| Содержание (разделы, тема) | Практическая часть | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УДД) | Домашнее задание |
дата | факт |
| Введение | | 1 | | | | | |
1 | Краткая история развития экологии и природопользования | | 1 | | | | Экологические представления в прошлом. Исследования в области экологии организмов и сообществ. Роль природной среды в развитии общества. Исследования воздействия человека на природу земной поверхности. Охрана природы. Заповедное дело. Формирование целостного представления о природе Земли.. | |
| Биосфера и экосистемы | | 5 | | | | | |
2 | Биосфера и экосистема | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Определение основных понятий. Знать состав биосферы. Понятие о круговороте основных веществ | |
3 | Взаимодействие биосферы с внешней средой | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Спектр уровней организации живого вещества. Функции живого вещества. Жизненные стратегии. Экологические ниши. Сукцессии сообществ. Биологическая стабилизация окружающей среды. Экосистемы | |
4 | Взаимодействие организмов и внешней среды | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Знать взаимодействие организмов со средой обитания. Законы, отражающие воздействие факторов на организмы. | |
5 | Состав, структура и устойчивость биосферы | Практическая работа №1 Наблюдение за водным биоценозом | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Знать состав и структуру биосферы, устойчивость биосферы, саморегулирование в биосфере, механизмы регулирования, обратные связи. Анализировать самостоятельно водный биоценоз Чёрного моря | |
6 | Ландшафтная оболочка | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Знать основные определения по теме, структуру современного ландшафта представить её как совокупность трех взаимодействующих подсистем: природной, хозяйственной и социально-информационной | |
| Человек и биосфера | | 3 | | | | | |
7 | Место человека в биосфере. Основные этапы эволюции взаимоотношений человека и природы, этапы природопользования | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Знать структуру современного ландшафта можно представить как совокупность трех взаимодействующих подсистем: природной, хозяйственной и социально-информационной . | |
8 | Окружающая человека среда | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Знать Техносфера, Социосфера, Природно-техническая система Окружающая человека природная среда, Квазиприродная среда. Понятие «качество жизни». | |
9 | Законы народонаселения и экологические проблемы | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Понимание основных законов народонаселения, проведения развёрнутого анализа взаимосвязи народонаселения и экологических проблем | |
| Экологические проблемы современности | | 2 | | | | | |
10 | Взаимодействие человека с природой | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Характеризовать основные этапы взаимодействия общества и природы на различных этапах развития. Умение использования дополнительного материала | |
11 | Глобальные и региональные экологические проблемы | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Распознание глобальных и региональных экологических проблем их краткие характеристики, приведение примеров | |
| Экологические проблемы в атмосфере | | 2 | | | | | |
12 | Изменение физического состояния атмосферы и его последствия | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Знать изменения физического состояния атмосферы и его последствия (изменения альбедо ландшафтов, влагооборота, климата городов и пр.). Давать характеристику основным источникам, загрязнения, их последствия | |
13 | Мониторинг и управление качеством воздуха | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Формирование устойчивых понятий необходимости проведения мониторинга качества воздуха | |
| Экологические проблемы в гидросфере | | 3 | | | | | |
14 | Воды суши. Экологические проблемы регулирования стока и проблемы качества воды | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Систематизация знаний о водах суши и экологических проблем, связанных с проблемами качества сточных воды | |
15 | Практическая работа | Практическая работа № 2 Загрязнение воды и её очистка | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Отработка практических умений и навыков по изучаемой теме | |
16 | Мировой океан. Загрязнение прибрежных зон, использование морских биологических ресурсов | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Развитие умений самостоятельного поиска учебной информации (опережающее обучение) | |
| Земельные ресурсы Мира и проблемы окружающей среды | | 2 | | | | | |
17 | Почвенный покров и его значение в динамической системе Земли | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Анализировать основные факторы почвообразования. Определять роль почвы в динамической системе Земли | |
18 | Экологически устойчивое и экологически чистое сельское хозяйство | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Развитие умений самостоятельного поиска учебной информации (опережающее обучение) | |
| Использование ресурсов литосферы и проблемы окружающей среды | | 1 | | | | | |
19 | Использование ресурсов литосферы и проблемы окружающей среды | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Анализ ключевых понятий по теме. Рассмотрение нарушения экологического равновесия , связанного и использованием ресурсов литосферы. | |
| Проблемы окружающей среды в ландшафтной сфере | | 2 | | | | | |
20 | Антропогенная трансформация ландшафтов | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Развитие умений самостоятельного поиска учебной информации (опережающее обучение) | |
21 | Практическая работа | Практическая работа № 3 Расчёт оптимальных территориальных соотношений различных видов природопользования и природных ландшафтов | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Развитие практических умений и навыков учащихся | |
| Энергетика и проблемы окружающей среды | | 2 | | | | | |
22 | Структура производства и потребления энергии | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Определение структуры производства и потребления энергии, определение необходимости альтернативных источников энергии. Анализ состояния | |
23 | Альтернативные энергетические стратегии человечества. Возобновляемые источники энергии в Крыму | | 1 | | | |
| | | 2 | | | | | |
24 | Экологические проблемы урбанизации | | 1 | | | | Рассмотрение основных экологических проблем урбанизации. Определение понятия «экология жилища» , рассмотрение (практика) квартиры как отдельной экосистемы | |
25 | Экология жилища | Практическая работа №4 Квартира как экосистема | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | |
| Технологические аспекты природоохранной деятельности | | 2 | | | | | |
26 | Система очистки промышленных выбросов в атмосферу и сточные воды | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Определение значения необходимости очистки промышленных отходов. Характеристика отходов по степени влияния на окружающую среду | |
27 | Промышленные и бытовые отходы | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Уметь самостоятельно классифицировать виды отходов, определять их степени опасности для окружающей среды | |
| Здоровье человека и проблемы окружающей среды | | 2 | | | | | |
28 | Здоровье человека и проблемы окружающей среды | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Нахождение взаимосвязи между состоянием окружающей среды и здоровьем человека. Проведение развёрнутого анализа на примере Большой Феодосии. | |
20 | Практическая работа | Практическая работа №5 Установление связей между качеством окружающей среды и здоровьем человека | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Отработка на практике полученных знаний по теме | |
| Экологическое развитие | | 5 | | | | | |
30 | Концепция устойчивого и сбалансированного развития | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Знакомство с основами Концепции , её применение на примере Крыма | |
31 | Экология и этика | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Определение морально-нравственных аспектов взаимодействие общества и природы. Воспитание бережного отношения к окружающей среде. | |
32 | Экология и политика | | 1 | | | Таблицы, карты, электронные носители | Определять основные решения, направленные на преодоление экологического кризиса. | |
33 | Защита проектных работ по экологической ситуации в Крыму | | 1 | | | | | |
34 | Урок- обобщение изученного материала | | 1 | | | | Закрепление и обобщение изученного материала | |
35 | Резерв | | 1 | | | | | |