Рабочая программа составлена на основании примерной образовательной программы по предмету «Информатика». Программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации).
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика». Государственным образовательным стандартом основного общего образования (ГОС ООО) предусмотрены требования к освоению предметных результатов по информатике на базовом и углублённом уровнях, имеющих общее содержательное ядро и согласованных между собой. Это позволяет реализовывать углублённое изучение информатики как в рамках отдельных классов, так и в рамках индивидуальных образовательных траекторий, в том числе используя сетевое взаимодействие организаций и дистанционные технологии. По завершении реализации программ углублённого уровня обучающиеся смогут детальнее освоить материал базового уровня, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более высокого уровня сложности.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью
№ | № урока в теме | Дата проведения | Наименование раздела, тем уроков | ЭОР | Примечание |
По плану | По факту |
| | | | Раздел 1. Теоретические основы информатики (12 часов). Тема 1. Системы счисления (6 часов) | | |
1 | 1 | | | Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. | | |
2 | 2 | | | Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. | | |
3 | 3 | | | Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. | | |
4 | 4 | | | Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. | | |
5 | 5 | | | Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. | | |
6 | 6 | | | Арифметические операции в двоичной системе счисления. | | |
| | | | Тема 2. Элементы математической логики (6 часов) | | |
7 | 1 | | | Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. | | |
8 | 2 | | | Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). | | |
9 | 3 | | | Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. | | |
10 | 4 | | | Логические выражения. Правила записи логических выражений. | | |
11 | 5 | | | Построение таблиц истинности логических выражений. | | |
12 | 6 | | | Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. | | |
| | | | Раздел 2. Алгоритмы и программирование (21 час). Тема 3. Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции (10 часов) | | |
13 | 1 | | | Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. | | |
14 | 2 | | | Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». | | |
15 | 3 | | | Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. | | |
16 | 4 | | | Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). | | |
17 | 5 | | | Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. | | |
18 | 6 | | | Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. | | |
19 | 7 | | | Практическая работа №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. | | |
20 | 8 | | | Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Практическая работа №2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую | | |
21 | 9 | | | Практическая работа №3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. | | |
22 | 10 | | | Практическая работа №4. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных. | | |
| | | | Тема 4. Язык программирования (9 часов) | | |
23 | 1 | | | Язык программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Практическая работа №5. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических выражений на изучаемом языке программирования (одном из перечня: Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык). | | |
24 | 2 | | | Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. | | |
25 | 3 | | | Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. | | |
26 | 4 | | | Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. | | |
27 | 5 | | | Практическая работа №6. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня. | | |
28 | 6 | | | Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. | | |
29 | 7 | | | Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. | | |
30 | 8 | | | Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. | | |
31 | 9 | | | Практическая работа №7. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня. | | |
| | | | Тема 5. Анализ алгоритмов (2 часа) | | |
32 | 1 | | | Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных | | |
33 | 2 | | | Определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. | | |
34 | 1 | | | Резервный час | | |
№ | № урока в теме | Дата проведения | Наименование раздела, тем уроков | ЭОР | Примечание |
По плану | По факту |
| | | | Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов) Тема 1. Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней (3 часа) | | |
1 | 1 | | | Глобальная сеть Интернет. IР-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. | | |
2 | 2 | | | Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Практическая работа №1. Создание комплексных информационных объектов в виде веб-страниц, включающих графические объекты, с использованием конструкторов (шаблонов). | | |
3 | 3 | | | Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.). Практическая работа №2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и безопасной работы с ресурсами сети Интернет, методами аутентификации, в том числе применяемыми в сервисах госуслуг. | | |
| | | | Тема 2. Работа в информационном пространстве (3 часа) | | |
4 | 1 | | | Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. | | |
5 | 2 | | | Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Облачные хранилища данных.Практическая работа №3. Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. | | |
6 | 3 | | | Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Практическая работа №4. Использование онлайн-офиса для разработки документов. | | |
| | | | Раздел 2. Теоретические основы информатики (8 часов) Тема 3. Моделирование как метод познания (8 часов) | | |
7 | 1 | | | Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. | | |
8 | 2 | | | Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Практическая работа №5. Создание однотабличной базы данных. Поиск данных в готовой базе. | | |
9 | 3 | | | Граф Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. | | |
10 | 4 | | | Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. | | |
11 | 5 | | | Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. | | |
12 | 6 | | | Практическая работа №6. Работа с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей. | | |
13 | 7 | | | Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. | | |
14 | 8 | | | Практическая работа №7. Программная реализация простейших математических моделей. | | |
| | | | Раздел 3. Алгоритмы и программирование (8 часов) Тема 4. Разработка алгоритмов и программ (6 часов) | | |
15 | 1 | | | Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. | | |
16 | 2 | | | Практическая работа №8. Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. | | |
17 | 3 | | | Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве | | |
18 | 4 | | | Подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. | | |
19 | 5 | | | Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. | | |
20 | 6 | | | Практическая работа №9. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык) | | |
| | | | Тема 5. Управление (2 часа) | | |
21 | 1 | | | Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. | | |
22 | 2 | | | Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.). Практическая работа №10. Знакомство с учебной средой разработки программ управления движущимися роботами. | | |
| | | | Раздел 4. Информационные технологии (11 часов) Тема 6. Электронные таблицы (10 часов) | | |
23 | 1 | | | Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц Практическая работа №11. Ввод данных и формул, оформление таблицы. | | |
24 | 2 | | | Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. | | |
25 | 3 | | | Сортировка данных в выделенном диапазоне. | | |
26 | 4 | | | Практическая работа №12. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах. | | |
27 | 5 | | | Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Практическая работа №13. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | | |
28 | 6 | | | Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. | | |
29 | 7 | | | Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. | | |
30 | 8 | | | Практическая работа №14. Выполнение расчётов по вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций | | |
31 | 9 | | | Обработка больших наборов данных. Практическая работа №15. Обработка больших наборов данных. | | |
32 | 10 | | | Численное моделирование в электронных таблицах. Практическая работа №16. Численное моделирование в электронных таблицах. | | |
| | | | Тема 7. Информационные технологии в современном обществе (1 час) | | |
33 | 1 | | | Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. Практическая работа №17. Создание презентации о профессиях, связанных с ИКТ | | |
34 | 1 | | | Резервный час | | |