Компенсаторный курс по обществознанию
для 10-11 классов
Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования, актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Данная программа компенсаторного курса предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа. Реализация данной программы в рамках курса возможна как в течение двух лет обучения 10 класс -1 час в неделю и 11 класс -1 час в неделю.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «Обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителя обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.
Программа курса предусматривает возможность систематизации, углубления и обобщения знаний.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания, недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания, различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках, слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Программа компенсаторного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов единого государственного экзамена текущего года по обществознанию;
-Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения текущем году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в текущем году единого государственного экзамена по обществознанию.
Целевые установки курса:
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учащихся;
-развитие у учащихся стойкого интереса к предмету;
-краткое изложение и повторение курса обществознания;
-формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
-формирование умений выполнять задания повышенной сложности;
- воспитания положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределение заданий различного типа (с выбором ответов, с кратким ответом, с развёрнутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими, процедуру проведения экзамена в целом: эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решение заданий с развёрнутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений проверяемых в рамках ЕГЭ:
- биосоциальная сущность человека, основные факторы и этапы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально- гуманитарного познания;
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
- соотносит обществоведческие знания, с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишне;
-устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаков понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор определённых позиций из предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
-называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту и применять в прилагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- перечислять признаки какого либо явления, объекты одного класса и дт.д.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – гуманитарных наук, приводить примеры определённых общественных явлений, действий, ситуаций:
- применять социально гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- формулировать на основе приобретённых социально гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённой теме.
Курс позволит преодолеть психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
- лекции с обсуждением документов;
-беседа;
-практические занятия;
- анализ альтернативных ситуация;
-работа в парах, группах, индивидуально;
-выполнение работ по заданному алгоритму;
Система оценивания и формы контроля:
Ожидаемые результаты:
Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий различного уровня; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Критерии оценки знаний по обществознанию
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
за словарный диктант
за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
за тестовую работу
за письменный реферат
Указания к оцениванию тематического тестирования
(перевод баллов теста в соответствии с 5-ти балльной системой)
Баллы теста | 5-ти балльная шкала |
20-22 | 5 |
16-19 | 4 |
11-15 | 3 |
0-10 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
обществознание 11 класс
(компенсаторный курс)
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Кол-во часов | Форма | Дата | Примечание |
по плану | фактически |
Экономика _16ч. |
1. | Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. | 1 | Лекция с элементами беседы | 15.09.2022 | | |
2. | Экономическая система государства | 1 | Лекция с элементами беседы | 22.09.2022 | | |
3. | Спрос | 1 | Лекция с элементами беседы | 29.09.2022 | | |
4. | Предложение | 1 | Лекция с элементами беседы | 6.10.2022 | | |
5. | Цена и стоимость. Альтернативная стоимость. | 1 | Лекция с элементами беседы | 13.10.2022 | | |
6. | Конкуренция. Типы рынков. | 1 | Лекция с элементами беседы | 20.10.2022 | | |
7. | Доходы и расходы. | 1 | Лекция с элементами беседы | 27.10.2022 | | |
8. | Банки и банковская система. | 1 | Лекция с элементами беседы | 10.11.2022 | | |
9. | Деньги и финансы. Фондовая биржа. | 1 | Лекция с элементами беседы | 17.11.2022 | | |
10. | Менеджмент и маркетинг. | 1 | Лекция с элементами беседы | 24.11.2022 | | |
11. | Государственные финансы. Государство и экономика. | 1 | Лекция с элементами беседы | 01.12.2022 | | |
12. | Основные макроэкономические показатели. | 1 | Лекция с элементами беседы | 08.12.2022 | | |
13. | Экономический рост. Цикличность развития экономики. | 1 | Лекция с элементами беседы | 15.12.2022 | | |
14. | Международная торговля. Российская Федерация в системе мирового хозяйства. | 1 | Лекция с элементами беседы | 22.12.2022 | | |
15. | Экономические проблемы глобализации. | 1 | Лекция с элементами беседы | 27.12.2022 | | |
16. | Урок-практикум | 1 | | 29.12.2022 | | |
Теория государства и права 3ч. |
17. | Происхождение государства и права. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
18. | Государство, его признаки и сущность. Форма государства. Функции государства и государственный механизм. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
19. | Понятие права. Признаки и функции права. Система права. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
Конституционное право 3ч. |
20. | Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
21. | Общая характеристика Конституции Российской Федерации. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
22. | Урок-практикум по темам: Теория государства и права и Конституционное право. | 1 | | | | |
Основные отрасли российского права 9ч. |
23. | Гражданское право | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
24. | Финансовое и налоговое право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
25. | Семейное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
26. | Трудовое право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
27. | Административное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
28. | Уголовное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
29. | Основы судопроизводства. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
30. | Международное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
31. | Урок-практикум | 1 | | | | |
Итоговое повторение 3ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
обществознание 10 класс
(компенсаторный курс)
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Кол-во часов | Форма | Дата | Примечание |
по плану | фактически |
Экономика _16ч. |
1. | Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. | 1 | Лекция с элементами беседы | 15.09.2022 | | |
2. | Экономическая система государства | 1 | Лекция с элементами беседы | 22.09.2022 | | |
5. | Цена и стоимость. Альтернативная стоимость. | 1 | Лекция с элементами беседы | 13.10.2022 | | |
6. | Конкуренция. Типы рынков. | 1 | Лекция с элементами беседы | 20.10.2022 | | |
7. | Доходы и расходы. | 1 | Лекция с элементами беседы | 27.10.2022 | | |
8. | Банки и банковская система. | 1 | Лекция с элементами беседы | 10.11.2022 | | |
9. | Деньги и финансы. Фондовая биржа. | 1 | Лекция с элементами беседы | 17.11.2022 | | |
10. | Менеджмент и маркетинг. | 1 | Лекция с элементами беседы | 24.11.2022 | | |
11. | Государственные финансы. Государство и экономика. | 1 | Лекция с элементами беседы | 01.12.2022 | | |
12. | Экономический рост. Цикличность развития экономики. | 1 | Лекция с элементами беседы | 15.12.2022 | | |
13. | Международная торговля. Российская Федерация в системе мирового хозяйства. | 2 | Лекция с элементами беседы | 22.12.2022 | | |
14. | Экономические проблемы глобализации. | 1 | Лекция с элементами беседы | 27.12.2022 | | |
15. | Урок-практикум | 1 | | 29.12.2022 | | |
Теория государства и права 3ч. |
16. | Происхождение государства и права. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
17. | Государство, его признаки и сущность. Форма государства. Функции государства и государственный механизм. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
18. | Понятие права. Признаки и функции права. Система права. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
Конституционное право 3ч. |
19. | Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
20. | Общая характеристика Конституции Российской Федерации. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
21. | Урок-практикум по темам: Теория государства и права и Конституционное право. | 1 | | | | |
Основные отрасли российского права 9ч. |
22. | Гражданское право | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
23. | Финансовое и налоговое право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
24. | Семейное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
25. | Трудовое право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
26. | Административное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
27. | Уголовное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
28. | Основы судопроизводства. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
29. | Международное право. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | |
30. | Урок-практикум | 1 | | | | |
Итоговое повторение 3ч. |