СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП обществознание 10-11 класс (компенсаторный курс) 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП обществознание 10-11 класс (компенсаторный курс) 2022-2023 учебный год»



Компенсаторный курс по обществознанию

для 10-11 классов



Пояснительная записка


В условиях реформирования российской системы образования, актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Данная программа компенсаторного курса предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа. Реализация данной программы в рамках курса возможна как в течение двух лет обучения 10 класс -1 час в неделю и 11 класс -1 час в неделю.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «Обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителя обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Программа курса предусматривает возможность систематизации, углубления и обобщения знаний.

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания, недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания, различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках, слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Программа компенсаторного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;

- Демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов единого государственного экзамена текущего года по обществознанию;

-Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения текущем году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в текущем году единого государственного экзамена по обществознанию.


Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Задачи курса:

  • - повышение предметной компетентности учащихся;

  • -развитие у учащихся стойкого интереса к предмету;

  • -краткое изложение и повторение курса обществознания;

  • -формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  • -формирование умений выполнять задания повышенной сложности;

  • - воспитания положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределение заданий различного типа (с выбором ответов, с кратким ответом, с развёрнутым ответом);

  • - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими, процедуру проведения экзамена в целом: эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решение заданий с развёрнутым ответом;

  • - психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.


В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений проверяемых в рамках ЕГЭ:

  • - биосоциальная сущность человека, основные факторы и этапы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • - особенности социально- гуманитарного познания;

  • - распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

  • - сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;

  • - соотносит обществоведческие знания, с социальными реалиями, их отражающими;

  • - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • -анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

  • - распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишне;

  • -устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • - применять знания о характерных чертах, признаков понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор определённых позиций из предложенного списка;

  • - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • -называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту и применять в прилагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  • - перечислять признаки какого либо явления, объекты одного класса и дт.д.;

  • - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – гуманитарных наук, приводить примеры определённых общественных явлений, действий, ситуаций:

  • - применять социально гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • - осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • - формулировать на основе приобретённых социально гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённой теме.


Курс позволит преодолеть психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.


Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • - лекции с обсуждением документов;

  • -беседа;

  • -практические занятия;

  • - анализ альтернативных ситуация;

  • -работа в парах, группах, индивидуально;

  • -выполнение работ по заданному алгоритму;


Система оценивания и формы контроля:

  • на протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий различного уровня; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Критерии оценки знаний по обществознанию

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Нормы оценки знаний,  умений и навыков учащихся по обществознанию

Оценка 5:

        Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка 4:

        Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

               Оценка 3: 

                Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Оценка 2: 

          Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно

  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

  • за словарный  диктант

  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

  • за тестовую  работу

  • за письменный реферат

Указания к оцениванию тематического тестирования

(перевод баллов теста в соответствии с 5-ти балльной системой)

Баллы теста

5-ти балльная шкала

20-22

5

16-19

4

11-15

3

0-10

2











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

обществознание 11 класс

(компенсаторный курс)


п/п

Наименование раздела, тема занятия

Кол-во часов

Форма

Дата

Примечание

по плану

фактически

Экономика _16ч.

1.

Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.

1

Лекция с элементами беседы

15.09.2022



2.

Экономическая система государства

1

Лекция с элементами беседы

22.09.2022



3.

Спрос

1

Лекция с элементами беседы

29.09.2022



4.

Предложение

1

Лекция с элементами беседы

6.10.2022



5.

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость.

1

Лекция с элементами беседы

13.10.2022



6.

Конкуренция. Типы рынков.

1

Лекция с элементами беседы

20.10.2022



7.

Доходы и расходы.

1

Лекция с элементами беседы

27.10.2022



8.

Банки и банковская система.

1

Лекция с элементами беседы

10.11.2022



9.

Деньги и финансы. Фондовая биржа.

1

Лекция с элементами беседы

17.11.2022



10.

Менеджмент и маркетинг.

1

Лекция с элементами беседы

24.11.2022



11.

Государственные финансы. Государство и экономика.

1

Лекция с элементами беседы

01.12.2022



12.

Основные макроэкономические показатели.

1

Лекция с элементами беседы

08.12.2022



13.

Экономический рост. Цикличность развития экономики.

1

Лекция с элементами беседы

15.12.2022



14.

Международная торговля. Российская Федерация в системе мирового хозяйства.

1

Лекция с элементами беседы

22.12.2022



15.

Экономические проблемы глобализации.

1

Лекция с элементами беседы

27.12.2022



16.

Урок-практикум

1


29.12.2022



Теория государства и права 3ч.

17.

Происхождение государства и права.

1

Лекция с элементами беседы




18.

Государство, его признаки и сущность. Форма государства. Функции государства и государственный механизм.

1

Лекция с элементами беседы




19.

Понятие права. Признаки и функции права. Система права.

1

Лекция с элементами беседы




Конституционное право 3ч.

20.

Понятие конституции, ее виды. Конституционализм.

1

Лекция с элементами беседы




21.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

1

Лекция с элементами беседы




22.

Урок-практикум по темам: Теория государства и права и Конституционное право.

1





Основные отрасли российского права 9ч.

23.

Гражданское право

1

Лекция с элементами беседы




24.

Финансовое и налоговое право.

1

Лекция с элементами беседы




25.

Семейное право.

1

Лекция с элементами беседы




26.

Трудовое право.

1

Лекция с элементами беседы




27.

Административное право.

1

Лекция с элементами беседы




28.

Уголовное право.

1

Лекция с элементами беседы




29.

Основы судопроизводства.

1

Лекция с элементами беседы




30.

Международное право.

1

Лекция с элементами беседы




31.

Урок-практикум

1





Итоговое повторение 3ч.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

обществознание 10 класс

(компенсаторный курс)


п/п

Наименование раздела, тема занятия

Кол-во часов

Форма

Дата

Примечание

по плану

фактически

Экономика _16ч.

1.

Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.

1

Лекция с элементами беседы

15.09.2022



2.

Экономическая система государства

1

Лекция с элементами беседы

22.09.2022



5.

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость.

1

Лекция с элементами беседы

13.10.2022



6.

Конкуренция. Типы рынков.

1

Лекция с элементами беседы

20.10.2022



7.

Доходы и расходы.

1

Лекция с элементами беседы

27.10.2022



8.

Банки и банковская система.

1

Лекция с элементами беседы

10.11.2022



9.

Деньги и финансы. Фондовая биржа.

1

Лекция с элементами беседы

17.11.2022



10.

Менеджмент и маркетинг.

1

Лекция с элементами беседы

24.11.2022



11.

Государственные финансы. Государство и экономика.

1

Лекция с элементами беседы

01.12.2022



12.

Экономический рост. Цикличность развития экономики.

1

Лекция с элементами беседы

15.12.2022



13.

Международная торговля. Российская Федерация в системе мирового хозяйства.

2

Лекция с элементами беседы

22.12.2022



14.

Экономические проблемы глобализации.

1

Лекция с элементами беседы

27.12.2022



15.

Урок-практикум

1


29.12.2022



Теория государства и права 3ч.

16.

Происхождение государства и права.

1

Лекция с элементами беседы




17.

Государство, его признаки и сущность. Форма государства. Функции государства и государственный механизм.

1

Лекция с элементами беседы




18.

Понятие права. Признаки и функции права. Система права.

1

Лекция с элементами беседы




Конституционное право 3ч.

19.

Понятие конституции, ее виды. Конституционализм.

1

Лекция с элементами беседы




20.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

1

Лекция с элементами беседы




21.

Урок-практикум по темам: Теория государства и права и Конституционное право.

1





Основные отрасли российского права 9ч.

22.

Гражданское право

1

Лекция с элементами беседы




23.

Финансовое и налоговое право.

1

Лекция с элементами беседы




24.

Семейное право.

1

Лекция с элементами беседы




25.

Трудовое право.

1

Лекция с элементами беседы




26.

Административное право.

1

Лекция с элементами беседы




27.

Уголовное право.

1

Лекция с элементами беседы




28.

Основы судопроизводства.

1

Лекция с элементами беседы




29.

Международное право.

1

Лекция с элементами беседы




30.

Урок-практикум

1





Итоговое повторение 3ч.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!