№ урока | Раздел, тема, содержание | Даты проведения | Основные виды учебной деятельности | Оборудование |
в году | по теме | план | факт | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
1. | Шахматы – спорт, наука, искусство. (3 ч.) |
-
| -
| Шахматы – спорт, наука, искусство. | 1.09 | | Формирование потребности в дружбе. | Извлекать необходимую информацию из прослушан ного | Уметь слушать и вступать в диалог. | Целеполагание как постановка учебной задачи. | Презентация |
-
| -
| Краткая история шахмат. | 8.09 | | Формирование потребности в дружбе. | Извлекать необходимую информацию из прослушан ного | Уметь слушать и вступать в диалог. | Целеполагание как постановка учебной задачи. | Презентация |
-
| -
| Различные системы проведения шахматных соревнований. | 15.09 | | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. | Высказывать своё предположение (версию). | Умение корректировать в случае расхождения с правилом. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
2. | Первоначальные понятия. (5 ч.) |
-
| -
| Первоначальные понятия. | 22.09 | | Формирование потребности в дружбе. | Выделять закономерности. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Запись партий. | 29.09 | | Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Называть предметы по описанию. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Мат, ничья. | 06.10 | | Работать по предложенному учителем плану. | Знать шахматные термины: белое и черное поле. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Относительная ценность фигур. | 13.10 | | Работать по предложенному учителем плану. | Знать шахматные термины: белое и черное поле. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. | 20.10 | | Работать по предложенному учителем плану. | Знать шахматные термины: белое и черное поле. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| Тактика игры. (8 ч.) |
-
| -
| Тактика игры. | 27.10 | | Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Называть предметы по описанию. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Понятие о тактике. | 10.11 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | | Проговаривать последовательность действий. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Понятие о комбинации. | 17.11 | | Высказывать своё предположение (версию) | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Называть предметы по описанию. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Презентация. Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Тактика и комбинация в шахматах. | 24.11 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Основные тактические приемы. | 01.12 | | Высказывать своё предположение (версию) | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Называть предметы по описанию. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. Презентация |
-
| -
| Применение тактических приёмов. | 08.12 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Практическое занятия. Решение тематических этюдов. | 15.12 | | | | | | |
-
| -
| Практическое занятия. Разбор специально подобранных позиций. | 22.12 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Презентация Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| Стратегия игры. (6 ч.) |
-
| -
| Стратегия игры. | 12.01 | | Уметь проводить элементарные комбинации. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Проговаривать последовательность действий. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Определение стратегии. | 19.01 | | Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Целесообразное развитие фигур. | 26.01 | | | Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Целеполагание как постановка учебной задачи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Выбор плана, централизация. | 02.02 | | | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Умение корректировать в случае расхождения с правилом. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Практическое занятие. Разыгрывание с партнером. | 09.02 | | Определять последовательность событий | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. | 16.02 | | Выявлять закономерности и проводить аналогии | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| Эндшпиль. (5 ч.) |
-
| -
| Эндшпиль. Простейшие окончания. | 02.03 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Определение эндшпиля. | 16.03 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. | 06.04 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Определять и формулировать цель деятельности | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Мат различными фигурами. | 13.04 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять и формулировать цель деятельности | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Практическое занятие. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. | 20.04 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| Дебют. (2 ч.) |
-
| -
| Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. | 27.04 | | Уметь проводить элементарные комбинации. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Проговаривать последовательность действий. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Практическое занятие. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. | 04.05 | | Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| Сеансы одновременной игры. Соревнования. (5 ч.) |
-
| -
| Конкурсы решения задач, этюдов. | 11.05 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. | 18.05 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Определять и формулировать цель деятельности | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Сеансы одновременной игры. | 25.05 | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Определять и формулировать цель деятельности | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
-
| -
| Соревнования. | | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. | Демонстрировать освоение приёмов логического запоминания информации. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | Демонстрационная шахматная доска. Комплекты шахматных фигур с досками. |
| Итого 34ч. |