СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по физике 11класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КПТ соответствует ООП СОО.

Просмотр содержимого документа
«КТП по физике 11класс»



Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование в 11 классе является частью рабочей программы по физике. Составлено на основе Рабочей программы к УМК классической линии учебников по физике, линии учебников под редакцией Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьвой. – М.: Просвещение, 2018.


В 11 классе в учебном плане 2 часа в неделю, 68 часов в год. В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, зачетов, лабораторных работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики в 11 классе.


Перечень изданий учебно-методического комплекта для 11 класса

  1. Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уров ень/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьвой. – М.: Просвещение, 2018.

  2. Дидактические материалы Физика 11 класс / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Издательство «Дрофа», 2017.

  3. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике 11 класс / О.И.Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2019 г.

  4. Рымкевич А.П. Физика.Задачник 10-11 классы. –М.: Дрофа, 2017


Целями изучения физики в средней школе являются:

формирование у обучающихся:

-умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;

-умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию;

-целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира;

-умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

приобретение обучающимися:

-опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

-ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности,

-навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

-формирование у обучающихся знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

-развитие и совершенствование навыков самообразования при овладении умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

-развитие умений практического использования физических знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни и жизни окружающих, представлений о специфике влияния техногенного фактора на окружающий мир, соотнесение с проблемой глобальных изменений в природе; рационального природопользования и охраны окружающей среды на примере Новосибирской области;

-развитие навыков применения знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения новых знаний и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательномипараллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.



У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.


Формируемые УУД

1

Личностные УУД

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;


2

Метапредметные УУД

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


3

Познавательные УУД

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


4

Коммуникативные УУД

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Содержание учебного предмета

Основы электродинамики (продолжение).

Магнитное поле

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Электромагнитная индукция

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные колебания и волны

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Оптика

Световые волны.

Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Элементы теории относительности

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Излучения и спектры

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия

Строение Вселенной

Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд. Повторение.

Тематическое планирование


Раздел

Количество часов

Контрольная работа

Лабораторные работы

1.

Магнитное поле

5


1

2.

Электромагнитная индукция

6

1

1

3.

Электромагнитные колебания и волны

12

1


4.

Оптика

18

1

4

5.

Квантовая физика

12

1


6.

Строение Вселенной

3




Повторение

12

1


Итого 68 часов


Контроль уровня обучения физики в 11 классе


Наименование

разделов и тем

Источник

Кодификатор ЕГЭ

Кодификатор ВПР

Контрольная работа №1 «Электромагнитная индукция»

Дидактические материалы Физика 11 класс / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Издательство «Дрофа», 2017.

Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике 11 класс / О.И.Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2018 г..

3.3.1-3.4.7

4.4-4.5

Контрольная работа №2 «Оптика»

3.5.1-3.6.12

4.1-4.3

4.6-4.7

Контрольная работа № 3 «Квантовая физика»

5.1.1-5.3.6


5.1-5.4

Контрольная работа № №4«Квантовая физика»

Контрольная работа № 5«Повторение»

2.2.1-2.2.11




Интернет-ресурсы

  1. Анимации физических объектов. http://physics.nad.ru/

  2. Живая физика: обучающая программа. http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html

  1. Уроки физики с использованием Интернета. http://www.phizinter.chat.ru/

  1. Физика.ru. http://www.fizika.ru/

  2. Физика: коллекция опытов. http://experiment.edu.ru/

  3. Физика: электронная коллекция опытов. http://www.school.edu.ru/projects/physicexp





















Календарно – тематическое планирование физика 11 класс (ФГОС СОО)

п/п

Тема урока


Количество часов

Дата проведения

Основное

содержание

Универсальные учебные действия

Деятельность обучающихся

Форма организации образовательного процесса

предметные

метапредметные

Личностные




« Магнитное поле» (5 часов)



1

Взаимодействие токов. Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1


Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля.

Давать определения: однородное магнитное поле, вектор магнитной индукции; Описывать опыт Эрстеда; применять правило буравчика для контурных токов. Описывать поведение рамки с током в однородном магнитном поле; определять направление линий магнитной индукции, используя правило буравчика (левой руки); исследовать действие магнитного поля на проводник с током. Вычислять силу Лоренца. Анализировать взаимодействие двух параллельных токов. Вычислять магнитный поток, индуктивность катушки, энергию магнитного поля. Применять полученные знания к решению задач


Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно о магнитном поле.

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Коммуникативные УУД Сознательная ориентация учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог










Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою деятельность; проявляют мотив учебной деятельности

Убежденность в возможности познания природы;

Развитие внимательности, аккуратности. Умение работать в коллективе.















Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле.

Использовать правила для определения направления В и F

Объяснять принцип действия электродвигателя.

Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Ампера, тока, линии магнитного поля. Умение работать с приборами, формулировать вывод.



Работа с учебникомЛекция


2

Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции

1


Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика»

Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


3


Сила Ампера

1


Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток. Сила Лоренца. Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле.

индивидуальная работа

составление опорного конспекта


4

Сила Лоренца






1


5

Решение задач по теме «Магнитное поле».

1


Самостоятельная работа. Решение задач разной степени сложности

«Электромагнитная индукция» (6 часов)

6


Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

Закон электромагнитной индукции.

1


Элетромагнитная индукция. Магнитный поток.

Наблюдать явление электромагнитной индукций; применять закон электромагнитной индукции для решения задач. Исследовать зависимость ЭДС индукции от скорости движения проводника, его длины и модуля вектора магнитной индукции. Наблюдать и объяснять возникновение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи. Уметь находить пути решения задач на электромагнитную индукцию.

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий при решении задач. Умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность. Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Познавательные УУД:

постановка и формулирование проблемы.

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности при изучении электромагнитной индукции. Умение самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических

задач, применять различные методы

познания

Коммуникативные УУД

Готовность и способность к

самостоятельной информационно-

познавательной деятельности. Умение ориентироваться в источниках информации. Умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из

различных источников.


Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою деятельность; проявляют мотив учебной деятельности;

Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием;

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

Понимают личностный смысл учения;

Оценивают свою учебную деятельность;

Применяют правила делового сотрудничества

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения;

Осуществлять взаимный контроль;

Устанавливать причинно-следственый связи;

Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперемента, умений делать выводы и их логически объяснять

Исследовать явление электромагнитной индукции.

Объяснять принцип действия генератора электрического тока, решать задачи, работать в группе.

Давать определения явлений. Уметь объяснить причины появления электромагнитного поля.

Умение работать с приборами, формулировать вывод. Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.


Работа с учебникомсоставление опорного конспекта


7

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1


Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Самостоятельная работа. Решение задач


8

Самоиндукция. Индуктивность.

1


Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции

Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


9

Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции».

1


Электромагнитная индукция

индивидуальная работа


10

Электромагнитное поле.

1


Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля

Самостоятельная работа.







11

Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

1


Магнитное поле. Электромагнитная индукция.


Решение задач разной степени сложности





«Электромагнитные колебания и волны» (12 часов)

12

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

1


Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Давать определение понятия – активное, емкостное и индуктивное сопротивления; Вычислять действующее значения силы тока и напряжения, емкостное сопротивление конденсатора, индуктивное сопротивление катушки. Производство, передача и использование электрической энергии.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно

осуществлять, контролировать

и корректировать деятельность

при изучении динамики.

Умение выбирать успешные

стратегии в различных

ситуациях, предлагаемых в задачах.

Познавательные УУД:

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при

решении проблем динамики

творческого и поискового характера.

Умение самостоятельно

осуществлять поиск методов

решения практических задач, применять различные методы

познания.

Коммуникативные УУД:

Готовность и способность к

самостоятельной информационно-

познавательной деятельности.

Умение ориентироваться в

различных источниках информации

Умение использовать средства ИКТ.







Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием;

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

Понимают личностный смысл учения;

Оценивают свою учебную деятельность;

Применяют правила делового сотрудничества

Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми;

Вырабатывают в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправномупреодолению конфликта;

Осуществлять взаимный контроль;

Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперемента, умений делать выводы и их логически объяснять

Давать определения

колебаний, приводить примеры

Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи.

Решать задачи на расчет

периода колебаний

Использовать формулу Томсона.

Анализировать уравнения и графики

электромагнитных колебаний.

Объяснять получение переменного тока и применение

Объяснять процесс производства электрической энергии и приводить примеры использования электроэнергии

Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора, конденсатора.

Знать правила техники безопасности.

Работать с текстом учебника и дополнительной литературой. Решать задачи.

Наблюдать демонстрационный эксперимент, анализировать.

Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн.

Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Уметь обосновать теорию Максвелла


Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.





Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


13


Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

1


Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний

Физический диктант


14

Переменный электрический ток.

1


Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока

Самостоятельная работа. Решение задач разной степени сложности


15

Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения

1


16

Конденсатор в цепи переменного тока.

1


Генератор переменного тока. Трансформаторы

Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


17

Катушка индуктивности в цепи переменного тока



Производство электроэнергииПовышение эффективности использования электроэнергии

Теория Максвелла. Теория дальнодейст

вия и близкодействияВозникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн

Передача электроэнергии

Самостоятельная работа. Решение задач разной степени сложности


18

Производство, передача и использование электрической энергии




19

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»



Самостоятельная работа. Решение задач разной степени сложности


20

Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн.




21

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»




22

Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитные колебания и волны»



Электромагнитные колебания и волны

Решение задач


23

Принципы радиосвязи. Понятие о телевидении. Развитие средств связи



Использование волн в радиовещании. Радиолокация Принципы приёма и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи












Работа с учебником

«Геометрическая оптика» (8 часов)


24

Скорость света. Принцип Гюйгенс. Закон отражения света.



Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света.

Объяснять прямолинейное распространение света с точки зрения волновой теории; строить и исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале. Объяснять особенности прохождения света через границу раздела сред. Измерять показатель преломления стекла; наблюдать и обобщать в процессе экспериментальной деятельности. Наблюдать дисперсию света; исследовать состав белого света; наблюдать разложение белого света в спектр. Применять законы отражения и преломления света при решении задач. Строить ход лучей в собирающей линзе; вычислять оптическую силу линзы. Определять величины, входящие в формулу тонкой линзы; характеризовать изображения в собирающей линзе. Рассчитывать фокусное расстояние и оптическую силу системы из двух линз; находить графически главный фокус оптической системы из двух линз

Умение решать задачи

Регулятивные УУД:

Способность к волевому усилию и к

преодолению препятствий при решении задач на законы сохранения.

Умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность.

Умение выбирать успешные

стратегии в различных ситуациях,

предлагаемых в задачах на законы

сохранения.

Умение самостоятельно

осуществлять поиск методов

решения практических задач,

применять различные методы

познания.

Познавательные УУД:

Владение навыками познавательной,

учебно-исследовательской и проектной деятельности при изучении законов сохранения в механике. Постановка и формулирование проблемы,

самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Умение строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при

изучении законов сохранения в

механике. Умение ориентироваться в различных источниках информации




Давать определения понятий.

Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач,

объяснить природу возникновения световых явлений, определения скорости света.

Строить изображения, даваемые линзами. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета. Рассчитывать оптическую силу

линзы. Измерять фокусное расстояние линзы.


Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.



Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


25

Закон преломления света. Полное отражение



Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Относительный и абсолютный показатель преломления

Индивидуальная работа


26

Решение задач на законы отражения и преломления света.



Тест

Самостоятельная работа


27

Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»



Измерение показателя преломления стекла


Индивидуальная самостоятельная работа


28

Линзы. Построение изображения в линзах.



Виды линз. Формула тонкой линзы. Оптическая сила и фокусное расстояние линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы.

Самостоятельная работа. Решение задач разной степени сложности


29

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы





30

Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»



Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы












Работа с учебникомсамостоятельная работа


31

Решение задач по теме «Геометрическая оптика»




Решение задач


«Волновая оптика» (7 часов)


32


Дисперсия света




Дисперсия света


Определять условия когерентности волн. Объяснять условия минимумов и максимумов при интерференции световых волн. Наблюдать интерференцию света. Наблюдать дифракцию света на щели и нити; определять условие применимости приближения геометрической оптики

Наблюдать интерференцию света на мыльной пленке и дифракционную картину от двух точечных источников света при рассмотрении их через отверстия разных диаметров. Определять с помощью дифракционной решетки границы спектральной чувствительности человеческого глаза; применять условия дифракционных максимумов и минимумов к решению задач. Знакомиться с дифракционной решеткой как оптическим прибором и с ее помощью измерять длину световой волны. Применять полученные знания к решению задач.

Регулятивные УУД:

Способность к волевому усилию и

умению самостоятельно осуществлять контролировать и

корректировать свою деятельность.

Составление плана и

последовательности действий в

решении задач.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой

Информации. Выбор наиболее

эффективных способов решения

задач. Умение самостоятельно

осуществлять поиск методов

решения практических задач, применять различные методы

познания при изучении основ волновой оптики.

Коммуникативные УУД:

Готовность и способность к

Самостоятельному поиску

информации, познавательной

деятельности. Умение

ориентироваться в различных

источниках информации

Умение использовать средств ИКТ при изучении основ молекулярно-

кинетической теории.

Умение критически оценивать и

интерпретировать информацию,

получаемую из различных источников. Умение использовать

средства ИКТ для представления итогов проектной деятельности.



Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою деятельность; Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием;

Понимают личностный смысл учения;

Оценивают свою учебную деятельность;

Применяют правила делового сотрудничества

Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми;

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения;

Осуществлять взаимный контроль;

Устанавливать причинно-следственый связи;

Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперемента, умений делать выводы и их логически объяснять.

Давать определения понятий.

Наблюдать явление дифракции света, интерференции света.

Определять длину световой волны с помощью дифракционной решетки.

Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.


Работа с учебникомлекция,

Самостоятельная работа. Решение задач разной степени сложности

33

Интерференция света



ИнтерференцияДифракция света.


34

Дифракция света. Дифракционная решетка




35

Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны»



Измерение длины световой волны

Работа с учебником


36

Решение задач по теме «Волновая оптика»



Оптика. Световые волны

Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света.

Решение задач разной степени сложности


37

Решение задач по теме «Волновая оптика»



Тест


38

Контрольная работа №3 по теме «Оптика»



Оптика. Световые волны






Решение задач


«Излучение и спектры» (3 часа)


Знать особенности видов излучений,

шкалу электромагнитных волн

Знать виды спектров излучения и спектры поглощения.

Уметь применять полученные знания на практике.

Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение.

Знать свойства рентгеновских лучей. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений



Регулятивные УУД:

Способность к волевому усилию и

умению самостоятельно осуществлять контролировать и

корректировать свою деятельность.


Познавательные УУД:Умение самостоятельно

осуществлять поиск методов

решения практических задач, применять различные методы

познания при изучении основ излучения и спектров.

Коммуникативные УУД:

Готовность и способность к

Самостоятельному поиску

информации, познавательной

деятельности. Умение

ориентироваться в различных

источниках информации

Умение использовать средств ИКТ при изучении основ молекулярно-

кинетической теории.

Умение критически оценивать и

интерпретировать информацию,

получаемую из различных источников. Умение использовать

средства ИКТ для представления итогов проектной деятельности


Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою деятельность; Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием;

Понимают личностный смысл учения;

Оценивают свою учебную деятельность;

Применяют правила делового сотрудничества

Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми;

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения;

Осуществлять взаимный контроль;

Устанавливать причинно-следственый связи;

Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперемента, умений делать выводы и их логически объяснять.

Наблюдать линейчатые спектры.

Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.

Давать качественное объяснение видов спектров.

Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.


Лекция, составление опорного конспекта

39

Виды излучений. Источники света.



Виды излучений и источников света. Шкала электромагнитных волн.


40


Виды спектров. Спектральный анализ.



Распределение энергии в спектре. Виды спектров. Спектральные аппараты. Спектральный анализ и его применение в науке и технике.

Самостоятельная работа


41

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра»


















Наблюдение сплошного и линейчатого спектра






Работа с учебником











Квантовая физика (12 часов)


42

Фотоэффект. Теория фотоэффекта.




Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Фотоны

Применение фотоэлементов

Формулировать квантовую гипотезу Планка, законы фотоэффекта; рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэффекте. Изыскивать пути решения задач по теме «Фотоэффект». Приводить доказательства наличия у света корпускулярно-волнового дуализма свойств. Обсуждать результат опыта Резерфорда.

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому

усилию и к преодолению

препятствий при решении задач квантовой физики.

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

Умение использовать все

возможные ресурсы для

достижения поставленных

целей и реализации планов

деятельности при изучении атомной физики.

Умение выбирать успешные

стратегии в различных ситуациях

Коммуникативные УУД:

Умение ориентироваться в различных источниках информации

Умение критически оценивать и

интерпретировать информацию,

получаемую из различных

источников.

Умение использовать средства ИКТ.


Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою деятельность; проявляют мотив учебной деятельности;

Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием;

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

Понимают личностный смысл учения;

Оценивают свою учебную деятельность;

Применяют правила делового сотрудничества


Наблюдать фотоэлектрический эффект. Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Знать формулы, границы применения законов.

Объяснять устройство и принцип действия фотоэлементов и приводить примеры применения.

Работать с текстом учебника, дополнительной литературой. Объяснять результаты опыта Резерфорда.

Объяснять принцип действия лазера. Наблюдать действие лазера.

Наблюдать треки альфа-частиц и других заряженных частиц в камере Вильсона по фотографиям, анализировать, делать выводы.

Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера, дозиметра. Рассчитывать энергию связи атомных ядер. Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде. Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях.

Знать, как осуществляется управляемая реакция в

ядерном реакторе.


Решение задач разной степени сложности

Самостоятельная работа

43

44

Решение задач по теме «Фотоэффект»



Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


45

Строение атома. Опыты Резерфорда.





Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду.



46


Постулаты Бора.



Квантовые постулаты Бора.



47

Решение задач по теме «Атомная физика»



Свойства лазерного излучения. Применение лазеров. Принцип действия лазера.

Решение задач разной степени сложности Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


48

Открытие радиоактивности. Виды излучений. Радиоактивные превращения.




49

Закон радиоактивного распада. Период полураспада



Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра. Дефект масс. Ядерные реакции. Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.


50

Строение ядра. Ядерные силы. Энергия связи в ядре.



Работа с учебникомлекция, составление опорного конспекта


51


Ядерные реакции. Деление урана. Цепные реакции.




52


Решение задач на закон радиоактивного распада и ядерные реакции.




Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Решение задач разной степени сложности


53

Контрольная работа №4 «Световые кванты. Физика атомного ядра».




Световые кванты. Физика атома и атомного ядра.




Решение задач

«Астрономия» (3 часа)



54

Солнечная система. Законы движения планет.



Солнечная система.

Планета Луна единственный спутник Земли.

Солнце – звезда. Источники энергии Солнца. Строение Солнца. Звёзды и источники их энергии. Происхождение и эволюция Солнца и звёзд. Эволюция Вселенной.





















Использовать Интернет для поиска изображений астрономических структур; пояснять физический смысл уравнения Фридмана. Классифицировать периоды эволюции Вселенной.

Оценивать возраст звезд по их массе; связывать синтез тяжелых элементов в звездах с их расположением в таблице Менделеева.








Регулятивные УУД: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения


Коммуникативные УУД:

Умение ориентироваться в различных источниках информации

Умение критически оценивать и

интерпретировать информацию,

получаемую из различных

источников.

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою деятельность; проявляют мотив учебной деятельности;

Понимают личностный смысл учения;

Оценивают свою учебную деятельность;

Применяют правила делового сотрудничества


Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. Наблюдать звезды, Луну и планеты в телескоп. Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях.

Лекция, составление опорного конспекта


55

Солнце и звёзды.




56





Строение вселенной.












Лекция, составление опорного конспекта


Раздел «Обобщающее повторение» (12 часов)


57


Кинематика материальной точки.




Решать задачи на расчет физических величин, анализ процессов и физических явлений.




Решение задач разной степени сложности

Самостоятельная работа

Работа с учебником


Тест



58

Динамика материальной точки.




59

Законы сохранения





60

Динамика периодического движения




61

Релятивистская механика





62

Статика





63

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.




64


Термодинамика Жидкость и пар



Самостоятельная работа

Решение задач разной степени сложности


65

Твердое тело





66

Механические и звуковые волны.



.


67

Итоговая контрольная работа




Решение задач

Индивидуальная работа


68

Силы и энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.









Критерии и нормы оценивания знаний обучающихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Перечень ошибок:

грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!