| I. Учение о клетке (16 часов) / самостоятельные работы –4 часа. |
| 4 | 1.1 | Цитология – наука о клетке | 1 | Презентация, видеоматериал, учебная литература. | *2.1 стр. 24-28 Составить вопросы к теме | ОК 1 | 1.Развитие знаний о клетке (Р. Тук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) | Записать в тетрадь ключевые слова |
| 5 | 1.2 | Клетка – элементарная живая система | 1 | Презентация, видеоматериал, таблица. | | Анатомия «Клетка. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток» | | Указать отличие животной и растительной клетки. |
| 6 | 1.3 | Химическая организация клетки | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.2 стр. 18-23 Заполнить таблицу | Химия «Периодический закон Д.И.Менделеева» | | Составить характеристику химических соединений |
| 7 | 1.4 | Микроэлементов, их роль в здоровье человека | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.2 стр 28-32 Заполнить таблицу | Химия «Периодический закон Д.И.Менделеева» | 2.Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 8 | 1.5 | Органические вещества. Жиры. Углеводы. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.11 стр. 82-84 Составить сравнительную характеристику | Органическая химия «Нуклеиновые кислоты» | 3.Принципы рационального питания | Подготовить сообщение по теме |
| 9 | 1.6 | Органические вещества. Белки. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Работа по презентации, просмотр видеоматериала, самостоятельная работа по учебной литературе. | Органическая химия «Белки», | Виртуальная лаборатория по биологии и экологии. Задания 3.Изучение действия слюны на белки, действие слюны на крахмал. | Построить диаграмму «Процентное содержание БЖУ» |
| 10 | 1.7 | Органические вещества: нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). | 1 | Презентация, учебная литература, модель строения ДНК, видеоматериал. | Работа по презентации, просмотр видеоматериала, самостоятельная работа по учебной литературе. | ОК 3 | | Подготовить сообщение по теме, рисунок 23 стр 52 (Сивоглазов) |
| 11 | 1.8 | Роль неорганических и органических веществ в клетке, организме, в профессии. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.2 стр. 24-28 Составить сравнительную характеристику | Химия «Периодический закон Д.И.Менделеева» | | Подготовить сообщения |
| 12 | 1.9 | Строение и функции клетки | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.7 стр. 13-16 выполнить рис. №2 стр.22 | Химия «Целлюлоза» | | Заполнить таблицу «Основные органоиды эукариотической клетки» |
| 13 | 1.10 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. | 1 | Таблица «Органоиды клетки» Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.7 стр. 53-62 Подготовить вопросы к параграфу | Анатомия «Клетка. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток» | | Записать в тетрадь ключевые слова |
| 14 | 1.11 | Клеточное ядро. Хромосом. | 1 | ЦОР «Биология» Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.8 стр. 63-67 Работа с учебником | Анатомия «Клетка. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток» | | Заполнить таблицу |
| 15 | 1.12 | Вирусы как неклеточные формы жизни и их значение. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.11 стр.79-85 тест | Микробиология «Вирусы» | | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 16 | 1.13 | Бактерии. Роль бактерий в жизни человека | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.11 стр. 79-82 Записать ключевые слова | Микробиология «Бактерии» | | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 17 | 1.14 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *3.2 стр. 93-101 табл. 1.1 стр.42 Записать ключевые слова | Анатомия «Обмен веществ и энергии» | | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 18 | 1.15 | Биосинтез белка | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Запись схемы процесса биосинтеза белка. | Химия «Белки. Строение, свойства». | 4.Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. | *2.10 стр.73-79 Задания 1-2 |
| 19 | 1.16 | Лабораторная работа №1: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратов, их описание. | 1 | Микропрепараты Карточки-инструкции | Выполнение заданий л/р. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | Анатомия «Клетка» ОК 3 | | Повторить основные вопросы темы |
| 20 | 1.17 | Лабораторная работа №2: "Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 | Микропрепараты Карточки-инструкции | Выполнение заданий л/р. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | Анатомия «Клетка» ОК 3 | Виртуальная лаборатория по биологии и экологии. Задания 1.Изучение микроскопического строения тканей. | Составление презентаций по теме, кроссвордов, ребусов. |
| 21 | 1.18 | Лабораторная работа №3: «Сравнение строения клеток растительных и животных клеток по готовым микропрепаратам». | 1 | Микропрепараты Карточки-инструкции | Выполнение заданий л/р. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | Анатомия «Клетка» ОК 3 | Виртуальная лаборатория по биологии и экологии. Задания 2.Изучение строение растительной и животной клетки под микроскопом. 4.Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений | Сравнительная таблица растительной и животной клетки |
| 22 | 1.19 | Практическая работа№ 1 по теме: "Учение о клетке" | 1 | Карточки-задания 4 варианта | Выполнение практической работы. | ОК 3 | | Презентации, кроссворды, проекты. |
| II. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 часов) / самостоятельные работы – 4 часа. |
| 23 | 2.1 | Организм как единое целое | 1 | ЦОР «Биология» Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *3.1 стр. 90-92 Работа с учебником | ОК 1, ОК 3 Анатомия человека. | | Зад.1-4, подготовить вопросы по теме. |
| 24 | 2.2 | Митоз – деление неполовых клеток | 1 | Динамическая модель, Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *3.4 стр. 102-108 Рис. 1.21 стр.54 Заполнение таблицы | Анатомия «Митотическое деление клеток» | | Зад. 1,3,4 кроссворд |
| 25 | 2.3 | Мейоз – деление половых клеток | 1 | Динамическая модель, Презентация, учебная литература, видеоматериал. | 83.6 СТР. 113-120 Рис. 1.22 стр.60 Заполнение таблицы | Анатомия «Фазы мейоза» | 1.Влияние алкоголя, наркотических факторов, эколого-профессиональных факторов на формирование половых клеток | *3.6 Зад. 1.6 заполить таблицу «Основные типы размножения» |
| 26 | 2.4 | Половое и бесполое размножение | 1 | Презентация, видеоматериал, учебная литература. | *3.5 стр. 108-113, просмотр видеоматериала, работа по презентации. | ОК 3 | | *3.5 стр. 108-113, задание 7 |
| 27 | 2.5 | Образование половых клеток и оплодотворение. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *3.5 стр. 120-124 Нарисовать схему | Ботаника «Оплодотворение» | | *3.7 Зад. 1-4 |
| 28 | 2.6 | Индивидуальное развитие организма | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *3.8 стр. 124-130 Составить кроссворд | Анатомия «Индивидуальное развитие организма» | 2.Влияние различных факторов производства (вибрация, стрессы, токсические вещества) на развитие зародыша человека | Зад.1,3.6 Составление электронных презентаций по заданной теме |
| 29 | 2.7 | Эмбриональный этап онтогенеза и его стадии. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Работа по презентации, просмотр видеоматериала. | ОК 2 | 3.Репродуктивное здоровье, развитие зародыша человека | Зад.1,4,5 |
| 30 | 2.8 | Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | 1 | Презентация, видеоматериал. | *3.9 стр. 130 – 136 Работа по презентации, просмотр видеоматериала. | ОК 1, 2 | Виртуальная лаборатория по биологии и экологии. Задания Задание для ОД и ЗО. Репродуктивное здоровье развитие зародыша человека | *3.9 стр. 130-136 (Сивоглазов) Задание 3, 5 |
| 31 | 2.9 | Лабораторная работа №4 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства». | 1 | Микропрепараты Карточки-инструкции, О.К. | Выполнение заданий л/р Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | ОК 3 | | Повторить основные вопросы темы, ключевые слова. |
| 32 | 2.10 | Практическая работа № 2 по теме: «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 1 | ЦОР «Биология» Микропрепараты Таблицы, схемы | Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | ОК3 | | Составление электронных презентаций по заданной теме. Повторить основные вопросов темы. |
| III. Основы генетики и селекции (18 часов) / самостоятельные работы – 4 часа. |
| 33 | 3.1 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости | 1 | ЦОР «Биология» Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Глава 2 *2.1стр. 76-78 Записать ключевые слова | ОК 2 | | Записать в тетрадь ключевые слова |
| 34 | 3.2 | Законы генетики, установленные Г. Менделем. | 1 | Таблица Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.2 стр. 76-78 Рис.2.4 стр.83 стр 95-96 Работа с ЦОР | ОК 2 | 1 Биотехнология, ее достижения и перспективы развития | Записать в тетрадь ключевые слова, |
| 35 | 3.3 | Практическая работа №3 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания». | 1 | Таблицы, схемы Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Выполнение заданий л/р Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | ОК 3 | Виртуальная лаборатория по биологии и экологии. Задание для ОД: Решение генетических задач и составление родословных. | Составление электронных презентаций по заданной теме. Повторить основные вопросы темы |
| 36 | 3.4 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | Таблица Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Работа с рабочей тетрадью Стр. 88-91 | Анатомия: «Половое созревание человека». | 2.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. | Рис. 2.8 стр.90 |
| Второй курс |
| 37 | 3.5 | Хромосомная теория наследственности | 1 | ЦОР «Биология» Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2 стр. 84-88 Рис.2.5 стр.87 | ОК 2 | 3.Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. | *2.1стр.84-88 |
| 38 | 3.6 | Значение генетики для селекции и медицины. | 1 | ЦОР «Биология» Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Стр. 91-95 Составление таблицы | ОК 4 | | Рис.2.9 стр.93, вопросы: 11,12,13 |
| 39 | 3.7 | Лабораторная работа №5 «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм». | | Карточки-инструкции, О.К. | Выполнение заданий л/р Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | ОК 3 | | Составление презентаций, кроссвордов, ребусов по теме. |
| 40 | 3.8 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Стр. 95-98 Записать ключевые слов. | ОК 4 | Виртуальная лаборатория по биологии и экологии. Задание для ЗО. Изучение изменчивости, построение вариационной кривой. | Сообщение по теме: «Драматические страницы в истории развития генетики» |
| 41 | 3.9 | Наследственная или генотипическая изменчивость. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Стр. 166-169, работа с презентацией, просмотр видеоматериала. | ОК 2 | | Составить ребусы, кроссворды. |
| 37 | 3.10 | Лабораторная работа №6 «Анализ фенотипической изменчивости». | 1 | карточки-инструкции, О.К. | Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | ОК 3 | | Презентация по теме. |
| 38 | 3.11 | Генетика человека. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Стр. 106-110 Запись основных понятий. | ОК 4 | | Табл. 2.1 стр.104, подготовить рефераты, презентации |
| 38 | 3.12 | Наследственные заболевания человека, их причины и профилактика. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | Стр. 106-108, рефераты, сообщения | ОК 3 | | Решение задач подготовить рефераты, презентации |
| 39 | 3.13 | Основы селекции. Методы селекции. | 1 | Таблица Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *2.3 стр. 115-118 Работа с табл. 2.2 стр. 116-117 | ОК 4 | 4.История происхождения отдельных сортов культурных растений. | Записать в тетрадь ключевые слова, подготовить рефераты, презентации |
| 40 | 3.14 | Значение селекции | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | | | | |
| 41 | 3.15 | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | | | | |
| 42 | 3.16 | Экскурсия № 1 «Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка)» | 1 | Тетрадь наблюдений, оборудование. | Выполнение заданий экскурсии. | ОК 2, 3, 4 | | Заполнение тетради наблюдений, выводы. |
| 43 | 3.17 | Экскурсия № 1 «Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка)» | 1 | Тетрадь наблюдений, оборудование. | Выполнение заданий экскурсии. | ОК 2, 3, 4 | | Заполнение тетради наблюдений, выводы. |
| 44 | 3.18 | Практическая работа №4 «Решение генетических задач» | 1 | Карточки с заданиями по- вариантам. | Выполнение заданий л/р Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | Математика «Решение задач» | | Составление кроссвордов, презентаций по теме. |
| IV. Эволюционное учение (16 часов) / самостоятельные работы – 5 часа. |
| 43 | 4.1 | Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея.Ж.Б. Ламарка. | 1 | Презентация, учебная литература. | *3 стр. 143-149. Запись основных понятий со слайдов презентации. | ОК 2 | 1.Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития | Составление электронных презентаций по заданной теме. Вопросы:1-6 |
| 44 | 4.2 | Эволюционное учение Ч.Дарвина. | 1 | ЦОР «Биология» | *3.1 стр. 150-156 Работа с текстом учебника по плану | ОК 4 | | подготовить рефераты, вопросы:7-11 |
| 45 | 4.3 | Вид: понятие, критерии, структура. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *3.2 стр. 156-162, запись ключевых понятий. | ОК 4 | 2.Причины вымирания видов | Стр.162 – записать ключевые слова |
| 46 | 4.4 | Экскурсия № 1: «Многообразие видов». | 1 | Тетрадь наблюдений, оборудование для экскурсии. | Выполнение заданий экскурсии. | ОК 2 | Виртуальная лаборатория по биологии и экологии. Задание для ОД и ЗО: 1.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора. 2.Изучение приспособлений организмов к среде обитания. 3.Приспособление организмов к среде существования. 4.Критерии вида, сравнение близкородственных видов. 5.Выявление изменчивости у особей одного вида. | Заполнение тетрадей наблюдений, выводы. |
| 47 | 4.5 | Экскурсия № 1: «Многообразие видов». | 1 | Тетрадь наблюдений, оборудование для экскурсии. | Выполнение заданий экскурсии. | ОК 2 | | Заполнение тетрадей наблюдений, выводы. |
| 48 | 4.6 | Популяция как единица вида, эволюции. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *4.6-4.7 стр.221-228 запись ключевых слов и понятий. | ОК 4 | | Вопросы:5 стр.225, 5 стр. 228. |
| 49 | 4.7 | Микроэволюция. Видообразование. | 1 | Презентация, видеоматериал. | *3.3 стр. 162-170 Работа с учебной литературой. | ОК 2 | | Вопросы:,1,4,6,8,10,12 |
| 50 | 4.8 | Лабораторная работа № 7 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию» | 1 | Наглядный материал, презентация, карточки-инструкции. | Выполнение лабораторной работы. | ОК 3 | | Подготовить презентацию по теме «Вид. Видообразование». |
| 51 | 4.9 | Естественный отбор. Борьба за существование. | 1 | Презентация, видеоматериал, учебная литература. | *3.4 стр. 181-186 Работа с обучающими электронными пособиями | ОК 2 | 3.Роль эволюционного учения в формировании современной естественной картины мира. | Записать ключевые слова стр.86, подготовить сообщения, рефераты |
| 52 | 4.10 | Лабораторная работа № 8: «Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора». | 1 | Наглядный материал, презентация, карточки-инструкции. | Выполнение лабораторной работы. | ОК 3 | | Подготовить презентацию «Виды адаптаций» |
| 53 | 4. 11 | Макроэволюция. | 1 | Презентация, учебная литература. | *3.5 стр. 186-199 Рис.3.16, 3.17,3.18 в тетрадь | ОК 2 | | Заполнить таблицу «Конвергентное сходство строения» |
| 54 | 4.12 | Основные направления эволюционного процесса. | 1 | Презентации, учебная литература. | *3.5 стр. 199-205 Самостоятельная работа с учебной литературой по плану. | ОК 4 | | Записать схему, прокомментиро- вать примерами. |
| 55 | 4.13 | Развитие органического мира. | 1 | Видеоматериал, презентация, таблица в учебной литературе. | Стр. 206-209, заполнение таблицы с использованием учебного материала. | ОК 4 | 4.Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 56 | 4.14 | Синтетическая теория эволюции | 1 | Презентация, видеоматериал | Запись в тетрадь основных положений просмотр видеоматериала. | ОК 2 | 5.Современные представления о зарождении жизни. | Составить кроссворд по теме. |
| 57 | 4.15 | Результаты эволюции | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериалы. | Запись в тетрадь основных понятий. | ОК 4 | | Заполнение таблицы. |
| 58 | 4.16 | Практическая работа № 5 по теме «Эволюционное учение» | 1 | ЦОР «Биология» Презентации | Работа обучающихся с контролирующими электронными пособиями | ОК 3 | | Повторить основные вопросы тем, подготовить кроссворды, сообщения |
| V. История развития жизни на Земле (12 часов)/самостоятельная работа -3часа |
| 59 | 5.1 | Гипотезы происхождения жизни | 1 | Презентация, видеоматериалы (3) | *4.14 стр. 262-266 Опыт Л.Пастера Рис. 138 стр. 272 | Ок 2 | 1.Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | Вопросы 1-6 стр. 266 Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 60 | 5.2 | Современные гипотезы происхождения человека | 1 | Презентации, учебная литература, видеоматериал. | *4.17 стр. 282-285 Рис. 144 стр.285 | ОК 4 | | Подготовка презентаций по теме. Вопросы:4,5. |
| 61 | 5.3 | Лабораторная работа № 9: «Анализ различных гипотез происхождения жизни и человека». | 1 | Карточки-инструкции, презентация. | Выполнение лабораторной работы. | ОК 3 | | Вопросы 4,5 стр. 296 |
| 62 | 5.4 | Положение человека в системе животного мира | 1 | Презентация, учебная литература. | *4.18 стр. 285-290 Рис. 144 в тетрадь. | ОК 2 Зоология «Приматы» | | Вопросы 4-5 стр. 290 |
| 63 | 5.5 | Эволюция человека. | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал. | *4.19 стр. 290-296 Рис.148 стр. 293 | ОК 4 | 2.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | Ответить на вопросы: 1,3,6 составить кроссворд |
| 64 | 5.6 | Лабораторная работа № 10: "Доказательства родства животного и человека". | 1 | Презентация, учебная литература, видеоматериал, карточки-инструкции. | Гл.5, стр.239-244 Рис.5.1, 5.2 Выполнение лабораторной работы. | ОК 3 | | Заполнить таблицу «Различия между человеком и антропоидом» |
| 65 | 5.7 | Человеческие расы. | 1 | Презентация, учебная литература. | *4.20 стр.296-301 Составление и заполнение таблицы. | ОК 2 ОК 4 | | Задания:1-4, ответить на вопросы: «Вид», «Происхождение человека» |
| 66 | 5.8 | Многообразие живого мира. | 1 | Презентация, видеоматериал, диск. | *4.12 стр. 251-254 Запись ключевых понятий. | ОК 2 | 3.Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). | Подготовить презентации |
| 67 | 5.9 | Результаты эволюции | 1 | Презентация, видеоматериал | *4.10 стр. 238-246 Запись понятий. | ОК 4 | | Вопросы: 6,7. стр. 246 |
| 68 | 5.10 | Лабораторная работа № 11: «Этапы происхождения человека». | 1 | Карточки-инструкции, презентация. | Выполнение лабораторной работы. | ОК 3 | | Подготовить презентацию, доклад, реферат, сообщение по теме. |
| 69 | 5.11 | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | Презентация, видеоматериал. | Работа с обучающими электронными пособиями | ОК 3 | | Подготовить вопросы по данной теме |
| 70 | 5.12 | Практическая работа № 6 по теме: "История развития жизни на земле" | 1 | Презентации, карточки-задания. | Работа обучающихся с контролирующими электронными пособиями | ОК 3 | | Создать проект по теме. |
| VI. Основы экологии (25 часов)/самостоятельная работа -4 часа |
| 71 | 6.1 | Экология как наука. | 1 | Таблица: «Зарождение и развитие экологии», «Живые системы», «Экология – междисциплинарная наука» презентация, учебная литература, видеоматериал. | *6.1 стр. 255-256 Запись ключевых понятий, заполнение таблицы: «Основные этапы становления и развития экологии» | ОК 2 | 1.Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы | Вопросы 2 стр. 256 Выполнить мини-проект «Экология- междисциплинарная наука» |
| 72 | 6.2 | Организм и среда. Экологические факторы. | 1 | Таблица «Основные среды жизни на планете», презентация, учебная литература, видеоматериал. | *5.1 стр. 304-309 Запись понятий. | ОК 4 | | Вопросы 4,5 стр 309 |
| 73 | 6.3 | Экскурсия № 2 «Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе» | 1 | Тетрадь наблюдений, оборудование. | Выполнение заданий экскурсии | ОК 2 | | Заполнение тетради наблюдений, выводы. |
| 74 | 6.4 | Экскурсия № 2 «Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе» | 1 | Тетрадь наблюдений, оборудование. | Выполнение заданий экскурсии | ОК 2 | | Заполнение тетради наблюдений, выводы. |
| 75 | 6.5 | Абиотические факторы среды. | 1 | Таблица: «Классификация экологических факторов», презентация, учебная литература. | *5.2 стр. 309-313 Запись понятий. | ОК 2 | | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 76 | 6.6 | Биотические факторы среды. | 1 | Таблица: «Комплексное действие экологических факторов», «Основные типы взаимодействия между видами», презентация, учебная литература. | *5.1 стр. 304-309 Запись понятий. | ОК 4 | | Заполнить таблицу «Основные типы взаимоотношений» |
| 77 | 6.7 | Структура экосистем. | 1 | Таблица: «Экосистема: основные компоненты», презентация, учебная литература. | *6.3 стр. 261-273 Заполнить таблицу «Организмы биоценоза смешанных лесов» | ОК 2,4 | | Составление электронных презентаций по заданной теме, запись ключевых слов. |
| 78 | 6.8 | Лабораторная работа № 12: «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)». | 1 | Карточки-инструкции, видеоматериал, презентация. | Выполнение лабораторной работы. | ОК 3 | 2. Заповедники, национальные парки, памятники природы Дальнего Востока). | Изготовление презентаций по теме. |
| 79 | 6.9 | Типы питания живых организмов. | 1 | Таблица: «Типы питания», «Пищевые связи в экосистеме», презентация, учебная литература. | *6.3 стр. 266-273 Рис 6,1 | ОК 4 | | Составление электронных презентаций, кроссвордов по теме. |
| 80 | 6.10 | Лабораторная работа № 13: «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе». | 1 | Карточки-инструкции, видеоматериал, презентация | Выполнение лабораторной работы. | ОК 3 | | Составление схемы питания экосистемы Дальнего Востока. |
| 81 | 6.11 | Круговорот и энергии в экосистемах. | 1 | Таблица: «Экосистема: основные компоненты», презентация, учебная литература | *5,5 стр. 326-329 рис 165 | ОК 4 | | Вопросы 4,5 стр. 329 |
| 82 | 6.12 | Причины устойчивойсти и смены экосистем. | 1 | Таблица: «Экологические ниши», презентация, видеоматериал, учебная литература. | *5.6 стр. 330-332 Рис 166 | ОК 2 | 3.Особенности климата Дальнего Востока, влияющего на флору и фауну региона | Вопросы 3,4 стр. 333 |
| 83 | 6.13 | Лабораторная работа № 14: «Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)». | 1 | Карточки-инструкции, видеоматериал, презентация | | | | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| 84 | 6.14 | Влияние человека на экосистемы. | 1 | Презентации, учебная литература, видеоматериал. | *5.7 стр. 333-335 Рис 166 Заполнение таблицы. | ОК 1, 3 | | Вопросы 3, 4 стр. 335 |
| 85 | 6.15 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского. | 1 | Таблица: «Структура биосферы и ее границы», видеоматериал, презентация, учебная литература. | *5.8 стр. 336-339 Запись ключевых понятий. | ОК 2 | 4.Воздействие в производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | Вопросы 4,5 стр. 339 |
| 86 | 6.16 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | Схемы круговорота воды и СО2. Презентация, видеоматериал, учебная литература. | *5.9 стр. 339-344 Схема круговорота. | ОК 2 | | Вопросы 5.6 Стр. 344 Изготовление презентации по теме. |
| 87 | 6.17 | Биосфера и человек. | 1 | Презентация, видеоматериал. | *5.10 стр.344-352 Запись ключевых понятий. | ОК 4 | | Составить вопросы к теме. |
| 88 | 6.19 | Антропогенные воздействия на природные биогеоценозы. | 1 | Таблица: «Антропогенные воздействия на окружающую среду», презентация, видеоматериал, учебная литература. | *5.10 стр. 344-352 Схема. | ОК 2 | | Вопросы 1-4 стр. 352 |
| 89 | 6.20 | Лабораторная работа № 12: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности». | | Карточки-инструкции, видеоматериал, презентация | Выполнение лабораторной работы | ОК 3 | | Подготовить выступления к теме: «Основные экологические проблемы современности, пути и их решения». |
| 90 | 6.21 | Основные экологические проблемы современности, пути и их решения. | 1 | Таблица: «Рост численности населения», «Глобальное потепление», «Доступность пресной воды», видеоматериал, презентация | Запись ключевых понятий. | ОК 2 | | Изготовление презентаций по теме. |
| 91 | 6.22 | Практическая работа №7 «Решение экологических задач». | 1 | Карточки-задания, презентация | Выполнение практической работы | ОК 2, 3 | | Изготовление презентаций по теме. Составление экологических задач. |
| 92 | 6.23 | Экскурсия № 4: «Естественные и искусственные экосистемы своего района» | 1 | Тетрадь наблюдения, фотоаппаратура, лопатка, пакет, лупа. | Выполнение запланированныхзаданий. | ОК 2 | | Заполнение тетради наблюдений, выводы. |
| 93 | 6.24 | Экскурсия № 4: «Естественные и искусственные экосистемы своего района» | 1 | Тетрадь наблюдения, фотоаппаратура, лопатка, пакет, лупа. | Выполнение запланированныхзаданий. | ОК 2 | | Заполнение тетради наблюдений, выводы. |
| 94 | 6.25 | Практическая работа № 8 по теме: "Основы экологии" | | Карточки – задания, электронные пособия. | Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями | ОК 2, 3 | | Составление ребусов, кроссвордов. |
| VII. Бионика (2 часов)/самостоятельная работа -2часа |
| 95 | 7.1 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 1 | Презентация, видеоматериал, учебная литература. | Гл.8 стр.307-313 | ОК 2, 4 | 1.Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. | Стр. 315 Записать ключевые слова |
| 96 | 7.2 | Использование в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных | 1 | Презентация, видеоматериал, учебная литература. | Гл. 8 стр.311-313 | ОК 2, 4 | 2.Устойчивое развитие природы и общества. | Составление электронных презентаций по заданной теме. |
| | ВСЕГО | 96 | 29 | |