Пояснительная записка
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика».
Содержательные линии обучения информатике соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.
План составлен в соответствии Базисным учебным планом, разработанным Босовой Л. Л., а также Обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством Образования Российской Федерации.
Прохождение курса рассчитано на 35 часов, по одному часу в неделю в классе.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника [1]. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [2].
Цель курса:
познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении задач;
дать школьникам первоначальные преставления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
Количество часов:
35 часа по 1 часу в неделю в 5 классе
Программа:
«Информатика 5 класс» Босова Л. Л., Босова А.Ю.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
73-100 % и более | отлично |
57-72 %% | хорошо |
39-56 %% | удовлетворительно |
0-38 % | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
Учебники и методические пособия:
Босова Л. Л. Босова А.Ю., Информатика 5 класс - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2014.
Технические средства обучения.
Интерактивная доска
Компьютеры, ноутбук
Проектор
Принтер
Модем ASDL
Web-камера.
Локальная вычислительная сеть.
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
При этом цели обучения информатике в 5 классе могут быть определены следующим образом:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных
и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Требования к подготовке школьников в области информатики
Учащиеся должны:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Тематическое планирование курса информатики в 5 классе.
В таблице представлено тематическое планирование начального курса информатики в 5 классе основной школы на основе авторской программы курса информатики
для 5 класса общеобразовательной средней школы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
( 5 класс: по 1 часу в неделю, всего 35 часов)
№ | Тема урока | Всего часов | Из них | Вид практического занятия | Дата планируемая | Дата фактического проведения | Примечание |
Т | ПР |
1 | Информация вокруг нас. Как человек получает информацию. Инструктаж ТБ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру.» | 06.09 | | |
2 | Виды информации по форме представления. Действия с информацией. | 1 | 1 | - | | 13.09 | | |
3 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №2: «Вспоминаем приемы управления компьютером» | 20.09 | | |
4 | Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1 | - | | 27.09 | | |
5 | Ввод информации в память компьютера. Устройства ввода информации. | 1 | 1 | - | | 04.10 | | |
6 | Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 1 | 1 | - | | 11.10 | | Праздничный день |
7 | Управление компьютером. Программы и документы. | 1 | 1 | - | | 18.10 | | |
8 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | 1 | 1 | - | | 25.10 | | |
9 | Главное меню. Запуск программы. Что можно выбрать в компьютерном меню. | 1 | 1 | - | | 08.11 | | |
10 | Хранение информации. Память человека и память человечества. | 1 | 1 | - | | 15.11 | | |
11 | Оперативная и долговременная память. Файлы и папки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №3: «Создаем и сохраняем файлы» | 22.11 | | |
12 | Передача информации. Схема передачи информации. | 1 | 1 | - | | 29.11 | | |
13 | Электронная почта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой.» | 06.12 | | |
14 | Кодирование информации. В мире кодов. | 1 | 1 | - | | 13.12 | | |
15 | Способы кодирования информации. Метод координат. | 1 | 1 | - | | 20.12 | | |
16 | Текстовая информация. Текст как форма представления информации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №5: «Вводим текст. Редактируем текст.» | 27.12 | | |
17 | Инструктаж по ТБ.Текстовые информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №6: «Работаем с фрагментами текста.» | 17.01 | | |
18 | Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №7 «Форматируем текст.» | 24.01 | | |
19 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №8: «Создаем простые таблицы.» | 31.01 | | |
20 | Табличный способ решения логических задач. | 1 | 1 | - | | 07.02 | | |
21 | Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. | 1 | 1 | - | | 14.02 | | |
22-23 | Диаграммы. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №9: «Строим диаграммы.» | 21.02 28.02 | | |
24 | Компьютерная графика. Графический редактор. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №10: «Изучаем инструменты графического редактора.» | 07.03 | | |
25 | Устройства ввода графической информации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №11: «Работаем с графическими фрагментами. Планируем работу в графическом редакторе.» | 14.03 | | |
26 | Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №12: «Создаем списки.» | 21.03 | | |
27-28 | Систематизация информации. Поиск информации. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №13: «Ищем информацию в сети Интернет.» | 04.04 11.04 | | |
29-30 | Изменение формы представления информации. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №14: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.» | 18.04 25.04 | | |
31 | Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. | 1 | 1 | - | | 02.05 | | |
32-33 | Создание движущихся изображений. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №15: «Создаем анимацию.» | 16.05 | | Праздничный день 09.05. |
34-35 | Создаем слайд-шоу. | 2 | - | 2 | Практическая работа №16: «Создаем слайд-шоу.» | 23.05 30.05 | | |
| Итого: | 35 | 23,5 | 11,5 | | | | |
7