№п/п | Дата | Тема урока | Результаты |
план | факт | Личностные | метапредметные | предметные |
1. | | | Введение. Географическая карта и её математическая основа | овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | знакомство с новым методом изучения Земли — методом дистанционного зондирования (мониторинга); знакомство с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой информации. | Умение объяснять: специфику математической основы карт; особенности топографических карт; Умение определять: определять вид картографической проекции; особенности топографической карты; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности. |
2. | | | Топографическая карта |
3 | | | Космические и цифровые источники информации |
Тема 2. Россия на карте мира. (3 часов) |
4. | | | Географическое положение России. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России.» | овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | Умение объяснять: Специфику географического положения России; •особенности приспособления человека к природным условиям; •особенности проведения государственной границы России; •специфику исчисления времени на территории России. Умение определять: •различия во времени на территории России; •страны-соседей. | ставить учебную задачу под руководством учителя, •планировать свою деятельность под руководством учителя, •оценивать работу одноклассников, •выявлять причинно-следственные связи, •определять критерии для сравнения фактов, явлений, •анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, •работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, |
5. | | | Природные условия и ресурсы |
6. | | | Часовые пояса и зоны. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных объектов на территории России.» |
Тема 3. История изучения территории России (4 часа) |
7. | | | Русские землепроходцы XI — XVII вв. | анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, •работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, •создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | ставить учебную задачу под руководством учителя, •планировать свою деятельность под руководством учителя, •оценивать работу одноклассников, •выявлять причинно-следственные связи, •определять критерии для сравнения фактов, явлений, | Умение объяснять: •особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. Умение определять: •следствия географических открытий и путешествий. создавать объяснительные тексты •выслушивать и объективно оценивать другого, •уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
8. | | | Географические открытия в России XVIII–XIX вв. |
9. | | | Географические исследования XX в. Практическая работа №3: Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. |
10. | | | Роль географии в современном мире. |
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов) |
11. | | | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. | основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых; районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России; по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России. | совершенствование умений работать с разными источниками информации; выявление причинно-следственных взаимосвязей – рельеф – тектонические структуры – полезные ископаемые; выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России); высказывание суждений с подтверждением их фактами; представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации. | Умение объяснять: • особенности геологического летоисчисления; • особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых; особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России; характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в литосфере на примере России. |
12. | | | Тектоническое строение |
13. | | | Общие черты рельефа России. Практическая работа №4: Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны. |
14. | | | Литосфера и человек |
15. | | | Обобщение и повторение по теме «Геологическое строение и рельеф» |
16. | | | Контрольная работа №1 по теме «Геологическое строение и рельеф» |
Тема 5. Климат России (6 часов) |
17 | | | Факторы, определяющие климат России. | умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации. | совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами; выявление причинно-следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа на климат; •выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата; районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России; по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России; | Умение объяснять: •особенности климата России; •особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей; •характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; •сущность экологических проблем в атмосфере на примере России. Умение определять: •основные черты климата России. типы климатов отдельных регионов России; факторы формирования климата отдельных регионов России; закономерности размещения климатических поясов на территории России. |
18 | | | Закономерности распределения тепла и влаги. |
19 | | | Климатические пояса и типы климатов России. |
20 | | | Воздушные массы и атмосферные фронты. |
21 | | | Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. |
22 | | | Атмосфера и человек. |
Тема 6. Гидрография России (9 часов) |
23 | | | Моря, омывающие территорию России. Практическая работа №5: Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России. | овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта. Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов). Создавать собственную информацию (реферат, презентация…) Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта) | Умение объяснять: особенности морей, омывающих территорию России; особенности внутренних вод отдельных регионов страны; характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека; особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России; сущность экологических проблем в гидросфере на примере России. Умение определять: основные черты морей, омывающих территорию России; районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России; закономерности распределения внутренних вод; существенные признаки внутренних вод; •по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России; •по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России. |
24 | | | Характеристики реки. |
25 | | | Реки России. Практическая работа №6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования. |
26 | | | Озёра и болота |
27 | | | Природные льды. |
28 | | | Великое оледенение. |
29 | | | Гидросфера и человек. |
30 | | | Обобщение по теме « Климат. Гидрография России» |
31. | | | Контрольная работа №2 по теме «Климат. Гидрография России» |
Тема 7. Почвы России (2 час) |
32. | | | Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. | умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации. | находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме; сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их формирования); выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от •климатических условий и особенностей рельефа); •показывать по карте особенности размещения основных типов почв | Умение объяснять: условия формирования почв; особенности строения и состава почв; специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования; особенности почвенных ресурсов России. Умение определять: основные свойства почв на территории России; по картам закономерности размещения почв по территории России; |
33. | | | Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. |
Тема 8. Растительный и животный мир России (2 часа) |
34. | | | Место и роль растений и животных в природном комплексе. | •работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, •создавать объяснительные тексты •выслушивать и объективно оценивать другого, •уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, •анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов | объяснять: место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования. определять: особенности размещения растительного и животного мира по территории России; |
35 | | | Ресурсы растительного и животного мира. |
Тема 9. Природные зоны России (7 часов) |
36 | | | Природные комплексы России. | умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации | выделять существенные признаки разных типов природных комплексов. выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами. работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами. формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций. выделение главного или существенных признаков. | объяснять: отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон. определять: особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природно-хозяйственных зон. |
37 | | | Природные зоны Арктики и Субарктики |
38 | | | Леса умеренного пояса |
39 | | | Безлесные зоны юга России. Высотная поясность. |
40 | | | Природно-хозяйственные зоны. |
41 | | | Обобщение и повторение. по теме: « Почва. Растительный и животный мир. Природные зоны России.» |
42 | | | Контрольная работа № 3 по теме: « Почва. Растительный и животный мир. Природные зоны России.» |
Тема 10. Крупные природные районы России (24 часа) |
43 | | | Островная Арктика. | овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Умение объяснять: • условия выделения и размещения природных районов; • специфические черты природы природных районов. Умение определять: • географические особенности природных районов; •характер влияния человека на природу природных районов. объяснять: отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон. определять: особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природно-хозяйственных зон. |
44 | | | Восточно-Европейская равнина. История геологического развития. |
45 | | | Восточно-Европейская равнина. Климат. Гидрография. |
46 | | | Восточно-Европейская равнина. Природные зоны.(Европейский север). |
47 | | | Восточно-Европейская равнина. Центральная Россия. Поволжье |
48 | | | Северный Кавказ— самый южный район страны. |
49 | | | Практическая работа №7: Северный Кавказ. Составление описания природного района по плану. |
50 | | | Крым |
51 | | | Уральские горы. История геологического развития. |
52 | | | Уральские горы. Климат. Гидрография. |
53 | | | Урал — каменный пояс России. Природные зоны. |
54 | | | Западно-Сибирская равнина. История геологического развития. |
55 | | | Западно-Сибирская равнина. Климат. Гидрография. |
56 | | | Западно-Сибирская равнина. Природные зоны. |
57 | | | Средняя Сибирь. История геологического развития. |
58 | | | Средняя Сибирь. Климат. Природные зоны. |
59 | | | Северо-Восточная Сибирь. Геологическая история. |
60 | | | Северо-Восточная Сибирь. Гидрография. Природные зоны. |
61 | | | Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны |
62 | | | Климат. гидрография |
63 | | | Пояс гор Южной Сибири. |
64 | | | Дальний Восток — край, где север встречается с югом. |
65 | | | Дальний Восток. Климат. Гидрография. |
66 | | | Дальний Восток. Природные зоны. |
Тема. 11. Природа и человек (4 часа) |
67 | | | Влияние природы на человека | анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты. выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | ставить учебную задачу под руководством учителя, •планировать свою деятельность под руководством учителя, •оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, •определять критерии для сравнения фактов, явлений, . | Умение объяснять: •закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; •принципы классификации природных ресурсов; •особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Умение определять: •закономерности размещения различных видов природных ресурсов; •особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. | Стр.312-315 |
68 | | | Влияние человека на природу. | П. 48 вопр. с 318 |
69 | | | Обобщение- повторение за курс 8 класса | Стр.319-321 |
70 | | | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | |