Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В 3классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
(166 ч, 5 часов в неделю).
№ урока | | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления – 10 ч. |
1 | 1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества | | |
2 | 2 | Счет предметов ( с использованием количественных и порядковых числит.) | | |
3 | 3 | Вверху. Внизу. Слева. Справа | | |
4 | 4 | Раньше. Позже. Сначала. Потом. | | |
5 | 5 | Отношения «столько же, больше, меньше» | | |
6 | 6 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
7 | 7 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
8 | 8 | Повторение и обобщение изученного | | |
9 | 9 | Повторение и обобщение изученного | | |
10 | 10 | Повторение и обобщение изученного | | |
Числа от 1 до 20. Число 0. Нумерация – 36 ч. |
11 | 1 | Много. Один. Число и цифра 1 | | |
12 | 2 | Много. Один. Число и цифра 1 | | |
13 | 3 | Число и цифра 2 | | |
14 | 4 | Число и цифра 3 | | |
15 | 5 | Знаки + - = | | |
16 | 6 | Число и цифра 4 | | |
17 | 7 | Длиннее, короче | | |
18 | 8 | Число и цифра 5 | | |
19 | 9 | Состав чисел от 2-5 | | |
20 | 10 | Состав чисел от 2-5 | | |
21 | 11 | Состав чисел от 2-5 | | |
22 | 12 | Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера) | | |
23 | 13 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | | |
24 | 14 | Ломаная линия | | |
25 | 15 | Закрепление. Состав чисел от 2-5 | | |
26 | 16 | Закрепление. Состав чисел от 2-5 | | |
27 | 17 | Знаки = | | |
28 | 18 | Знаки = | | |
29 | 19 | Равенство. Неравенство | | |
30 | 20 | Многоугольники | | |
31 | 21 | Число и цифра 6 | | |
32 | 22 | Число и цифра 7 | | |
33 | 23 | Число и цифра 8 | | |
34 | 24 | Число и цифра 9 | | |
35 | 25 | Число 10 | | |
36 | 26 | Состав чисел от 2-10 | | |
37 | 27 | Состав чисел от 2-10 | | |
38 | 28 | Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» | | |
39 | 29 | Сантиметр | | |
40 | 30 | Сантиметр | | |
41 | 31 | Увеличить на… Уменьшить на… | | |
42 | 32 | Число 0 | | |
43 | 33 | Сложение и вычитание с числом 0 | | |
44 | 34 | Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера) | | |
45 | 35 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
46 | 36 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
Числа от 1 до 10 (сложение и вычитание) – 66 ч. |
47 | 1 | Защита проектов | | |
48 | 2 | Сложение и вычитание вида +1, -1 | | |
49 | 3 | Сложение и вычитание вида [] +1+1, []-1-1 | | |
50 | 4 | Сложение и вычитание вида +2, -2 | | |
51 | 5 | Название чисел при сложении (слагаемые, сумма) | | |
52 | 6 | Задача. Структура задачи. Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи | | |
53 | 7 | Составление задач по рисунку | | |
54 | 8 | Таблица сложения и вычитания на 2 | | |
55 | 9 | Таблица сложения и вычитания на 2 | | |
56 | 10 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | | |
57 | 11 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | | |
58 | 12 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | | |
59 | 13 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | | |
60 | 14 | Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера) | | |
61 | 15 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
62 | 16 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
63 | 17 | Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера) | | |
64 | 18 | Сложение и вычитание вида +3, -3 | | |
65 | 19 | Сложение и вычитание вида +3, -3 | | |
66 | 20 | Прибавление и вычитание по 3 | | |
67 | 21 | Прибавление и вычитание по 3 | | |
68 | 22 | Измерение и сравнение отрезков | | |
69 | 23 | Таблица сложения и вычитание на 3 | | |
70 | 24 | Таблица сложения и вычитание на 3 | | |
71 | 25 | Присчитывание и отсчитывание по 3 | | |
72 | 26 | Присчитывание и отсчитывание по 3 | | |
73 | 27 | Решение задач | | |
74 | 28 | Решение задач | | |
75 | 29 | Дополнение условия задачи, вопроса. Решение задач | | |
76 | 30 | Дополнение условия задачи, вопроса. Решение задач | | |
77 | 31 | Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера) | | |
78 | 32 | Проверочная работа (тест) «Сложение и вычитание в пределах 10 (+1,2,3 и -1,2,3) | | |
79 | 33 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
80 | 34 | Закрепление изученного | | |
81 | 35 | Закрепление изученного | | |
82 | 36 | Закрепление. Решение текстовых задач. | | |
83 | 37 | Закрепление. Сложение и вычитание 1,2,3 | | |
84 | 38 | Закрепление. Решение текстовых задач | | |
85 | 39 | Сложение и вычитание вида +4, -4 | | |
86 | 40 | Закрепление. Сложение и вычитание +4,-4 | | |
87 | 41 | Задачи на разностное сравнение | | |
88 | 42 | Закрепление. Решение задач на разностное сравнение | | |
89 | 43 | Таблица сложения и вычитания на 4 | | |
90 | 44 | Таблица сложения и вычитания на 4 | | |
91 | 45 | Закрепление. Состав чисел от 2-4 | | |
92 | 46 | Переместительное свойство сложения | | |
93 | 47 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9 | | |
94 | 48 | Таблица для случаев вида □ + 5,6,7,8,9 | | |
95 | 49 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление | | |
96 | 50 | Закрепление изученного. Решение задач | | |
97 | 51 | Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера) | | |
98 | 52 | Проверочная работа (тест). Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
99 | 53 | Связь между суммой и слагаемыми | | |
100 | 54 | Связь между суммой и слагаемыми | | |
101 | 55 | Решение задач | | |
102 | 56 | Название компонентов при вычитании. Использование этих терминов при чтении записей | | |
103 | 57 | Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □ | | |
104 | 58 | Состав чисел 6, 7 | | |
105 | 59 | Вычитание в случаях вида 8 – □, 9 – □. Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач | | |
106 | 60 | Состав чисел 7, 8, 9 | | |
107 | 61 | Вычитание в случаях вида 10 – □. | | |
108 | 62 | Состав числа 10 | | |
109 | 63 | Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием | | |
110 | 64 | Единица вместимости литр | | |
111 | 65 | Проверочная работа (тест) «Сложение и вычитание в пределах 10» | | |
112 | 66 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
Числа от 1 до 20 (нумерация) – 15 ч. |
113 | 1 | Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. | | |
114 | 2 | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. | | |
115 | 3 | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. | | |
116 | 4 | Запись и чтение чисел второго десятка | | |
117 | 5 | Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром | | |
118 | 6 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | | |
119 | 7 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | | |
120 | 8 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | | |
121 | 9 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | | |
122 | 10 | Закрепление. Решение задач и примеров изученного вида | | |
123 | 11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера | | |
124 | 12 | Контроль и учет знаний «Нумерация чисел от 1 до 20» | | |
125 | 13 | Работа над ошибками. Закрепление изученного | | |
126 | 14 | Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения | | |
127 | 15 | Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения | | |
Числа от 1 до 20 (сложение и вычитание) – 29 ч. |
128 | 1 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | | |
129 | 2 | Табличное сложение вида □ + 2, □ + 3 | | |
130 | 3 | Табличное сложение вида □ + 4 | | |
131 | 4 | Табличное сложение вида □ + 4 | | |
132 | 5 | Табличное сложение вида □ + 5 | | |
133 | 6 | Табличное сложение вида □ + 5 | | |
134 | 7 | Табличное сложение вида □ + 6 | | |
135 | 8 | Табличное сложение вида □ + 6 | | |
136 | 9 | Табличное сложение вида □ + 7 | | |
137 | 10 | Табличное сложение вида □ + 7 | | |
138 | 11 | Табличное сложение вида □ + 8 | | |
139 | 12 | Табличное сложение вида □ + 8 | | |
140 | 13 | Табличное сложение вида □ + 9 | | |
141 | 14 | Табличное сложение вида □ + 9 | | |
142 | 15 | Состав чисел второго десятка. Таблица сложения | | |
143 | 16 | Состав чисел второго десятка. Таблица сложения | | |
144 | 17 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера) | | |
145 | 18 | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток | | |
146 | 19 | Вычитание вида 11-□ | | |
147 | 20 | Вычитание вида 12-□ | | |
148 | 21 | Вычитание вида 13-□ | | |
149 | 22 | Вычитание вида 14-□ | | |
150 | 23 | Вычитание вида 15-□ | | |
151 | 24 | Вычитание вида 16-□ | | |
152 | 25 | Вычитание вида 17-□ | | |
153 | 26 | Вычитание вида 18-□ | | |
154 | 27 | Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 20 | | |
155 | 28 | Итоговый контроль и учет знаний | | |
156 | 29 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала | | |
Повторение – 10 ч. |
157 | 1 | Итоговое повторение. Решение примеров и задач изученного вида | | |
158 | 2 | Итоговое повторение. Решение примеров и задач изученного вида | | |
159 | 3 | Итоговое повторение. Решение примеров и задач изученного вида | | |
160 | 4 | Итоговое повторение. Решение примеров и задач изученного вида | | |
161 | 5 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера). | | |
162 | 6 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера). | | |
163 | 7 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Урок для любознательных (задания творческого и поискового характера). | | |
164 | 8 | Защита проекта: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | | |
165 | 9 | Обобщение «Что узнали, чему научились в 3 классе» | | |
166 | 10 | Обобщение «Что узнали, чему научились в 3 классе» | | |
– считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном
– объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обо-
– выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;
– читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
– выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
– выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
– объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
– отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
– отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
– понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
– измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
– соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см,13 см).
– определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
– определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами