Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной основной образовательной программы и авторской программы для учащихся 1-ого класса, обеспечена УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой. Автор программы – В.Н.Рудницкая. В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в первом классе отводится 130 ч (4ч в неделю, 32 учебных недели). Цели и задачи курса Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач; - предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; - умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения; - реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Личностные результаты самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем). Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Метапредметными результатами обучения являются: владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде. Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются: овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры; умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные. Планируемые результаты обучения К концу обучения в первом классе ученик научится: называть: предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц); геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар); различать: число и цифру; знаки арифметических действий; круг и шар, квадрат и куб; многоугольники по числу сторон (углов); направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх); читать: числа в пределах 20, записанные цифрами; записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 2 = 10, 9 : 3 = 3. сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различий; предметы по размерам (больше, меньше); два числа (больше, меньше, больше на, меньше на); данные значения длины; отрезки по длине; воспроизводить: результаты табличного сложения любых однозначных чисел; результаты табличного вычитания однозначных чисел; способ решения задачи в вопросно-ответной форме. распознавать: моделировать: отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками; ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка; характеризовать: расположение предметов на плоскости и в пространстве; расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между); результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»; предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры); расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец; анализировать: текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения; классифицировать: упорядочивать: предметы (по высоте, длине, ширине); отрезки в соответствии с их длинами; числа (в порядке увеличения или уменьшения); конструировать: алгоритм решения задачи; несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме); контролировать: оценивать: расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз); предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно). решать учебные и практические задачи: пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты; записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль; решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие); измерять длину отрезка с помощью линейки; изображать отрезок заданной длины; отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке; выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки); ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию. К концу обучения в первом классе ученик может научиться: сравнивать: воспроизводить: способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа; классифицировать: обосновывать: контролировать деятельность: решать учебные и практические задачи: преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями; использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях; выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур; составлять фигуры из частей; разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями; изображать на бумаге треугольник с помощью линейки; находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей); определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей, представлять заданную информацию в виде таблицы; выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос. Содержание тем учебного курса № п/п | Раздел учебного курса | Основные элементы содержания | | Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов | Предметы и их свойства Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством. Отношения между предметами, фигурами Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Отношения между множествами предметов Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов). Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел | | Число и счёт | Натуральные числа. Нуль Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами. Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки. Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц). Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания. Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения. Правило сравнения чисел с помощью вычитания. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Свойства сложения и вычитания Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками. | | Арифметические действия и их свойства | Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20 Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Практические способы выполнения действий. Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность). | | Величины | Цена, количество, стоимость товара Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара). Геометрические величины Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида 1 дм 6 см = 16 см, 12 см = 1 дм 2 см. Расстояние между двумя точками | | Работа с текстовыми задачами | Текстовая арифметическая задача и её решение Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. Составная задача и её решение. Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи. Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями | | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Взаимное расположение предметов Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри. Осевая симметрия Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Геометрические фигуры Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар. Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки. | | Логико-математическая подготовка | Логические понятия Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой. Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера | | Работа с информацией | Представление и сбор информации Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы. Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Информация, связанная со счётом и измерением. Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур. | | ВСЕГО | 130 часов | Контроль предметных результатов В курсе математики в 1-м классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: в ходе проверки домашнего задания; в ходе устного и письменного опроса в начале урока; итогового опроса в конце урока; в ходе выполнения дополнительных заданий к упражнениям. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА». 1 КЛАСС. № п/п | № в разделе | Тема урока | Характеристика основной деятельности учащихся | Дата планируемая | Дата фактическая | Примечание | 1 четверть 35 часов | Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (3 ч) | 1 | 1 | Сравнение предметов по их свойствам | Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий. Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству | 02.09 | | | 2 | 2 | Выявление сходства и различия в объектах | Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий. Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству | 03.09 | | | 3 | 3 | Направления движения: слева направо, справа налево | Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар. Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на. | 04.09 | | | Работа с информацией (1 ч) | 4 | 1 | Таблицы | Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты. Выявлять соотношения между значениями данных в таблице величин. Собирать требуемую информацию из указанных источников. Фиксировать результаты разными способами. | 07.09 | | | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (1 ч) | 5 | 1 | Расположение на плоскости групп предметов | Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве. Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями. | 09.09 | | | Число и счёт (2 ч) | 6 | 1 | Числа и цифры | Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке. Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты. Различать понятия «число» и «цифра». Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек. Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между). Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счёта) Различать число и цифру | 10.09 | | | 7 | 2 | Числа и цифры. Письмо цифр | 11.09 | | | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (1 ч) | 8 | 2 | Конструирование плоских фигур из частей | Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве. Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями. | 14.09 | | | Арифметические действия и их свойства (1 ч) | 9 | 1 | Подготовка к введению сложения | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). | 16.09 | | | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (1 ч) | 10 | 3 | Развитие пространственных представлений | Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах. Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам). | 17.09 | | | Число и счёт (1 ч) | 11 | 3 | Движения по шкале линейки | Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке. Пересчитывать разными способами (с помощью шкалы линейки, на предметы, выражать числами получаемые результаты. | 18.09 | | | Арифметические действия и их свойства (1 ч) | 12 | 2 | Подготовка к введению вычитания | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). | 21.09 | | | Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (2 ч) | 13 | 4 | Сравнение двух множеств предметов по их численности | Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий. | 23.09 | | | 14 | 5 | На сколько больше или меньше? | Сравнивать предметы по размерам (больше, меньше) | 24.09 | | | Работа с текстовыми задачами (2 ч) | 15 | 1 | Подготовка к решению арифметических задач | Использовать модели: выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач. | 25.09 | | | 16 | 2 | Подготовка к решению арифметических задач. Знакомство с моделью задачи | 28.09 | | | Арифметические действия и их свойства (2 ч) | 17 | 3 | Сложение чисел | Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Различать знаки арифметических действий. | 30.09 | | | 18 | 4 | Вычитание чисел | Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий. | 01.10 | | | Число и счёт (2 ч) | 19 | 4 | Число и цифра | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Различать знаки арифметических действий. Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий. Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов. Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек. | 02.10 | | | 20 | 5 | Число и цифра 0 | Различать понятия «число» и «цифра». Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. | 05.10 | | | Величины (2 ч) | 21 | 1 | Отрезок и его длина | Различать единицы длины. Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений. Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами. | 07.10 | | | 22 | 2 | Измерение длины в сантиметрах | Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой | 08.10 | | | Число и счёт (3 ч) | 23 | 6 | Увеличение и уменьшение числа на1 | Сравнивать разные способы вычислений; использовать их для поиска результата. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки. Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях. Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц | 09.10 | | | 24 | 7 | Увеличение и уменьшение числа на 2 | Сравнивать разные способы вычислений; использовать их для поиска результата. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки | 12.10 | | | 25 | 8 | Число 10 и его запись цифрами | Моделировать (выкладывать фищки) в таблице: в левом столбце — столько же, в среднем — на 1 больше, в правом —на 1 меньше | 14.10 | | | Величины (1 ч) | 26 | 3 | Дециметр | Дополнить строки и столбцы таблиц в соответствии с предъявленным на бором данных. Проверить состав ленную запись с помощью кар точки-помощницы. Уметь писать цифры в прямом и обратном порядке | 15.10 | | | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (1 ч) | 27 | 4 | Многоугольники | Различать предметы по форме. Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах. Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам). | 16.10 | | | Работа с текстовыми задачами (3 ч) | 28 | 3 | Понятие об арифметической задаче | Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем. Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели. Выбирать арифметическое действие для решения задачи. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | 19.10 | | | 29 | 4 | Решение задач | 21.10 | | | 30 | 5 | Решение задач с помощью модели | Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные | 22.10 | | | Число и счёт (2 ч) | 31 | 9 | Числа от 11 до 20 | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели. Различать знаки арифметических действий. Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий. Моделировать зависимость между арифметическими действиями. Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений | 23.10 | | | 32 | 10 | Название и запись цифрами чисел от 11 до 20 | | | | Величины (1 ч) | 33 | 4 | Измерение длины в дециметрах и сантиметрах | Различать единицы длины. Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений. Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами. Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением | | | | Работа с текстовыми задачами (1 ч) | 34 | 6 | Составление задач по картинкам | Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.) | | | | Число и счёт (3 ч) | 35 | 11 | Числа от 1 до 20 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Знать, как образуются числа от 11 до 20 | | | | 2 четверть 28часов | 36 | 12 | Подготовка к введению умножения | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. | | | | 37 | 13 | Подготовка к введению умножения. Знакомство со схемами | Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Различать знаки арифметических действий. Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий. | | | | Работа с текстовыми задачами (1ч) | 38 | 7 | Составление и решение задач | Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели. Выбирать арифметическое действие для решения задачи. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи. | | | | Число и счёт (1 ч) | 39 | 14 | Числа второго десятка | Моделировать зависимость между арифметическими действиями. Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений | | | | Арифметические действия и их свойства (2 ч) | 40 | 5 | Умножение | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Различать знаки арифметических действий. Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий | | | | 41 | 6 | Конкретный смысл умножения | | | | Работа с текстовыми задачами (2 ч) | 42 | 8 | Решение арифметических задач | Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.) | | | | 43 | 9 | Составление и решение задач | | | | Логико-математическая подготовка (1 ч) | 44 | 1 | Верно или неверно? | Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь. Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно). Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку. Определять основание классификации. Воспроизводить в устной форме решение логической задачи | | | | Арифметические действия и их свойства (4 ч) | 45 | 7 | Подготовка к введению деления | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). | | | | 46 | 8 | Деление на равные части | Различать знаки арифметических действий. Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий. | | | | 47 | 9 | Выполнение деление с помощью фишек | | | | 48 | 10 | Сравнение результатов арифметических действий | Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов. Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек. | | | | Число и счёт (1 ч) | 49 | 15 | Работа с числами второго десятка | Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки. Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях | | | | Работа с текстовыми задачами (1 ч) | 50 | 10 | Решение арифметических задач | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | | | | Арифметические действия и их свойства (3 ч) | 51 | 11 | Сложение и вычитание чисел | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Различать знаки арифметических действий. | | | | 52 | 12 | Решение задач по теме: «Сложение и вычитание чисел» | | | | 53 | 13 | Умножение и деление чисел | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). | | | | Число и счёт (5 ч) | 54 | 16 | Выполнение заданий разными способами | Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки. Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях. | | | | 55 | 17 | Классификация | | | | 56 | 18 | Решение задач разными способами | | | | 57 | 19 | Перестановка чисел при сложении | | | | 58 | 20 | Применение правила «Перестановка чисел при сложении» при вычислениях | | | | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (2 ч) | 59 | 5 | Знакомство с моделями «Шар», «Куб» | Различать предметы по форме. Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах. Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам). Различать куб и квадрат, шар и круг. Называть предъявленную фигуру. Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. | | | | 60 | 6 | Отличия шара от круга, куба от квадрата | | | | Число и счёт (6 ч) | 61 | 21 | Сложение с числом 0. | Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек. Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между). Сравнивать числа на основе счёта). Моделировать зависимость между арифметическими действиями. | | | | 62 | 22 | Решение задач по теме «Сложение с числом 0». | | | | 63 | 23 | Свойства вычитания | | | | 3 четверть 34 часа | 64 | 24 | Использование при вычислениях свойств вычитания | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. | | | | 65 | 25 | Вычитание числа 0 | Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки. Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях | | | | 66 | 26 | Решение задач по теме «Вычитание числа 0» | | | | Арифметические действия и их свойства (2 ч) | 67 | 14 | Деление на группы по несколько предметов | Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. | | | | 68 | 15 | Решение задач по теме «Деление на группы по несколько предметов» | | | | Число и счёт (28 ч) | 69 | 27 | Сложение с числом 10 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. | | | | 70 | 28 | Решение задач по теме: «Сложение с числом 10» | | | | 71 | 29 | Прибавление и вычитание числа 1 | Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки. | | | | 72 | 30 | Решение задач по теме: «Прибавление и вычитание числа 1» | | | | 73 | 31 | Прибавление числа 2 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. | | | | 74 | 32 | Прибавления числа 2 с переходом через разряд | | | | 75 | 33 | Решение задач по теме: «Прибавление числа 2» | | | | 76 | 34 | Вычитание числа 2 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. | | | | 77 | 35 | Вычитание числа 2 с переходом через разряд | | | | 78 | 36 | Решение задач по теме: «Вычитание числа 2» | | | | 79 | 37 | Прибавление числа 3 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. | | | | 80 | 38 | Прибавление числа 3 с переходом через разряд | | | | 81 | 39 | Решение задач по теме «Прибавление числа 3» | | | | 82 | 40 | Вычитание числа 3 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. | | | | 83 | 41 | Вычитание числа 3 с переходом через разряд | | | | 84 | 42 | Решение задач по теме: «Вычитание числа 3» | | | | 85 | 43 | Прибавление числа 4 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. | | | | 86 | 44 | Прибавление числа 4 с переходом через разряд | | | | 87 | 45 | Решение задач по теме: «Прибавление числа 4» | | | | 88 | 46 | Вычитание числа 4 | Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки. | | | | 89 | 47 | Вычитание числа 4 с переходом через десяток | | | | 90 | 48 | Решение задач по теме: «Вычитание числа 4» | | | | 91 | 49 | Прибавление и вычитание числа 5 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. | | | | 92 | 50 | Прибавление и вычитание числа 5 с переходом через десяток | | | | 93 | 51 | Решение задач по теме: «Прибавление и вычитание числа 5» | | | | 94 | 52 | Прибавление и вычитание числа 6 | Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. | | | | 95 | 53 | Прибавление и вычитание числа 6 с переходом через десяток. | | | | 96 | 54 | Решение задач по теме: «Прибавление и вычитание числа 6» | | | | Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (7 ч) | 97 | 6 | Сравнение чисел | Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар. | | | | 4 четверть 31 час | 98 | 7 | Сравнение чисел. Правила сравнения чисел | Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар. | | | | 99 | 8 | Применение вычитания для сравнения двух чисел | Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на. | | | | 100 | 9 | Сравнение чисел. Результат сравнения | | | | 101 | 10 | На сколько больше или меньше | Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа. Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения). Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа. Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу. | | | | 102 | 11 | Решение задач на сравнение | | | | 103 | 12 | Решение арифметических задач | | | | Работа с текстовыми задачами (7 ч) 4 часа | 104 | 11 | Увеличение числа на несколько единиц | Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях. Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц. | | | | 105 | 12 | Решение задач на нахождение числа больше данного на несколько единиц Комплексная контрольная работа | | | | 106 | 13 | Решение задач по теме: «Увеличение числа на несколько единиц» | | | | 107 | 14 | Решение задач на сравнение. | | | | 108 | 15 | Уменьшение числа на несколько единиц | Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях. Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц. | | | | 109 | 16 | Решение задач на нахождение числа меньше данного на несколько единиц | | | | 110 | 17 | Решение задач по теме: «Уменьшение числа на несколько единиц» | | | | Число и счёт (9 ч) | 111 | 55 | Прибавление чисел 7, 8, 9 | Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). | | | | 112 | 56 | Прибавление чисел 7, 8, 9 с переходом через разряд | | | | 113 | 57 | Вычитание чисел 7, 8, 9 | | | | 114 | 58 | Вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через разряд | | | | 115 | 59 | Составление и решение задач | | | | 116 | 60 | Введение скобок для записи выражений, содержащих два действия | | | | 117 | 61 | Решение примеров со скобками | Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки чаи прибавления и вычитания | | | | 118 | 62 | Решение задач по теме: «Сложение и вычитание. Скобки» | | | | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (6 ч) | 119 | 7 | Зеркальное отражение предметов | Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей. Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы | | | | 120 | 8 | Зеркальное отражение фигур | | | 121 | 9 | Симметрия | Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей. Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы | | | | 122 | 10 | Симметричные фигуры | | | | 123 | 11 | Ось симметрии фигуры | | | | 124 | 12 | Ось симметрии квадрата | | | | Число и счёт (4 ч) | 125 | 63 | Сложение и вычитание. Скобки | Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки чаи прибавления и вычитания. | | | | 126 | 64 | Запись выражений, содержащих два действия | | | 127 | 65 | Разные способы сложения чисел 7,8,9 | Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). | | | | 128 | 66 | Разные способы вычитания чисел 7,8,9 | Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. | | | Работа с текстовыми задачами (4 ч) | 129 | 18 | Решение арифметических задач вида «На сколько больше или меньше». | Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа. | | | | 130 | 19 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц | Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). | | | | | | | |