СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП факультатива "Вдумчивый читатель" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП факультатива "Вдумчивый читатель" для 1-4 классов»


1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Вдумчивый читатель» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы «Вдумчивое чтение» разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение».

Учет и оценка достижений планируемых результатов внеурочной деятельности ведется в электронном виде.

Цель курса: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи курса:

• воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению);

• совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение);

• сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию; преобразовывать её;

• обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

• способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;

• развивать творческую читательскую деятельность учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;

• способствовать развитию традиций семейного чтения.

Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года обучения. Курс «Вдумчивый читатель» 1-го года обучения рассчитан на 16 часов-1 раз в 2 недели, 2-4 года - 34 часа 1 раз в неделю.

Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий. Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.



Творческая деятельность (на основе литературных произведений)

Проекты

Толковый словарик

Поздравительная открытка герою любимого произведения

Загадки о книге и чтении

Лесные домишки

Карта путешествия Муравьишки

Крестики-нолики

Задачи из сказок (рассказов)

Книжка-малышка для самых маленьких

Толковый словарик

Моя первая книга

Саквояж любимого героя

Книга на сцене. В гостях у малышей. Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки

Рекорды книги Гиннеса на страницах книг

Книжная полка моих любимых книг

Конкурсы рисунков, оформление выставок рисунков

Моя Вообразилия

Создание сборника произведений определенной тематики (о родине, о животных, о времени года…).

Создание небольшого сборника пословиц, загадок (о чтении, книге)

Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна»

составление диафильма (комикса)

Подготовка и проведение праздников («Посвящение в читатели», «Книга -именинница»,

Реклама книги

Создание поделок и рисунков к прочитанным произведениям.

Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей.

Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.

Участие в подготовке и проведении викторин

Мы сочиняем сказку

Сказка в красках

Настроение и его оттенки. Словарь настроений. Составление словаря настроений

Хит-парад  из 10-ти лучших книг, «Горячая Десятка»

Какие книги в детстве читали мои родители.

Самая старая книга в нашем доме.

Акции

День подарка просто так

Спасем елочку

Поможем зимующим птицам

Поможем бездомным животным

Книга в подарок

Праздники

«Папа, мама, я – читающая семья»

Праздник читательских удовольствий

Викторины и игры

«Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина;

«Знаешь ли ты мифы о Геракле?»;

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена;

Игра «Лего-чтение» Моделирование рассказа, сказки;

«Там, на неведомых дорожках» Игра-путешествие;

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Литературная игра «Слабое звено»

Литературные диктанты «Внимательный читатель»

Конкурсы

Участие в конкурсе чтецов

«Самая читающая семья»

Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»

Фотоконкурс «Я читаю!»

Конкурс кроссвордистов

«Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни

Конкурс «скороговорителей»

Другие виды практической и творческой деятельности

Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга»; «С чего начинается родина?»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу»

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»

творческий пересказ

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения)

Создание выставок книг по темам

Практическое занятие. Как обернуть книгу.

Разные формы творческого пересказа;

Инсценировки и театрализации;

Практическое занятие. Как отремонтировать книгу

Отзыв о прочитанной книге

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (жанр); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответа-ми других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания

Чтение

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми слова-ми, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения произведения (подробно).

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст:

предполагать содер-жание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором заглавия произведения;.

Составлять план.

Пересказывать текст подробно и выборочно

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию,

фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов;

определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,

оглавление.

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросы.

Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание:

формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать (устно) рассказ характеристику героя, устное описание

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

Создавать письменный текст (описание, отзыв).

Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

2.Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

  1. 2 классы

Ученик обладает следующими умениями:

– оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

– высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

3-4 классы

Ученик обладает следующими умениями:

– эмоциональность;  умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия –  умение  осознавать  и определять  эмоции  других людей; сочувствовать другим людям,  сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Регулятивные УУД

1 - 2 классы

-         определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

-         проговаривает последовательность действий на уроке;

-         учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

-         учится работать по предложенному учителем плану;

учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса 

3-4 классы

– самостоятельно формулирует тему и цели занятия;

– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД

1 - 2 классы

ориентируется в книге(на  развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

– преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.

3-4 классы

– вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной  формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользуется словарями, справочниками, инциклопедиями;

– осуществляет анализ и синтез;

– устанавливает причинно-следственные связи;

– строит рассуждения.

Коммуникативные УУД

1 - 2 классы

– оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушает и понимает речь других;

– выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

3-4 классы

– оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;

– высказывает и обосновывает свою точку зрения;

– слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

– задает вопросы.

Предметные результаты

1 класс

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–пересказывает текст;

– составляет устный рассказ по картинке;

– заучивает  наизусть небольшие стихотворения;

– соотносит  автора, название и героев прочитанных произведений;

– различает рассказ и стихотворение

2 класс

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

– понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

– выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывает текст;

– составляет устный рассказ о герое произведения по плану;

– размышляет о характере и поступках героя;

- различает народную и литературную (авторскую) сказку;

– соотносит автора, название и героев прочитанных произведений

3 класс

– осознанно, правильно, выразительно читает вслух

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит словарную работу;

– самостоятельно формулирует главную мысль текста;

– находит в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывает текст;

– составляет рассказ – характеристику героя;

– высказывает и аргументирует своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

4 класс

– самостоятельно осваивает незнакомый текст (читает про себя, задаёт вопросы автору по ходу чтения, прогнозирует ответы, осуществляет самоконтроль; проводит словарную работу по ходу чтения);

– формулирует основную мысль Т;

– составляет простой и сложный план Т;

–составляет  уст.рассказ на материале прочитанного;

– имеет собственные читательские приоритеты, уважительно относится к предпочтениям других;

– самостоятельно дает характеристику героя

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей

3.Содержание учебного предмета, курса

Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся  предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года). 

На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Однако содержание программы по внеклассному чтению для 4 класса ориентировано на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, поэтому педагог может варьировать содержание программы, ориентируясь на уровень своего класса (не только в 4 классе).

Формы организации: беседа, выставка рисунков, практическая работа, кукольный театр – постановка мини-пьес, самостоятельная работа, экскурсия, игра по станциям, защита проекта, участие в тематических линейках, творческих конкурсах.






Содержание курса «Вдумчивое чтение» для каждого класса включает следующие разделы:

Тема раздела

Произведения  и их авторы

  1.  

«Лето с героями любимых книг»

Знакомство с перечнем книг для прочтения на каникулах.

Книги, прочитанные детьми летом.

  1.  

«Обо всем на свете»

Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, народные песенки)

  1.  

 «Сказка мудростью богата...»

Русские народные сказки:  «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Снегурочка».

Литературные сказки:  

Х.К. Андерсена  «Русалочка», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», Горький М. «Воробьишка»; Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»; Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»; Усачев А. «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Тигр в клеточку»; Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»;  Пушкин А.С. «Сказки»

Л. Преображенская. «Тяп-ляп»

П. Бажов. «Таюткино зеркальце»

  1.  

 «Школьные годы чудесные»

Стихи А.Л. Барто, И. Токмаковой, В. Рыбина, С.Я. Маршака, Н.Наволочкина;  Г. Остер «Вредные советы»; В.В. Голявкин. Рассказы из сборника «Карусель в голове»; К.В. Драгунской. Н.Г. Гарина-Михайловский «Детство Темы», Марк Твен «Приключения Тома Сойера»,А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», С.Михалков «Праздник непослушания»

А. Борченко. «Буквы разбежались»

  1.  

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

 

рассказы  Б. Житкова; стихотворения С.Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Б.Заходера, И. Токмаковой;

Басни И. А. Крылова, С. Михалкова, Эзопа;

С. Никитский «Это мальчик Боба»; Е. Пермяк «Кошелек»; В. Авдиенко. «Рыцари»; Ю. Дружников «Хвастунишка»; Ю. Ермолаев «Навестил»;  Прокофьева «Сказка про честные ушки»;   Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; В. Росин «Друзья познаются в беде»

А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер»

Н. Цуприк. «Айка»

  1.  

«Ребятам о зверятах»

Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки», «Лесная газета»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Кот Иваныч»; Снегирев Г. «Про птиц и зверей»; Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»; Н. Сладков «Почему год круглый?»; Е Соловьев Коралловый риф. 

Бажов П.П. «Серебряное копытце»; Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»; Житков Б.С. «Рассказы»; Пантелеев Л. «Про Белочку и Тамарочку»; Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Похождения жука – носорога»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Сладков Н.И. «Бежал ежик по дорожке», «Бюро лесных услуг»; Толстой А.Н. «Желтухин»; Толстой Л.Н. «Детям»; Ушинский К.Д. «Жалобы зайки»;  В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).Стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного Б. Заходера, Ю. Мориц

Сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако»

А. Горская. «Девочка и щенок»

Л. Татьяничева. «Северные гости»

  1.  

«Моя Вообразилия»,

Б. В. Заходера «МояВообразилия»; К. Чуковский. Чудо-дерево;

стихотворениями  классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийные» рассказы и сказки Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя МилошаМацоурека.

  1.  

«Преданья старины глубокой»

Н.Н. Головин «Моя первая русская история», В.А. Вахромеев «Первые князья русские», А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», древнегреческие мифы «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой

Л. Преображенская. «Дедушко Слышко»

  1.  

«В жизни всегда есть место подвигу».

А. Митяев «Рассказы о русском флоте», С.Я. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Рассказы  и статьи о Великой Отечественной войне, о детях, участниках войны.

Н. Ваторопина. «Конверт без адреса»

Л. Конторович. «Колька и Наташа»

  1.  

«Мир удивительных путешествий и приключений»,

К. Булычев «Путешествие Алисы»;  Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»;   Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»; Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».

  1.  

«Самые умные книги»

 

Знакомство с современными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.), работа со статьями. Размещенными на их страницах; знакомство с разными видами словарей

  1.  

«Журналы и газеты для детей»

Журнальное путешествие. Периодические издания для детей: (библиотека)

По страницам детских журналов.

  1.  

«Встреча с библиотекой»

- Экскурсии в школьную, городскую библиотеку, городской краеведческий музей





4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс -16 ч

Дата проведения


Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся


план

факт



1

7.09


Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть книгу.

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции

«Мои любимые книги»,

2

14.09


Читательский дневник.

В. Драгунский. Заколдованная буква.

Дом. чт. Рассказы В. Драгунского

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции

3

21.09


Загадки обо всем на свете.

Проект. Книжка-малышка для самых маленьких


4

28.09


Времена года.

Н. Сладков. Почему год круглый?

В. Даль Старик-годовик.

Дом. чт. Рассказы о природе

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми слова-ми, постепенно увеличивать скорость чтения.

5

5.10


Где живут книги? Экскурсия в библиотеку.

Дом. чт. Моя любимая книга

Посещать библиотеки города

Удивительное рядом

6

12.10


Е Соловьев Коралловый риф.

Дом. чт. В. Бианки. Лесные домишки.

Проект. Лесные домишки

Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста

7

19.10


В. Бианки. Рассказы о животных.

Листопаднички. Приспособился.

Дом. чт.. Рассказы о животных.

Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста

8



Поляна сказок. Русские народные сказки. Лисичка-сестричка.

Дом. чт. Русские народные сказки.

Проект. Сказка в рисунках.

Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста

9



Русские народные сказка. Лиса и заяц.

Дом. чт. Русские народные сказки.

Проект Толковый словарь

Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста

10



Диагностическая работа

  1. Навыки чтения

  2. Мои достижения.

Дом. чт. Моя любимая книга


Доброе семя — добрый и всход

11



В. Осеева. Сыновья.

С. Никитский. Это мальчик Боба.

Е. Пермяк. Кошелек.

Дом. чт. Л. Толстой. Отец и сыновья. Косточка

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.


Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

12



Час потехи. Небылицы. Веселые стихи.

К. Чуковский. Чудо-дерево.

Дом. чт. К.И. Чуковский. Федорино горе.


13



Ю. Дружников. Хвастунишка.

А. Барто. Вовка – добрая душа.

Б. Заходер. Приятная встреча.

Ю. Ермолаев. Навестил

Дом. чт. В.А. Осеева Волшебное слово. Заплатка.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.


Умеет ли разговаривать природа?

14



И. Токмакова. Береза

А. Барков. Березкины слезы.

Дом. чт. Проект Книга природы

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

15



Лесные айболиты

Дом. чт. В. Бианки. Приключение Муравьишки.

Проект. Карта путешествия Муравьишки

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.


16



Диагностическая работа

  • Навыки чтения

  • Мои достижения.

Проект (дом) Поздравительная открытка герою любимого произведения

Дом. чт.Стихи о детях В. Рыбина




2 класс -17ч

Кол-во часов

Дата проведения


Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

план

факт



1

1



Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем»

Изучение заповедей читателя

2

2



Урок смеха Леонида Каминского.


3

1



Творческая работа №1. Мини-рассказ «Пропущенные буквы»

Учиться вступать в коммуникацию

4

1



Новые сказки Марины Москвиной. Просмотр мультфильма «Что случилось с крокодилом»

Сопоставление прочитанного и просмотренного

5

1



Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки»

Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора.

6

1



Любимые сказки Х.К. Андерсена. Просмотр мультфильмов, поставленных по произведениям датского сказочника. «Дюймовочка», «Огниво», «Свинопас»


7

1



Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина


8

1



Творческая работа №2. Мини-рассказ «Забавные истории из школьной жизни»

Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников

9

1



Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена. Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене.


10

1



Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов.


11

1



Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов – Геракл.


12

1



Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера


13

1



Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка»


14

1



Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунского


15,

16

2



Итоговое занятие. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги». Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки литературно-творческих работ исследовательских и творческих проектов учеников


17

1



Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов.














3 класс -17 ч

Кол-во часов

Дата проведения


Корректировка

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся


план


план

факт



Лето с героями любимых книг, 3 часа

1

1

2.09


Книги, прочитанные детьми летом.

Учиться вступать в коммуникацию

осознавать свою принадлежность к обществу.

Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников.

2

1

9.09


Странички дневника нашего детства.

Обо всем на свете, 3 часа

3

1

16.09


Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, народные песенки)

Сочинять загадки, скороговорки и сказки. Знакомиться с видами библиотек

Знакомиться с библиотекой

Посещать библиотеки города

Проигрывать роль.

4

1

23.09


Наши самые близкие люди

Культурные центры моего города. Театр. Мир театральных профессий, 10 часов

5





1

30.09


Что такое счастье?

Знакомиться с культурными центрами города.

Знакомиться с правилами поведения в общественных местах. Знакомство с нашими соседями по планете. Знать планеты.

Знакомиться с культурными центрами

Просмотр и участие в спектакле. Анализировать сказки, давать характеристику героям.

6





1

7.10


Друзья моего детства.

7

1

14.10


Наши соседи по планете.

Школьные годы чудесны

8

1

21.10


Трудно ли учиться в школе?

Работать с текстом, находить главную мысль, делить текст на части. Составлять план пересказа. Соотносить слова с иллюстрацией. Заполнять таблицу, используя текст.

9

1



Поиграем в школу

Преданья старины глубокой…

10

1



Откуда мы родом? Мы – славяне

Находить информацию в книгах, интернете, газетах. Составлять рассказ. Учиться озаглавливать текст. Соотносить слова и определения в таблице.

11

1



Кто наши предки? Великие русские князья

12

1



Героические страницы нашей истории

«Обыкновенное чудо»

13

1



Сказки для добрых сердец

Работать с текстом, находить главную мысль, делить текст на части. Составлять план пересказа. Соотносить слова с иллюстрацией. Заполнять таблицу, используя текст. Находить информацию в книгах, интернете, газетах.

14

1



О чудесах дружбы

15

1



Детская фантастика

16

1



Заключительное занятие.

17

1



Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов.















4 класс

Кол-во часов

Дата проведения


Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся


план

план

факт



«Лето с героями любимых книг»

1

1

2.09


Книги, прочитанные детьми летом.

Учиться вступать в коммуникацию

2

1

9.09


Книги, прочитанные детьми летом.

Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников

«Обо всем на свете»

3

1

16.09


Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы,)

Воспринимать художественную литературу как вид искусства

4

1

23.09


Знакомство с малыми жанрами фольклора (народные песенки)

Проигрывать роль

«Сказка мудростью богата...»

5

1

30.09


Русская народная сказка:  «Марья Моревна»

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение

6

1

07.10


Русская народная сказка:  «Перышко Финиста Ясна-Сокола»

Знакомиться с правилами поведения в общественных местах

7

1

14.10


Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»;

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение

8

1

21.10


Пушкин А.С. «Сказки»

Воспринимать художественную литературу как вид искусства

«Школьные годы чудесные»

9

1



Н.Г. Гарина-Михайловский «Детство Темы»

Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение

«Что такое хорошо и что такое плохо»

10

1



Ю. Дружников «Хвастунишка»

Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников

«Ребятам о зверятах»

11

1



К. Паустовский «Заячьи лапы»

Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру

«Преданья старины глубокой»

12

1



Н.Н. Головин «Моя первая русская история»

Осознавать свою принадлежность к истории своей страны

13

1



А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей»

Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру

«Мир удивительных путешествий и приключений»

14

1



Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение

15

1



С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение

«Самые умные книги»

16

1



Знакомство с современными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.),

Составление и оформление сообщения: пользуется словарями, справочниками, энциклопедиями;

«Журналы и газеты для детей»

17

1



Журнальное путешествие. Периодические издания для детей: (библиотека)

По страницам детских журналов.

Знакомиться с видами библиотек