№ п/п | Содержание программы 8 класс. | Кол-во часов | Дата | Тип урока. | Оборудование | Требования к знаниям и умениям | Самостоятельная работа учащихся в информационной среде. |
| Наша Родина на карте мира. | 5ч. | | | | | |
1. | Что изучает физическая география России. Стартовая проверочная работа | | 1.09 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Карты России; физическая, политико - администрат., справочники. | Учащиеся должны знать: особенности предмета и структуру учебника. Учащиеся должны уметь: работать с дополнительными источниками информации, объяснять роль географических знаний в решении экологических и социально- экономических проблем. | Сообщение |
2. | Географическое положение России. Границы России. | | 6.09 | Пр.раб.№1 «Определение по картам географического положения России, крайних точек её территории. Определение границ». | Политическая карта мира, физическая карта России. | Учащиеся должны знать: географическое положение России, границы России и пограничные государства. Учащиеся должны уметь: работать с географической картой России. | Сообщения |
3. | Моря, омывающие берега России. | | 8.09 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, таблица «Моря России». Проектор. Уроки «Кирилла и Мефодия». | Учащиеся должны знать: особенности морей и океанов, омывающих территорию России, природные ресурсы морей и экологические проблемы. | Сообщения |
| | | | | | Учащиеся должны уметь: Работать с картой, составлять характеристику морей. | |
4. | Россия на карте часовых поясов | | 13.09 | Пр.раб.№2 «Определение поясного времени на территории страны» | Физическая и политико- администрат. карты России, глобус, карточки с заданиями | Учащиеся должны знать: виды времени на территории России, понятие о линии перемены дат, значение знаний о времени для каждого человека. Учащиеся должны уметь: решать практи- ческие задачи на определение времени. | Сообщения |
5. | История освоения и заселения территории России. Словарный диктант. | | 15.09 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, портреты путешесвен- ников, справочники. | Учащиеся должны знать: историю освоения и изучения территории России. Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой. | Сообщения |
| Особенности природы и природные ресурсы. | 5ч. | | | | | |
6. | Главные особенности рельефа России. Крупнейшие равнины и горные системы. | | 20.09 | Пр.раб.№3 «Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры». | на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономернос- тей. (Заполнение контур . карт.) | Учащиеся должны знать: главные особенности рельефа России. Учащиеся должны уметь: работать с географич. карт. | Презентация |
7. | Геологическое строение территории России. | | 22.09 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая, тектоническая, геологическая карты, геохро- нологическая таблица. Проектор. Уроки географии «Кирилла и Мефодия». | Учащиеся должны знать: науки изучаю- щие земную кору. Познакомить с понятиями: эра, период. Учащиеся должны уметь: работать с картами (геологической, тектонической), таблицами. | Сообщения |
8. | Минеральные ресурсы России. | | 27.09 | Пр.раб.№4 «Определение и объяснение закономерностей размещения магматических, осадочных полезных ископаемых по тектонической карте.» (Работа с к/к, таблица в тетради.) | Карты: физическая, тектоническая, коллекция полезных ископаемых. | Учащиеся должны знать: состав полезных ископаемых и особенности размещения. Связь между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Учащиеся должны уметь: анализировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. | Сообщение |
9. | Развитие форм рельефа | | 29.09 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта, таблицы, видеофильм- стихийные природные явления. | Учащиеся должны знать: влияние внут- ренних и внешних факторов на формирование рельефа. Виды стихийных явлений, причины возникнове- ния. Влияние человека на рельеф. | Сообщение |
10 | Итоговый урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России». Проверочная работа. Словарный диктант. | | 4.10 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Физическая, тектоническая карты России, атласы. Проектор. Уроки географии «Кирилла и Мефодия». | Учащиеся должны знать: основные понятия, закономерности размещения крупных равнин и гор. Учащиеся должны уметь: показывать по карте основные формы рельефа России. Понимать взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа. | Сообщение |
| Климат и климатические ресурсы. | 5ч. | | | | | |
11 | Климат России. Климатообразующие факторы. | | 6.10 | Пр. раб№5 «Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение». | Картосхемы учебника и карты климати- ческой , солнечной радиации, таблицы. | Учащиеся должны знать: Основные факторы, влияющие на климат России: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс. Учащиеся должны уметь: работать с картами и картосхемами. | Сообщения |
12 | Закономерность распределения тепла и влаги. | | 11.10 | Пр .раб.№6 «Определение особенностей погоды для различных пунктов». | прогнозов погоды. Выявление закономернос- тей температур и осадков». | Учащиеся должны знать: закономерности распределения элементов климата на территории России. Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения. Учащиеся должны уметь: работать с климатически- ми картами. | Сообщение |
13 | Типы климатических поясов России - разнообразие условий жизни. | | 13.10 | Комбинированный урок. | Карта « Типы климатов России», настенная карта «Воздушные массы». | Учащиеся должны знать: основные типы климата России. Учащиеся должны уметь: работать с климатической картой, определять тип климата по климатической диаграмме. | Сообщение |
14 | Зависимость человека от климата. | | 18.10 | Пр. раб№7 « Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов». (Решение задач в тетради.) | Климатическая карта, атласы. | Учащиеся должны знать: влияние климата на жизнь и хозяйственную жизнь человека. Учащиеся должны уметь: определять коэффициент увлажнения. | Сообщение |
15 | Обобщение по теме: «Климат и климатические ресурсы России». Проверочная работа. Словарный диктант. | | 20.10 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Физическая карта, климатическая карта. | Учащиеся должны знать: агроклимати- ческие ресурсы, основные понятия и термины темы. Учащиеся должны уметь: работать с климатическими карт. ми картами. Составлять характеристику климата территории. | Сообщение |
| Внутренние воды и водные ресурсы. | 4ч. | | | | | |
16 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | | 25.10 | Пр. раб.№8 «Определение по картам географическое положение крупнейших речных систем. Особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного освоения. | Физическая карта России. Проектор. Уроки географии «Кирилла и Мефодия». использования. | Учащиеся должны знать: особенности рек России. Сформировать понятия уклон, падение реки. Влияние климата и рельефа на реки. Учащиеся должны уметь: определять уклон и падение рек. | Сообщение |
17 | Озёра, болота, ледники. | | 27.10 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, почвенная карта. | Учащиеся должны знать: происхождение и значение озер, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Учащиеся должны уметь: работ. с картами | Сообщения |
18 | Водные ресурсы и их охрана. Контрольная работа. Словарный диктант. | | 1.11 | Урок контроля оценки и коррекции знаний. | Физическая карта России, таблица «Охрана вод». | Учащиеся должны знать: значение воды в жизни человека, закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод). | Сообщения |
19 | Обобщение по теме: «Внутренние воды России». Проверочная работа | | 3.11 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Карты России: физическая, климатическая, атласы, схемы. Таблицы. | Учащиеся должны знать: размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание, основные понятия темы. Учащиеся должны уметь: показывать на карте реки, озёра, болота, ледники. Составлять характеристику реки. | Сообщение |
| Почва и почвенные ресурсы. | 4ч. | | | | | |
20 | Образование почв и их разнообразие. | | 15.11 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Почвенная и физическая карты, таблица «Почвы». | Учащиеся должны знать: вклад В.В. Доку- чаева в создание почвоведения, основные термины. Учащиеся должны уметь: работать с почвенной картой, таблицами, схемами. | Сообщение |
21 | Закономерности распределения почв. | | 17.11 | Комбинированный урок. | Физическая , почвенная карта. Таблицы. | Учащиеся должны знать: закономерности распределения почв на территории России, характерных чертах почв России. | Сообщения |
22 | Почвенные ресурсы России. | | 22.11 | Пр.раб.№9 «Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (кол-во тепла, влаги, рельеф, характер растительности). | Таблица «Мелиорация земель». | Учащиеся должны знать: закономерности использования почв человеком, причины разрушения почв и пути повышения плодородия почв. Понятие: земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация. | Сообщения |
23 | Обобщение по теме: «Почвы России». Проверочная работа | | 24.11 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Почвенная карта, физическая карта России, мелиорация (карта), таблица «Виды мелиорации». | Учащиеся должны знать: особенности почв России, основные понятия и термины. Учащиеся должны уметь: работать с почвенной картой. | Сообщение |
| Растительный и животный мир. | 4ч. | | | | | |
24 | Растительный и животный мир России. | | 29.11 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Карта растительности картины тундры, тайги, смешанного леса, степей, пустынь. | Учащиеся должны знать: типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. | Сообщение |
25 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | | 1.12 | Комбинированный урок. | Карта растительности Карты животного мира, природ- ных зон. | Учащиеся должны знать: причины разнообразия растительных сообществ, распространение типичных представителей животного мира и приспособление их к среде обитания. | Сообщение |
26 | Природно- ресурсный потенциал России. | | 6.12 | Урок закрепления знаний. | Карты растительности и природных зон. Проектор. Уроки географии «Кирилла и Мефодия». | Учащиеся должны знать: значение заповедников, заказников, национальных парков. Роль органического мира в жизни человека. Учащиеся должны уметь: работать с картой природных зон. | Сообщение |
27 | Народные промыслы. Обобщение по теме: «Природа России». Проверочная работа Словарный диктант. | | 8.12 | Урок закрепления знаний. | Карта природных зон, поделки из природного материала. | Учащиеся должны знать: виды деятель- ности людей проживающих в разных природ- ных зонах. Обобщить знания, закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы. | Сообщение |
| Природное районирование. | 7ч. | | | | | |
28 | Разнообразие природных комплексов России. | | 13.12 | Пр.раб.№10 «Изучение размещения природных зон на территории» | России и своей местности». Таблица «Природный комплекс». | Учащиеся должны знать: понятия природный комплекс, ландшафт. Познакомиться с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени. Учащиеся должны уметь: объяснять взаимосвязь в природно- территориальном комплексе. | Презентация |
29 | Моря, как крупные природные комплексы. | | 15.12 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, карта океанов, таблица моря России. | Учащиеся должны знать: природу Белого и Азовского морей. Природные комплексы морей. Учащиеся должны уметь: показать взаимосвязи между компонентами природы. | Сообщение |
30 | Природные зоны России. Арктические пустыни. Тундра. | | 20.12 | Комбинированный урок. | Таблицы «Природные зоны России», карты природ- ной зоны, физическая, растительности. | Учащиеся должны знать: природные зоны России, взаимосвязь в природных комплексах, хозяйственное использование ресурсов природных зон. Учащиеся должны уметь: работать с картой природных зон. | Сообщение |
31 | Природные зоны. Тайга. Смешанные леса. | | 22.12 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, карты природных зон, растительности Картины, таблицы, книги. | Учащиеся должны знать: Причины различия лесных зон России. Особенности природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России. | Сообщение |
32 | Природные зоны. Безлесные зоны. | | 27.12 | Комбинированный урок. | Карты: физическая, почвенная, растительности климатическая. | Учащиеся должны знать: особенности компонентов в степях и полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон. Учащиеся должны уметь: выявить экономические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем. | Презентация |
33 | Природные зоны. Высотная поясность. | | 29.12 | Пр.раб.№11 «Выявление по картам зависимостей между природными ресурсами на примере одной из зон». ( Схема и таблица в тетради). | Физическая карта России, карты природных зон, климатическая, картины- горный пейзаж. | Учащиеся должны знать: закономерности смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности. | Сообщение |
34 | Обобщение по теме: «Природные комплексы России». Проверочная работа | | 12.01 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Физическая карта России, природных зон, картины, схемы, таблицы. | Учащиеся должны знать: природные компоненты в природных зонах. Термины и понятия по | Сообщение теме. |
| Природа регионов России. | 23ч. | | | | | |
35 | Русская равнина. Особенности географического положения, размеры территории, границы. | | 17.01 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Карты России- физическая, климатическая, растительности природных зон, контурные карты. | Учащиеся должны знать: особенности природного района- Русской равнины. Природу, ресурсы Русской равнины. Роль Русской равнины в формировании Русского государства. Учащиеся должны уметь: использовать в работе различные источники географических знаний. | Сообщение |
36 | Природные комплексы Русской равнины. | | 19.01 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, карты климатическая, природных зон, растительности. | Учащиеся должны знать: ПТК Русской равнины. Взаимосвязь природных компонентов в природных зонах. Учащиеся должны уметь: работать с источниками географической информации. | Сообщения |
37 | Памятники природы Восточно-Европейской равнины. | | 24.01 | Комбинированный урок. | | | Презентация |
38 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования. | | 26.01 | Комбинированный урок. | Карты - физическая, тектоническая, охраны природы, картины. Проектор. Уроки географии «Кирилла и Мефодия». | Учащиеся должны знать: природные ресурсы Русской равнины (виды и их размещение) Проблемы рационального использования ресурсов. Учащиеся должны уметь: определять экологические проблемы Русской равнины и пути их решения. | Сообщение |
39 | Кавказ - самые высокие горы России. | | 31.01 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Карты России- физическая, климатическая, физическая карта Кавказа. | Учащиеся должны знать: рельеф, климат и высотную поясность Кавказа. Новые термины и понятия: лакко- литы, фен, бора, плавни. Учащиеся должны уметь: работать с картами и схемами. | Презентация |
40 | Особенности природы высокогорий. | | 2.02 | Комбинированный урок. | | | |
41 | Северный Кавказ. Природные комплексы и их влияние на жизнь людей. | | 6.02 | Комбинированный урок. | Физическая карта Кавказа, картины природы Кавказа. | Учащиеся должны знать: природные условия и ресурсы Кавказа. Природные комплексы Прикубанской равнины, Высокогорного Дагестана и курортного района Кавказких Минеральных вод. | Сообщения |
42 | Урал: каменный пояс земли русской. | | 9.02 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая, тектоническая, климатическая карты России, карта Урала, коллекция минералов и горных пород. | Учащиеся должны знать: геологическое строение и рельеф Урала. Широтную зональность и высшую поясность Урала. | Сообщения |
43 | Урал - природные богатства, население, традиции, быт, ремёсла. | | 14.02 | Комбинированный урок. | Физическая карта Урала, картины Северного Урала, Южного Урала; таблицы поясности на Урале. | Учащиеся должны знать: особенности природы Урала, особенности высотной поясности на Урале. Учащиеся должны уметь: работать с картой. | Сообщения |
44 | Своеобразие природы Урала | | 16.02 | Комбинированный урок. | | | |
45 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | | 21.02 | Урок-конференция. | Карта Урала, карты России, коллекции минералов и горных пород. Проектор. Уроки географии «Кирилла и Мефодия». | Учащиеся должны знать: наиболее интересные объекты Урала, экологические проблемы, причины их возникновения и пути их решения. Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с источниками информации. | Сообщения |
46 | Западная Сибирь - особенности природы. | | 28.02 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Карты России - физическая, тектоническая, климатическая. | Учащиеся должны знать: особенности рельефа, геологического строения, вод, климата Западной Сибири. Взаимосвязи природных компонентов. Историю исследования и освоения Западной Сибири. Учащиеся должны уметь: работать с картами. | Сообщения |
47 | Природные зоны Западно - Сибирской равнины. | | 2.03 | | | | |
48 | Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и условия их освоения. | | 7.03 | Урок закрепления и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, контурные карты, коллекция горных пород (нефть, мирабилит, железная руда). | Учащиеся должны знать: природные ресурсы Запад- ной Сибири, проблемы освоения ресурсов, экологичес- кие проблемы. Учащиеся должны уметь: работать с картами и коллекциями горных пород. | Сообщения |
49 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | | 9.03 | Комбинированный урок. | Карты России- физическая, климатическая, тектоническая; картины. | Учащиеся должны знать: особенности состава, географического положения, геологического строения рельефа. Сформировать представление о суровости природы Восточной Сибири. | Сообщение |
50 | Климат Восточной Сибири. | | 14.03 | | | | |
51 | Природные районы Восточной Сибири. | | 16.03 | Урок контроля оценки и коррекции знаний. | Карты- физическая, климатическая, природных зон Восточной Сибири; картины, коллекции горных пород. | Учащиеся должны знать: особенности природы Восточной Сибири, новые термины и понятия. Сформировать образное представление о природных комплексах Восточной Сибири. | Сообщение |
52 | Озеро Байкал- уникальные природные особенности. | | 21.03 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта России, картины озера Байкал. Проектор. Уроки «Кирилла и Мефодия». | Учащиеся должны знать: уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Историю открытия и изучения озера Байкал. Экологические проблемы и пути их | Сообщение решения. |
53 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | | 23.03 | | | | |
54 | Дальний Восток – край контрастов. | | 4.04 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Карты: физическая России, карты Дальнего Востока, климатическая, тектоническая. | Учащиеся должны знать: особенности природы Дальнего Востока. Историю открытия, исследования и заселения территории. Взаимосвязь природных компонентов. Учащиеся должны уметь: работать с разными источниками информации. | Сообщение |
55 | Природные комплексы Дальнего Востока. | | 6.04 | Пр .раб.№12 «Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из регионов». | Физические карты России и Дальнего Востока, контурные карты. | Учащиеся должны знать: об уникальности природы Дальнего Востока. Особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока. Учащиеся должны уметь: работать коллективно. Составлять по плану характеристику регионов. | |
56 | Природные уникумы Дальнего Востока. | | 11.04 | | | | Презентация |
57 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | | 13.04 | | | | |
58 | Итоговое занятие по теме: «Природные комплексы России». Проверочная работа. Словарный диктант. | | 18.04 | Игра-викторина «Что? Где? Когда?». | Физическая, климатическая карты России, картины, карточки- задания. | Учащиеся должны знать: природные регионы России, факторы влияющие на особенности природы. Учащиеся должны уметь: составлять характеристики регионов России по плану. | Сообщение |
| Самарская область. | 10ч. | | | | | |
60 | Географическое положение Самарской области. | | 20.04 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Пр. раб.№13 «Географическое положение района». | Физическая карта России, карта Самарской области, контурные карты Самарской области. | Учащиеся должны знать: географическое положение Самарской области и Кинель - Черкасского района. Учащиеся должны уметь: работать с картой Самарской области. | Сообщение |
61 | Самарская область. Рельеф и климат. | | 25.04 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Пр. раб.№14 «Рельеф и полезные ископаемые». Пр. раб.№15 «Составление картосхемы района». | Физическая карта Самарской области, тектоническая карта, контурная карта. Климатическая карта Самарской области. | Учащиеся должны знать: особенности рельефа и полезных ископаемых ,климата Самарской области. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Учащиеся должны уметь: работать с картой и составлять климатическую картосхему района. | Сообщение |
62 | Самарская область. Воды и почвы. | | 27.04 | Пр . раб.№16 «Характеристика рек района». | Физическая карта Самарской области, дополнительная литература. Почвенная карта Самарской области. | Учащиеся должны знать: особенности рек, озёр, подземных вод. Показывать реки по карте. Особенности почв, их размещение по территории области. | Сообщение |
63 | Самарская область и Кинель - Черкасский район. Животный и растительный мир. Природные комплексы | | 4.05 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая карта Самарской области, Зелёная книга Поволжья, карточки- задания. | Учащиеся должны знать: особенности природы Самарской области. | |
64 | Итоговое занятие «Мой край». Проверочная работа | | 11.05 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Физическая, климатическая, тектоническая, почвенная карты Самарской области. | Учащиеся должны знать: географическое положение, особенности природы области и района, экологические проблемы и пути их решения. | |
| Человек и природа. | 6ч. | | | | | |
65 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | | 16.05 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Физическая, климатическая, экологическая карты России. | Учащиеся должны знать: взаимодействие природы и человека. Благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия жизни людей. Учащиеся должны уметь: работать с различными источниками географической информации. | Сообщение |
66 | Антропогенные воздействия на природу. Рациональное природопользование. | | 18.05 | Комбинированный урок. | Физическая, экологическая карты России. | Учащиеся должны знать: виды природных ресурсов. Влияние человеческой деятельности на природные комплексы. | Сообщение |
67 | Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека. | | 23.05 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | Учащиеся должны знать: природопользование рациональное и нерациональное на изученных территорий России. Рассмотреть последствия влияния человека на природные комплексы. | Сообщение |
68 | Обобщение по теме: «Человек и природа» .Итоговая проверка | | 25.05 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Физическая карта России, картины. | Учащиеся должны знать: взаимодействие природы и человека, термины. | Сообщение |