Номера уроков | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения уроков | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- компетенции, межпредметные понятия. |
|
план | факт |
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч. |
1. | Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино | 1 | 04.09 | | | Познавательные. Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Коммуникативные. Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра. Регулятивные. Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. |
2. | Правда и магия театра. Театральное искусство и художник | 1 | 11.09 | | | Познавательные Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр - основа театрального искусства и носитель его специфики. Коммуникативные. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре. Регулятивные. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). |
3. | Безграничное пространство сцены. | 1 | 18.09 | | | Познавательные. Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Коммуникативные . Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Регулятивные. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. |
4. | Сценография - особый вид художественного творчества. | 1 | 25.09 | | |
5. | Сценография - искусство и производство. | 1 | 02.10 | | | Познавательные. Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Коммуникативные. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. |
6. | Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска. | 1 | 09.10 | | | Познавательные. Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Коммуникативные. Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Регулятивные. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. |
7. | Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол. | 1. | 16.10 | | | Познавательные. Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Коммуникативные. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра |
8. | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. | 1 | 23.10 | | | Познавательные. Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Коммуникативные. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя - равноправного участника сценического зрелища. Регулятивные. Развивать свою зрительную культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления – катарсиса |
Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 ч. |
9. | Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности. | 1 | | | | Познавательные. Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие. Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Коммуникативные. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Регулятивные. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии |
10. | Грамота фотокомпозиции и съёмки. | 1 | | | | Познавательные. Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом. Коммуникативные. Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии. Регулятивные. Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. |
11. | Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. | 1 | | | |
12. | Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура. | 1 | | | | Познавательные. Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Коммуникативные. Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Регулятивные. Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. |
13. | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 | | | | Коммуникативные. Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния. Регулятивные. Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. |
14. | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. | 1 | | | | Познавательные. Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Коммуникативные. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека. Регулятивные.При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека. |
15. | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа | 1 | | | | Познавательные. Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии. Коммуникативные. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике Регулятивные. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству |
16. | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. | 1 | | | | Познавательные. Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Коммуникативные. Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень. Регулятивные. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. |
Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 11 ч. |
17. | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино | 1 | | | | Познавательные. Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Коммуникативные. Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение). Регулятивные. Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. |
18. | Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме | 1 | | | | Познавательные. Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий. Коммуникативные. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника. Регулятивные. Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. |
19. | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. | 1 | | | | Познавательные. Осознавать единство природы творческого процесса в фильме- блокбастере и домашнем видеофильме. Коммуникативные. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Регулятивные. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. |
20. | Фильм - «рассказ в картинках» | | | | | Регулятивные. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы». |
21. | Воплощение замысла. | 1 | | | | Познавательные. Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. |
22-23 | Чудо движения: увидеть и снять | 2 | | | | Познавательные. Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Коммуникативные. Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Регулятивные. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений. |
24. | Бесконечный мир кинематографа. | 1 | | | | Познавательные. Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Коммуникативные. Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Регулятивные. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. |
25. | Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник. | 1 | | | |
26-27 | Живые рисунки на твоём компьютере. | 2 | | | | Познавательные. Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Коммуникативные. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Регулятивные. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения. |
Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 7 ч. |
28. | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения | 1 | | | | Познавательные. Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Коммуникативные. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Регулятивные. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном. |
29. | Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка | 1 | | | | Коммуникативные. Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики. Регулятивные. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. |
30. | Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества | 1 | | | | Познавательные. Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Коммуникативные. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво,без специальной подготовки человека к съёмке. |
31. | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. | 1 | | | | Познавательные. Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы. Коммуникативные. Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда. Регулятивные. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. |
32. | Видеосюжет в репортаже - очерке, интервью. | 1 | | | | Познавательные. Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека. Коммуникативные. Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета. Регулятивные. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом.Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. |
33. | Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. | 1 | | | | Познавательные. Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т.п. Коммуникативные. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. Регулятивные. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. |
34. | В царстве кривых зеркал, или вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. | 1 | | | | Познавательные. Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Коммуникативные. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Регулятивные. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. |
| Итого 34 часа. | | | | | |