Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой «Обществознание 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2014 г.) и предполагает изучение обществознания на базовом уровне в 5 классе из расчета 1 часа в неделю и 34 часа за год в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.
Содержание первого этапа курса, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. И обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов. Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Согласно календарному учебному графику школы на 2015-2016 учебный год количество учебных недель в 5 классе - 34, что составляет 34 часа за год. Так как авторская программа рассчитана на 35 часов за год, то убран 1 час из раздела «Заключительные уроки».
№/п | № урока | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| | Введение (1 час) | | |
-
| -
| Введение. Предмет «Обществознание». Что предстоит узнать. | Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания | 05.09 | |
| | Человек (5 часов) | | |
-
| -
| Ведение. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. | Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами Сравнивать свойства человека и животных биологическое и социальное в природе человека. Составлять свой план текста | 12.09 | |
-
| -
| Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. | Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Составлять свой план текста Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Определять незнакомые слова и находить их значение. Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Составлять план и выделять основные смысловые части текста. | 19.09 | |
-
| -
| Возраст человека и социальные отношения. Отрочество – особая пора жизни. | Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения.Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Придумывать сценки из жизни : «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».Оценивать результатов работы | 26.09 | |
-
| -
| Особенности подросткового возраста. Самостоятельность - показатель взрослости | Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Прогнозировать свой результат | 03.10 | |
-
| -
| Практикум по теме «Человек» | Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах. Составлять план текста. Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков | 17.10 | |
| | Семья (5 часов) | | |
-
| -
| Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.Выражать собственную точку зрения на значение семьи Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Вносить коррективы в план | 24.10 | |
-
| -
| Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства | 31.10 | |
-
| -
| Здоровый образ жизни. Свободное время | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни | 07.11 | |
-
| -
| Контрольная работа по темам «Человек» и «Семья» | Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности | 14.11 | |
| | Итого за 1 триместр – 10 часов | | |
-
| -
| Практикум по теме «Семья» | Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья». Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи. Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе | 28.11 | |
| | Школа (6 часов) | | |
-
| -
| Анализ к/р. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений | 05.12 | |
-
| -
| Ступени школьного образования Образование и карьера | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Описывать систему общего школьного образования в нашей стране. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений | 12.12 | |
-
| -
| Образование и самообразование. | Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | 19.12 | |
-
| -
| Учение вне стен школы. Умение учиться. | Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | 26.12 | |
-
| -
| Человек в малой группе. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями | 16.01 | |
-
| -
| Практикум по теме «Школа» | Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учёбу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учёбу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками | 23.01 | |
| | Труд (6 часов) | | |
-
| -
| Труд — основа жизни Содержание и сложность труда. Результаты труда. | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | 30.01 | |
-
| -
| Труд в современной экономике. Благотворительность и меценатство | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | 06.02 | |
-
| -
| Ремесло. Признаки мастерства. | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | 13.02 | |
| | Итого за 2 триместр – 10 часов | | |
-
| -
| Творческий труд. Творчество в искусстве | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | 27.02 | |
-
| -
| Практикум по теме «Труд» | Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи. Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | 05.03 | |
-
| -
| Контрольная работа по темам «Школа», «Труд» | Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности | 12.03 | |
| | Родина (10 часов) | | |
-
| -
| Анализ к/р. Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. | 19.03 | |
-
| -
| Русский язык как государственный | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Раскрывать функции русского языка как государственного | 26.03 | |
-
| -
| Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. | 02.04 | |
-
| -
| Москва — столица России | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России | 16.04 | |
-
| -
| Гражданин — Отечества достойный сын. Патриотизм | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | 23.04 | |
-
| -
| Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | 30.04 | |
-
| -
| Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | 07.05 | |
-
| -
| Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | 14.05 | |
-
| -
| Практикум по теме «Родина» | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представлении о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку. Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определенной теме | 21.05 | |
-
| -
| Итоговая контрольная работа | Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности | | |
-
| -
| Анализ к/р. Обобщение изученного материала за курс 5 класса | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году | | |
| | Итого за 3 триместр – 14 часов | | |
1. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Программа «Обществознание 5-9 классы» - М, Просвещение, 2014 г.
2. Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Учебник. Обществознание 5 класс. - М.: Просвещение, 2014 г.
3. А.В. Поздеев Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс.- М.: ВАКО, 2014 г.
4. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. - М.: Просвещение, 2012
5. Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. - М.; Просвещение, 2012
СОГЛАСОВАНО.
от " _____ " _________ 2015 г. № _____
СОЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ Королева Т.О.
" _____ " _________________ 2015 г.