I. Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Занимательный труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 0–4 классы», автор А. М. Щербакова, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)
Цель рабочей программы – всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Рабочая программа по ручному труду в 4 классе решает следующие задачи:
выявлять актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении;
обучать простейшим технологическим знаниям и практически умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке;
расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формировать практические умения и навыки использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
развивать аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения, обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия, контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий;
корригировать интеллектуальные и физические недостатки учащихся с учётом их возрастных особенностей, ручную моторику; зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала;
воспитывать положительные качества личности ученика, интерес к разнообразным видам труда.
В программе по ручному труду обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня в 4 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 4 класса по 5‑балльной шкале системы отметок.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение, так как уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Рабочая программа по ручному труду в 4 классе включает следующие разделы:
Работа с природным материалом.
Работа с металлом.
Работа с бумагой.
Работа с древесными материалами.
Комбинированные работы.
Работа с текстильными материалами.
В 4 классе программный материал уроков ручного труда носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности, планирования, контроля и оценки действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью учащихся при выполнении трудовых заданий. Рабочей программой определён объём познавательного материала: простейшие сведения о применении, назначении и свойствах бумаги, ниток, ткани, природных материалов, металлов, предусмотрена работа с проволокой, древесиной и комбинированные работы; группы инструментов, правила обращения с ними; санитарно – гигиенических требованиях к работе с разными материалами.
Работа с природным материалом. В 4 классе в процессе обучения данный вид работы направлен на закрепление приёмов работы с природными материалами, их свойствами и применением, с заготовкой природных материалов, с инструментами, используемыми с природными материалами (шило, ножницы) и правилами работы с ними.
Работа с металлом. Получают элементарные сведения о металле, о применении, видах и свойствах металла. Продолжают работать с фольгой, получать сведения о проволоке, о применении проволоки в изделиях, свойствах проволоки, о приёмах работы с проволокой.
Работа с бумагой. Программой предусмотрено закрепление и совершенствование таких умений, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги, экономная разметка, приёмы разметки: по шаблону и с помощью линейки. На уроках ручного труда учащиеся продолжают получать знания о поделочных и подручных материалах, их свойствах и приёмах обработки, о применении этих материалов в быту, в игре, об инструментах и правилах безопасной работы с ними. Учебный материал направлен на обогащение опыта ребёнка знаниями и сведениями о подручных материалах, об окружающем рукотворном мире, созданном из этих материалов, на формирование трудовых умений и навыков и на овладение техническими приёмами обработки данных материалов.
Работа с древесными материалами. Продолжают получать элементарные сведения о древесине, свойствах древесины и изделиях из неё, заготовках древесины, способах обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой), знакомиться с новыми приёмами работы.
Комбинированные работы. Данный радел предполагает работу с различными материалами, умением их подбирать и сочетать. Закрепляются приёмы работы с бумагой, проволокой, текстильными материалами.
Работа с текстильными материалами. При работе в данном разделе продолжается работа по получению элементарных сведений о нитках, о применении и свойствах ниток, о видах работ с нитками. Учащиеся закрепляют умение отмеривать нитки, способ вдевания нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце работы, выполняют прямой стежок «вперёд иголку», косой обмёточный и соединительный стежки. В 4 классе продолжают работать с тканью, с инструментами и приспособлениями, используемыми при работе с тканью. Закрепляют правила хранения игл, виды работы с нитками. Повторяют приёмы раскроя деталей из ткани, последовательность. Знакомятся с видами ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.); пришиванием пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком); изготовление и пришивание вешалки.
Уроки ручного труда в 4 классе необходимо проводить в специально оборудованной мастерской. Отличительной особенностью обучения в 4 классе является формирование умений учащихся, которое должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Каждый урок ручного труда имеет свои особенности, но на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, анализировать образец, отмечать количество деталей, их форму, способы крепления, планировать работу, делать разметку, выполнять приёмы обработки материалов, подводить итоги. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, рисования, математики.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в образовательную область «Технология» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком МКОУ «Вишневская ООШ» программа рассчитана на 34 часа в год (1часа в неделю).
VI. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
2. Коммуникативные учебные действия
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
3. Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
Достаточный уровень.
названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Минимальный уровень:
названия и основные свойства материалов;
названия и назначение инструментов, (с помощью учителя) указанных в программе;
правила безопасной работы с инструментами.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень.
анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их соединения;
планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании;
определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции;
осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом;
готовить отчёт о выполненной работе, включающий называние изделия, материалов, из которых оно выполнено, его назначение;
описывать последовательность операций по изготовлению изделия;
оценивать степень сложности работы.
Минимальный уровень:
анализировать образец, указывая количество и форму деталей;
планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец;
определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции;
V. Содержание учебного предмета
V.1. Содержание программы
Работа с природным материалом.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по устному описанию птицы из шишек, веточек, пластилина.
Работа с металлом.
Упражнения с проволокой в сгибании и отрезании кусачками. Изготовление из проволоки декоративных фигурок птиц и зверей.
Упражнения с приёмами обработки фольги. Изготовление сувенира, выполненного давлением по способу чеканки «Рыбка».
Работа с бумагой.
Разметка картона и бумаги по линейке в целых сантиметрах. Изготовление игрушки – вертушка.
Упражнение в разметке бумаги и картона по линейке. Изготовление поздравительной открытки.
Изготовление изделия «Разборная ёлочка».
Изготовление ёлочной гирлянды.
Изготовление плоских карнавальных полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Работа с древесными материалами.
Экскурсия в столярную мастерскую «Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр)».
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить.
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Самостоятельная сборка по образцу и представлению машины из полуфабрикатов.
Окраска изготовленных изделий гуашевыми красками.
Аппликация из древесных материалов «Ёжик в лесу» (опилок, карандашной стружки).
Комбинированные работы.
Изготовление новогоднего сувенира «Веточка ели на подставке».
Изготовление изделия «Бумажные цветы».
Работа с текстильными материалами.
Экскурсия в швейную мастерскую «Применение и назначение ткани в жизни человека». Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка».
Изготовление игольницы в форме сердечка из двух деталей.
Аппликация на ткани «Грибочки».
Изготовление по образцу салфетки – прихватки.
Изготовление сервировочной салфетки с бахромой и вышиванием по линии мережки.
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями, с ушком.
Изготовление и пришивание вешалки.
V.2. Тематическое планирование
| Наименование разделов | Всего часов |
1. | Работа с природным материалом. | 2ч |
2. | Работа с металлом. | 3ч |
3. | Работа с бумагой. | 7ч |
4. | Работа с древесными материалами. | 6ч |
5. | Комбинированные работы. | 4ч |
6. | Работа с текстильными материалами. | 12ч |
| 34ч |
VI. Календарно- тематическое планирование
по ручному труду
4 класс
(1 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол- во часов | Дата |
планируемая | фактическая |
Работа с природным материалом. |
1. | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | Уточнить представления о свойствах природных материалов; учить классификации и укладки на хранение. | Работа с иллюстративным материалом. Сбор природного материала. Классификация, сортировка и укладка на хранение природного материала. | 1ч | 06.09 | |
2. | Изготовление по устному описанию птицы из шишек, веточек, пластилина. | Познакомить с изготовлением птицы из природного материала, закрепить умение работать самостоятельно по устному описанию. | Отгадывание загадок. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, изготовление птицы. | 1ч | 13.09 | |
Работа с металлом. |
3. | Упражнения с проволокой в сгибании и отрезании кусачками. Изготовление из проволоки декоративных фигурок птиц и зверей. | Уточнить представление о проволоке, познакомить с изготовлением декоративных фигурок птиц и животных из проволоки. | Работа с образцом. Работа с проволокой. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, изготовление из проволоки декоративных фигурок птиц и зверей. | 1ч | 20.09 | |
4-5. | Упражнения с приёмами обработки фольги. Изготовление сувенира, выполненного давлением по способу чеканки «Рыбка». | Уточнить представления о фольге, ввести понятие «чеканка», познакомить с изготовлением сувенира по способу чеканки. | Работа с иллюстративным материалом. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, изготовление сувенира по способу чеканки. | 2ч | 27.09 04.10 | |
Работа с бумагой. |
6-7 | Разметка картона и бумаги по линейке в целых сантиметрах. Изготовление игрушки – вертушка. | Закрепить приёмы разметки по линейке, учить изготовлению игрушки – вертушка из бумаги. | Отгадывание загадок. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Работа с пооперационной картой. Самостоятельная работа, изготовление игрушки – вертушка из бумаги. | 2ч | 11.10 18.10 | |
8 | Упражнение в разметке бумаги и картона по линейке. Изготовление поздравительной открытки. | Отрабатывать умение выполнять разметку по линейке, познакомить с изготовлением поздравительной открытки из бумаги и картона. | Работа с иллюстративным материалом. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, изготовление поздравительной открытки из бумаги и картона. | 1ч | 25.10 | |
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол- во часов | Дата |
планируемая | фактическая |
Работа с древесными материалами. |
9 | Экскурсия в столярную мастерскую «Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр)». | Уточнить знания о древесине, познакомить с видами древесины, инструментами при её обработке. | Прослушивание рассказа о видах древесине. Рассматривание изделий из древесины. Рассматривание инструментов для работы с древесиной. Рассматривание оборудования в столярной мастерской. Рассматривание выставки работ. | 1ч | 08.11 | |
10 | Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить. | Закрепить знания свойств древесины; познакомить с приёмами работы с отвёрткой, молотком, буравчиком, отрабатывать умения вбивать, извлекать, распрямлять гвозди; подготавливать буравчиком гнездо и вворачивать шуруп. | Отгадывание загадки. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, вбивать, извлекать, распрямлять гвозди; подготавливать буравчиком гнездо и вворачивать шуруп. | 1ч | 15.11 | |
Работа с бумагой. |
11-12 | Изготовление изделия «Разборная ёлочка». | Закрепить приёмы сгибания бумаги, познакомить с выполнением конусов из заготовок деталей к разборной ёлочке. | Работа с «осколочными картинками». Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, Изготовление изделия «Разборная ёлочка». | 2ч | 22.11 29.11 | |
13 | Изготовление ёлочной гирлянды. | Закрепить рациональные приёмы разметки бумаги и картона по линейке, учить изготовлению ёлочной гирлянды. | Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, изготовление гирлянды. | 1ч | 06.12 | |
14 | Изготовление плоских карнавальных полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями. | Отрабатывать умение выполнять разметку по шаблону, познакомить с правилами соединения картона с другими материалами, с изготовлением плоских карнавальных полумасок. | Отгадывание загадок. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Работа с пооперационной картой. Самостоятельная работа, изготовление плоских карнавальных полумасок, отделка изделий аппликативными украшениями. | 1ч | 13.12 | |
Комбинированные работы. |
15-16 | Изготовление новогоднего сувенира «Веточка ели на подставке». | Познакомить с изготовлением новогоднего сувенира «Веточка ели на подставке». | Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Работа с пооперационной картой. Самостоятельная работа, изготовление новогоднего сувенира «Веточка ели на подставке». | 2ч | 20.12 27.12 | |
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол- во часов | Дата |
планируемая | фактическая |
Комбинированные работы. |
17-18. | Изготовление изделия «Бумажные цветы». | Закрепить знания о свойствах бумаги, проволоки, познакомить с изготовлением бумажных цветов. | Отгадывание загадок. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Работа с пооперационной картой. Самостоятельная работа, изготовлением бумажных цветов. | 2ч | | |
Работа с текстильными материалами. |
19 | Экскурсия в швейную мастерскую «Применение и назначение ткани в жизни человека». Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». | Закрепить знания о свойствах ткани, познакомить с приёмом скручивания ткани, с изготовлением игрушки «Кукла-скрутка». | Работа с иллюстративным материалом. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, изготовление игрушки «Кукла-скрутка». | 1ч | | |
20-21 | Изготовление игольницы в форме сердечка из двух деталей. | Закрепить знания о свойствах ткани, ниток, познакомить с изготовлением игольницы по выкройке из двух деталей. | Работа с иллюстративным материалом. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, отмеривание нитки, вдевание нитки в иголку, выкройка и шитьё игольницы. | 2ч | | |
22 | Аппликация на ткани «Грибочки». | Уточнить знания о свойствах такни, познакомить с выполнением аппликации «Грибок» из ткани. | Отгадывание загадок. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, выполнение аппликации «Грибочки». | 1ч | | |
23-24 | Изготовление по образцу салфетки – прихватки. | Закрепить знания о свойствах ткани, ниток, умении закреплять нитку в начале и в конце работы, познакомить с изготовлением по образцу салфетки- прихватки. | Работа с иллюстративным материалом. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, отмеривание нитки, вдевание нитки в иголку, выкройка и шитьё прихватки. | 2ч | | |
25-26 | Изготовление сервировочной салфетки с бахромой и вышиванием по линии мережки. | Ввести понятие «бахрома», познакомить с приёмом продёргивания бахромы, с изготовлением сервировочной салфетки с бахромой, закрепить умение выполнять ручной стежок «вперёд иголка», | Работа с иллюстративным материалом. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, продёргивание бахромы, вышивание по линии мережки. | 2ч | | |
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол- во часов | Дата |
планируемая | фактическая |
Работа с древесными материалами. |
27. | Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). | Закрепить технологические особенности работы с древесиной, познакомить со способами обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка, точилка). | Работа с мини-таблицей «Свойства древесины». Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). | 1ч | | |
28. | Самостоятельная сборка по образцу и представлению машины из полуфабрикатов. | Закрепить приёмы обработки древесины простейшими инструментами, отрабатывать умение в сборке по образцу и представлению машины из полуфабрикатов, способы соединения деревянных деталей. | Работа с геометрическими фигурами. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, сборка машины из полуфабрикатов по образцу и по представлению. | 1ч | | |
29. | Окраска изготовленных изделий гуашевыми красками. | Познакомить с приёмами окрашивания деревянных изделий. | Игра. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, окраска гуашевыми красками деревянной машины из полуфабрикатов. | 1ч | | |
30 | Аппликация из древесных материалов «Ёжик в лесу» (опилок, карандашной стружки). | Закрепить знания о видах древесины и инструментах при работе с ней, познакомить с выполнением аппликации из древесных материалов (опилок, карандашной стружки) «Ёжик в лесу». | Отгадывание загадок. Работа с образцом. Подбор материалов и инструментов для работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, выполнение аппликации из древесных материалов (опилок, карандашной стружки) «Ёжик в лесу». | 1ч | | |
Работа с текстильными материалами. |
31 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | Познакомить с видами ремонта одежды, отрабатывать умение пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями. | Игра. Работа с образцом, анализ образца. Подбор материалов и инструментов для работы. Объяснение последовательности выполнения работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | 1ч | | |
32 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями, с ушком. | Закрепить приёмы работы с иголкой и нитками, познакомить с пришиванием пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями, с ушком. | Работа с образцом, анализ образца. Подбор материалов и инструментов для работы. Организация рабочего места, соблюдение правил безопасного использования инструментов. Объяснение последовательности выполнения работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями, с ушком. | 1ч | | |
33-34 | Изготовление и пришивание вешалки. | Закрепить знания о свойствах ткани, познакомить с изготовлением и пришиванием вешалки. | Работа с образцом, анализ образца. Подбор материалов и инструментов для работы. Организация рабочего места, соблюдение правил безопасного использования инструментов. Объяснение последовательности выполнения работы. Работа по инструкции. Самостоятельная работа, изготовление и пришивание вешалки. | 2ч | | |
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Освоение учебного предмета «Ручной труд» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Печатные пособия:
памятки по технике безопасности при работе: с клеем, ножницами, иголкой, шилом;
набор геометрических фигур;
шаблоны предметов (бабочка, ваза и т.д.);
демонстрационные карточки «Животные»;
демонстрационные карточки «Птицы домашние»;
демонстрационные карточки «Овощи»;
демонстрационные карточки «Ягоды лесные»;
демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;
демонстрационные карточки «Фрукты»;
демонстрационные карточки «Цветы»;
демонстрационные карточки «Времена года»;
демонстрационные карточки «Мебель»;
демонстрационные карточки «Транспорт»;
демонстрационные карточки «Посуда»;
демонстрационные карточки «Игрушки»;
демонстрационные карточки «Природные явления»;
Учебно – практическое оборудование
набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с рабочей программой (ножницы, линейка, клей, простой карандаш, стеки, подкладные досточки,);
пластилин;
бумага, картон;
нитки;
подставка для натуры.
Модели и натуры:
гербарии;
муляжи;
набор строительных материалов (кубики);
коллекции ниток;
коллекция образцов бумаги и картона;
коллекция строительных материалов;
коллекция древесных пород;
коллекция тканей: лён, хлопок, шерсть, шёлк.
Технические средства обучения
персональный ноутбук;
многофункциональное устройство;
мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
интерактивная доска;
цифровая видеокамера;
документ-камера;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по трудовому обучению (ручной труд).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебно – методическая литература:
Программы для подготовительных,1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида . Автор: А. М. Щербакова. - М.: Просвещение, 2011.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в начальных классах. М.- Новая школа. 1994 г
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 0 - 3 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.