Газовые законы. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Тепловые машины 25 часов |
1 | 1 | | Термодинамическая равновесная система. | Познакомиться с простейшими термодинамическими системами (например, газ в закрытом сосуде) и изучать их с помощью термометра. Наблюдать явление перехода термодинамической системы из одного состояния в другое. Сравнивать термодинамические системы по их параметрам: температуре, давлению, объёму, массе. Устанавливать равновесный процесс с помощью измерительных приборов (термометра, манометра, барометра). Наблюдать при нагревании расширение: воздуха в колбе, ртути в медицинском термометре, спирта в лабораторном термометре. Измерять температуру термометром с учётом абсолютной и относительной погрешностей измерения. Наблюдать изопроцессы (фиксировать изменение параметров термодинамической системы). Анализировать графики изопроцессов. Сравнивать температуры по шкале Цельсия и термодинамической шкале. Экспериментально исследовать зависимости: давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре, объёма газа данной массы от температуры при постоянном давлении, давления газа данной массы от температуры при постоянном объёме. Решать задачи на газовые законы. Наблюдать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы внешними силами, против внешних сил, а также при теплопередаче. Находить по графику изобарного процесса (в координатах p — V ) механическую работу. Наблюдать и различать виды теплообмена (теплопередачи). Экспериментально исследовать: теплопроводность меди и стали, конвекцию в жидкостях, излучение с помощью теплоприёмника и манометра. Вычислять количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту сгорания разных видов топлива. Измерять удельную теплоёмкость вещества. Обсуждать экологические проблемы, связанные с увеличением содержания углекислого газа в атмосфере. Познакомиться с опытами Джоуля, лежащими в основе первого закона термодинамики. Изучать первый закон термодинамики — закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применять первый закон термодинамики к изотермическому, изобарному и изохорному процессам. Решать задачи на использование первого закона термодинамики. Определять основные части теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело). Объяснять по схеме устройство и действие теплового двигателя. Наблюдать действие четырёхтактного поршневого двигателя внутреннего сгорания на его модели. Объяснять устройство и действие паровой турбины. Вычислять КПД тепловых двигателей. Обсуждать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей. | |
2 | 2 | | Температурная шкала Цельсия | |
3 | 3 | | Л/Р № 1 «Наблюдение расширения воздуха при нагревании» | |
4 | 4 | | Изотермический процесс. Закон Бойля — Мариотта | |
5 | 5 | | Изобарный процесс | |
6 | 6 | | Решение задач «Изобарный процесс» | |
7 | 7 | | Изохорный процесс | |
8 | 8 | | Термодинамическая шкала температур | |
9 | 9 | | Л/Р № 2 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре» | |
10 | 10 | | Внутренняя энергия. Работа и изменение внутренней энергии | |
11 | 11 | | Количество теплоты. | |
12 | 12 | | Виды теплопередачи | |
13 | 13 | | Расчёт количества теплоты. | |
14 | 14 | | График нагревания и охлаждения кристаллических тел | |
15 | 15 | | Удельная теплоёмкость вещества | |
16 | 16 | | Решение задач «Удельная теплоёмкость вещества» | |
17 | 17 | | П/Р «Измерение удельной теплоёмкости вещества» | |
18 | 18 | | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива | |
19 | 19 | | Первый закон термодинамики | |
20 | 20 | | Решение задач | |
21 | 21 | | Поршневые двигатели внутреннего сгорания | |
22 | 22 | | Паровая турбина. КПД тепловых двигателей | |
23 | 23 | | Использование тепловых двигателей и охрана природы | |
24 | 24 | | Решение задач | |
25 | 25 | | К/Р № 1 «Газовые законы. Первый закон термодинамики» | |
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа 5 часа |
26 | 1 | | Броуновское движение. | Познакомиться со статистическим методом исследования огромной совокупности частиц. Наблюдать движение броуновских частиц на модели. Изучать модель идеального газа. Сравнивать средние значения величин, характеризующих тепловое движение молекул. Анализировать с помощью таблиц зависимость относительного числа молекул идеального газа от интервала скоростей. Наблюдать зависимость давления идеального газа от концентрации молекул с помощью механической модели. | |
27 | 2 | | Движение молекул | |
28 | 3 | | Идеальный газ | |
29 | 4 | | Температура и средняя кинетическая энергия молекул идеального газа | |
30 | 5 | | Зачет «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» | | |
Агрегатные состояния вещества. 13 часов |
31 | 1 | | Строение твёрдых тел | Применять термодинамический и статистический методы при объяснении агрегатных превращений вещества. Изучать строение и свойства твёрдых тел и жидкостей. Познакомиться с моделями кристаллических решёток. Наблюдать плавление и кристаллизацию вещества. Исследовать с помощью графика процесс плавления кристаллического тела (льда). Вычислять удельную теплоту плавления вещества. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления (или кристаллизации) вещества, удельную теплоту парообразования. Наблюдать явления испарения и конденсации, кипение жидкости. Изучать понятие насыщенного пара. Исследовать с помощью графика процесс кипения жидкости. Объяснять устройство и действие психрометра. Вычислять относительную влажность воздуха. Измерять относительную влажность воздуха с помощью психрометра | |
32 | 2 | | Строение и свойства жидкостей | |
33 | 3 | | Плавление и кристаллизация | |
34 | 4 | | Решение задач «Плавление и кристаллизация» | |
35 | 5 | | Испарение и конденсация. Насыщенный пар | |
36 | 6 | | Кипение. Удельная теплота парообразования | |
37 | 7 | | Решение задач «Удельная теплота парообразования» | |
38 | 8 | | Влажность воздуха | |
39 | 9 | | П/Р «Определение влажности воздуха» | |
40 | 10 | | Решение задач | |
41 | 11 | | Решение задач | |
42 | 12 | | Решение задач подготовка к К/Р № 2 | |
43 | 13 | | К/Р № 2 «МКТ и агрегатные состояния вещества» | |
Электрический заряд. Электрическое поле 11 часов |
44 | 1 | | Электризация тел. Два вида электрических зарядов | Экспериментально исследовать явление электризации тел и действие электрических зарядов. Обнаруживать электрический заряд и определять его знак с помощью электрометра. Изучать закон сохранения электрического заряда в замкнутой системе с помощью электрометра. Использовать модель точечного заряда для объяснения электрических взаимодействий покоящихся заряженных тел. Изучать взаимодействие двух одноимённых точечных зарядов с помощью модели крутильных весов. Решать задачи на использование закона Кулона. Изображать векторы сил взаимодействия двух точечных электрических зарядов. Изучать понятие напряжённости электрического поля. Вычислять напряжённость электрического поля в данной точке. Использовать знаковую модель электрического поля — линии напряжённости — при решении задач. Наблюдать картину электрического поля с помощью прибора для демонстрации спектров электрического поля. Наблюдать картину однородного электрического поля и изображать её с помощью линий напряжённости. Вычислять работу сил однородного электрического поля | |
45 | 2 | | Закон Кулона | |
46 | 3 | | Решение задач | |
47 | 4 | | Электрическое поле. | |
48 | 5 | | Напряжённость электрического поля | |
49 | 6 | | Решение задач | |
51 | 7 | | Линии напряжённости электрического поля Однородное электрическое поле. | |
52 | 8 | | Решение задач | |
53 | 9 | | Работа сил однородного электрического поля | |
54 | 10 | | Решение задач | |
| 11 | | Зачет «Электризация тел» | | |
Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Строение атома. Элементы классической электронной теории 20 часов |
55 | 1 | | Электрический ток | Наблюдать кратковременный электрический ток с помощью электрометров. Изучать понятие электрического тока как направленного движения электрических зарядов. Изучать устройство и действие простейшего гальванического элемента. Различать условные обозначения некоторых элементов электрической цепи и использовать их для изображения электрических схем. Собирать и испытывать простейшие электрические цепи. Изучать понятия силы тока и электрического напряжения. Измерять силу тока с помощью амперметра с учётом погрешностей измерения. Измерять напряжение на различных участках электрической цепи с помощью вольтметра с учётом погрешностей измерения. Изучать устройство и действие конденсатора. Вычислять электрическую ёмкость конденсатора. Наблюдать и объяснять явление электролитической диссоциации. Изучать понятие элементарного электрического заряда. Анализировать результаты опытов Резерфорда с помощью схемы экспериментальной установки. Использовать планетарную модель для объяснения строения атома. Объяснять существование электрического тока в однородном металлическом проводнике на основе электронной теории. | |
56 | 2 | | Электрические цепи | |
57 | 3 | | Решение задач | |
58 | 4 | | Сила тока | |
59 | 5 | | Л/Р № 4 «Изучение электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | |
60 | 6 | | Решение задач «Сила тока» | |
61 | 7 | | Электрическое напряжение | |
62 | 8 | | Л/Р № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | |
63 | 9 | | Конденсаторы | |
64 | 10 | | Решение задач | |
65 | 11 | | Решение задач | |
66 | 12 | | П/Р «опасность Электрического тока» | |
67 | 13 | | Элементарный электрический заряд | |
68 | 14 | | Решение задач | |
69 | 15 | | Строение атома. Опыты Резерфорда | |
70 | 16 | | Электронная проводимость металлов | |
71 | 17 | | Решение задач | |
72 | 18 | | Решение задач | |
73 | 19 | | Решение задач подготовка к К/Р № 3 | |
74 | 20 | | К/Р № 3 «Электрический заряд. Электрический ток» | |
Электрический ток в металлах. Закон Ома для участка электрической цепи 11 часов |
75 | 1 | | Электрическое сопротивление | Изучать понятия электрического сопротивления и удельного электрического сопротивления. Исследовать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Объяснять природу электрического сопротивления в однородном металлическом проводнике на основе классической электронной теории. Наблюдать и объяснять зависимость силы тока в проводнике от его сопротивления и от напряжения на его концах. Изучать закон Ома для участка электрической цепи и решать задачи на его применение. Изучать устройство и действие резистора и реостата. Сравнивать последовательное и параллельное соединения проводников. Экспериментально исследовать электрическую цепь с последовательным соединением проводников с помощью вольтметра и амперметра. Экспериментально исследовать электрическую цепь с параллельным соединением проводников с помощью амперметра. Вычислять работу и мощность электрического тока. Объяснять тепловое действие тока на основе закона сохранения энергии. Изучать закон Джоуля — Ленца и решать задачи на его применение. Изучать устройство и действие плавкого предохранителя. Знать и соблюдать меры предосторожности и правила безопасности при работе с бытовыми электронагревательными приборами | |
76 | 2 | | Закон Ома для участка электрической цепи. | |
77 | 3 | | Л/Р № 6 «Исследование закона Ома для участка цепи» | |
78 | 4 | | Решение задач «Закон Ома» | |
79 | 5 | | Резисторы. | |
80 | 6 | | Последовательное соединение проводников | |
81 | 7 | | Параллельное соединение проводников. | |
82 | 8 | | Смешанное соединение проводников | |
83 | 9 | | Л/Р № 7 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра» | |
84 | 10 | | Работа и мощность электрического тока. | |
85 | 11 | | Тепловое действие тока. Закон Джоуля — Ленца | |
86 | 12 | | Л/Р № 8 «Измерение работы и мощности электрического тока» | |
87 | 13 | | Решение задач. | |
88 | 14 | | Решение задач. | |
89 | 15 | | Зачет «Закон Ома для участка электрической цепи» | | |
Электрический ток в газах, вакууме и полупроводниках 13 часов. |
90 | 1 | | Электрический ток в газах и в вакууме | Познакомиться с природой электрического тока в газах, вакууме и полупроводниках. Познакомиться с видами самостоятельного разряда и их техническим применением. Обсуждать устройство, действие и практическое применение полупроводниковых приборов (термо- и фоторезисторов) | |
91 | 2 | | Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы | |
92 | 3 | | Короткое замыкание. Предохранители | |
93 | 4 | | Урок- конференция «Электрические приборы» | |
94 | 5 | | Зачет «Электрический ток в различных средах» | |
95 | 6 | | Подготовка к итоговому мониторингу | | |
96 | 9 | | Подготовка к итоговому мониторингу | | |
97 | 8 | | Подготовка к итоговому мониторингу | | |
98 | 9 | | итоговый мониторинг | | |
99 | 10 | | Анализ мониторинга. Работа над ошибками. | | |
100 | 11 | | Резерв | | |
101 | 12 | | Резерв | | |
102 | 13 | | Резерв | | |