РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Чудотворство»
Художественно-эстетическое направление
для 4 «Б» класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Чудотворство»
для 1-4 классов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Чудотворство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2018. -111с. – (Стандарты второго поколения).
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятий 40 минут.
Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5. Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Методы работы:
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие)
Индивидуальная работа;
Экскурсии;
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; «хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)
- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
Тестирование;
Анкетирование;
Демонстрации;
Выставки творческих работ;
Участие в творческих конкурсах разного уровня.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Обеспечение программы:
Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.
Материалы:
Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам;
Природный материал;
Краски, гуашь;
Клей ПВА
Проволока
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
1.Работа с природными материалами
2. Лепка
3.Бумагопластика
4.Работа с тканью и нитками
5.Выставки, экскурсии
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
1.Исторический аспект
2.Связь с современностью
3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС – 68 часов
4 год обучения ориентирует детей на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
1.Вводное занятие – 1 час
Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год.
2.Работа с природным материалом – 7 часов
Плоскостная композиция из растений. Объемная композиция из сухоцветов. Изготовление панно из семян и листьев на пластилиновой основе. Аппликация из яичной скорлупы, из крашеных опилок.
3.Лепка – 9 часов
Рисование пластилином. Выпуклая и обратная аппликации. Раскатывание, резьба пластилина. Расписной пластилин. Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Аппликация из соленого теста (авторская работа).
4.Бумагопластика – 10 часов
Из истории папье-маше и изготовление поделок (грибок, сова, елочные игрушки). Объемные цветы. Многослойное торцевание: топиары. Модульное оригами (коллективная работа). «Сказочный домик», сюжетные картины, открытки в технике «киригами».
5.Работа с нитками и тканью – 6 часов
Игрушка из помпонов. Швы: тамбурный, стебельчатый, петельный. Вышивка картинки. Вырезание из накрахмаленной ткани и раскрашивание. Изонить. Шитье мягкой игрушки.
4 КЛАСС – 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | |
| Работа с природным материалом | | |
2 | Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Сбор природного материала | 1 | |
3 | Плоскостная композиция из растений | 1 | |
4 | Объемная композиция из сухоцветов | 1 | |
5 | Объемные цветы из крылаток клена | 1 | |
6 | Панно из семян и листьев на пластилиновой основе | 1 | |
7 | Аппликация из яичной скорлупы | 1 | |
8 | Аппликация из крашеных опилок | 1 | |
| Лепка | | |
9 | Рисование пластилином | 1 | |
10 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | 1 | |
11 | Выпуклая аппликация из пластилина | 1 | |
12 | Раскатывание пластилина | 1 | |
13 | Резьба по пластилину | 1 | |
14 | Расписной пластилин, полученный разрезанием | 1 | |
15 | Лепка из пластилина на проволочном каркасе | 1 | |
16 | Аппликация из соленого теста (авторская работа) | 1 | |
17 | Лепка из снега | 3 | |
| Бумагопластика | | |
18 | Из истории папье-маше. Знакомство с техникой | 1 | |
19 | Поделки в технике «папье-маше» и их роспись. Тарелка | 1 | |
20 | Елочные игрушки | 1 | |
21 | Объемные цветы | 1 | |
22 | Объемные изделия в технике «многослойное торцевание». Топиары | 1 | |
23 | Модульное оригами. Елочка | 1 | |
24 | Модульное оригами. Бабочка | 1 | |
25 | Модульное оригами. Корзина с цветами | 1 | |
26 | Вырезание сюжетных картин в технике «киригами» | 1 | |
27 | Вырезание. «Сказочный домик» | 1 | |
| Работа с нитками и тканью | | |
28 | Помпоны из шерстяных ниток. Пушистая гусеница | 1 | |
29 | Вышивка. Тамбурный шов. Стебельчатый шов. Петельный шов | 1 | |
30 | Аппликация на тканевой основе | | |
31 | Вырезание из накрахмаленной ткани, раскрашивание | | |
32 | Изонить | | |
33 | Шитье мягкой игрушки | | |
34 | Отчетная выставка-ярмарка работ школьников | 1 | |