Обсуждено и согласовано на заседении МО протокол №____от_____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» ____________________Л.В. Южакова Приказ №_____от_________________ |
ПРОГРАММА
элективного курса
по математике
«Избранные вопросы математики»
11 «б, в» класс
(базовый уровень)
Разработала:
учитель математики
Козлова Наталья Борисовна
Череповец 2015 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Избранные вопросы математики» разработан на основе учебного пособия "Решение уравнений и неравенств: Общие подходы и использование свойств функций". Издательство: Вологда "ИПЦ "Легия", 2009 год, под редакцией Л.И. Безниной.
Программа курса предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Курс ориентирован на обеспечение старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента Базисного учебного плана в старшей школе в соответствии ФГОС. Предлагаемый элективный курс позволяет осуществлять задачи профильной подготовки старшеклассников.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в стандартных, так и в изменённых ситуациях. Данный курс позволит учащимся повторить и систематизировать большое количество материала необходимое для успешного поступления и дальнейшего обучения в ВУЗах.
Предложенный курс открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале, который помогает профессиональной подготовке учащихся на высшей ступени обучения, развивает умения и навыки, необходимые для продолжения образования, повышает их математическую культуру.
Цели курса:
подготовка к вступительному экзамену в ВУЗ;
углубление практических знаний, умений и навыков учащихся но алгебре и началам анализа;
развитие познавательной активности учащихся;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации;
развитие устойчивого интереса учащихся к математике и любознательности при творческом подходе к решению задач.
Задачи курса:
расширить и углубить практические и теоретические знания учащихся по математике;
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач, предлагаемых на вступительных экзаменах в ВУЗы;
обучить учащихся приемам и методам решения задач, повышенной сложности;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; умения работать с дополнительной учебной литературой;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
научить применять знания в новых ситуациях.
Предлагаемый курс соответствует:
современным целям общего среднего (полного) образования;
основным положениям концепции средней школы;
перспективным целям математического образования в средней школе.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
овладеть методами и приемами решения задач, предлагаемых на вступительных экзаменах в ВУЗы;
овладеть техникой преобразований выражений, решения уравнений и неравенств, повышенной сложности;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности в области математики.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
решать текстовые задачи;
решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
решать геометрические задачи на комбинацию тел;
решать задания повышенного уровня сложности;
преобразовывать выражения, содержащие модуль, параметр;
строить графики, содержащие модуль, комбинации элементарных функций;
преобразовывать выражения, содержащие обратные тригонометрические функции.
повысить уровень математического и логического мышления учащихся;
развить навыки исследовательской деятельности.
В ходе изучения курса учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации.
Ведущие способы учебной деятельности:
лекции;
семинарские занятия;
практикумы;
тренинги;
самоподготовка, самоконтроль;
работа учитель-ученик, ученик-ученик.
Работа курса строится на принципах:
научности;
доступности;
опережающей сложности;
вариативности.
Средства, применяемые в преподавании:
ИКТ, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, схемы, справочные материалы.
Содержание изучаемого курса.
Тема 1. Решение текстовых задач (4 часа)
Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Задачи, решаемые с помощью неравенств.
Тема 2. Производная и первообразная. Интеграл (8 часов)
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический смысл производной. Построение графика функции с помощью производной. Производная функции в точке. Производная сложной функции. Вычисление первообразной, определенного и неопределенного интеграла. Площадь криволинейной трапеции.
Тема 3. Уравнения и неравенства (10 часов)
Различные способы решения тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений с параметром. Решение тригонометрических уравнений с модулем. Решение тригонометрических неравенств. Различные способы и методы решения логарифмических, показательных уравнений и неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Иррациональные уравнения и неравенства. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр.
Тема 4. Функции (8 часов)
Тригонометрические функции их свойства и графики. Линейная функция, ее свойства и график. Квадратичная функция, ее свойства и график. Дробно-рациональная функция и ее график. Логарифмическая функция. Показательная функция. Нахождение области определения и области значений функций.
Тема 5. Преобразование выражений (4 часа)
Обучение приемам и методам преобразования тригонометрических выражений, логарифмических выражений, выражений, содержащих степень с рациональным показателем. Находить значения всех тригонометрических функций по заданной. Находить значение выражений, содержащих степень с рациональным показателем.
Учебно-тематический план
№ п\п | Название темы | Количество часов |
Тема 1. Решение текстовых задач | 4 |
| Решение задач на движение, на совместную работу, на процентное содержание, на смеси и сплавы. | 2 |
| Задачи, решаемые с помощью неравенств. | 2 |
Тема 2. Производная и ее применение. Первообразная. Интеграл. | 8 |
| Производная функции в точке, её физический и геометрический смысл. | 2 |
| Построение графика функции с помощью производной. | 2 |
| Вычисление первообразной, определенного и неопределенного интеграла. | 2 |
| Площадь криволинейной трапеции. | 2 |
Тема 3. Уравнения и неравенства | 10 |
| Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств. | 2 |
| Различные способы решения уравнений, содержащих знак модуль. | 2 |
| Различные способы и методы решения показательных уравнений и неравенств. | 2 |
| Различные способы и методы решения логарифмических уравнений и неравенств. | 2 |
| Различные способы решения иррациональных уравнений и неравенств. | 2 |
| Различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих параметр. | 2 |
Тема 4. Функции | 8 |
| Элементарные функции и их графики. | 2 |
| Нахождение области определения и области значений функций. | 2 |
| Тригонометрические функции их свойства и графики. | 2 |
| Показательная функция. Логарифмическая функция. | 2 |
Тема 5. Преобразование выражений | 4 |
| Обучение приемам и методам преобразования тригонометрических, логарифмических выражений, выражений, содержащих степень с рациональным показателем. | 2 |
| Нахождение значения всех тригонометрических функций по заданной. Нахождение значения выражения, содержащих степень с рациональным показателем. | 2 |
Итого | 34 |
Список литературы:
Безнина Л.И. Решение уравнений и неравенств: Общие подходы и использование свойств функций Вологда "ИПЦ "Легия", 2008 год
Макаров Ю.Н., Миндюк Н.Г. «Дополнительные главы к школьному учебнику», Москва Просвещение, 1997г
Денищева Л.О., Глазков Ю.А.и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к вступительному экзамену в ВУЗы по математике.– М.: Интеллект-Центр, 2005
Сканави М.И. Полный сборник задач для поступающих в ВУЗы. Группа повышенной сложности / Под редакцией М.И. Сканави. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: Мн.: ООО «Харвест», 2006. – 624 с.: ил.
Ким Н.А. «Справочник учителя математики» Волгоград, 2011
«Сборник задач для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы».
7. «Единый государственный экзамен». КИМы 2014-2015 гг..
Интернет - ресурсы.
http://interneturok.ru/ru
http://alexlarin.net/ege13.html
http://www.egetrener.ru/index.php
http://vk.com/ege100ballov
http://reshuege.ru/