1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вдумчивый читатель» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы «Вдумчивое чтение» разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение».
Учет и оценка достижений планируемых результатов внеурочной деятельности ведется в электронном виде.
Цель курса: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению);
• совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение);
• сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию; преобразовывать её;
• обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
• способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;
• развивать творческую читательскую деятельность учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;
• способствовать развитию традиций семейного чтения.
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года обучения. Курс «Вдумчивый читатель» 1-го года обучения рассчитан на 16 часов-1 раз в 2 недели, 2-4 года - 34 часа 1 раз в неделю.
Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий. Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Проекты
Толковый словарик
Поздравительная открытка герою любимого произведения
Загадки о книге и чтении
Лесные домишки
Карта путешествия Муравьишки
Крестики-нолики
Задачи из сказок (рассказов)
Книжка-малышка для самых маленьких
Толковый словарик
Моя первая книга
Саквояж любимого героя
Книга на сцене. В гостях у малышей. Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки
Рекорды книги Гиннеса на страницах книг
Книжная полка моих любимых книг
Конкурсы рисунков, оформление выставок рисунков
Моя Вообразилия
Создание сборника произведений определенной тематики (о родине, о животных, о времени года…).
Создание небольшого сборника пословиц, загадок (о чтении, книге)
Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна»
составление диафильма (комикса)
Подготовка и проведение праздников («Посвящение в читатели», «Книга -именинница»,
Реклама книги
Создание поделок и рисунков к прочитанным произведениям.
Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей.
Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.
Участие в подготовке и проведении викторин
Мы сочиняем сказку
Сказка в красках
Настроение и его оттенки. Словарь настроений. Составление словаря настроений
Хит-парад из 10-ти лучших книг, «Горячая Десятка»
Какие книги в детстве читали мои родители.
Самая старая книга в нашем доме.
Акции
День подарка просто так
Спасем елочку
Поможем зимующим птицам
Поможем бездомным животным
Книга в подарок
Праздники
«Папа, мама, я – читающая семья»
Праздник читательских удовольствий
Викторины и игры
«Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина;
«Знаешь ли ты мифы о Геракле?»;
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена;
Игра «Лего-чтение» Моделирование рассказа, сказки;
«Там, на неведомых дорожках» Игра-путешествие;
Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Литературная игра «Слабое звено»
Литературные диктанты «Внимательный читатель»
Конкурсы
Участие в конкурсе чтецов
«Самая читающая семья»
Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»
Фотоконкурс «Я читаю!»
Конкурс кроссвордистов
«Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни
Конкурс «скороговорителей»
Другие виды практической и творческой деятельности
Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга»; «С чего начинается родина?»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу»
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»
творческий пересказ
Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения)
Создание выставок книг по темам
Практическое занятие. Как обернуть книгу.
Разные формы творческого пересказа;
Инсценировки и театрализации;
Практическое занятие. Как отремонтировать книгу
Отзыв о прочитанной книге
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (жанр); передавать последовательность сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответа-ми других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания
Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми слова-ми, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.
Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Пересказывать текст художественного произведения произведения (подробно).
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст:
предполагать содер-жание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения;.
Составлять план.
Пересказывать текст подробно и выборочно
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию,
фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов;
определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).
Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
Составлять план текста.
Выделять ключевые слова текста (фрагмента).
Находить в тексте материал для характеристики героя.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,
оглавление.
Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросы.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Конструировать устное монологическое высказывание:
формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.
Создавать (устно) рассказ характеристику героя, устное описание
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Культура письменной речи
Создавать письменный текст (описание, отзыв).
Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
2.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
2 классы
Ученик обладает следующими умениями:
– оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;
– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;
– высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
3-4 классы
Ученик обладает следующими умениями:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Регулятивные УУД
1 - 2 классы
- определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учится работать по предложенному учителем плану;
учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса
3-4 классы
– самостоятельно формулирует тему и цели занятия;
– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД
1 - 2 классы
ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;
– преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.
3-4 классы
– вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользуется словарями, справочниками, инциклопедиями;
– осуществляет анализ и синтез;
– устанавливает причинно-следственные связи;
– строит рассуждения.
Коммуникативные УУД
1 - 2 классы
– оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушает и понимает речь других;
– выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);
– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
3-4 классы
– оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;
– высказывает и обосновывает свою точку зрения;
– слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;
– задает вопросы.
Предметные результаты
1 класс
– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);
– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
–пересказывает текст;
– составляет устный рассказ по картинке;
– заучивает наизусть небольшие стихотворения;
– соотносит автора, название и героев прочитанных произведений;
– различает рассказ и стихотворение
2 класс
– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;
– понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;
– выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
– подробно и выборочно пересказывает текст;
– составляет устный рассказ о герое произведения по плану;
– размышляет о характере и поступках героя;
- различает народную и литературную (авторскую) сказку;
– соотносит автора, название и героев прочитанных произведений
3 класс
– осознанно, правильно, выразительно читает вслух
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит словарную работу;
– самостоятельно формулирует главную мысль текста;
– находит в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывает текст;
– составляет рассказ – характеристику героя;
– высказывает и аргументирует своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
4 класс
– самостоятельно осваивает незнакомый текст (читает про себя, задаёт вопросы автору по ходу чтения, прогнозирует ответы, осуществляет самоконтроль; проводит словарную работу по ходу чтения);
– формулирует основную мысль Т;
– составляет простой и сложный план Т;
–составляет уст.рассказ на материале прочитанного;
– имеет собственные читательские приоритеты, уважительно относится к предпочтениям других;
– самостоятельно дает характеристику героя
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей
3.Содержание учебного предмета, курса
Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года).
На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Однако содержание программы по внеклассному чтению для 4 класса ориентировано на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, поэтому педагог может варьировать содержание программы, ориентируясь на уровень своего класса (не только в 4 классе).
Формы организации: беседа, выставка рисунков, практическая работа, кукольный театр – постановка мини-пьес, самостоятельная работа, экскурсия, игра по станциям, защита проекта, участие в тематических линейках, творческих конкурсах.
Содержание курса «Вдумчивое чтение» для каждого класса включает следующие разделы:
№ | Тема раздела | Произведения и их авторы |
| «Лето с героями любимых книг» | Знакомство с перечнем книг для прочтения на каникулах. Книги, прочитанные детьми летом. |
| «Обо всем на свете» | Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, народные песенки) |
| «Сказка мудростью богата...» | Русские народные сказки: «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Снегурочка». |
Литературные сказки: Х.К. Андерсена «Русалочка», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», Горький М. «Воробьишка»; Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»; Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»; Усачев А. «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Тигр в клеточку»; Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; Пушкин А.С. «Сказки» Л. Преображенская. «Тяп-ляп» П. Бажов. «Таюткино зеркальце» |
| «Школьные годы чудесные» | Стихи А.Л. Барто, И. Токмаковой, В. Рыбина, С.Я. Маршака, Н.Наволочкина; Г. Остер «Вредные советы»; В.В. Голявкин. Рассказы из сборника «Карусель в голове»; К.В. Драгунской. Н.Г. Гарина-Михайловский «Детство Темы», Марк Твен «Приключения Тома Сойера»,А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», С.Михалков «Праздник непослушания» А. Борченко. «Буквы разбежались» |
| «Что такое хорошо и что такое плохо» | рассказы Б. Житкова; стихотворения С.Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Б.Заходера, И. Токмаковой; Басни И. А. Крылова, С. Михалкова, Эзопа; С. Никитский «Это мальчик Боба»; Е. Пермяк «Кошелек»; В. Авдиенко. «Рыцари»; Ю. Дружников «Хвастунишка»; Ю. Ермолаев «Навестил»; Прокофьева «Сказка про честные ушки»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; В. Росин «Друзья познаются в беде» А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер» Н. Цуприк. «Айка» |
| «Ребятам о зверятах» | Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки», «Лесная газета»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Кот Иваныч»; Снегирев Г. «Про птиц и зверей»; Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»; Н. Сладков «Почему год круглый?»; Е Соловьев Коралловый риф. Бажов П.П. «Серебряное копытце»; Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»; Житков Б.С. «Рассказы»; Пантелеев Л. «Про Белочку и Тамарочку»; Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Похождения жука – носорога»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Сладков Н.И. «Бежал ежик по дорожке», «Бюро лесных услуг»; Толстой А.Н. «Желтухин»; Толстой Л.Н. «Детям»; Ушинский К.Д. «Жалобы зайки»; В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).Стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного Б. Заходера, Ю. Мориц Сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако» А. Горская. «Девочка и щенок» Л. Татьяничева. «Северные гости» |
| «Моя Вообразилия», | Б. В. Заходера «МояВообразилия»; К. Чуковский. Чудо-дерево; стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийные» рассказы и сказки Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя МилошаМацоурека. |
| «Преданья старины глубокой» | Н.Н. Головин «Моя первая русская история», В.А. Вахромеев «Первые князья русские», А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», древнегреческие мифы «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой Л. Преображенская. «Дедушко Слышко» |
| «В жизни всегда есть место подвигу». | А. Митяев «Рассказы о русском флоте», С.Я. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» Рассказы и статьи о Великой Отечественной войне, о детях, участниках войны. Н. Ваторопина. «Конверт без адреса» Л. Конторович. «Колька и Наташа» |
| «Мир удивительных путешествий и приключений», | К. Булычев «Путешествие Алисы»; Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»; Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»; Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». |
| «Самые умные книги» | Знакомство с современными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.), работа со статьями. Размещенными на их страницах; знакомство с разными видами словарей |
| «Журналы и газеты для детей» | Журнальное путешествие. Периодические издания для детей: (библиотека) По страницам детских журналов. |
| «Встреча с библиотекой» | - Экскурсии в школьную, городскую библиотеку, городской краеведческий музей |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс -16 ч
№ | Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| план | факт | | |
1 | 7.09 | | Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть книгу. | Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции |
«Мои любимые книги», |
2 | 14.09 | | Читательский дневник. В. Драгунский. Заколдованная буква. Дом. чт. Рассказы В. Драгунского | Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции |
3 | 21.09 | | Загадки обо всем на свете. Проект. Книжка-малышка для самых маленьких | |
4 | 28.09 | | Времена года. Н. Сладков. Почему год круглый? В. Даль Старик-годовик. Дом. чт. Рассказы о природе | Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми слова-ми, постепенно увеличивать скорость чтения. |
5 | 5.10 | | Где живут книги? Экскурсия в библиотеку. Дом. чт. Моя любимая книга | Посещать библиотеки города |
Удивительное рядом |
6 | 12.10 | | Е Соловьев Коралловый риф. Дом. чт. В. Бианки. Лесные домишки. Проект. Лесные домишки | Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста |
7 | 19.10 | | В. Бианки. Рассказы о животных. Листопаднички. Приспособился. Дом. чт.. Рассказы о животных. | Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста |
8 | | | Поляна сказок. Русские народные сказки. Лисичка-сестричка. Дом. чт. Русские народные сказки. Проект. Сказка в рисунках. | Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста |
9 | | | Русские народные сказка. Лиса и заяц. Дом. чт. Русские народные сказки. Проект Толковый словарь | Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста |
10 | | | Диагностическая работа Навыки чтения Мои достижения. Дом. чт. Моя любимая книга | |
Доброе семя — добрый и всход |
11 | | | В. Осеева. Сыновья. С. Никитский. Это мальчик Боба. Е. Пермяк. Кошелек. Дом. чт. Л. Толстой. Отец и сыновья. Косточка | Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. |
12 | | | Час потехи. Небылицы. Веселые стихи. К. Чуковский. Чудо-дерево. Дом. чт. К.И. Чуковский. Федорино горе. | |
13 | | | Ю. Дружников. Хвастунишка. А. Барто. Вовка – добрая душа. Б. Заходер. Приятная встреча. Ю. Ермолаев. Навестил Дом. чт. В.А. Осеева Волшебное слово. Заплатка. | Декламировать стихотворение. Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. |
Умеет ли разговаривать природа? |
14 | | | И. Токмакова. Береза А. Барков. Березкины слезы. Дом. чт. Проект Книга природы | Декламировать стихотворение. Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. |
15 | | | Лесные айболиты Дом. чт. В. Бианки. Приключение Муравьишки. Проект. Карта путешествия Муравьишки | Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. |
16 | | | Диагностическая работа Навыки чтения Мои достижения. Проект (дом) Поздравительная открытка герою любимого произведения Дом. чт.Стихи о детях В. Рыбина | |
2 класс -17ч
№ | Кол-во часов | Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
план | план | факт | | |
1 | 1 | | | Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем» | Изучение заповедей читателя |
2 | 2 | | | Урок смеха Леонида Каминского. | |
3 | 1 | | | Творческая работа №1. Мини-рассказ «Пропущенные буквы» | Учиться вступать в коммуникацию |
4 | 1 | | | Новые сказки Марины Москвиной. Просмотр мультфильма «Что случилось с крокодилом» | Сопоставление прочитанного и просмотренного |
5 | 1 | | | Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки» | Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. |
6 | 1 | | | Любимые сказки Х.К. Андерсена. Просмотр мультфильмов, поставленных по произведениям датского сказочника. «Дюймовочка», «Огниво», «Свинопас» | |
7 | 1 | | | Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина | |
8 | 1 | | | Творческая работа №2. Мини-рассказ «Забавные истории из школьной жизни» | Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников |
9 | 1 | | | Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена. Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене. | |
10 | 1 | | | Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов. | |
11 | 1 | | | Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов – Геракл. | |
12 | 1 | | | Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера | |
13 | 1 | | | Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка» | |
14 | 1 | | | Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунского | |
15, 16 | 2 | | | Итоговое занятие. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги». Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки литературно-творческих работ исследовательских и творческих проектов учеников | |
17 | 1 | | | Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов. | |
3 класс -17 ч
№ | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| план | план | факт | | |
Лето с героями любимых книг, 3 часа |
1 | 1 | 2.09 | | Книги, прочитанные детьми летом. | Учиться вступать в коммуникацию осознавать свою принадлежность к обществу. Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. |
2 | 1 | 9.09 | | Странички дневника нашего детства. |
Обо всем на свете, 3 часа |
3 | 1 | 16.09 | | Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, народные песенки) | Сочинять загадки, скороговорки и сказки. Знакомиться с видами библиотек Знакомиться с библиотекой Посещать библиотеки города Проигрывать роль. |
4 | 1 | 23.09 | | Наши самые близкие люди |
Культурные центры моего города. Театр. Мир театральных профессий, 10 часов |
5 | 1 | 30.09 | | Что такое счастье? | Знакомиться с культурными центрами города. Знакомиться с правилами поведения в общественных местах. Знакомство с нашими соседями по планете. Знать планеты. Знакомиться с культурными центрами Просмотр и участие в спектакле. Анализировать сказки, давать характеристику героям. |
6 | 1 | 7.10 | | Друзья моего детства. |
7 | 1 | 14.10 | | Наши соседи по планете. |
Школьные годы чудесны |
8 | 1 | 21.10 | | Трудно ли учиться в школе? | Работать с текстом, находить главную мысль, делить текст на части. Составлять план пересказа. Соотносить слова с иллюстрацией. Заполнять таблицу, используя текст. |
9 | 1 | | | Поиграем в школу |
Преданья старины глубокой… |
10 | 1 | | | Откуда мы родом? Мы – славяне | Находить информацию в книгах, интернете, газетах. Составлять рассказ. Учиться озаглавливать текст. Соотносить слова и определения в таблице. |
11 | 1 | | | Кто наши предки? Великие русские князья |
12 | 1 | | | Героические страницы нашей истории |
«Обыкновенное чудо» |
13 | 1 | | | Сказки для добрых сердец | Работать с текстом, находить главную мысль, делить текст на части. Составлять план пересказа. Соотносить слова с иллюстрацией. Заполнять таблицу, используя текст. Находить информацию в книгах, интернете, газетах. |
14 | 1 | | | О чудесах дружбы |
15 | 1 | | | Детская фантастика |
16 | 1 | | | Заключительное занятие. |
17 | 1 | | | Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов. | |
4 класс
№ | Кол-во часов | Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| план | план | факт | | |
«Лето с героями любимых книг» |
1 | 1 | 2.09 | | Книги, прочитанные детьми летом. | Учиться вступать в коммуникацию |
2 | 1 | 9.09 | | Книги, прочитанные детьми летом. | Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников |
«Обо всем на свете» |
3 | 1 | 16.09 | | Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы,) | Воспринимать художественную литературу как вид искусства |
4 | 1 | 23.09 | | Знакомство с малыми жанрами фольклора (народные песенки) | Проигрывать роль |
«Сказка мудростью богата...» |
5 | 1 | 30.09 | | Русская народная сказка: «Марья Моревна» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение |
6 | 1 | 07.10 | | Русская народная сказка: «Перышко Финиста Ясна-Сокола» | Знакомиться с правилами поведения в общественных местах |
7 | 1 | 14.10 | | Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»; | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение |
8 | 1 | 21.10 | | Пушкин А.С. «Сказки» | Воспринимать художественную литературу как вид искусства |
«Школьные годы чудесные» |
9 | 1 | | | Н.Г. Гарина-Михайловский «Детство Темы» | Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение |
«Что такое хорошо и что такое плохо» |
10 | 1 | | | Ю. Дружников «Хвастунишка» | Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников |
«Ребятам о зверятах» |
11 | 1 | | | К. Паустовский «Заячьи лапы» | Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру |
«Преданья старины глубокой» |
12 | 1 | | | Н.Н. Головин «Моя первая русская история» | Осознавать свою принадлежность к истории своей страны |
13 | 1 | | | А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей» | Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру |
«Мир удивительных путешествий и приключений» |
14 | 1 | | | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение |
15 | 1 | | | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с гусями» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение |
«Самые умные книги» |
16 | 1 | | | Знакомство с современными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.), | Составление и оформление сообщения: пользуется словарями, справочниками, энциклопедиями; |
«Журналы и газеты для детей» |
17 | 1 | | | Журнальное путешествие. Периодические издания для детей: (библиотека) По страницам детских журналов. | Знакомиться с видами библиотек |