Рабочая учебная программа
по дисциплине «Чтение и развитие речи»
для 6 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
(надомное обучение)
(Автор: В.В. Воронкова)
Составитель:
учитель:Малофеева Оксана Викторовна
2016-2017 учебный год
Рабочая программа по чтению для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС, 2011.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 51 час (1.5 часа в неделю согласно расписанию. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин).
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Обучение чтению в 6 классе направлено на решение следующих задач:
• формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
• воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления учащихся с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Структура программы включает в себя три раздела: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
I Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Чтения и развития речи» в 6 классе является формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4)умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
5)умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в диалог на уроке и в жизни.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Прогнозируемые результаты освоения учебного курса.
Учащиеся научатся:
- читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;
- читать « про себя»;
- выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
- формулировать вопросы к тексту;
- делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
- составлять простой план под руководством учителя;
- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
- производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;
- учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Учащиеся будут знать:
• наизусть 8 - 10 стихотворений
II Содержание учебного курса.
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Изучаемые произведения:
1. Моя Родина. |
В.Песков «Отечество». |
М. Ножкин «Россия». |
М. Пришвин «Моя Родина». |
2.Золотая осень. |
В. Бианки «Сентябрь». |
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». |
Ю. Качаев «Грабитель». |
Б. Житков «Белый домик». |
А. Белорусец «Звонкие ключи». |
К. Паустовский «Заячьи лапы». |
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». |
Е. Носов «Хитрюга». |
В. Бианки «Октябрь». |
3. Великая радость - работа. |
С. Михалков «Будь человеком». |
Б. Заходер «Петя мечтает». |
По Д. Биссету «Слон и муравей». |
По Д. Биссету «Кузнечик Денди». |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». |
Дж. Родари «Пуговкин домик». |
4. Страницы истории. |
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». |
Ф. Глинка «Москва». |
В. Бианки «Ноябрь». |
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря». |
По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге». |
Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин». |
5. Что такое хорошо, что такое плохо.. |
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». |
Е. Пермяк «Тайна цены». |
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте». |
6. Здравствуй, гостья – Зима. |
В. Бианки «Декабрь». |
Е. Благинина «Новогодние загадки». |
А. Никитин «Встреча зимы». |
А. Дорохов «Тёплый снег». |
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
Д. Хармс «Пушкин». |
В. Бианки «Январь». |
Х.-К. Андерсен «Ель». |
А. Чехов «Ванька». |
И. Никитин «Весело сияет» (отрывок). |
И. Суриков «Белый снег пушистый». |
М. Зощенко «Лёля и Минька». |
Ю. Рытхэу «Пурга». |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». |
В. Бианки «Февраль». |
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». |
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». |
7.Весна – красна. |
С. Смирнов «Первые приметы». |
В. Бианки «Март». |
По В. Песков. «Весна идёт». |
М. Пришвин «Жаркий час». |
Г. Скребицкий «Весенняя песня». |
В. Жуковский «Жаворонок». |
А. Толстой «Детство Никиты». |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей». |
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой». |
В. Бианки «Апрель». |
К. Паустовский «Стальное колечко». |
8.Рассказы о животных |
По В. Астафьеву «Злодейка». |
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». |
В. Драгунский «Кот в сапогах». |
Д. Хармс «Заяц и Ёж». |
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» |
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». |
9.Рассказы, сказки, стихи для детей |
В. Набоков «Дождь пролетел…» |
В. Бианки «Май». |
М. Дудин «Наши песни спеты о войне». |
В. Медведев «Звездолёт «Брунька». |
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». |
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». |
В. Астафьев «Зорькина песня» |
Н. Рыленков «Нынче ветер…» |
III Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Моя Родина. | 2 |
Золотая осень. | 8 |
Великая радость - работа. | 4 |
Страницы русской истории. | 4 |
Что такое хорошо, что такое плохо. | 2 |
Здравствуй, гостья - Зима. | 13 |
Весна – красна | 6 |
Рассказы о животных. | 6 |
Рассказы, сказки, стихи для детей. | 6 |
Всего за год: | 51 |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Учебники:
И. М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. М., « Просвещение», 2008.
2. Литература для учителя:
Н.В.Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998.
Е.Д.Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи . – М., «Руссико»,1991.
3. Демонстрационные таблицы: иллюстрации учебника, иллюстративный материал на тему «времена года».
4. Раздаточный материал: карточки, сборники открыток, тесты.
5. Технические средства обучения:
ПК, принтер, экран, проектор
Календарно-тематическое планирование
| № п/п | Программный материал | Кол-во часов | Дата | Словарь | Наглядность | Развитие речи |
Моя Родина. (2 часа) | | | |
| 1 | По В. Пескову «Отечество».М. Ножкин «Россия» | 1 | | ратный подвиг кладовая эпиграф целебен сокровища хмурен, ревун, дряблый амбар, терем шлюпка ветеринар грязник, зазимник ветер-листодёр грязник, зазимник Эгоист Закадычные друзья | Портреты писателей, иллюстрации учебника, грамзаписи, диафильмы, картинки. | Навыки осмысленного чтения, определение характерных черт героев произведений, чтение «про себя», заучивание наизусть стихов и прозы. |
| 2 | М.Пришвин «Моя Родина». Золотая осень (8 часов) | 1 | |
| 3 | В.Бианки «Сентябрь». В.Бианки «Октябрь». | 1 | |
| 4 | И.Бунин «Лес, точно терем расписной...» | 1 | |
| 5 | Ю.Качаев «Грабитель». | 1 | |
| 6 | Б.Житков «Белый домик». | 1 | |
| 7 | А.Белорусец «Звонкие ключи». | 1 | |
| 8 | К.Паустовский «Заячьи лапы». | 1 | |
| 9 | И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». | 1 | |
| 10 | Е.Носов «Хитрюга». | 1 | |
| | Великая радость – работа. (4 часа) | | |
| 11 | С.Михалков «Будь человеком.» | 1 | |
| 12 | Б.Заходер «Петя мечтает». | 1 | |
| 13 | По Д.Биссету «Слон и муравей». (Сказка.) По Д.Биссету «Кузнечик Денди» (Сказка.) | 1 | |
| 14 | Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Дж.Родари «Пуговкин домик». | 1 | |
Страницы истории. (4 часа) | | | |
| 15 | Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины). | 1 | |
| 16 | Ф.Глина «Москва». (В сокращении.) | 1 | |
| 17 | В.Бианки «Ноябрь». Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой. | 1 | |
| 18 | По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы» Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву. | 1 | |
| Что такое хорошо, что такое плохо. (2 часа) | | | |
| 19 | По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Е. Пермяк «Тайна цены». | 1 | |
| 20 | Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!». ( В сокращении). | 1 | |
| Здравствуй, гостья Зима. (13 часов) |
| 21 | В. Бианки « Декабрь». Е. Благинина « Новогодние загадки». | 1 | |
| 22 | А.Никитин « Встреча зимы». (В сокращении). . | 1 | |
| 23 | А. Дорохов «Тёплый снег». | 1 | |
| 24 | А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин « Д. Хармс». | 1 | |
| 25 | В. Бианки «Январь». | 1 | | Перезимок, поземка. Падчерица Зардел мазурь |
| 26 | Х.-К.Андерсен «Ель». (Сказка). | 1 | |
| 27 | А.П. Чехов «Ванька». | 1 | |
| 28 | И.Никитин «Весело сияет месяц над селом...» И. Суриков «Белый снег пушистый...» | 1 | |
| 29 | М. Зощенко «Лёля и Минька». | 1 | |
| 30 | Ю. Рытхэу « Пурга». | 1 | | малахай Тролль, чертоги Красная капель Дания, Нью-Йорк Ратуша, Женева | Портреты писателей, поэтов, иллюстрации учебника, картины, д/фильмы, фотографии | Совершенствование навыков беглого, выразительного чтения, формирование собственного суждения |
| 31 | Ю. Дмитриев « Таинственный ночной гость». | 1 | |
| 32 | В.Бианки «Февраль». С. Маршак «Двенадцать месяцев». (Отрывки) | 1 | |
| 33 | По Х-К. Андерсену «Снежная королева». | 1 | |
| | Весна – красна (6 часов) | | |
| 34 | С. Смирнов « Первые приметы». К. Паустовский « Стальное колечко». | 1 | | |
| 35 | В.Бианки « Март», « Апрель». | 1 | |
| 36 | По В. Пескову « Весна идет». М. Пришвин. «Жаркий час». | 1 | |
| 37 | Г. Скребицкий «Весенняя песня». (Сказка) | 1 | |
| 38 | В. Жуковский « Жаворонок». А. Толстой « Детство Никиты». (Отрывок) | 1 | | | | |
| 39 | А. Твардовский «Как после мартовских метелей...» А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой...» | 1 | |
| 40 | Рассказы о животных. (6 часов) По В.Астафьеву «Злодейка». | 1 | |
| 41 | По Е. Барониной «Рассказы про зверей». | 1 | |
| 42 | В. Драгунский «Кот в сапогах». | 1 | | Карнавал Кривляка Мангуст | Портреты писателей, поэтов, иллюстрации учебника, картины, д/фильмы, фотографии | Разбор содержания читаемого с помощью вопросов к тексту. Совершенствование навыков чтения по ролям. Формирование собственного суждения |
| 43 | Д. Хармс « «Заяц и ёж». | 1 | |
| 44 | И. Крылов « Зеркало и Обезьяна».(Басня). | 1 | |
| 45 | По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави». | 1 | |
| | Рассказы, сказки, стихи для детей. (6 часов) | | | жимолость пустельги |
| 46 | В. Набоков. «Дождь пролетел и сгорел на лету...» | 1 | |
| 47 | В.Бианки « Май». М. Дудин «Наши песни спеты на войне...» | 1 | |
| 48 | В. Медведев. « Звездолет «Брунька». По К. Паустовскому « Корзина с еловыми шишками». | 1 | | | | |
| 49 | По А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц». | 1 | | | | |
| 50 | В. Астафьев «Зорькина песня». | 1 | |
| 51 | Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...» | 1 | |