
Министерство Образования и Науки Кабардино - Балкарской Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение Эльбрусского района
МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза
«Культура речи и стилистика»
(русский язык 11 класс)
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Составлено учителем:
Макаренко Г.В.
МОУ «Гимназия №5»,
г.Тырныауза, КБР
2011-2012 Г.Г.
Программа элективного курса по русскому языку для 11 класса
«Культура речи и стилистика».
Пояснительная записка.
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в образовательный блок «Курс по выбору», либо в систему факультативных занятий. Курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю. Будучи тесно связанным с обязательным материалом, данный курс обладает определенной содержательной автономностью и не предлагает тесной связи с программой какого- либо класса. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах образования (9, 10 и 11 класс).
Целью курса является:
повышение общей культуры учащихся, повышение знаний орфографии, пунктуации, синтаксиса;
овладение учащимися компетенциями делового общения, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте;
умение правильно использовать лексический состав языка, различные его грамматические конструкции;
уметь анализировать текст и писать творческую работу;
максимально подготовиться к выполнению ЕГЭ, в частности части С.
Курс ориентирован на решение задач:
научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.
в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:
показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
вывести учащихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;
развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:
сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.
дифференцировать выпускников средней школы по уровню подготовки по русскому языку с целью итоговой аттестации;
повторение материала, изученного в 5-9 классах, углубление понимания изученного материала;
систематизировать имеющиеся знания по предмету.
Формы работы: повторение материала, работа по тестам, многоаспектный анализ текста, написание рецензии.
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Приобретение учащимися навыков составления резюме, официальных выступлений и собеседования при устройстве на работу.
Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.
Тематическое планирование элективного курса для 11 класса
«Культура речи и стилистика».
№№ | Кол-во часов | Содержание | Форма занятий |
1. | 1 | Введение. Понятие о стилистике русского языка. | Вводная лекция. |
2. | 1 | Функциональные стили речи | Лекция. |
3. | 1 | Научный стиль. Научная сфера общения. Научная информативное сообщение как основная функция стиля речи. | |
4. | 1 | Особенности научного стиля. | Работа по учебным пособиям |
5. | 1 | П/работа со словарями, справочниками. | Работа со словарем. |
6. | 1 | Рассуждение. Использование описания и повествования как способов аргументации в рассуждении. | Сообщения учащихся. |
7. | 1 | Языковые средства научного стиля. | Лекция. |
8-9. | 2 | П/работа. Разбор научного стиля. Рецензия. | Тесты. |
10-13. | 4 | Официально – деловой стиль речи. Деловое сообщение как основная функция официально – делового стиля. | Работа по учебным пособиям |
14-15. | 2 | Жанры делового стиля. Языковые средства официально – делового стиля. | Изучение различных видов делового общения |
16-17. | 2 | П/работа. Анализ справочного материала в официально-деловом стиле. | Анализ справочного материала в официально-деловом стиле |
18-19. | 2 | Употребление сложных синтаксических конструкций, простых предложений с однородными главными и вставными конструкциями, безличные предложения. | Лекция. |
20-22. | 3 | П/работа. | Тесты. |
23-25. | 3 | Публицистический стиль речи. Сфера применения жанра стиля: выступление на собраниях, митингах, форумах. | Составление речи для выступления учащихся. |
26-27. | 2 | П/работа. | |
28-29. | 2 | Особенности публицистики. Языковые средства стиля. Лексика, публикация стиля. | Публицистика стиля. |
30-32. | 3 | П/работа. Анализ газетной статьи. | Практическая работа по анализу текста. |
33-34. | 2 | Лексика публицистического стиля. | Сообщение учителя. |
35. | 1 | Практикум. Написать хроникальную заметку в газету, используя языковые средства. | |
36-37. | 2 | Использование стилистических фигур. | |
38-39. | 2 | Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Речевой этикет. | |
40-42. | 3 | Жанры разговорного стиля, его особенности. | Конспект лекции. |
43-44. | 2 | Практикум. Пробное написание собственных вариантов деловых документов; повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка. | Выполнение домашнего задания. |
45-47. | 3 | Специфика использования местоимений в разговорном стиле. | |
48-50. | 3 | Анализ текста. Написание сочинения с использованием средств языка. | |
51-52. | 2 | Язык художественной литературы. Основные функции стиля. | |
53-55. | 3 | Литературный язык и язык художественной литературы. | Лекция учителя. |
56-60. | 6 | Эстетическая функция языка. Виды и жанры художественных произведений. | |
61-63. | 3 | Стихотворная речь, ее особенности. Изобразительная роль лексических средств. | |
64-66. | 3 | Практикум. Анализ художественного текста. | Тесты. |
Список литературы.
1. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Деловой этикет. – М.: ЮНВЕС, 1997.
2. Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б. Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 кл. / под ред Т.С.Кудрявцевой. _ М.: Дрофа, 2001.
3. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - М.: Флинта; Наука, 2001.
4. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика: учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995.
Отзыв на программу элективного курса по русскому языку для 11 класса
«Культура речи и стилистика», составленного учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» Макаренко Г.В.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 классов и направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала. Курс «Культура речи и стилистика» создан в целях подготовки учащихся 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся. Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, а также поможет максимально отработать навыки по подготовке к выполнению ЕГЭ в части С, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний. Курсы подобной направленности помогут учащимся в будущем, так как в условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества, он актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности. Таким образом, учебный материал курса направлен на поддержание изучения русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении, как в устной, так и в письменной формах. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе. Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.
При составлении планирования основной моделью построения занятий стали: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий различных видов. Курс имеет четко выраженные цели и задачи. Учитель предусматривает формы контроля и методы оценки компетенции учащихся: промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; итоговые – контрольные работы.
Рецензент: Жеттеева Л.Х. – методист кафедры русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза.