СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по истории 6 класс к учебникам "Русского слова"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП по истории 6 класс к учебникам "Русского слова"»


Календарно-тематическое планирование курса «История Средних веков» 6 класс (31 час)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Понятия и персоналии

Планируемые результаты освоения

Решаемые проблемы

Домашнее задание

Дата план

Дата факт


1

Введение. Происхождение понятия «средневековье»

1




«Средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные:

Определять место средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники по истории средневековья.

Научатся определять происхождение и смысл понятия «средневековье», типы и виды исторических источников.

Метапредметные:

научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников; умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания; участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Называть хронологические рамки периода Средневековья; объяснять значение понятий; составлять описание средневековых памятников по историческим источникам.


Прочитать с. 6-8.








2

Раздел 1. Ранее Средневековье

Глава 1. В центре Ойкумены.

Новый Рим






1






Форум, Константинополь, Великий шелковый путь, митрополит, миряне, духовенство, церковные соборы, Византия.

Константин.

Личностные:

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к истории, культуре, религии, традициям различных государств.

Предметные:

Научаться определять понятия: Форум, Константинополь, Великий шелковый путь, митрополит, миряне, духовенство, церковные соборы.

Метапредметные:

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Какой год считается условной датой раздела Римской империи на Западную и Восточную? В чем общее и различное в этих двух частях? Какое место в мире занимала Византия в начале средних веков? Какое положение христианская церковь имела в Византии?

§1, вопросы с. 14-15.




3

Расцвет Византии

1

«Свод гражданского права», плинфы, трнсепт, базилик, нефы, иконоборцы, шахи, зорастризм, фемы.

Юстиниан 1, Прокопий Кесарийский, Хосвор 2.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные:

Научатся определять понятия: «Свод гражданского права», плинфы, трнсепт, базилик, нефы, иконоборцы, шахи, зорастризм, фемы. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи Метапредметные:

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию.

Каковы заслуги императора Юстиниана1в возвышении Византии? В чем просчеты императора? Какие причины могли привести к ослаблению Византийской империи? Как изменилось управление Византией в связи с нашествием врагов?

§2, вопросы с. 23, документ с. 24.






4

Глава 2. Бури на окраинах. Варвары-завоеватели



1

Великое переселение народов, вестготы, германцы, вандалы, саксы, англы, юты, бургунды, свевы, аламаны, гунны, сарматы, аланы.

Аларих, Ромул Августул, Одоакр, Теодорих Великий.

Личностные:

формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Предметные:

Научаться определять термины: Великое переселение народов, вестготы, германцы, вандалы, саксы, англы, юты, бургунды, свевы, аламаны, гунны, сарматы, аланы.

Метапредметные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Когда и почему началось великое переселение народов и каковы были его результаты? Каковы занятия и религия древних германцев? Определите названия германских племен и места их проживания.

§3, вопросы с. 33, документ с. 34.




5

Возникновение и распространение ислама

1


Аравия, арабы, бедуин, Мекка, Кааба, оазис, хиджры, Коран, Медина, Аллах, мусульманин, сунна, шариат, михраб, масджид, имам, мулла, минбар, Арабский халифат, шииты, халиф, пророк.

Мухаммед.

Личностные:

определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Предметные:

Научатся определять термины: Аравия, арабы, бедуин, Мекка, Кааба, оазис, хиджры, Коран, Медина, Аллах, мусульманин, сунна, шариат, михраб, масджид, имам, мулла, минбар, Арабский халифат, шииты, халиф, пророк.

Метапредметные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Кто такое Мухаммед? Почему Мухаммед и его последователи терпимо относились к иудеям и христианам? Почему распространение ислама привело к объединению Аравии?

§ 4, вопросы с. 39, документ с. 39-40.




6

Мир ислама

1

Джихад, Дамаск, эмир, каллиграфия, медресе, мечеть, медресе, арабески.

Аббасиды.

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, бать толерантным.

Предметные:

Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески.

Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры.

Метапредметные:

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру. Определить особенности  арабской  культуры. Каковы причины арабских завоеваний? Почему арабов считают наследниками античной культуры? Что они сами принесли в мировую культуру?

§5, вопросы с. 47.






7

Глава 3. Держава франков.

Рождение королевства франков




1

Франки, «Саллическая правда», майордом,елей, легата.

Хлодвиг, Пипин Короткий, Меровинги.

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Предметные:

Научатся определять термины: Франки, «Саллическая правда», майордом, елей, легата.

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учиться работать в группе.

Называть существенные признаки политического устройства Византии. Какие германские племена, помимо франков заняли разные части Римской империи? Почему Хлодвиг велел записывать обычаи франков? Дайте оценку перевороту 751 года.



§6, вопросы с. 53, документы с. 54-55.





8

Император Карл

1

Бавары, авары, лангобарды, графы, марки, скриптория.

Лев 2, Алкуин.

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, бать толерантным.

Предметные:

Научатся определять термины: Бавары, авары, лангобарды, графы, марки, скриптория.

Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Метапредметные:

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Определить особенности византийской культуры и её влияние на Древнерусское государство. Какие последствия для Европы имело восстановление империи в 800 г.? Как выглядело управление империей Карла Великого? Что можно сказать о власти императора?

§ 7, вопросы с. 62, документы с. 62-64.







9

Глава 4. Северная Европа во времена викингов.

«Люди севера» - норманны

1



Норманны, драккар, викинги, дихремы, альтинг, Русь, варяги. Нормандия.

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Предметные:

Научатся определять термины: вече.

Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

Метапредметные:

ставить цель и планировать учебные действия; участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.













Почему набеги норманнов почти не встречали в Европе отпора? Почему в разных областях викинги вели себя по-разному?

§8, вопросы с. 69.




10

Сколько раз завоевывали Англию?

1

Англия, эрл, норманцы.

Король Артур, король Альфред, Вильгельм 1.

Личностные:

понимать культурное многообразия мира, уважать культуру своего и других народов, проявлять толерантность.

Предметные:

Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия объяснять причины их военных успехов.

Метапредметные:

ставить цель и планировать свои учебные действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Какое из завоеваний Британии имело для нее наиболее серьезные последствия? Знать последовательность событий битвы при Гастингсе.

§ 9, вопросы с. 75.








11

Раздел 2. Европа на подъеме.

Глава 5. Крестьяне и рыцари.

Земля и власть






1

Рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз замок; повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.


Личностные:

формировать нравственные чувства и нравственное поведение;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Предметные:

Научатся определять термины: рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз замок; повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: понимать законы «Рыцарской чести»; подтверждать выводы примерами.

Метапредметные:

умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

Анализировать исторические
явления на примере положения различных сословий, описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника, раскрывать особенности рыцарской культуры. Почему земля была главным богатством в средние века?

§10, вопросы с. 86, документы с. 86-87.




12

Вечные труженики


1

Сословие, подати, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство.






Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; извлекать из истории уроки прошлого.

Предметные:

Научатся определять термины.

Получат возможность научиться: характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города.

Метапредметные:

умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; осуществлять взаимоконтроль.

Описывать занятия и образ жизни горожан; характеризовать основные признаки феодального общества; описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города; раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа. С какими трудностями сталкивались средневековые крестьяне, как их преодолевали? Что способствовало укреплению натурального хозяйства?

§11, вопросы с. 93.




13

За стенами замков

1

Феодалы, феодализм, кодекс, фигляры, жонглёры, замки, менестрели, турнир.

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. Предметные:

Научатся определять термины: Феодалы, феодализм, кодекс, фигляры, жонглёры, замки, менестрели, турнир.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия.

Метапредметные:

умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; осуществлять взаимоконтроль.

Описывать занятия и образ жизни горожан; характеризовать основные признаки феодального общества, описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

§ 12, вопросы с. 99.









14

Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов. Империя и церковь






1

Католическая, православная

церкви, индульгенция, десятина, реликвии, мощи, еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доминиканцев.


Личностные:

понимать культурное многообразие мира, уважать к культуре своего и других народов, быть толерантным.

Предметные:

Научатся определять термины: католическая, православная

церкви, индульгенция, десятина, реликвии, мощи, еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доми-никанцев.

Получат возможность научиться: создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Метапредметные:

уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально; уметь преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого.

Называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей; раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;

систематизировать исторический материал в виде схемы. Что общего в истории образования французского и германского королевств и в чем – отличия? Как тяжелое положение европейских государств способствовало возвышению церкви и духовенства? Почему Папы оказались сильнее императоров?


§ 13, вопросы с. 107.




15

Крестовые походы.

1

Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден.

Личностные:

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека.

Предметные:

Научатся определять термины: орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден. Получат возможность научиться: работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Метапредметные:

планировать учебную деятельность корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений; выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы.


§ 14, вопросы с. 118, документы с. 118-119.







16

Глава 7. Лики средневекового города. «Возвращение» городов




1

Коммуны, сеньоры, привилегии, ратуша, цехи, мастера, шедевр.

Личностные:

понимать культурное многообразия мира, уважать культуру других народов, быть толерантным.

Предметные:

Научатся определять термины: Коммуны, сеньоры, привилегии, ратуша, цехи, мастера, шедевр.

Метапредметные:

определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.

Оказывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства. В каких областях Европы было больше всего богатых и сильных городов?


§ 15, вопросы

с. 129.




17

В сердце средневекового города

1

Ратуша, городской совет, гильдии, патрициат, витражи, романский и готический стиль архитектуры.

Личностные:

самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные:

Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палаты парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника.

Метапредметные:

определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской; умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.

Выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. Что можно было увидеть в средневековом городе?

§ 16, вопросы с. 136.





18

В поисках знаний

1

Уставы, скриптории, риторика, диалектика, университеты, Оксфорд, коллегии, ваганты, диспуты.

Личностные:

самостоятельно давать и объяснять оценки событий; объяснять взаимные интересы, ценности; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные:

Научатся определять термины: уставы, скриптории, риторика, диалектика, университеты, коллегии, ваганты, диспуты. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Ж. д Арк.

Метапредметные:

ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения.

Почему именно церковь сохранила и распространяла образование в средние века? Почему городские школы начали со временем соперничать с церковными? Почему в средневековом обществе возникла потребность в университетском образовании?

§ 17, вопросы с.143, документы с. 143.







19

Глава 8. Вершина средневековья.

Во главе христианского мира




1

Ересь, еретик, инквизиция, ордены, пилигримы.

Иннокентий 3, Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Фома Аквинский.

Личностные:

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

Предметные:

Научатся определять термины: жакерия. Получат возможность научиться: извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии. Научатся определять термины: Ересь, еретик, инквизиция, ордены, пилигримы. Получат возможность научиться: определять причины усиления королевской власти во Франции; рассмотрят ход войны Алой и Белой розы.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; систематизировать исторический материал в виде таблицы. Почему борьба против ересей стала важной задачей Церкви в 12-14 веках? Почему в католической церкви возникали разные монашеские братства и в чем состояли основные различия между ними? Какие монашеские ордена особенно помогали папству в борьбе с ересями?


§ 18, вопросы с. 153.




20

Папы, императоры и короли в Европе 12-15 вв.

1

Централизация, парламент, палаты лордов и общин, сословия, лантаги, сеймы.

Филипп Август 2, Филипп 4 Красивый, Ричард 1 Львиное сердце, Генрих 2 Плантегенет.

Личностные:

понимать культурное многообразия мира, уважать культуру других народов, быть толерантным; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека.

Предметные:

Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; оценивать степень и способы достижения цели; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

§ 19, вопросы с. 160.




21

Тяжкие времена

1


Жакерия, Авиньонское пленение, Столетняя война, война Алой и Белой розы.

Жанна д Арк, Ян Гус.

Личностные:

осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека.

Предметные:

Научатся определять термины: Жакерия, Авиньонское пленение, Столетняя война, война Алой и Белой розы.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Что изменилось в повседневной жизни, положении жителей Европы? Какие изменения произошли в военном деле, положении католической церкви? Чем были недовольны и чего добивались крестьяне, поднимавшие восстания в разных странах Европы? Чем объяснить поражение папской власти в борьбе с королями Франции? Показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения; анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем; давать оценку деятельности руководителям гуситских войн.

§ 20, вопросы с. 172, документы с. 173.




22

На востоке Европы

1

Каганат,

Константин Философ (Кирилл), Мефодий, Стефн Душан, Мешко 1, Карл 1.

Познавательные:

Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Что общего и в чем различия в развитии государств Восточной Европы в средние века? Как изменилась жизнь славян в средние века?

§ 21, вопросы с. 179, документы с. 179-180.











23

Раздел 3. Дальние страны. Глава 9. Где был и где не был марко Поло.

Во владениях великого хана








1

Монголы.

Темучжин, Чингисхан, Тимур, Улугбек.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

формирование знания основных исторических событий развития государства и общества.

Предметные:

Научатся определять термины: монголы. Получат возможность научиться: называть народы Азии; самостоятельно строить рассказ на основе одного - двух источников знаний.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Что общего в державах Чингисхана и Тамерлана и какие между ними основные различия?

§ 22, вопросы с. 188, документы с. 188-189.




24

Индия: раджи и султаны

1

Брахма, Вишну, Шива,

Сиддхартха Гаутама, нирвана, династия Гуптов, раджи, махараджи, султанат.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным.

Познавательные:

Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания.

Метапредматные: определять цель, проблему в учебной и жизненно практической деятельности; организовывать работу в группах; излагать своё мнение, аргументируя его, и подтверждая фактами.

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли остановить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии.

§ 23, вопросы с. 193, документ с. 196.




25

Поднебесная империя и страна Сипанго

1

Фарфор, синтоизм, сёгун, самураи, харакири.

Династия Сун.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

быть толерантным.

Предметные:

Научатся определять термины: Фарфор, синтоизм, сёгун, самураи, харакири. Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв.

Метапредметные:

владение устной монологической контекстной речью; определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи. Почему Китай в средние века прошел путь от самой могущественной державы мира до подчинения чужеземцам, а Япония создала самобытную культуру и сохранила независимость?



§ 24, вопросы с. 207, документы с. 207-209.





26

Очень разная Африка

1

Альморавиды, мамлюки.

Личностные:

осознавать целостность мира;

воспитывать уважение к историческому наследию, к культуре других народов; формировать уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

Предметные:

Научатся определять термины: Альморавиды, мамлюки.

Метапредметные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

На какие основные регионы можно разделить средневековую Африку? В чем особенность каждого из них? Почему именно арабы проникли на протяжении средних веков в большинство регионов Африки?

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность.


§ 25, вопросы с. 215.




27

Мир совсем не известный

1

Тольтеки, Чичен-Ица, Теночтитлан, обсидиана, Куско.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

формирование знания основных исторических событий развития государства и общества.

Предметные:

Научатся определять термины: Тольтеки, Чичен-Ица, Теночтитлан, обсидиана, Куско. Получат возможность научиться: называть народы Азии; самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи


§26, вопросы с. 223.










28

Раздел 4. На пороге нового времени.

Глава 10. Навстречу новой эпохи.

И снова Европа







1

Гуманисты, Возрождение, каравелла, идальго.

Мехмед 2, Иоганн Гутенберг, Франческо Петрарка, Филиппо Брунеллески, Донателло, Джотто, Мазаччо, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли, Энрике Мореплаватель.


Личностные:

формировать знание основных исторических событий развития государства и общества; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.

Предметные:

Научатся определять термины: гуманисты, Возрождение, каравелла, идальго.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки, излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

В чем состояло значение изобретения И. Гутенберга? В чем отличия культуры Возрождения от культуры предшествующих столетий?

§27, вопросы с. 238, документ с. 238-239.




29-30

Итоговый урок. Наследие

Средних веков

в

истории человечества.


2


Личностные:

извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

Предметные:

соотносить даты и события;

давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных государств в историческом времени. Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события истории Средних веков, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; самостоятельно контролировать свое время и управлять им; осуществление взаимного контроля.

Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации.

Подведение итогов.

Повторить основные понятия темы.



































Календарно-тематическое планирование курса

«История России с древнейших времен до начала XVI века» 6 класс (37 часов)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Понятия


Планируемые результаты освоения

Решаемые проблемы

Д/З

Дата план

Дата факт









1

Введение.

Раздел 1. Древние жители нашей Родины.

Первобытная эпоха





1

Товарный обмен, род, племя, община, ремесло, языковая семья.

Личностные:

Формирование стартовой мотивации к изучению нового

Сознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные:

Формировать первоначальное представление о предмете истории России с древнейших времен до конца XVI века; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные:

Устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность. Умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно из других источников, усвоено, и того, что ещё не известно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; выявлять типологию исторических источников по истории России. Что находят археологи в местах стоянок и погребений древних людей? Что собой представляли в древности семья, род, племя и как они соотносились меду собой? При каких условиях у древних людей появился товарный обмен? Что они обменивали?


С. 4-5, § 1, составить таблицу

основных источников по изучению истории России данного периода.




2

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Язычество, вече, народное ополчение, дань.

Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Предметные:

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань. Предки народов России.

Метапредметные:

Умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Умение  определять понятия, создавать обобщения.

Анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян, исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. Какие порядки существовали в причерноморских греческих колониях? Как строились отношения жителей колоний с местным населением? Какова территория расселения, основные занятия, отношения с соседями?

§ 2, вопросы с. 18, документ с. 17-18.





3

Восточная Европа в середине 1 тысячелетия н.э.

1

Готы, каганы, ислам.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Предметные:

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.

Метапредметные:

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию.

Показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей.

Почему кочевые племена захватывали новые земли? Как кочевники относились к населению завоеванных ими земель? Почему государства кочевых народов существовали относительно недолго?

§ 3, вопросы с. 24.





4

Восточные славяне

в древности

1


«Повесть временных лет», племена, подсечно-огневая система земледелия, бортничество, долблёнки, язычники, идол, волхв.

Личностные:

определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Предметные:

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье. Рождение Древнерусского государства.

Метапредметные:

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; Называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян; работа с источником. Какие государства располагаются на территории расселения славян? Какие трудности приходилось преодолевать земледельцам? Какие верования называются языческими? В чем выражалось почитание богов у древних славян?

§ 4, вопросы с. 32, документы с. 31-32.







5-7

Раздел 2. Русь в 9-12 веках.

Образование государства Русь.


Первые киевские князья.



3


Князь, дружина, рюриковичи, Русь, полюдье, дружина, погосты, уроки

Рюрик, князь Игорь, Святослав, Ольга.

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи.

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учиться работать в группе.

Давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей

работа с источником. Через какие земли пролегал путь «из варяг в греки»? Как происходило объединение Северной и Южной Руси? Какое значение имело это событие?

§ 5-6, 7, вопросы с. 42-43, сообщения.





8

Князь Владимир и крещение Руси

1



Князь Владимир.


Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные:

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ.

Метапредметные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Рассказывать о главном событии правления князя Владимира; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством; раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Почему князь Владимир решил отказаться от язычества в пользу единобожия? Как утверждалось христианство на Руси? В чем значение и последствия принятия Русью христианства?


§ 8, вопросы с. 58.





9

Русь

при Ярославе Мудром

1

Вира, свод законов, кровная месть, гривна.

Святополк, Ярослав, Борис, Глеб.

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Предметные:

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн; анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы. Почему после смерти князя Владимира, укрепившего русского государства, начались усобицы? Какую политику проводил Ярослав Мудрый по отношению к другим народам, государствам?


§ 9, вопросы с. 65, документ с. 64-65.





10

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол

1

Лествичная система престолонаследия, единоорец.

Любеческий съезд князей.

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития общества; формирование уважения к истории.

Познавательные:

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд. Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый (1019–1054).

Метапредметные:

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн; анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы. Каковы были причины княжеских усобиц на Руси во второй половине 11 века? В чем последствия княжеских усобиц? В чем значение Любеческого съезда князей?


§ 10, вопросы с. 71.





11

Древняя Русь: общество и государство

1

Волости, посадники, дань, смерды, верви, закупы, князья, дружина, бояре, холопы, отроки, гриди, огнищане, ключники, тиуны.

Личностные:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные:

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно – прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие.

Метапредметные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Составлять описание памятников древнерусской культуры. выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян». Что объединяло племена и народы в древнерусском государстве? Какое управление было в древнерусском государстве? Как на Руси возникали боярские вотчины?


§ 11, вопросы с. 74.





12

Развитие городов и быт жителей Руси

1

Кремль, детинец, посад, торг, вече, кожух, лапти, порты, корзно, избах, братчина.

Личностные:

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные:

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества.

Метапредметные:

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком – либо древнерусском городе (по выбору учащегося). Способность решать творческие задачи. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси; выявлять особенности местной культуры; проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы. Чем и с какими соседними странами торговали на Руси? Какие части были у древнерусского города?


§ 12, вопросы с. 79.





13

Православная церковь в Древней Руси

1

Митрополит, постриг, епископии, священники, приходы, десятина, обет, нестяжания, устав, игумен, община.

Феодосий, Антоний, Нестор, Агапит.

Личностные:

Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».

Предметные:

Систематизировать ранее пройденный исторический материал, охарактеризовать общие черты и особенности.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Почему среди населения Руси в течение длительного времени сохранялись языческие верования традиции и праздники? Чем отличался образ жизни монаха от жизни приходского священника? Что было общим? Почему монастыри на Руси были духовными и культурными центрами Руси?

§ 13, вопросы с. 84.





14-15

Культура Древней Руси: литература и искусство

2


Личностные:

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные:

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества.

Метапредметные:

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком – либо древнерусском городе (по выбору учащегося). Способность решать творческие задачи. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


§ 14, 15, вопросы с. 91-92, 97.





16

Повторение

и контроль

по модулю

«Древняя Русь в

8 –

первой половине

12 века»

1


Личностные:

Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества. Формирование знания достижений и культурных традиций «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»

Предметные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. Организовывать работу в паре, самостоятельно определять цели.

Обобщать и систематизировать исторический материал.

Повторить основные понятия темы.









17

Раздел 3. Русские земли в середине 12 –начале 13 века. Образование самостоятельных русских земель





1

Раздробленность.

Личностные:

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Предметные:

Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности

Метапредметные:

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Формировать умение излагать своё мнение и комментировать выступление одноклассников.

Показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей. Когда распалось древнерусское государство? В чем экономические и политические причины этого события? Что оставалось общим для русских земель в эпоху раздробленности? Как изменилось положение князей и бояр с распадом Руси на отдельные княжества?


§ 16, вопросы с. 104-105.





18

Земли Южной Руси

1

Вече.

Изяслав Мстиславич, Юрий Долгорукий, Кончак, Игорь Святославич.

Личностные:

формирование целостного мировоззрения. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Владимиро – Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Владимиро – Суздальского княжества. Составлять характеристику Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая дополнительными фактами.

Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Почему князья Рюриковичи продолжали бороться за власть в Киеве? Какую роль играло городское вече в Киеве? Как можно охарактеризовать отношения русских земель с половцами?

§ 17, вопросы с. 110, документ с. 109-110.







19

Юго-западная Русь

1

Роман Мстиславич, Даниил Романович.

Личностные:

понимать культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. Составлять тезисы.

Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Что способствовало развитию с/х и городов в землях Юго-западной Руси? Чем объяснялась борьба между княжеской властью и боярством в Галицко-Волынском княжестве? Какие отношения были с соседними государствами у Галицкой и Волынской земель?

§ 18, вопросы с. 114.





20

Новгородская земля

1

Вече, дворище, посадник, тысяцкий.

Личностные:

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Предметные:

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.). Сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Метапредметные:

Объяснять причины успеха монголов

Устанавливать причинно-следственные связи.

Выявлять особенности и цели монгольского государства раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей; излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды. Какие основные занятия были у населения Новгорода? Какое положение в Новгороде занимали князья?


§ 19, вопросы с. 122.





21

Северо-восточная Русь

1

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо.

Личностные:

понимать культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Новгородской земли и Галицко – Волынского княжества

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. Составлять тезисы.

Характеризовать природно-климатические условия и основные занятия населения Северо-восточной Руси. Какие города были основаны в 11-12 веках? Что способствовало росту городов? Благодаря чему в СЕверо-восточной Руси утвердилась сильная княжеская власть? Охарактеризовывать результаты правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо.









§ 20, вопросы с. 130.








22

Раздел 4. Русь между Востоком и Западом. Монгольское нашествие на Русь





1

Монголы, хан, тьма, баскак, ярлык, «выход».

Темучжин, Чингисхан, хан Котян, Мстислав Удачливый, Джучи, Батый, Юрий Всеволодович, воевода Дмитр.

Личностные:

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Предметные:

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход».

Метапредметные: Умение логического рассуждения, умозаключения.

Раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища; высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского. Почему защитники Руси не смогли остановить захватчиков? Каковы последствия монгольского нашествия на русские земли?


§ 21, вопросы с. 141.





23

Натиск с запада

1

Орден меченосцев, Тевтонский орден, Ливонский орден, Ледовое побоище, Невская битва.

Александр Ярославич.

Личностные:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Предметные:

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель

Начать составление характеристики Александра Невского, используя доп. материалы

Метапредметные:

определять цель – проблему; выдвигать версии; планировать деятельность; работать по плану; оценивать степень и способы достижения цели. разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Самостоятельное изучение и первичное закрепление; новых знаний. Мини тест. Какие народы жили в прибалтийских землях с древних времен? Чем эти территории привлекали европейских рыцарей? Где, когда и как возник Ливонский орден? Знать как происходили Невская битва и Ледовое побоище.

§ 22, вопросы с. 150.





24



Золотая Орда, народы государства Евразийской степи и Сибири в 13-15 веках



1

Курултай, Чингизиды, татары, ясак, десятник, сотники.

Личностные:

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Предметные:

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход».

Метапредметные: Умение логического рассуждения, умозаключения.

Характеризовать территории и государственное устройство Золотой Орды. Когда золотоордынское государство достигло расцвета? Как складывались отношения монгольских завоевателей и покоренных ими народов? Почему Крымский полуостров на протяжении веков привлекал многие народы и государства? Как сложилась судьба Крыма после монгольского завоевания?


§ 23, вопросы с. 156.







25

Русские земли под властью Золотой Орды

1

Ярлыки, баскаки, численники.

Личностные:

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Предметные:

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход».

Метапредметные: Умение логического рассуждения, умозаключения.

Каковы основные проявления ордынской власти над русскими землями? Что изменилось в положении русских князей после монгольского нашествия? В чем сохранилась, в чем ограничена была их власть? Как влияла политика Золотой Орды на отношения между русскими князьями?

§ 24, вопросы с. 162.






26

Великое княжество Литовское и русские земли

1

Рада, воеводы.

Гедимин, Ольгерд, Витовт.

Личностные:

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные: Умение логического рассуждения, умозаключения.


Чем объяснялось включение части русских земель в Великое княжество Литовское? Какое место они заняли в новом государстве? Знать ключевые события на пути объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства и создания нового государства - Речи Посполитой.

§ 25, вопросы с. 169.









27

Раздел 5. Русские земли в середине 13-15 веке.

Судьбы Северо-западной и Северо-восточной земель после монгольского нашествия





1

Собирание русских земель, наместники, уделы, удельные княжества, вотчины, черносошные крестьяне, оброк, яровые.

Михаил Ярославич, Даниил Александрович, Узбек, Иван Данилович, Чолкан, Иван Калита.

Личностные:

Уважение к гуманистическим традициям и ценностям общества, уважение прав и свобод человека.

Предметные:

Показывать на исторической карте территорию Северо – Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Метапредметные:

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

осуществлять взаимоконтроль.

Показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси

выявлять группы населения,
заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси. Почему историки называют Новгород и Псков республиками? Кому принадлежала власть в землях Северо-восточной Руси? Характеризовать основные категории крестьян ан Руси.


§ 26, вопросы с. 176-177.





28

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой

1

Семён Гордый, Иван Красный, Дмитрий Иванович, Владимир Андреевич, Мамай, Ягайло, Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, Владимир Серпуховский, Дмитрий Боброк-Волынский.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным; формирование целостного мировоззрения.

Предметные:

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы.

Готовить сообщение (презентацию) о Куликовской битве. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея.

Метапредметные:

представлять результаты своей деятельности в форме сообщения.

Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы; высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период. В чем выражалось укрепление Московского княжества при потомках Ивана Калиты? Почему князь Дмитрий Иванович решил вступить в борьбу против Орды? Знать ход Куликовской битвы. Почему на Куликовском поле победило русское войско?


§ 27, вопросы с. 187, документы с. 185-186.





29

Русские земли в конце 14 – первой половине 15 века

.

1

Василий Дмитриевич, Василий Васильевич, Василий Юрьевич, Дмитрий Юрьевич.

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; осваивать гуманистические традиций и ценности общества, уважать права и свободы человека; быть толерантным. формирование целостного мировоззрения.

Предметные:

Показывать на исторической карте рост территории московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Причины победы Василия II Темного. Оценивать значение и последствия Польско – литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы.

Метапредметные:

планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов;

Работа с текстом источника. Какое значение для Москвы имело присоединение новых земель? Какое значение для Руси имели отношения с Великим княжеством Литовским? Каковы были причины распада Золотой Орды?

§ 28, вопросы с.194.





30

Конец эпохи раздробленности

1

Единое русское государство, Боярская дума, кормление, Казна, Государев двор, Дворец, судебник.

Иван 3, Михаил Борисович, хан Ахмат, Василий 3, Владимир Мономах.


Личностные:

формирование целостного мировоззрения

Предметные:

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого русского государства.

Метапредметные:

проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси». Каков результат политики Ивана 3? Какими средствами московские правители добивались присоединения других земель? Когда был принят первый общерусский Судебник? Какое значение имело это событие? Каким образом Иван 3 стремился укрепить статус страны и своей власти?


§ 29, вопросы с. 203-204.





31

Церковь и государство в конце XV – начале XVI в.

1

Духовный центр Руси, Троицкий монастырь ,иосифляне, нестяжатели.

Сергий Радонежский, Исидор, Нил Сорский.

Личностные:

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Предметные:

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси.

Метапредметные:

учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

На основе дополнительной литературы подготовить сообщения; систематизировать исторический материал в виде схемы. Как сказывались на положении Православной церкви монгольское нашествие и последующая политика ордынцев? После каких событий Русская православная церковь стала автокефальной? Какое значение это имело? За счет чего росли богатства Православной церкви на Руси? В чем были различия во взглядах нестяжателей и иосифлян?


§ 30, ответить на вопросы с. 212.





32

Русская литература во второй половине 13 – 15 веке

1

Житие, скоропись.

«Задонщина», «Слово о погибели русской земли», «Хождение за три моря».

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.

Предметные:

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Метапредметные:

планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания на основе разных исторических и литературных источников. Осознавать связь народного творчества с историческими процессами Русской истории. Какие изменения претерпела письменность в 14 – 15 веках? Какое отражение в средневековой русской литературе нашли события монгольского нашествия на Русь? Какие литературные жанры получили развитие в этот период? О ком повествовали жития и какие качества героев они воспевали?

§ 31, подготовить сообщения.





33

Искусство во второй половине 13 – 15 веке

1

Церковь Святого Николы, Спасский собор, Троицкий собор, Успенский собор, Московский кремль.

Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

Личностные:

формирование знания основных исторических событий развития государства и общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.

Предметные:

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в интернете. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XIV – XVI вв. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV – XVI вв.

Метапредметные:

планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оставлять описание памятников русской культуры выявить влияние событий XVI века на характер русской
культуры. Какое значение придавалось в русских землях строительству церквей? Что собой воплощали церкви 14 – 15 веков? Какие архитектурные особенности отличают церкви северо-востока Руси в 14 – 15 веках? Какие соборы были построены конце 15 века?


§ 32, вопросы с. 225.





34

Повторение

по модулю: «Московская Русь

в 14 – 15 веках»

1


Личностные:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение культурного наследия Древнерусского государства.

Предметные:

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV – XVI вв. в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV – XVI вв. для современного общества.

Метапредметные:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Обобщать и систематизировать исторический материал.

Подготовиться к тестированию.





35-36

Региональный компонент «Средневековая история Волгоградского края».

2









37

Итоговый урок.

2


Личностные:

извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

Предметные:

соотносить даты и события;

давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных государств в историческом времени. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV –XVI вв.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; осуществление взаимного контроля.

Защита проектов. История России с древнейших времён до конца XVI века.

Повторить основные понятия темы





38

Итоговое повторение

и обобщение (резерв).

1


Личностные:

извлекать из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

Предметные:

Подвести итог изучению истории России с древнейших времен до конца XVI века, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории.

Метапредметные:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

осуществление взаимного контроля.

Обобщать и систематизировать исторический материал.








21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!