СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП "Чудотворство"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«КТП "Чудотворство"»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Чудотворство»

Художественно-эстетическое направление

для 4 «Б» класса









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Чудотворство»

для 1-4 классов

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Чудотворство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2018. -111с. – (Стандарты второго поколения).

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятий 40 минут.

Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5. Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:

  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

  • Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);

  • Беседы, диалоги;

  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

  • Репродуктивный (воспроизводящий);

  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие)

  • Индивидуальная работа;

  • Экскурсии;



Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; «хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)

- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты.

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;

  • Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);

  • Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • Тестирование;

  • Анкетирование;

  • Демонстрации;

  • Выставки творческих работ;

  • Участие в творческих конкурсах разного уровня.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебно-материальная база

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Обеспечение программы:

Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.

Материалы:

  • Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;

  • Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам;

  • Природный материал;

  • Краски, гуашь;

  • Клей ПВА

  • Проволока

Инструменты и приспособления:

Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу включены следующие разделы:

1.Работа с природными материалами

2. Лепка

3.Бумагопластика

4.Работа с тканью и нитками

5.Выставки, экскурсии

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

1.Исторический аспект

2.Связь с современностью

3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 КЛАСС – 68 часов

4 год обучения ориентирует детей на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

1.Вводное занятие – 1 час

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год.

2.Работа с природным материалом – 7 часов

Плоскостная композиция из растений. Объемная композиция из сухоцветов. Изготовление панно из семян и листьев на пластилиновой основе. Аппликация из яичной скорлупы, из крашеных опилок.

3.Лепка – 9 часов

Рисование пластилином. Выпуклая и обратная аппликации. Раскатывание, резьба пластилина. Расписной пластилин. Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Аппликация из соленого теста (авторская работа).

4.Бумагопластика – 10 часов

Из истории папье-маше и изготовление поделок (грибок, сова, елочные игрушки). Объемные цветы. Многослойное торцевание: топиары. Модульное оригами (коллективная работа). «Сказочный домик», сюжетные картины, открытки в технике «киригами».

5.Работа с нитками и тканью – 6 часов

Игрушка из помпонов. Швы: тамбурный, стебельчатый, петельный. Вышивка картинки. Вырезание из накрахмаленной ткани и раскрашивание. Изонить. Шитье мягкой игрушки.

4 КЛАСС – 34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

Вводное занятие

1



Работа с природным материалом



2

Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Сбор природного материала

1


3

Плоскостная композиция из растений

1


4

Объемная композиция из сухоцветов

1


5

Объемные цветы из крылаток клена

1


6

Панно из семян и листьев на пластилиновой основе

1


7

Аппликация из яичной скорлупы

1


8

Аппликация из крашеных опилок

1



Лепка



9

Рисование пластилином

1


10

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе

1


11

Выпуклая аппликация из пластилина

1


12

Раскатывание пластилина

1


13

Резьба по пластилину

1


14

Расписной пластилин, полученный разрезанием

1


15

Лепка из пластилина на проволочном каркасе

1


16

Аппликация из соленого теста (авторская работа)

1


17

Лепка из снега

3



Бумагопластика



18

Из истории папье-маше. Знакомство с техникой

1


19

Поделки в технике «папье-маше» и их роспись. Тарелка

1


20

Елочные игрушки

1


21

Объемные цветы

1


22

Объемные изделия в технике «многослойное торцевание». Топиары

1


23

Модульное оригами. Елочка

1


24

Модульное оригами. Бабочка

1


25

Модульное оригами. Корзина с цветами

1


26

Вырезание сюжетных картин в технике «киригами»

1


27

Вырезание. «Сказочный домик»

1



Работа с нитками и тканью



28

Помпоны из шерстяных ниток. Пушистая гусеница

1


29

Вышивка. Тамбурный шов. Стебельчатый шов. Петельный шов

1


30

Аппликация на тканевой основе



31

Вырезание из накрахмаленной ткани, раскрашивание



32

Изонить



33

Шитье мягкой игрушки



34

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

1