г. Данкова Липецкой области
__________________________ приказом директора №____от __.__.20__ г.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
Введение в науки о человеке 3ч. |
1. | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | 02.09 | | |
2. | Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). | 04.09 | | |
3. | Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | 09.09 | | |
Общие свойства организма человека 3ч. |
4. | Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. | 11.09 | | |
5. | Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Л.Р. « Выявление особенностей строения клеток разных тканей» | 16.09 | | |
6. | Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). | 18.09 | | |
Нейрогуморальная регуляция функций организма 7ч. |
7. | Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. | 23.09 | | |
8. | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. | 25.09 | | |
9. | Рефлекторная дуга. Спинной мозг. | 30.09 | | |
10. | Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Л.Р «Изучение строения головного мозга» | 02.10 | | |
11. | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 07.10 | | |
12. | Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. | 09.10 | | |
13. | Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. | 14.10 | | |
Опора и движение 6ч. |
14. | Опорно-двигательная система: строение, функции. | 16.10 | | |
15. | Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Л,Р «Выявление особенностей строения позвонков» | 21.10 | | |
16. | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | 23.10 | | |
17. | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Л.Р. « Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия» | 28.10 | | |
18. | Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. | 30.10 | | |
19. | Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 11.11 | | |
Кровь и кровообращение 4ч. |
20. | Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Л.Р.«Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки» | 13.11 | | |
21. | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 18.11 | | |
22. | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Л .Р. « Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления» | 20.11 | | |
23. | Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 25.11 | | |
Дыхание 3ч. |
24. | Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. | 27.11 | | |
25. | Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Л.Р. « Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения» | 02.12 | | |
26. | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | 04.12 | | |
Пищеварение 5ч. |
27. | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. | 09.12 | | |
28. | Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. | 11.12 | | |
29. | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. | 16.12 | | |
30. | Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. | 18.12 | | |
31. | Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 23.12 | | |
Обмен веществ и энергии 2ч. |
32. | Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. | 25.12 | | |
33. | Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | 13.01 | | |
Выделение 2ч. |
34. | Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. | 15.01 | | |
35. | Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 20.01 | | |
Размножение и развитие 2ч. |
36. | Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. | 22.01 | | |
37. | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 27.01 | | |
Сенсорные системы (анализаторы) 3ч. |
38. | Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Л .Р. « Изучение строения и работы органа зрения» | 29.01 | | |
39. | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. | 03.02 | | |
40. | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 05.02 | | |
Высшая нервная деятельность 5ч. |
41. | Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. | 10.02 | | |
42. | Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. | 12.02 | | |
43. | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | 17.02 | | |
44. | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 19.02 | | |
45. | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 26.02 | | |
Здоровье человека и его охрана 2ч. |
46. | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | 02.03 | | |
47. | Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | 04.03 | | |
Общие биологические закономерности Биология как наука 2ч. |
48. | Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. | 11.03 | | |
49. | Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. | 16.03 | | |
Клетка 4ч. |
50. | Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 18.03 | | |
51. | Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток .Л.Р. «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах» | 30.03 | | |
52. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. | 01.04 | | |
53. | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. | 06.04 | | |
Организм 6ч. |
54. | Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. | 08.04 | | |
55. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 13.04 | | |
56. | Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | 15.04 | | |
57. | Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. | 20.03 | | |
58. | Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. | 22.04 | | |
59. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. Л.Р. « Выявление изменчивости организмов» | 27.04 | | |
Вид 4ч. |
60. | Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. | 29.04 | | |
61. | Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.Л.Р.«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)». | 06.05 | | |
62. | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. | 13.05 | | |
63. | Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. | 18.05 | | |
Экосистемы 2 ч. |
64. | Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. | 20.05 | | |
65. | Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 25.05 | | |