Код
раз-
дела
Код
контро-
лиру-
емого
элемента
Элементы содержания, проверяемые заданиями
экзаменуемой работы
1 Биология как наука. Методы биологии
1.1 Роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической
деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание,
измерение биологических объектов
Признаки живых организмов
2.1 Клеточное строение организмов как доказательство их
родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток –
одна из причин заболеваний организмов.
Вирусы – неклеточные формы жизни
2
2.2 Признаки организмов. Наследственность и изменчивость –
свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани,
органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов.
Приемы выращивания и размножения растений
и домашних животных, ухода за ними
Система, многообразие и эволюция живой природы
3.1 Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни
человека и собственной деятельности. Бактерии –
возбудители заболеваний растений, животных, человека
3.2 Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека
и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека
и собственной деятельности
3.3 Царство Растения. Роль растений в природе, жизни
человека и собственной деятельности
3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни
человека и собственной деятельности
3
3.5 Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции
Биология. 9 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
4
Человек и его здоровье
4.1 Сходство человека с животными и отличие от них.
Общий план строения и процессы жизнедеятельности
человека
4.2 Нейро-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Нервная система.
Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней
секреции. Гормоны
4.3 Питание. Система пищеварения. Роль ферментов
в пищеварении
4.4 Дыхание. Система дыхания
4.5 Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая
жидкость. Группы крови. Иммунитет
4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая
системы
4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме
человека. Витамины
4.8 Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения
4.9 Покровы тела и их функции
4.10 Размножение и развитие организма человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение
4.11 Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
4.12 Органы чувств, их роль в жизни человека
4
4.13 Психология и поведение человека. Высшая нервная
деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их
биологическое значение. Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения
в поколение информации. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности:
способ
4.14 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами,
ногтями. Укрепление здоровья: закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание,
рациональная организация труда и отдыха, чистый
воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,
гиподинамия, курение, употребление алкоголя
и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-
инфекция и другие инфекционные заболевания
(кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми
растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными –
переносчиками возбудителей болезней; травматизма;
ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха
4.15 Приемы оказания первой доврачебной помощи: при
отравлении некачественными продуктами, ядовитыми
грибами и растениями, угарным газом; спасении
утопающего; кровотечениях; травмах опорно-
двигательного аппарата; ожогах; обморожениях;
повреждении зрения
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
5.1 Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим
факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонные изменения в живой природе
5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль
производителей, потребителей и разрушителей
органических веществ в экосистемах и круговороте
веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности агроэкосистем
5
5.3 Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека
в биосфере. Экологические проблемы, их влияние
на собственную жизнь и жизнь других людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах,
влияние собственных поступков на живые организмы
и экосистемыности, темперамент, характер. Роль обучения
КТП подготовка к ОГЭ 9 класс (34 ч)
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Оборудование | УУД |
1 | Биология как наука. Методы биологии | 1 | 5.10 | | Проектор, учебник Интернетресурсы http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. |
2 | Признаки живых организмов | 1 | 12.10 | | Таблица «Сроение клетки» http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения. |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы. | 1 | 19.10 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и грибов. Определяют понятия « грибы-паразиты». Определяют роль грибов –паразитов в природе и жизни человека. Выделяют существенные признаки бактерий. |
4 | Царство растения | 1 | 26.10 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия « ботаника, низшие растения, высшие растения, слоевище, таллом».Выявляют существенные признаки растений, выявляют низшие и высшие растения, сравнивают. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. |
5 | Царство животные | 1 | 2.11 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Формируют существенные признаки животных: особенности строения, жизнидеятельность, значение в природе и жизни человека. |
6 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции | 1 | 9.11 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. |
7 | Сходство человека с животными и отличие от них | 1 | 16.11 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Учащиеся должны знать место человека в систематике.Определять черты сходства и различия человека и животных. |
8 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. | 1 | 23.11 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Учащиеся должны знать рефлекторную регуляцию органов и систем организма человекаУметь выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.Давать определение термину рефлекс Приводить примеры рефлекторных дуг, рефлексов |
9 | Рефлекс. Рефлекторная дуга. | 1 | 30.11 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Называть функции вставочных, исполнительных нейроновНазывать функции компонентов рефлекторной дуги Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса |
10 | Железы внутренней секреции. Гормоны Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении | 1 | 7.12 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представление о составе пищи и роли пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущности и значении питания и пищеварения, строении и функции органов пищеварительной системы; |
11 | Дыхание. Система дыхания | 1 | 14.12 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха. Называть расположение центров дыхательной системы |
12 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет | 1 | 21.12 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы. Характеризовать процесс свертываемости крови Перечислять органы кроветворения |
13 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы | 1 | 28.12 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Характеризовать сущность биологического процесса свертывания кровиДавать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа. Называть:-особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;-признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. |
14 | Решение тэстов ОГЭ | 1 | 18.01 | | | |
15 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. | 1 | 25.01 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Иметь представление о энергетическом и пластическом обмене, роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания, и выделения в обмене веществ. |
16 | Витамины | 1 | 1.02 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека. Использовать приобретенные знания для поддержания здоровья, профилактики авитаминозов. Самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию; |
17 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения | 1 | 8.02 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представление о роли почек в удалении из организма продуктов распада; уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом. |
18 | Покровы тела и их функции | 1 | 15.02 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии. |
19 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. | 1 | 22.02 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представление о строении и функциях мужской и женской половых систем, о процессах образования и развития зародыша, преимуществах полового размножения перед бесполым. |
20 | Наследственные болезни, их причины и предупреждение | 1 | 1.03 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | усвоение знаний о типах нервной деятельности, классификации темпераментов, характерных признаках типов нервной системы. Умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальнойтерминалогии. Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать материал, анализ с целью выделения признаковдиалектически анализировать учебный материал . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике |
21 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат | 1 | 15.03 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Называть функции опорно-двигательной системыОписывать химический состав костей Устанавливать взаимосвязь:между строением и функциями костей; Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов. |
22 | Органы чувств, их роль в жизни человека | 1 | 22.03 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Иметь представление об органах чувств человека. Находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора. Объяснять значение анализаторов.Устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов. |
23 | Решение тестов ОГЭ | | 26.03 | | | |
24 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. | 1 | 29.03 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представление об особенностях высшей нервной деятельности и поведения человека, их значении. |
25 | Решение тестов ОГЭ | 1 | 5.04 | | | |
26 | Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. | 1 | 12.04 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений.использовать приобретенные знания о значении сна для рациональной организации труда и отдыха. |
27 | Познавательная деятельность мозга. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 1 | 19.04 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь представление об особенностях ВНД человека, значении речи, сознания, мышления; роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания, сущности памяти, её видах. |
28 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 1 | 26.04 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | иметь анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств. Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков.воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью. |
29 | Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. | 1 | 3.05 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | |
30 | Профилактика: травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха | 1 | 10.05 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью, применять знания об оказании первую помощь при ожогах и обморожениях на практике |
31 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях повреждении зрения | 1 | 17.05 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | применять знания об оказании первую помощь при ожогах и обморожениях на практике. |
32 | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1 | 24.05 | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. |
33 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | 1 | | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей |
34 | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. | 1 | | | Таблица , проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия: «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико-химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни |