Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» для 2 Б класса МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе учебной программы «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. -5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011», рабочей программы по музыке для 2 класса общеобразовательной школы «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/– М.: Просвещение, 2014»;с учётом рекомендаций инструктивно-методических писем департамента образования Белгородской области, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году в Белгородской области» и «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2019-2020 учебном году».
Общая характеристика учебного предмета
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание рабочей программы учебного предмета «Музыка» авторов предметной линии учебников Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. для 2 класса, обучающегося по ФГОС, рассчитано на 34 часа.
Календарным учебным графиком МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» установлено во 2 классе 34 учебные недели.
Учебный план МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2019 - 2020 учебный год отводит для изучения учебного предмета «Музыка» во 2 классе 1 учебный час в учебную пятидневную неделю, 34 часа в учебном году.
Учебная предметная программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. рассчитана на 34 часа.
В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2019 - 2020 учебный год, в целях выполнения программного материала в рабочую программу учебного предмета «Музыка» авторов предметной линии учебников Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. для 2 Б класса изменения не вносятся.
B связи с праздничными днями, установленными постановлением правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2020 году» и в соответствии с расписанием уроков школы на 2019 - 2020 учебный год объединены уроки:
Программа обеспечена следующим УМК:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- 128 с.
Критская Е.Д . CD-ROM (MP3). Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. ФГОС / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.
Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
Формы организации учебного процесса и контроля знаний, умений, навыков
Для изучения предмета применяется классно – урочная форма обучения, с использованием технологии развивающего и личностно – ориентированного обучения, основу которой составляет системно - деятельностный подход.
Основной формой организации учебного урока является урок. Освоение музыкального языка происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально - ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
К формам контроля относятся устный и письменный: входной, текущий, рубежный и итоговый.
Диагностирование дидактического процесса позволяет выявить его динамику, сопоставить результаты обучения на отдельных этапах.
Аттестация обучающихся по музыке проводится в виде тестовых работ, практических заданий, проектов, исследовательских работ.
Контрольные работы по предмету во 2 классе не предусмотрены.
2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Характеристика деятельности обучающихся | Сроки проведения | Приме-чание | Реализация электронного обучения и/или дистанционного обучения |
Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Россия – Родина моя (3 ч) | | |
| Мелодия. Здравствуй, Родина моя! | Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер песен о Родине в своём исполнении. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. знать особенности исполнения гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. | 05.09 | | | |
| Моя Россия. | 12.09 | | | |
| Гимн России | 19.09 | | | |
Раздел 2. День, полный событий (6 ч) |
| Музыкальные инструменты | Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных инструментах, импровизация, сочинение). Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различны музыкальные образы. Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки, двух-, трёхчастные формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера. | 26.09 | | | |
| Природа и музыка. Прогулка | 03.10 | | | |
| Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши | 10.10 | | | |
| Звучащие картины. Расскажи сказку | 17.10 | | | |
| Обобщающий урок I четверти | 24.10 | | | |
| Колыбельные. Мама | 07.11 | | | |
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (5 ч) |
| Великий колокольный звон | Понимать характер исполнения народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать в пластике движений, на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни. | 14.11 | | | |
| Звучащие картины | 21.11 | | | |
| Святые земли Русской | 28.11 | | | |
| С Рождеством Христовым! | 05.12 | | | |
| Обобщающий урок II четверти | 12.12 | | | |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) |
| Русские народные инструменты. | Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства и художественной выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. | 19.12 | | | |
| Плясовые наигрыши. Разыграй песню | 26.12 | | | |
| Музыка в народном стиле. Сочини песенку | 09.01 | | | |
| Проводы зимы. Встреча весны | 16.01 | | | |
Раздел 5. В музыкальном театре (5 ч) |
| Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | 23.01 | | | |
| Театр оперы и балета | 30.01 | | | |
| Волшебная палочка | 06.02 | | | |
| Опера «Руслан и Людмила» | 13.02 | | | |
| Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал | 20.02 | | | |
Раздел 6. В концертном зале (5 ч) |
| Симфоническая сказка «Петя и волк» | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью. Передавать сои музыкальные впечатления в рисунке. | 27.02 | | | |
| Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 05.03 | | | |
| Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40 | 12.03 | | | |
| Увертюра. Опера «Свадьба Фигаро» | 19.03 | | | |
| Обобщающий урок III четверти | 02.04 | | | |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч) |
| Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах! | Понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу заключительного урока – концерта. | 09.04 | | | |
| Всё в движении. Попутная песня | 16.04 | | | |
| Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда | 23.04 | | | |
| Природа и музыка. Печаль моя светла | 30.04 | | | |
| Первый. Мир композитора | 07.05 | | | |
| Могут ли иссякнуть мелодии? Заключительный урок-концерт. | 14.05 | | | |
| Обобщающий урок года | 21.05 | | | |
3. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество | Процентное соотношение |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 13, 15. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с. 3.Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru). 4. Сергеева Е.Д., Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014 год. 5.Критская Е.Д. Музыка.2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- 128 с. 6. Критская Е.Д . CD-ROM (MP3). Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс. ФГОС / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014. 7. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014. – 256 с. | 1 1 1 1 24 1 1 | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% |
Печатные пособия |
1.КОМПЛЕКТ ТАБЛИЦ ПО МУЗЫКЕ (10 ТАБЛИЦ) Нотный стан – нотоносец Фортепиано. Звуки низкие, средние, высокие Динамика. Диапазон Темп Длительность звука. Пауза Доли. Такт. Размер Музыкальные жанры Музыкальные формы Музыкальные инструменты симфонического оркестра Народные музыкальные инструменты | 10 | 100% |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором магнитов Аудиоцентр Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер | 1 1 1 1 1 | 100% 100% 100% 100% 100% |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы: | 1 | 100% |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Столы-конторки Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | 12 24 1 1 2 | 100% 100% 100% 100% 100% |
% оснащенности – 100% |
Интернет-ресурсы: |
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru. Эл. версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp 5.Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru). |
Итого: оснащённость по учебному предмету «Музыка» составляет 100%. |
11