Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №33 __________ Н.М.Рождественский Приказ №____ от ____.____.20____ |
Рабочая программа
по географии
5 класс
Составитель: Рыбина Людмила Леонидовна,
учитель географии
1 квалификационной категории
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014, с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010»;
Приказа министра образования Московской области №2677 от 19.05.2015 «О введении ФГОС ООО в опережающем режиме в муниципальных образовательных организациях в Московской области»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №02-501 от 03.11.2015 о требованиях к рабочим программам учебных предметов;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
на основе «Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы» (Москва: Дрофа, 2012).
Данная программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
В соответствии с рабочей программой целью курса является:
Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи, решаемые в ходе изучения географии:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Согласно учебному плану школы на изучение предмета отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю, из них 5 часов на практические работы и 2 часа на уроки административного контроля.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
пояснительную записку;
планируемые предметные результаты освоения предмета «География»;
содержание предмета «География» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
перечень учебно-методического обеспечения.
Планируемые результаты изучения предмета «География»
В результате изучения предмета «География» в 5 классе ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
В результате изучения предмета «География» в 5 классе ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
проводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Современные образовательные технологии, способствующие достижению планируемых результатов:
игровые технологии;
метод проектов;
технология логико-смысловой модели;
технология развития критического мышления через чтение и письмо;
технология мастерских;
технология уровневой дифференциации;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и т.д.
Формы организации познавательной деятельности с учащимися (ФОПД):
индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:
работа по карточкам;
работа у доски;
заполнение таблиц;
работа с контурными картами;
работа с учебником;
написание докладов и рефератов;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе, представленных в электронном виде), тематическими картами;
фронтальная работа:
беседа;
обсуждение;
сравнение;
географический диктант;
групповая форма:
деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно. количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (от трех до шести человек). При этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
Содержание учебного предмета
5 класс
Что изучает география.
Мир, в котором мы живем. Науки о природе. География – наука о Земле. Методы географических исследований.
КР. Продолжить обучение в эвристической беседе. Уметь отображать информацию в графической форме. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
РР. Уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Применять методы информационного поиска. Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.
ПР. Уметь объяснять особенности планеты Земля. Уметь выделять сходство естественных наук. Уметь выявлять различия двух частей географии. Показывать ценность географической информации для человечества. Уметь объяснять роль географии в изучении Земли.
Как люди открывали Землю.
Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытия русских путешественников.
КР. Добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
РР. Применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). Самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Применять методы информационного поиска.
ПР. Уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. Выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли. Объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. Объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.
Земля во Вселенной.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Уникальная планета - Земля. Современные исследования космоса.
КР. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
РР. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
ПР. объяснять представления древних людей о Вселенной. Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. Объяснять главное отличие Земли от других планет. Установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. Объяснять особенности различных небесных тел. Самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба. Выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. Изучить важнейшие события в освоении космоса. Устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа.
Виды изображения поверхности Земли.
Стороны горизонта. Ориентирование. План местности и географическая карта.
КР. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
РР. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.
ПР. находить основные и промежуточные стороны горизонта. Формулировать алгоритм работы с компасом. Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. Составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.
Природа Земли.
Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам. Вода на Земле. Воздушная одежда Земли. Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело. Человек и природа.
КР. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
РР. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
ПР. выделять различия в гипотезах возникновения Земли. Уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек. Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. Уметь характеризовать природу шести материков Земли. Уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. Уметь характеризовать воды суши. Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. Уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Календарно-тематическое планирование 5-АВ
№ урока | № урока в изучаемом разделе | наименование разделов и тем | планируемые результаты по видам учебной деятельности | плановые сроки прохождения | скорректированные сроки прохождения |
5-А | 5-В | 5-А | 5-В |
Что изучает география (5 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
1 | 1 | Мир, в котором мы живем | Развитие личностной рефлексии, толерантности | 07.09 | 01.09 | | |
2 | 2 | Науки о природе | Формирование мотивации в изучении наук о природе. | 14.09 | 08.09 | | |
3 | 3 | География – наука о Земле | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | 21.09 | 15.09 | | |
4 | 4 | Методы географических исследований | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | 28.09 | 22.09 | | |
5 | 5 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | 05.10 | 29.09 | | |
Как люди открывали Землю (5 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
6 | 1 | Географические открытия древности и Средневековья. Пр. работа № 1 Важнейшие открытия древности и Средневековья. | Формирование целостного мировоззрения | 12.10 | 06.10 | | |
7 | 2 | Важнейшие географические открытия | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 19.10 | 13.10 | | |
8 | 3 | Открытия русских путешественников | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | 26.10 | 20.10 | | |
9 | 4 | Открытия русских путешественников. Пр.работа №2 Великие географические открытия | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | 02.11 | 27.10 | | |
10 | 5 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | 16.11 | 03.11 | | |
Итого в 1 четверти: | 9 часов | 10 часов | | |
Земля во Вселенной (9 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
11 | 1 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя | 23.11 | 17.11 | | |
12 | 2 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Формирование навыков организации своей деятельности в группе | 30.11 | 24.11 | | |
13 | 3 | Соседи Солнца | Формирование познавательного интереса к предмету изучения | 07.12 | 01.12 | | |
14 | 4 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | 14.12 | 08.12 | | |
15 | 5 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Адм.контрольная работа №1. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 21.12 | 15.12 | | |
16 | 6 | Мир звезд | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | 28.12 | 22.12 | | |
17 | 7 | Уникальная планета – Земля | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | 11.01 | 29.12 | | |
Итого во 2 четверти: | 7 часов | 7 часов | | |
18 | 8 | Современные исследования космоса | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | 18.01 | 12.01 | | |
19 | 9 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | 25.01 | 19.01 | | |
Виды изображения поверхности Земли (4 часа, 1 час в неделю по учебному плану) |
20 | 1 | Стороны горизонта | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 01.02 | 26.01 | | |
21 | 2 | Ориентирование. Пр.работа № 3 Ориентирование по компасу | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | 08.02 | 02.02 | | |
22 | 3 | План местности и географическая карта | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | 15.02 | 09.02 | | |
23 | 4 | Пр. работа № 4 Построение простейшего плана | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | 22.02 | 16.02 | | |
Природа Земли (12 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
24 | 1 | Как возникла Земля | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 01.03 | 02.03 | | |
25 | 2 | Внутреннее строение Земли | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию | 15.03 | 09.03 | | |
26 | 3 | Землетрясения и вулканы. Пр.работа № 5 Сейсмоактивные зоны Земли | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | 22.03 | 16.03 | | |
27 | 4 | Путешествие по материкам | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | 05.04 | 23.03 | | |
Итого в 3 четверти: | 10 часов | 10 часов | | |
28 | 5 | Вода на Земле | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 12.04 | 06.04 | | |
29 | 6 | Вода на Земле | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 19.04 | 13.04 | | |
30 | 7 | Воздушная одежда Земли | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | 26.04 | 20.04 | | |
31 | 8 | Живая оболочка Земли | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 03.05 | 27.05 | | |
32 | 9 | Почва – особое природное тело. Человек и природа. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 10.05 | 04.05 | | |
33 | 10 | Административная контрольная работа №2 по разделу «Природа Земли» | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | 17.05 | 11.05 | | |
34 | 11 | Обобщающее повторение | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | 24.05 | 18.05 | | |
35 | 12 | Обобщающее повторение | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | | 25.05 | | |
Итого в 4 четверти | 8часов | 8 часов | | |
Всего | 34 часа | 35 часов | | |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические материалы для учителя:
Рабочая программа «География» к УМК И.И.Бариновой и др., 5 класс, Москва, «ВАКО», 2013
И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс», «ДРОФА», 2012
И.И.Баринова, Т.А.Карташева Мотодическое пособие к учебнику И.И.Бариновой «География. Начальный курс», «ДРОФА», 2014
И.И.Баринова, В.Г.Суслов, Т.А.Карташева Рабочая тетрадь «География. Начальный курс», «ЭКЗАМЕН», 2013
Учебно-методические материалы для обучающихся:
И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс», «ДРОФА», 2012
И.И.Баринова, В.Г.Суслов, Т.А.Карташева Рабочая тетрадь «География. Начальный курс», «ЭКЗАМЕН», 2013
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей истории и географии Протокол №____ от ____.____.20____ Председатель ШМО __________ ____________________ (подпись) (расшифровка) |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ ____________________ (подпись) (расшифровка) ____.____.20____ |
9