СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП элективного курса для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование элективного курса для 11 класса по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«КТП элективного курса для 11 класса»





Министерство Образования и Науки Кабардино - Балкарской Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение Эльбрусского района

МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза













«Культура речи и стилистика»

(русский язык 11 класс)

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Составлено учителем:

Макаренко Г.В.

МОУ «Гимназия №5»,

г.Тырныауза, КБР



2011-2012 Г.Г.





Программа элективного курса по русскому языку для 11 класса

«Культура речи и стилистика».

Пояснительная записка.

Данный курс ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в образовательный блок «Курс по выбору», либо в систему факультативных занятий. Курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю. Будучи тесно связанным с обязательным материалом, данный курс обладает определенной содержательной автономностью и не предлагает тесной связи с программой какого- либо класса. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах образования (9, 10 и 11 класс).

Целью курса является:

  • повышение общей культуры учащихся, повышение знаний орфографии, пунктуации, синтаксиса;

  • овладение учащимися компетенциями делового общения, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте;

  • умение правильно использовать лексический состав языка, различные его грамматические конструкции;

  • уметь анализировать текст и писать творческую работу;

  • максимально подготовиться к выполнению ЕГЭ, в частности части С.

Курс ориентирован на решение задач:

  • в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

  • научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;

  • научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.

  • в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:

  • показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;

  • вывести учащихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;

  • развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;

  • сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

  • в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:

  • сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

  • выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.

  • дифференцировать выпускников средней школы по уровню подготовки по русскому языку с целью итоговой аттестации;

  • повторение материала, изученного в 5-9 классах, углубление понимания изученного материала;

  • систематизировать имеющиеся знания по предмету.

Формы работы: повторение материала, работа по тестам, многоаспектный анализ текста, написание рецензии.

Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:

  • Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

  • Приобретение учащимися навыков составления резюме, официальных выступлений и собеседования при устройстве на работу.

  • Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.

  • Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.













Тематическое планирование элективного курса для 11 класса

«Культура речи и стилистика».

№№

Кол-во часов

Содержание

Форма занятий

1.

1

Введение. Понятие о стилистике русского языка.

Вводная лекция.

2.

1

Функциональные стили речи

Лекция.

3.

1

Научный стиль. Научная сфера общения. Научная информативное сообщение как основная функция стиля речи.


4.

1

Особенности научного стиля.

Работа по учебным пособиям

5.

1

П/работа со словарями, справочниками.

Работа со словарем.

6.

1

Рассуждение. Использование описания и повествования как способов аргументации в рассуждении.

Сообщения учащихся.

7.

1

Языковые средства научного стиля.

Лекция.

8-9.

2

П/работа. Разбор научного стиля. Рецензия.

Тесты.

10-13.

4

Официально – деловой стиль речи. Деловое сообщение как основная функция официально – делового стиля.

Работа по учебным пособиям

14-15.

2

Жанры делового стиля. Языковые средства официально – делового стиля.

Изучение различных видов делового общения

16-17.

2

П/работа. Анализ справочного материала в официально-деловом стиле.

Анализ справочного материала в официально-деловом стиле

18-19.

2

Употребление сложных синтаксических конструкций, простых предложений с однородными главными и вставными конструкциями, безличные предложения.

Лекция.

20-22.

3

П/работа.

Тесты.

23-25.

3

Публицистический стиль речи. Сфера применения жанра стиля: выступление на собраниях, митингах, форумах.

Составление речи для выступления учащихся.

26-27.

2

П/работа.


28-29.

2

Особенности публицистики. Языковые средства стиля. Лексика, публикация стиля.

Публицистика стиля.

30-32.

3

П/работа. Анализ газетной статьи.

Практическая работа по анализу текста.

33-34.

2

Лексика публицистического стиля.

Сообщение учителя.

35.

1

Практикум. Написать хроникальную заметку в газету, используя языковые средства.


36-37.

2

Использование стилистических фигур.


38-39.

2

Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Речевой этикет.


40-42.

3

Жанры разговорного стиля, его особенности.

Конспект лекции.

43-44.

2

Практикум. Пробное написание собственных вариантов деловых документов; повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.

Выполнение домашнего задания.


45-47.

3

Специфика использования местоимений в разговорном стиле.


48-50.

3

Анализ текста. Написание сочинения с использованием средств языка.


51-52.

2

Язык художественной литературы. Основные функции стиля.


53-55.

3

Литературный язык и язык художественной литературы.

Лекция учителя.

56-60.

6

Эстетическая функция языка. Виды и жанры художественных произведений.


61-63.

3

Стихотворная речь, ее особенности. Изобразительная роль лексических средств.


64-66.

3

Практикум. Анализ художественного текста.

Тесты.



Список литературы.

1. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Деловой этикет. – М.: ЮНВЕС, 1997.

2. Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б. Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 кл. / под ред Т.С.Кудрявцевой. _ М.: Дрофа, 2001.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - М.: Флинта; Наука, 2001.

4. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика: учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995.



























Отзыв на программу элективного курса по русскому языку для 11 класса

«Культура речи и стилистика», составленного учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» Макаренко Г.В.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 классов и направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала. Курс «Культура речи и стилистика» создан в целях подготовки учащихся 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся. Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, а также поможет максимально отработать навыки по подготовке к выполнению ЕГЭ в части С, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний. Курсы подобной направленности помогут учащимся в будущем, так как в условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества, он актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности. Таким образом, учебный материал курса направлен на поддержание изучения русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении, как в устной, так и в письменной формах. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе. Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.

При составлении планирования основной моделью построения занятий стали: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий различных видов. Курс имеет четко выраженные цели и задачи. Учитель предусматривает формы контроля и методы оценки компетенции учащихся: промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; итоговые – контрольные работы.

Рецензент: Жеттеева Л.Х. – методист кафедры русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза.