СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Изобразительное искусство» на основе авторской программы Т.А. Копцевой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»).
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству
народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей _________________________________ Протокол заседания №1 от 28.08.2015г Руководитель МО __________/____________________/ подпись расшифровка подписи
| СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол заседания №1 от 28.08.2015г
| УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «СОШ №1» __________/Н.Г.Сергеева/ Приказ №______от 01.09.201__г. |
Рабочая программа
основного общего образования
по изобразительному искусству
на 2015-2016 уч.год
2 класс
Учитель
План проверен ________________
Зам. директора по УВР _________/М.А.Сердюкова/
г. Благодарный 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Изобразительное искусство» на основе авторской программы Т.А. Копцевой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»).
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству
народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
При этом решаются следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально
ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов:
– принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение): обеспечение юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты; поощрение собственного взгляда ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки; создание условий для реализации творческих возможностей школьника;
– принцип продуктивности обучения: воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры;
– принцип природосообразности обучения: отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника; при этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности;
– принцип культуросообразности: опора на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника;
– принцип диалогичности: образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта.
Ценностные ориентиры образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма;
– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности – созерцания и созидания;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится
34 часа в год, 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
2. Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Копцева. – Смоленск:
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Художник и мир природы | 8 ч |
2. | Ху Художник и мир животных | 8 ч |
3. | Х Художник и мир человека | 11 ч |
4. | Художник и мир искусств | 7 ч |
| Итого | 34 ч |
Учебно-тематический план
Содержание программы (34 часа)
Тема | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия | Творческие работы |
Художник и мир природы (8 ч) | Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего отношения к ним через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.
| Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока, высказывать свои пути решения. Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
| Рисование на тему «Как я провёл лето», «День – ночь», «Сказочный дом». Изображение лучезарного солнца на закате или восходе, дерева-великана, разных цепочек бус, малахитовой вазы. Иллюстрирование сказки. Андерсена «Дюймовочка».
|
Художник и мир животных ( 8 ч) | Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т.д., выражение своего отношения к ним через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную. | Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу; высказывать свои пути решения. Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Соблюдать правила общения. | Иллюстрирование сказки Г.Андерсена «Русалочка», загадки К.Чуковского «Черепаха», стихотворений Г.Дядиной «Мамонт», С.Маршака «Белая страница». Рисование на тему «У динозавров есть тоже мамы и папы», «Я в царстве насекомых-гигантов», «В зоопарке», «Новогодний подарок».
|
Художник и мир человека (11 ч) | Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.
| Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу; высказывать свои пути решения. Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Участвовать в сюжетно-игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль. | Создание пригласительного билета на праздник. Рисование на тему «Праздник моей семьи», «Чудо света», «Чудо-башня», «Мой край родной». Изображение портрета мамы, жениха и невесты, пожилого человека, праздничного натюрморта, сказочного героя. Иллюстрирование стихотворения С.Михалкова «Дядя Стёпа». |
Художник и мир искусств (7 ч) | Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства: театре, кино, литературе, музыке, через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция. | Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу; высказывать свои пути решения. Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Изображение шрифтовой композиции, состоящей из букв своего имени. Изображение местного старого сооружения. Рисование на тему «Утро», «Кукла для спектакля», «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Зал для бала Золушки». |
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» по данной программе у второклассника будут сформированы предметные результаты освоения программы, а также личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия как основа умения учиться: регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты
– накопление у учащегося опыта эмоционально-ценностных отношений к миру, проявляние авторского неповторимого изобразительного стиля;
– развитие умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объём, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов;
– развитие навыков моделирования новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка);
–коллекционирование творческих работ: уникальным достижением ученика является его творческая папка (альбом), где он собирает и хранит
продукты своей творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– приумножение опыта творческой деятельности,
– развитие умения второклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения;
– оценивание этапов и результатов творческой деятельности.
Познавательные УУД:
– сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства;
– развитие представлений детей о видах пластических искусств: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном
искусстве (дизайне);
– развитие представлений об основных жанрах изобразительного искусства (портрете, пейзаже, натюрморте, анималистическом жанре), о региональных (краеведческом, художественном) и ведущих художественных музеях страны (Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее и др.).
Коммуникативные УУД:
– развитие умения общаться в процессе диалога;
– расширение навыков общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.;
– развитие коммуникативного опыта в процессе рассуждений
ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников;
– развитие умений использовать возможности ИКТ и справочной литературы.
Предметные результаты
– обучение изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности;
– развитие навыков работы с различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, восковыми мелками, тушью, пером, гелевыми (шариковыми) ручками, фломастерами, маркерами, пластилином, цветной бумагой и др.;
– развтие навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методические средства обучения
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:
1. Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
2. Т.А. Копцева Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Пособия для учителя:
1. Т.А. Копцева Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
2. Изобразительное искусство: программа 1 – 4 классы.
Поурочно-тематическое планирование: 1-2 классы / Т.А. Копцева.
– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям, электронные материалы для учителя в свободном доступе на сайте издательства: www/kniga21vek.ru: 2 класс
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе.
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Дата | |||
Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД | По плану | Факт | |||
Художник и мир природы- 8 часов | |||||||
| Творческая папка художника | Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества. Рассматривают творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка – возможные формы хранения творческих работ). Анализируют рисунки на свободную тему, выполненные учениками в учебнике, которые отражают сферу интересов ученика. Делают вывод о том, что обложка творческой папки или альбома для рисования – визитная карточка автора-художника. Творческое задание: Выполняют рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом. Оформляют рисунок на обложку творческой папки. | Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
| Лучезарное солнце. | Знакомятся с содержанием учебника. Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ солнца представлен оригинально. Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества рисунка: умение детей по-своему изобразить солнечные лучи. Творческое задание: Изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумывают своей работе оригинальное название. | Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства. Выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце». Использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце крупно, лучи напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.).
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
| Деревья – долгожители | Знакомятся с деревьями-долгожителями (дубом, баобабом и др.), поражающими своими размерами. Узнают о том, что в Древней Руси дуб считался священным деревом из-за своей прочности и долголетия. Анализируют образ дуба в творчестве разных художников: живописцев, графиков и в детском изобразительном творчестве. Сравнивают иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» и Н. Заболоцкого «Одинокий дуб». Знакомятся с приёмами изображения дерева углём (сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растиркой. Творческое задание: Изображают дерево-великан с использованием разных графических материалов. | Оценивать выразительность необычных природных форм. Высказывать суждения о деревьях-великанах. Использовать сравнение как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой – маленький.
| Различать основные виды изобразительного искусства (живопись, графика). Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
| Необычные цветы | Знакомятся с разнообразием растительных форм в природе, с цветами-гигантами: «тёплый цветок», «красная чаша» или др. Сравнивают размеры гигантских цветов. Анализируют иллюстрации к сказкам, в которых человек изображается меньше цветка: (Х. К. Андерсен «Дюймовочка», Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» или др.). Творческое задание: Изображают иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой меньше цветка. | Оценивать выразительность необычных природных форм. Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
| Камни- самоцветы | Знакомятся с природной красотой уральских самоцветов. Анализируют иллюстрации к сказке П. Бажова «Каменный цветок». Узнают о многообразии зелёных оттенков малахитового камня: светлые и тёмные, тёплые и холодные. Знакомятся с приёмами получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели «по-сырому» или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина. Творческое задание: Создают образ малахитовой вазы | Оценивать красоту уральских камней-самоцветов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета. Получать разные оттенки цвета в технике акварели «по-сырому» или в результате смешения разных цветов пластилина. Выполнять симметричное изображение вазы.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
| Бусы из ягод и гирлянды цветов | Знакомятся с ритмическим чередованием природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке. Узнают о том, что такое ритм и кто такой ювелир. Сравнивают выразительность цветового оформления ювелирного украшения, выполненного в тёплой и холодной цветовой гамме. Анализируют бусы, выполненные на основе цветового круга. Творческое задание: Изготавливают эскизы бус с использованием тёплой и холодной цветовой гаммы (в технике лепки, аппликации и т. д.). | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Различать тёплые и холодные цвета. Создавать ритмично организованную композицию. Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония). Отличать предметы, созданные художником-ювелиром, от произведений живописи и графики. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
| День и ночь | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют выразительность ночных пейзажей, содержание стихов о ночи, звёздах и луне. Узнают об особенностях контраста белого и чёрного цвета, выразительности графических техник: тушь и перо, палочка на белой бумаге; о рисунке белыми, серебряными, золотыми гелевыми ручками на чёрном листе бумаги (чёрным – по белому, белым – по чёрному). Творческое задание: Выполняют композиции «Ночь», «Лунный свет», «Ночь - день» с использованием графических материалов. | Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам.
| Высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа. Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
|
| Мир природы дарит нам материалы для творчества | Знакомятся с богатствами Земли, природными экологическими строительными материалами. Узнают о том, что животные - искусные строители (соты, муравейник, гнездо, берлога и др.). Анализируют форму традиционных жилищ жителей разных широт. Творческое задание: Выполняют тематический рисунок «Аист на крыше», «Птенцы в гнезде» или др., изготавливают гнездо из веточек деревьев, возможна лепка из глины или изображение композиции или макета на тему «Дом-гнездо», «Сказочный дом», «Дом, в ко- тором я бы хотел жить» из природных или других материалов. Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Выражать замысел через композицию на тему «Дом».
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
| |
Художник и мир животных – 8 часов
| |||||||
| Тайны подводного мира | Знакомятся с богатством природных форм подводного мира. Разгадывают загадки про обитателей подводного мира. Анализируют архитектурные постройки, напоминающие по форме раковину, гроты, мор- ские звёзды или др. Творческое задание: Изображают сказочный подводный дворец для русалочки или изображают с натуры разные по форме раковины моллюсков. | Оценивать необычность форм обитателей подводного мира. Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства. Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | Анализировать выразительность архитектурных построек. Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм и др.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Динозавры | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, кто такие динозавры. Сочиняют сказки «Я в царстве динозавров». Анализируют форму хищных и травоядных динозавров. Узнают о том, что самый большой динозавр – диплодок. Знакомятся с собраниями палеонтологического музея, который хранит окаменелые останки динозавров. Творческое задание: Создают композиции на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы» или др. | Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы. | Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Черепахи | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, какие есть черепахи. Отгадывают загадки, сочиняют загадки, рассказы, сказки о черепахах. Знакомятся с мифами о черепахах. Анализируют выразительность графических и объёмных изображений черепах. Выявляют влияние разных размеров и форм листа на замысел рисунка. Творческое задание: Иллюстрируют литературные произведения о черепахах (загадки, рассказы, мифы, сказки) или лепят индивидуальную или коллективную композицию «Три поколения черепах» или др. | Оценивать основную идею композиции: черепаха – символ крепости семьи; три черепахи – три поколения или др. | Проявлять смекалку при разгадывании загадок про черепах. Различать основные виды художественной деятельности (графика, скульптура). Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Насекомые-гиганты | Знакомятся с содержанием учебника. В результате игровой ситуации осуществляют «путешествие на машине времени в прошлое». Узнают о том, кто такая меганевра Сравнивают большие объекты с маленькими. Анализируют иллюстрации разных художников к произведению Д. Свифта «Путешествие Гулливера», к сказке Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Узнают об использовании формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.). Анализируют выразительные средства графики (линия, точка, штрих, пятно); приёмы изображения ажурных крыльев стрекозы. Творческое задание: Выполняют сюжетную композицию «Я встретил гигантское насекомое» иди др. | Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером или гелевыми ручками. Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций.
| Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам. Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки. Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка. Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии, точки и штрихи.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Мамонт | Знакомятся с содержанием. Благодаря игровой ситуации «путешествуют на машине времени в прошлое». Узнают о том, кто такой мамонт. Знакомятся с разными версиями исчезновения мамонтов: одна из них – охота человека. Анализируют наскальные рисунки со сценами охоты на мамонта, узнают о том, что останки мамонта хранятся в палеонтологическом музее. Сочиняют небольшие сказки «Я в царстве мамонтов». Анализируют ювелирные украшения из бивней мамонта и иллюстрации разных художников, воспроизводящих образ мамонта. Творческое задание: Иллюстрируют свои сказки «В царстве мамонтов» или стихотворение Г. Дядиной «Мамонт» или выполняют эскизы ювелирных украшений (гребень, браслет или др.), др. | Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах. Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия своим рисункам. Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке или др.).
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Следы на снегу | Знакомятся с природными ритмами – сменой времён года. Делают вывод о том, что ритм –это чередование, повторение чего-либо. Анализируют следы на снегу, оставленные различными животными. Анализируют выразительность иллюстраций разных художников к стихотворению С. Маршака «Белая страница». Творческое задание: Иллюстрируют стихотворение С. Маршака «Белая страница» или стихотворение Леры Габович «Был зайка серенький…» | Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций. Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла. Выполнять иллюстрацию к стихотворению С. Маршака «Белая страница» или др. Отличать графическое изображение от живописного и скульптурного. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Животные в зоопарке
| Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что заповедники, национальные парки, зоопарки – места сохранения животных от вымирания. Вспоминают о содержании Красной книги. Анализируют наброски с натуры животных, выполненные В. Ватагиным, а также выразительность детских иллюстраций о животных в зоопарке. Создают зарисовки животных, глядя на иллюстрации в учебнике. Творческое задание: Создают иллюстрацию к стихотворению или рисунок по представлению после посещения зоопарка или др. | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.
| Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о животных в зоопарке. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (гордый, печальный, радостный зверь или др.). Отличают графические изображения от живописных и скульптурных. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Новогодний подарок | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о животных – символах Нового года по восточному и славянскому календарям. Анализируют выразительность праздничных упаковок для новогодних подарков. Знакомятся с этапами выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка, с приёмами украшения новогоднего подарка. Творческое задание: Изготавливают сумочки для новогодних подарков или упаковку (конверт) для открыток или др. | Уметь выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков.
| Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн). Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
Художник и мир человека -11 часов | |||||||
| Ты-художник | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что афиша – объявление о выставке, о том, что содержание рисунка на афише отражает основную идею выставки. Анализируют содержание афиши и пригласительного билета персональной и коллективной выставки детского изобразительного творчества. Творческое задание: Создают эскиз пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления или др.). | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета. Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка. Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе. Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета. Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. |
|
|
| Семейный праздник | Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают особенности празднования дня рождения как важного семейного праздника. Узнают об именинах, Рождестве. Анализируют образ Богоматери в изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» и др.). Сравнивают образ Богоматери на иконах. Вспоминают о народных (национальных) праздниках проводов зимы и встречи весны. Повторяют приёмы выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше, первый и второй планы. Творческое задание: Изображают сюжетную композицию «Любимый семейный праздник» или др | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам.
| Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материала- ми для передачи замысла (весёлый праздник). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Портрет | Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают о том, что такое портрет, что на автопортрете художник изображает себя. На примере анализа фаюмского портрета высказывают свою точку зрения по поводу утверждения о том, что глаза – зеркало души. Анализируют изобразительные приёмы выражения отношения к портретируемому через изображение глаз, улыбки, красивой причёски и др. Повторяют выразительные средства графики (точка, линия, пятно, штрих) и приёмы изображения портрета. Обращают внимание на необходимость учёта основных пропорций в изображении частей человеческого лица. Творческое задание: Изображают портрет или автопортрет в окружении предметов, свидетельствующих об интересах и увлечениях портретируемого. | Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче и др.). Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.) для передачи замысла.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Парный портрет | Знакомятся с содержанием учебника. Анализируют образы жениха и невесты в изобразительном искусстве (А. Матвеев «Автопортрет с женой», Ю. Пименов «Свадьба на завтрашней улице» или др., изображение человека во весь рост в детских рисунках. Знакомятся с основными пропорциями человеческой фигуры. Изучают композицию фотокадра: ближе – больше, дальше – меньше, цвет как средство выражения в портрете. Творческое задание: Изображают жениха и невесту. | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди.
| Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла («Серебряная свадьба», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.).
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Портрет пожилого человека | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о празднике – Дне пожилого человека. Анализируют портреты Рембрандта «Портрет старика в красном», «Портрет старушки». Знакомятся с изобразительными приёмами выражения отношения к портретируемому через композицию, выделение главного с помощью света, изображение глаз, доброго или уставшего взгляда или др. Знакомятся с особенностями использования цвета как средства выражения в портрете. Повторяют выразительные средства графики (точка, линия, пятно, штрих) и приёмы изображения портрета пожилого человека, лицо которого в морщинках. Вспоминают основные пропорции фигуры человека. Творческое задание: Изображают пожилого человека. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки – символ мудрости). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.) для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица и фигуры. Различать основные виды изобразительного искусства – живопись, графику. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Художник рисует высоких людей | Знакомятся с содержанием учебника. Анализируют иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «Дядя Стёпа», образы людей-великанов в сказках разных народов мира. Вычленяют приёмы изображения: сравнение высокого человека с предметным окружением в рисунках. Высказывают свои суждения о добрых поступках человека (на примере анализа произведений С. Михалкова или др.). Вычленяют выразительные средства графики (точка, линия, пятно, штрих). Вспоминают приёмы изображения человека во весь рост (метод «от одежды» и методы «пластического изображения»), основные пропорции при изображении фигуры очень высокого человека. Творческое задание: Выполняют иллюстрацию к стихотворению С. Михалкова «Дядя Стёпа» или др. | Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т. п.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрации литературного произведения («Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Стёпа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Выделять книжную иллюстрацию среди других видов изображения | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в сюжетно-игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль. |
|
|
| Чудеса света | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о семи чудесах света Древнего мира. Выражают свои суждения о восьмом чуде света. Знакомятся с чудесами света разных стран мира и России. Анализируют способы выделения главного в изобразительной композиции: ближе – больше, дальше – меньше; приёмы загораживания; первый и второй планы. Вспоминают о том, что цвет можно использовать как средство художественного выражения. Анализируют выразительность тёплой и холодной гаммы цветов. Творческое задание: Изображают чудо света или композиции на тему «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» или др. | Высказывать суждения о чудесах света как о значительных достижениях человечества. Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружению, подчёркивая их значительность. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материала- ми (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла «Величественный храм Василия Блаженно- го», «Красный мост» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
|
| Необычные скульптуры | Знакомятся с содержание учебника, с образом (реконструкцией) Колосса Родосского. Сравнивают монументальные скульптуры «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), статуя Свободы (США), «Статуя Христа Спасителя» (Бразилия) и др. Вычленяют выразительные средства монументальной скульптуры: большой размер, величественную позу или жест и др. Знакомятся с образом бога солнца у древних славян (Ярило). Узнают приёмы создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок. Вспоминают основные пропорции фигуры человека. Творческое задание: Лепят сказочного или мифологического героя. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать основные виды изобразительного искусства – скульптуру, живопись, графику. Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки. Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры в объёме.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в сюжетно-игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль. |
|
|
| Башня до небес | Знакомятся с содержанием учебника, библейской историей о Вавилонской башне. Анализируют архитектурные образы Эйфелевой и Останкинской башен, сравнивают их высоту с Дубайским небоскрёбом. Выявляют выразительность вертикально вытянутого формата, который даёт возможность показать развитие сюжета вверх, горизонтально- го – вширь. Творческое задание: Иллюстрируют библейский сюжет о Вавилонской башне или изображают чудо-башню до небес или др. | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне. Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное – впереди, второстепенное – на дальнем плане). Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата. Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.).
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в сюжетно-игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль. |
|
|
| Каждый народ – художник | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру Высказывают свои представления о собрании местного краеведческого музея. Узнают о том, что Россия – многонациональное государство. Анализируют особенности разных национальных костюмов. Творческое задание: Изображают рисунок на тему «Национальный танец» или создают коллективную композицию. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов.
| Участвовать в обсуждении природного своеобразия северных, центральных и южных широт нашей страны. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности. |
|
|
| Красота вещей | Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что натюрморт – жанр изобразительного искусства. Анализируют жизнь вещей в натюрмортах художников В. Стожарова, М. Сарьяна, А. Головина и в детском изобразительном творчестве. Знакомятся с особенностями композиционного размещения предметов на листе, приёмами создания оптимальной композиции. Анализируют цвет как средство выражения в натюрморте. Творческое задание: Рисуют натюрморты с натуры или по представлению «Русские сувениры», «Голубая гжель», «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда» или др. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.) для передачи замысла композиции «Традиционные национальные пред- меты». Передавать в самом общем виде пропорции предметов. Вычленять основные жанры изобразительного искусства – натюрморт, пейзаж, портрет. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, проявлять толерантность к традициям разных народов страны и мира. |
|
|
Художник и мир искусств – 7 часов | |||||||
| В мире книг | Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, книга – источник информации. Анализируют обложки разных книг-альбомов по искусству, шрифтовые композиции на обложках детских журналов «Весёлые картинки», «Мурзилка» или др. Сравнивают оформление обложки творческих папок (или альбомов) для хранения рисунков, делают вывод о том, что слово-образ на обложке книги раскрывает замысел автора. Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста светлых и тёмных цветов на обложке книги. Творческое задание: Создают шрифтовую композицию, состоящую из букв имени юного художника, или оформляют вторую страницу обложки творческой папки шрифтовой надписью | Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.
| Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера. Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома. Вычленять основные разделы макета книги – обложку, иллюстрации, буквицу и др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| В мире музыки | Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что колыбельная – это песня убаюкивающей и нежной интонацией. Анализируют картины художников, похожие на сладкий сон, высказывают свои суждения по поводу выразительности акварельных изображений в технике «по-сырому». Знакомятся с приёмами получения цветных сонных, туманных, утренних пятен, с выразительными особенностями нюансного тёплого и холодного колорита. Творческое задание: Создают картины «Утро» в технике акварели «по-сырому» ил др. | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.
| Участвовать в обсуждении выразительных музыкальных средств колыбельной песни. Использовать способы работы в технике акварели «по-сырому» для передачи сонно- го настроения. Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансный тёплый или холодный колорит. Вычленяют картины, созданные в жанре пейзажа, среди портретов и натюрмортов. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Кукольный театр теней | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что театр – синтез слова, музыки и изображения. На примере анализа кукол, хранящихся в музее Театра Сергея Образцова в Москве, узнают о тростевых, марионеточных и перчаточных куклах. Высказывают свои впечатления о посещении местного кукольного театра, школьных театрализованных постановок с участием кукол или др. Узнают приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Творческое задание: Создают (индивидуально или коллективно) куклу для кукольного спектакля. | Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.
| Участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее Театра Образцова. Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Различать технологические особенности кукол: перчаточных, тростевых, марионеточных. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности. |
|
|
| Музей под открытым небом | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что Кижи - это музей деревянного зодчества под открытым небом. Знакомятся с музеями деревянного зодчества во Владимире и других городах. Анализируют выразительность архитектуры храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, сравнивают его с деревянным храмом в Кижах. Узнают о работе художников-реставраторов, которые восстанавливают утраченные элементы архитектурных строений. Высказывают суждения о памятниках архитектуры родного селения, края, страны. Вспоминают приёмы работы в технике аппликации, анализируют этапы коллективной деятельности. Творческое задание: Изображают (индивидуально или коллективно) красивое архитектурное сооружение, возможно коллективное выполнение работы. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.
| Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами для передачи замысла «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея» или др. Различать старинные и современные архитектурные постройки. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Санкт-Петербург - город музей | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о Санкт-Петербурге. Выражают свои суждения по поводу мостов Санкт-Петербурга. Узнают о Петропавловской крепости. Анализируют произведения изобразительного искусства, посвящённые «северной столице». Вспоминают изобразительные приёмы выделения главного в композиции: ближе – больше, дальше – меньше, изображение первого и второго плана. Творческое задание: Изображают композиции «Путешествие по Санкт- Петербургу», «Чтобы я хотел посмотреть в Санкт- Петербурге» или иллюстрируют стихотворение о Санкт-Петербурге или др. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте Санкт-Петербурга, его архитектурным памятникам. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Я любуюсь разводным мостом, Казанским собором» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Государственный Эрмитаж | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что Государственный Эрмитаж – крупнейший музей мира. Высказывают свои суждения о выразительности интерьеров дворцов Эрмитажа. Знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики и скульптуры, хранящимися в Эрмитаже (Рембрандт «Возвращение блудного сына» и др.). Творческое задание: Изображают интерьер сказочного дворца или выполняют рисунок того или иного зала музея или фасада здания Эрмитажа. Обсуждают содержание детских рисунков, созданных за год, или на с. 169–171 учебника. Участвуют в оформлении выставки детского рисунка. Наклеивают свой лучший рисунок на паспарту, изготовляют этикетку, возможно с использованием компьютера. | Осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё отношение. Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Эрмитаже. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.
| Различать основные виды художественной деятельности – живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал», «Я в залах музея», «Сказочный зал» или др. Вычленять основные виды и жанры изобразительного искусства. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
| Выставка детского изобразительного творчества |
|
|
|
|
|
|
44