СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Экономика для младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе авторской программы Смирновой Т. В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009, учебника Т.В.Смирновой «Дом в Обычном переулке» )– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004. С использованием интернет ресурсов

Просмотр содержимого документа
«КТП Экономика для младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла

Протокол №____от__________2016г.

__________/_А.А. Морева_ /

СОГЛАСОВАНО

« »________ 2016г


Зам. директора по УВР _______И.Н.Холодова


УТВЕРЖДАЮ

« »________ 2016г


Директор школы

________ Е.Е. Юрганова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(инклюзивное обучение)



Экономика для младших школьников___________

Уровень обучения основное общее образование____

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)

Количество часов _____34____________________________________

Класс (ы) ______5___________________________________________

Учитель __Морева Александра Александровна__________________





















Могоенок, 2016 г.



Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе авторской программы Смирновой Т. В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009, учебника Т.В.Смирновой «Дом в Обычном переулке» )– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004.

Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, разработанной под руководством Л.В. Занкова, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач: - с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения; - способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества; - формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы; - развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием. В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.

В основе курса лежат следующие дидактические принципы: Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания", овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая к помощи других учеников или учителя. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включены в общую деятельность. Быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал. Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью. Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей. Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты. Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. Содержание курса неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму. В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?" Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария. Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана. Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор. К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой. Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности. В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, подлежащие усвоению ребенком. Содержание курса не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение. Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии. Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий. Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования. Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник + рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.

Работа над задачами: Экономическая задача в виде рисунка - как особый вид экономического задания. Текстовая экономическая задача. Экономическая задача в схематическом изображении. Установление отличительных признаков задачи. Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса. Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних. Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями. Выбор верного решения из нескольких предложенных.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу обучения

Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:

Торговля, посредничество, услуги: о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ, о производителе, о том, кто производит товар, о потребителе, о том, кто потребляет товар, о собственных затратах, о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг, о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар, о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю, о торговле как особом роде деятельности, о торговой прибыли, о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах), о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи, о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой, о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос, об услугах как особой форме коммерческой деятельности, о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности.

Аренда: о собственности и о праве ей распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату.

Банк. Кредит: о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности, о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы. о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег, о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам.

Производство: о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ, о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя, об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает, о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат, о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта, о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств, о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями.

Акционерная форма капитала: о капитале как о деньгах, приносящих прибыль, об акциях, об акционерных компаниях, о курсе акций и их номинальной стоимости, о контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля, о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов.

Экономические циклы: о монополии и монополиях, их формах и видах, о конкуренции на уровне монополий, об экономических циклах и их фазах.

Налоги, пошлины, платежи: о налогах, о видах налогов и налоговых поступлениях, о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу, о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Учащиеся должны уметь:

- за внешними формами видеть суть экономического явления, - отличать формальную логику от экономической, - выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор, - работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу, вычислять недостающие данные и заполнять таблицу, - пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).

Учащиеся должны знать:

экономика - это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.

Осуществление контроля на занятиях по экономике

Оценивание проходит в форме похвалы, награждением призами, вымпелами и Почетным дипломом от Белки и ее друзей в конце года.

Содержание программы 1 класс

Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования и жизнеобеспечения семьи. Разделение труда. Обмен результатами своего труда.

Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах. Первоначальное понятие о потребностях.

Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.

Понятие о покупателе и продавце.

Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д.

Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.

Понятие услуги.

Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фото-студия и т.д. Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль над выполнением обязательств, соблюдением порядка.

Начальное представление об оптовой и розничной торговле. Виды денег: монеты, купюры.

Богатство и деньги.

Богатство и счастье.

Понятие бюджета: семейного, государственного. Доходы и расходы.

Понятие государственной казны.

Налогообложение.

Первое представление о банке как финансовом посреднике. Сбережения - накопления.

Формы накопления денег. Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств. Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.

Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки. Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле - дороже.

Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.

Понятие страхования. Страховой взнос.

Договор. Условия договора.

Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения. Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего

часов

Домашнее

задание

Дата занятия


план



факт


1.


Труд в быту. Разделение труда в быту.

1


07.09


2.


Работа. Заработная плата.

1


14.09


3.


Товар и деньги в домашнем быту.

1


21.09


4.


Понятие о потребностях. Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.


1


28.09


5.


Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли.

1


05.10


6

Процесс купли-продажи.

1


12.10


7

Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания.

1


19.10


8

Общественный транспорт. Плата за проезд.

1


26.10


9

Богатство – счастье.

1


09.11


10

История денег.

1


16.11


11

Виды денег: монеты купюры. Кто распределяет деньги в семье. Доходы и расходы.

1


23.11


12

Бюджет. Система приоритетов.


1


30.11


13

Понятие государственной казны. Налоги.

1


07.12


14

Самое первое представление о банке.

1


14.12


15

Банк. Коммунальные платежи.

1


21.12


16

Сбережения. Накопления.

1


28.12


17

Складчина. Развитие собственного дела.

1


18.01


18

Развитие собственного дела. Бюджет.

1


25.01


19

Понятие о вложениях.

1


01.02


20

Свободные деньги. Недвижимость.

1


08.02


21

Возможность использования накопленных средств.

1


15.02


22

Средства связи.

1


22.02


23

Конкуренция.

1


01.03


24

Безопасность

1


15.03


25

Аукцион. Понятие сделки.

1


22.03


26

Платность услуги. Проблема выбора.

1




27

Здоровый образ жизни.

1




28

Приусадебное хозяйство. Запасы.

1




29

Первое понятие о собственных затратах.

1




30

Экономия собственных затрат.

1




31

Изменение цен: дешевле – дороже.

1




32

Представление о производительности труда.

1




33

Представление о прибыльности какого-либо дела.

1




34

Итоговое занятие «Путешествие по стране экономика».

1


























Литература:

1. Книга для чтения Т.В. Смирновой "Дом в Обычном переулке"– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.

2. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!