролевая игра, заочное путешествие, викторина, урок-экскурсия, урок-практикум, урок- творческий отчет, урок-исследование.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы по предмету в текущем учебном году: УМК, доска, компьютер, проектор.
№ Урока | Дата проведения 9 «А», 9 «Б» | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
По плану | По факту |
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ) |
| 01.09 | | Биология — наука о живом мире | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. |
| 06.09 | | Методы биологических исследований | Овладевать методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. |
| 08.09 | | Общие свойства живых организмов | Выделять отличительные признаки живых организмов |
| 13.09 | | Многообразие форм жизни. Входной контроль | Выделять отличительные признаки живых организмов |
| 15.09 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | Выделять отличительные признаки живых организмов Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) |
| 20.09 | | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток ЛР № 1 Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток | Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток) |
| 22.09 | | Химические вещества в клетке | Классифицировать органические соединения по группам. Объяснять роль органических соединений в жизнедеятельности организмов. Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. |
| 27.09 | | Строение клетки | Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток |
| 29.09 | | Органоиды клетки и их функции | Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах; Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов. |
| 04.10 | | Обмен веществ — основа существования клетки | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. |
| 06.10 | | Биосинтез белка в живой клетке |
| 11.10 | | Биосинтез углеводов — фотосинтез |
| 13.10 | | Обеспечение клеток энергией |
| 18.10 | 01.11 | Размножение клетки и её жизненный цикл. ЛР № 2 Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками | Выделять существенные признаки процессов размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы). |
| 20.10 | 01.11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» | Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. |
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч) |
| 01.11 | 03.11 | Организм — открытая живая система (биосистема) | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов) |
| 03.11 | 03.11 | Примитивные организмы. Бактерии и вирусы | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки вирусов и бактерий) Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий. |
| 08.11 | | Растительный организм и его особенности | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма Объяснять особенности строения растительных организмов. |
| 10.11 | | Многообразие растений и значение в природе | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах и на живых объектах – органов цветкового растений, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений. |
| 15.11 | | Организмы царства грибов и лишайников | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки грибов и лишайников) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах и на живых объектах наиболее распространенных грибов и лишайников; съедобных и ядовитых грибов. |
| 17.11 | | Животный организм и его особенности | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки животных) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах органов и систем органов животных. |
| 22.11 | | Многообразие животных | Различать на таблицах органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных. |
| 24.11 | | Сравнение свойств организма человека и животных | Приводить доказательства (аргументации) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; Различать на таблицах органов и систем органов человека |
| 29.11 | | Размножение живых организмов | Выделять существенные признаки процессов размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. |
| 01.12 | | Индивидуальное развитие организмов | Выделять существенные признаки процессов роста, развития. Сравнивать рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения. |
| 06.12 | | Образование половых клеток. Мейоз | Объяснять механизмы мейоза, наследственности и изменчивости. Сравнивать митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения. |
| 08.12 | | Изучение механизма наследственности | Объяснять механизмы наследственности и изменчивости |
| 13.12 | | Основные закономерности наследственности организмов. Рубежный контроль. | Характеризовать закономерности наследования признаков Объяснять роль гена в наследовании признаков Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов |
| 15.12 | | Закономерности изменчивости ЛР № 3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов | Характеризовать закономерности изменчивости признаков Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость |
| 20.12 | | Ненаследственная изменчивость. ЛР № 4 Изучение изменчивости у организмов | Различать наследственную и ненаследственную изменчивость |
| 22.12 | | Основы селекции организмов | Выяснить основы селекции организмов. |
| 10.01 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» | Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов. |
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) |
| 12.01 | | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. |
| 17.01 | | Современные представления о возникновении жизни на Земле | Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. |
| 19.01 | | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать, начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
| 24.01 | | Этапы развития жизни на Земле | Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптации. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. |
| 26.01 | | Идеи развития органического мира в биологии | Сравнивать основные идеи об эволюции |
| 31.01 | | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | Объяснять роль естественного отбора в развитии животного мира; Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников |
| 02.02 | | Современные представления об эволюции органического мира | Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников; Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе |
| 07.02 | | Вид, его критерии и структура | Выделять существенные признаки вида. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процесе |
| 09.02 | | Процессы образования видов | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе |
| 14.02 | | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе Объяснять причины многообразия видов. |
| 16.02 | | Основные направления эволюции | Называть основные направления эволюции |
| 21.02 | | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | Приводить примеры эволюционных преобразований живых организмов |
| 28.02 | | Основные закономерности эволюции ЛР № 5 Приспособленность организмов к среде обитания | Называть основные закономерности эволюции Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида. |
| 02.03 | | Человек — представитель животного мира | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. |
| 07.03 | | Эволюционное происхождение человека | Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. |
| 09.03 | | Ранние этапы эволюции человека | Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. |
| 14.03 | | Поздние этапы эволюции человека | Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. |
| 16.03 | | Человеческие расы, их родство и происхождение | Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. |
| 21.03 | | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни; Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. |
| 23.03 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе Называть основные закономерности и направления эволюции Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) |
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) |
| 04.04 | | Условия жизни на Земле | Характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды |
| 06.04 | | Общие законы действия факторов среды на организмы | Характеризовать законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов. |
| 11.04 | | Приспособленность организмов к действию факторов среды | Характеризовать закономерности действия экологических факторов среды Выявлять приспособления организмов к среде обитания |
| 13.04 | | Биотические связи в природе | Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Характеризовать разные типы взаимоотношений. |
| 18.04 | | Популяции | Называть признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). |
| 20.04 | | Функционирование популяций в природе | Характеризовать процессы, происходящие в популяции. |
| 25.04 | | Природное сообщество — биогеоценоз | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы. |
| 27.04 | | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы. |
| 02.05 | | Развитие и смена природных сообществ | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы. |
| 04.05 | | Многообразие биогеоценозов (экосистем) | Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии. Описывать свойство сукцессии. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. |
| 11.05 | | Основные законы устойчивости живой природы | Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; |
| 16.05 | | ЛР № 6 Оценка качества окружающей среды | Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; |
| 18.05 | | Основные законы устойчивости живой природы | Характеризовать структуру экосистемы; Оценивать роль круговорота веществ и превращения энергии в поддержании и устойчивости экосистем; Доказывать преимущества многообразия видов в природных экосистемах |
| 23.05 | | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. |
| 23.05 | | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; |
| 23.05 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. |