Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Матвеевсккая основная
общеобразовательная школа» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю Директор МБОУ «Матвеевская ООШ» ____________/Минникаева Л.М./ Мензелинского муниципального района РТ от «___» _______2019 №____ |
Уровень образования (класс): основное общее образование, 7 класс
Разработала: Казанцева Н.С.
Рассмотрено На заседании МО (протокол от «__»______ 2019 № ___ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ«Матвеевская ООШ» _______ (Казанцева Н.С.) от «___»________ 2019 | Принято Педагогическим советом МБОУ «Матвеевская ООШ» протокол от «__»____ 2019 №_ |
Календарно-тематическое планирование по истории для учащихся 7-ого класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «История России. Всеобщая история.», разработанной на уровень основного общего образования.
Учебник: А.Я Юдовская, П. А. Баранов., Л. М. Ванюшкина. «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. » 7 класс. М. : Просвещение,2017. Пчелов. Е.В, Лукин П.В. « История России XVI-XVII века.» 7 класс. М.; Русское слово, 2017
КТП рассчитано на 70 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
7 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- ответственное отношение к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Учащийся получит возможность для формирования:
-эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Уч
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
Учащийся получит возможность научиться:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии -оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Учащийся научится
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
Учащийся получит возможность научиться
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
Учащийся научится
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
Учащийся получит возможность научиться
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Предметные результаты.
История Нового времени.
Европа в конце ХV- начале XVII в.
Учащийся научится:
• применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
Учащийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Учащийся научится:
• объяснять причины и следствия ключевых событий Стран Европы и Северной Америки;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащийся получит возможность научиться:
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Учащийся научится:
• применять знание фактов из истории стран Востока для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
Учащийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран Востока
Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству Россия в XVI веке
Учащийся научится:
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории России XVI века;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащийся получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
Смута в России.
Учащийся научится:
• применять знание фактов Смутного времени для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Смутное время
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Россия в XVII веке.
Учащийся научится:
• применять знание фактов для характеристики эпохи России вXVII веке.
, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России XVII веке.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Культурное пространство.
Учащийся научится:
• применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Содержание учебного предмета
7 класс
Раздел | Содержание | Количество часов |
История Нового времени | Новое время: понятие и хронологические рамки. | 1ч. |
Европа в конце ХV— начале XVII в. | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. | 14ч. |
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. | Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. | 5ч |
Страны Востока в XVI—XVIII вв. | Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната. Токугава в Японии. | 4ч |
| От великого княжества к царству. | 1 |
Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. | Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Управление Казанским краем во второй половине XVI в. | 13ч |
Смута в России | Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | 9ч |
Россия в XVII веке | Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин. Народы Среднего Поволжья в движении Степана Разина. Религиозная политика царизма в Среднем Поволжье в XVIIв. | 23ч |
Культурное пространство | Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории. | 9 |
Количество контрольных работ
Виды контрольных работ | 1 четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
Итоговая контрольная работа (тестирование ) | | 1 | | 1 | 2 |
Тематическое планирование.
7 класс
№ урока | Раздел | Тема урока с элементами содержания | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 четверть (16 часов) История Нового времени.- 1ч. Европа в конце ХV— начале XVII в.-14 ч.Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.-1 ч. |
1 | История Нового времени. | Новое время: понятие и хронологические рамки. | 1 | 2.09 | |
2 | Европа в конце ХV— начале XVII в. | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. | 1 | 4.09 | |
3 | Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие, внешняя политика. | 1 | 11.09 | |
4 | Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. | 1 | 12.09 | |
5 | Начало Реформации; М. Лютер. | 1 | 18.09 | |
6 | Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. | 1 | 19.09 | |
7 | Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Ж. Кальвин. | 1 | 25.09 | |
8 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Распространение протестантизма в Европе | 1 | 26.09 | |
9 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Распространение протестантизма в Европе. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. | 1 | 2.10 | |
10 | Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. | 1 | 3.10 | |
11 | Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. | 1 | 9.10 | |
12 | Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. | 1 | 10.10 | |
13 | Влияние Реформации на историю европейских стран. | 1 | 16.10 | |
14 | Образование национальных государств в Европе. | 1 | 17.10 | |
15 | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. | Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. | 1 | 23.10 | |
16 | Итоги и значение Английской революции | 1 | 24.10 | |
2 четверть (14 часов) Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. -4 ч.Страны Востока в XVI—XVIII вв. -3 ч. Итоговое тестирование-1ч. От великого княжества к царству.-1 ч.Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. -5 ч. |
17 | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. | Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. | 1 | 6.11 | |
18 | Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. | 1 | 7.11 | |
19 | Высокое Возрождение: художники и их произведения. | 1 | 13.11 | |
20 | Мир человека в литературе раннего Нового времени Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. | 1 | 14.11 | |
21 | Страны Востока в XVI—XVIII вв. | Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. | 1 | 20.11 | |
22 | Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. | 1 | 21.11 | |
23 | Повседневная жизнь различных слоев населения в эпоху Нового времени. | 1 | 27.11 | |
24 | Итоговое тестирование по истории Нового времени. | 1 | 28.11 | |
25 | История России. | От великого княжества к царству. | 1 | 4.12 | |
26 | Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. | Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. | 1 | 5.12 | |
27 | Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь. | 1 | 11.12 | |
28 | Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. | 1 | 12.12 | |
29 | Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. | 1 | 18.12 | |
30 | Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. | 1 | 19.12 | |
3 четверть (22 часов) Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. -8 ч. Смута в России- 9 ч. Россия в XVII веке-5 ч. |
31 | Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. | Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. | 1 | 25.12 | |
32 | Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. | 1 | | |
33 | Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. | 1 | | |
34 | Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. | 1 | | |
35 | Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. | 1 | | |
36 | Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. | 1 | | |
37 | Царь Федор Иванович. | 1 | | |
38 | Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Управление Казанским краем во второй половине XVI в. | 1 | | |
39 | Смута в России. | Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. | 1 | | |
40 | Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. | 1 | | |
41 | Царь Василий Шуйский Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. | 1 | | |
42 | Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. | 1 | | |
43 | Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол 1польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. | 1 | | |
44 | Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. | 1 | | |
45 | Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. | 1 | | |
46 | Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. | 1 | | |
47 | Итоги и последствия Смутного времени. | 1 | | |
48 | Россия в XVII веке | Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. | 1 | | |
49 | Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. | 1 | | |
50 | Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. | 1 | | |
51 | Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. | 1 | | |
52 | Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. | 1 | | |
4 четверть (18 часов) Россия в XVII веке -9 ч. Культурное пространство -8 ч. Итоговое тестирование-1ч. |
53 | Россия в XVII веке. | Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. | 1 | | |
54 | Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. | 1 | | |
55 | Русская деревня в XVII в. | 1 | | |
56 | Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. | 1 | | |
57 | Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. | 1 | | |
58 | Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. | 1 | | |
59 | Народы Среднего Поволжья в движении Степана Разина. Религиозная политика царизма в Среднем Поволжье в XVIIв. | 1 | | |
60 | Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. | 1 | | |
61 | Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин. | 1 | | |
62 | Культурное пространство | Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. | 1 | | |
63 | Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны. | 1 | | |
64 | Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. | 1 | | |
65 | Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. | 1 | | |
66 | Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. | 1 | | |
67 | Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. | | | |
68 | Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории. Культура края. | 1 | | |
69 | Контрольная работа по истории России. | 1 | | |
70 | История России XVI в.- XVII в.- интересные факты. | 1 | | |
Комплект контрольно-оценочных материалов
Источник : https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-istorii-klass-892381.html
Итоговый тест по курсу «Истории Нового времени»
Дата : 3.11.2019.
Цель : Способствовать обобщению знаний по истории Нового времени; создать условия для определения исторического и культурного наследия Нового времени.
Планируемые результаты:
Регулятивные:- планировать и организовывать свою учебную деятельность:
-определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
- осуществление контроля и коррекции своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
Познавательные: -способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Коммуникативные: - готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности.
Предметные: -умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом.
Вариант 1
Основная часть. Часть 1. Учащийся научится:
1. Определите, какой период охватывает эпоха Возрождения. 1) XVI — начало XX в.; 2) XV—XVIII вв.; 3) XVI — начало XVIII в.; 4) XIV— начало XVII вв.
2. Что из перечисленного было главным содержанием эпохи раннего Нового времени?
1) становление традиционного общества; 2) разрушение традиционного общества и зарождение индустриального; 3) разрушение индустриального обществ 4) переход от индустриального общества к традиционному
3. Какие три черты из перечисленных характерны для Нового времени? 1) появление машинного производства, фабрик; 2) появление новых конституций; 3) господство традиционного общества; 4) складывание слоя предпринимателей; 5) незыблемость сословного строя
4. Укажите века периода Великих географических открытий. 1) XVI—XVII вв.; 2) конец XV — середина XVII в.; 3) XVI — начало XVII в.; 4) середина XVIII—XIX в.
5. Христофор Колумб открыл Новый Свет в 1) 1492 г.; 2) 1488 г.; 3) 1517 г.; 4) 1543 г.
6. В 1534 г. по «Акту о супрематии» главой Церкви был провозглашён 1) король Англии Генрих VIII; 2) король Франции Людовик XIV; 3) король Испании Карл V; 4) король Испании Филипп II
7. Великими гуманистами Европы XV — начала XVI в. были 1) Эразм Роттердамский, Томас Мор; 2) Христофор Колумб, Фернанд Магеллан;
3) Джон Кабот, Френсис Дрейк; 4) Васко да Гама, Бартоломео Диаш
8. Великими художниками эпохи Возрождения были 1) Николай Коперник, Джордано Бруно; 2) Галилео Галилей, Исаак Ньютон; 3) Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти; 4) Рене Декарт, Френсис Бекон
9. Имена Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона связаны с 1) великими научными открытиями XVI—XVII вв.; 2) художественной культурой эпохи Возрождения; 3) движением за переустройство Церкви; 4) Великими географическими открытиями
10. Движение за духовное обновление и реформу Католической церкви, возникшее в начале XVI в., называется 1) Реформация; 2) секуляризация; 3) Контрреформация; 4) инквизиция
11. Что произошло в 1588 г.? 1) разгром Непобедимой армады; 2) открытие Тридентского собора; 3) битва при Нэсби в Англии; 4) взятие Бастилии в Париже
12. Первой общеевропейской войной была 1) Тридцатилетняя война; 2) Северная война; 3) Семилетняя война; 4) Война за испанское наследство
13. Что из перечисленного было итогом Английской революции XVII в.? 1) утверждение в стране конституционной, парламентской монархии; 2) утверждение абсолютизма; 3) утверждение верховенства папы римского; 4) установление республиканского строя
14. Первый министр короля Людовика XIII, фактически управлявший Францией за монарха,
1) кардинал Ришелье; 2) Оливер Кромвель; 3) Вильгельм Оранский; 4) Шарль Монтескье
15. Расположите в хронологической последовательности события Английской революции XVII в.1) битва при Нэсби; 2) казнь Карла I; 3) «Славная революция»; 4) созыв Долгого парламента
16. Реформация началась в 1) XVI в.; 2) XVII в.; 3) XVIII в.; 4) XIX в.
Дополнительная часть. Часть 2. Учащийся получит возможность научится:
1. Напишите пропущенное слово (понятие). Форма правления, при которой монарху принадлежит вся полнота власти, — это .
2.Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, связаны с изменениями в экономической жизни в эпоху Нового времени. Мануфактура, меркантилизм, биржа, банки, община. Найдите и напишите слово, «выпадающее» из этого ряда.
3. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, были представителями эпохи Возрождения. Найдите и напишите имя, «выпадающее» из этого ряда. Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Джордано Бруно, Людвиг вон Бетховен, Алевиз Новый.
4. Соотнесите понятия и определения. К каждой позиции первого столбца подберите подходящую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
А) меркантилизм Б) протекционизм В)колония Г) протестантизм Д) гуманизм | 1) политика государства, направленная на поддержку национальной экономики 2) одно из направлений христианства, объединяющее вероучения, отколовшиеся от католицизма 3) идейная основа эпохи Возрождения 4) политика государства, направленная на накопление капиталов внутри страны 5) страна или территория, находящаяся под властью другого государства |
Вариант 2
Основная часть. Часть 1. Учащийся научится:
1. Определите хронологические рамки раннего Нового времени. 1) XV—XVII вв.; 2) конец XV — первая половина XVII в. 3) XVII—XIX вв.; 4) конец XVI — начало XVIII в.
2. Чья экспедиция доказала, что Земля имеет форму шара? 1) Фернана Магеллана; 2) Америго Веспуччи; 3) Христофора Колумба; 4) Васко да Гама
3. Какие три положения из перечисленных относятся к последствиям Великих географических открытий? 1) появление новых сведений о форме и размерах Земли; 2) упадок прежних торговых центров и появление новых; 3) упадок роли в мировой торговле Лондона, Антверпена, Амстердама; 4) начало складывания единого мирового рынка; 5) укрепление традиционного общества
4. Какое событие явилось началом революции в Англии? 1) вступление на престол Карла I Стюарта в 1625 г.; 2) подписание Карлом I «Петиции о праве»; 3) созыв Долгого парламента в 1640 г.; 4) бегство короля из Лондона в 1642 г.
5. Укажите династию английских королей, последней представительницей которой на троне была королева Елизавета. 1) Тюдоры; 2) Стюарты; 3) Ланкастеры; 4) Валуа
6. Первая общеевропейская война получила название 1) Большая; 2) Северная; 3) Тридцатилетняя; 4) Война за испанское наследство
7. Начало европейской Реформации связывают с именем 1) Мартина Лютера; 2) Вольтера; 3) кардинала Ришелье; 4) Томаса Мора
8. Выберите отличительную особенность мануфактуры. 1) изделие изготавливал мастер от начала до конца; 2) изделие изготавливалось вручную на основе разделения труда; 3) изделие изготавливалось машинным способом; 4) изделие изготавливалось для себя
9. Томас Мюнцер, Ганс Мюллер были участниками 1) Великих географических открытий 2) Крестьянской войны в Германии; 3) Тридцатилетней войны; 4) Освободительной войны в Нидерландах
10. Кто из перечисленных лиц был представителем эпохи гуманизма? Укажите два имени.
1) Ж.Ж. Руссо; 2) Ф. Петрарка; 3) О. Кромвель; 4) Вольтер; 5) Данте Алигьери
11. Николай Коперник, Галилео Галилей — это выдающиеся 1) живописцы; 2) скульпторы; 3) философы; 4) астрономы
12. 95 тезисов Мартина Лютера были вывешены на двери Замковой церкви в Виттенберге в
1) 1510 г.; 2) 1517 г.; 3) 1520 г.; 4) 1527 г.
13.Что из перечисленного характерно для традиционных обществ Востока? 1) верховным собственником земли было государство; 2) преобладание кочевого скотоводства;3) развитие товарно-денежных отношений;4) земля принадлежала крестьянским общинам
14. Какие три религии из перечисленных являются мировыми?1) буддизм; 2) конфуцианство; 3) индуизм; 4) христианство; 5) ислам
15. Расположите в хронологической последовательности Великие географические открытия. 1) открытие X. Колумбом Америки; 2) Васко да Гама открыл морской путь в Индию; 3) Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана; 4) Бартоломеу Диаш обогнул юг Африки
16. Одним из крупнейших идеологов Реформации был 1) О. Кромвель; 2) Жан Кальвин 3) кардинал Ришелье; 4) герцог Альба
Дополнительная часть.Часть2. Учащийся получит возможность научится:
1. Напишите пропущенное понятие. Период расцвета науки и европейской культуры XIV — начала XVII в., сопровождавшийся обновлением интереса к античной культуре, называется эпохой .
2. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, являлись деятелями Реформации. Найдите и напишите имя, «выпадающее» из этого ряда. М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер, О. Кромвель.
3. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, выдающиеся представители художественной культуры эпохи Возрождения. Найдите и напишите имя, «выпадающее» из этого ряда. Эразм Роттердамский, Уильям Шекспир, Мигель де Сервантес, Франсуа Рабле, Даниель Дефо.
4. Соотнесите имена исторических деятелей с их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите подходящую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
A) М. Лютер Б) Т. Мор B) Ришелье Г) Ф. Магеллан Д) Генрих IV Наваррский | 1) философ, противник частной собственности 2) кардинал 3) король Франции 4) основоположник Реформации 5) путешественник |
Ключи к контрольной работе«Истории Нового времени» 1 вариант 2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 2 | 124 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4123 | 1 | монархия | община | Алевиз Новый | а4 б1 в5 г2 д3 |
2вариант | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | 1 | 124 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 25 | 4 | 2 | 1 | 145 | 4132 | 2 | Возрождение | Мюнцер | Эразм Роттердамский | а4 б1 в2 г2 д3 |
Критерии оценивания итогового теста по курсу «Истории Нового времени»
Все правильно выполненные задания основной части. Часть 1 № 1,2,4-14,16 оцениваются в 1 балл.
№ 3,15- оцениваются в 2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.
Дополнительной части. Часть 2 .За задания №1,2,3– 1 балл; №4 - нет ошибок 5 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 26 баллов.
Работа рассчитана на 45 мин.
100%-80%- оценка «5» , 60%-80%- оценка «4» , 40%-60%- оценка «3» , 0%-40%- оценка «2»
Итоговый тест по курсу «История России. XVI— XVII вв.»
Источник : Текущий и итоговый контроль по курсу «История России. XVI— XVII века. 7 класс»: контрольно-измерительные материалы / Е.А. Гевуркова. 2016
Дата : 29.05.2020.
Цель: Способствовать обобщению знаний по истории России. XVI— XVII вв; обобщать итоги развития Российского государства к концу XVII в.;
Планируемые результаты:
Регулятивные:- планировать и организовывать свою учебную деятельность:
-определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
- осуществление контроля и коррекции своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
Познавательные : -способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Коммуникативные: - готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности
Предметные: -способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Вариант 1
Основная часть. Учащийся научится
1. Укажите даты правления Ивана Грозного.1) 1533—1584 гг. 2)1584—1598 гг. 3)1598—1605 гг. 4)1613—1645 гг.
2. Какое название получила политика, проводимая Иваном Грозным в 1565-1572 гг.
1) бироновщина; 2) просвещённый абсолютизм; 3) аракчеевщина; 4) опричнина
3. Что из перечисленного было причиной восстания Ивана Болотникова в начале XVII в.?
1) усиление крепостного гнёта; 2) деятельность Семибоярщины; 3) неудачи России в войне с Польшей; 4) развитие промышленного производства
4. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей XVI в. был членом Избранной рады?
1) Алексей Адашев; 2) Иван Фёдоров; 3) Василий Шуйский; 4) Малюта Скуратов
5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите правителя, о котором идёт речь.
«...Печальный перезвон всех московских колоколов возвестил о кончине царя. Правление его запомнилось изнурительной, но героической Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи Северной компании, произошедшей более чем через 100 лет... Но во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер государственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом именно политика этого царствования привела Российское государство к тому системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».1) Иван IV; 2) Борис Годунов; 3) Михаил Романов; 4) Василий Шуйский
6. Одним из негативных последствий внешней политики Ивана Грозного стала
1) утрата побережья Балтики; 2) утрата Северного Причерноморья; 3) утрата Средней Азии; 4) утрата Крыма
7. Ливонская война произошла в царствование1) Ивана Грозного; 2) Бориса Годунова; 3) Михаила Фёдоровича; 4) Алексея Михайловича
8. Прочтите строки из драмы А.С. Пушкина и укажите, о каком событии истории России пишет поэт. Димитрием давно его признали,
Но, впрочем, я за это не стою.
Быть может, он Димитрий настоящий, Быть может, он и самозванец
1) об опричнине; 2) о Смуте; 3) о Ливонской войне; 4) об избрании царя Земским собором
9. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
1) восстание под предводительством С. Разина; 2) Соляной бунт; 3) восстание Хлопка; 4) Медный бунт
10. Работа крестьян на помещичьей земле и в господском хозяйстве в XVII в. называлась
1) отработки; 2)оброк; 3) барщина; 4) испольщина
11. Установите соответствие между именами деятелей культуры и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите подходящую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ | СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
A) Алевиз Новый Б) Дионисий B) Сильвестр | 1) живопись 2) архитектура 3) скульптура 4) литература |
12. Какие из перечисленных дат связаны с «бунташными» событиями?
1) 1605 г., 1609 г., 1612 г.; 2) 1648 г., 1650 г., 1662 г.; 3)1654 г., 1671 г., 1682 г.; 4) 1613 г., 1645 г., 1795 г.
13. Что из перечисленного было одной из причин возникновения заговора против Лжедмитрия I? 1) ограничение самодержавия; 2) несоблюдение православных обычаев, засилье поляков в Москве; 3) введение патриаршества; 4) упразднение местничества
14. Как назывался документ, представленный Василием Шуйским при восхождении на престол? 1) Наказ; 2) Приказ; 3) Крестоцеловальная запись; 4) Декларация
15. Какие два понятия из перечисленных относятся к царствованию Ивана Грозного?
1) Сенат; 2) опричнина; 3) коллегии; 4) кондиции 5) земщина; 6) Семибоярщина
16. Расположите документы XVI—XVII вв. в хронологическом порядке их принятия. 1) «прелестные письма» Степана Разина; 2) Соборное уложение; 3) Послание Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу; 4) Приговор Земского собора об отмене местничества
17. Что из названного ниже стало результатом военной реформы, проведённой Избранной радой? 1) формирование полков иноземного строя; 2) создание регулярной армии; 3) создание гвардии; 4) создание стрелецкого войска
18. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к правлению Ивана IV. 1.Венчание на царство, Наказ, Земский собор, стрелецкое войско. 2.Найдите и напишите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Дополнительная часть .Учащийся получит возможность научится .
1. Прочтите отрывок из сочинения историка. «Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества: с воцарения новой династии... все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпеливо молчали».
Выберите в приведённом списке два верных суждения, запишите цифры, под которыми они указаны.1) воцарение новой династии относится к XVII в. 2) для воцарения новой династии были благоприятные условия 3) народ, как и прежде, сохранял покорность 4) одним из «прежних царей» был Фёдор Иванович 5) первым представителем новой династии был Михаил Фёдорович
2. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат... которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений...»
1) 0 каком веке идёт речь в тексте? 2) Как назывались воины, составляющие пехоту? 3) При каком царе началось продвижение в Сибирь?
Вариант 2 Основная часть. Учащийся научится
1. В каком году произошло событие, в результате которого на российский престол был возведён Михаил Романов? 1) 1598 г.; 3) 1606 г.; 2) 1613 г.; 4) 1645
2. Восстание под руководством Степана Разина происходило в 1)1601—1603 гг.; 2)1606—1607 гг.; 3)1648—1649 гг.; 4) 1667—1671 гг.
3. Сибирский поход Ермака произошёл в царствование 1) Ивана Грозного; 2) Бориса Годунова 3) Михаила Фёдоровича; 4) Алексея Михайловича
4. Восточные походы русских войск середины XVI в. завершились 1) получением Россией выхода к Чёрному морю 2) потерей Россией Крыма 3) потерей Россией Причерноморья 4) присоединением к России Казанского ханства
5. Одним из авторов-составителей произведения «Великие Четьи-Минеи» был
1) патриарх Никон; 2) митрополит Макарий; 3) священник Сильвестр; 4) Иван Пересветов
6. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, связаны с «бунташным» XVII в.
И. Болотников, С. Разин, ГЛ. Потёмкин, Илейка Муромец. Найдите и напишите имя, «выпадающее» из этого ряда.
7. Как назывался неформальный совет при Иване Грозном, в который входили его друзья и единомышленники? 1) Приказ; 2) Стоглав; 3) Земский собор; 4) Избранная рада
8. В каком году была начата церковная реформа, направленная на изменение ошибок в богослужебных книгах? 1)1613 г.; 2) 1654 г.; 3)1662 г.; 4) 1671 г.
9. Прочтите отрывок из документа и определите, с каким событием он связан.
«В Нижнем же казны становилось мало. Он же начал писать по городам в Приморские и во вся Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищение Московского государства». 1) с созданием Второго ополчения в 1612 г.; 2) с избранием на царство Бориса Годунова; 3) с избранием на царство Михаила Романова; 4) с походом Лжедмитрия I на Москву
10. Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждой позиции первого столбца подберите подходящую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
определение | понятие |
A) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю Б) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам B) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день | 1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) поместье |
11. Выберите из списка три черты, характеризующие хозяйственное развитие России в XVII в.
1) железнодорожное строительство; 2) товарная специализация районов; 3) начало промышленного переворота; 4) создание первых мануфактур; 5) развитие ярмарочной торговли; 6) уничтожение внутренних таможенных пошлин
12. Вхождение Украины в состав России произошло в правление
1) Ивана Грозного; 2) Михаила Фёдоровича; 3) Алексея Михайловича; 4) Фёдора Алексеевича
13. Окончательное оформление крепостничества в России было результатом принятия
1) Стоглава; 2) Судебника; 3) Соборного уложения; 4) Жалованной грамоты дворянству
14. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Какому событию истории России посвящен данный памятник?
15. Кто из перечисленных исторических деятелей был участником Избранной рады?
1) Кузьма Минин; 2) Андрей Курбский; 3) Иван Пересветов; 4) патриарх Никон
16. Ниже приведён ряд имён, все они, за исключением одного, выдающиеся деятели XVII в. Найдите и напишите имя, «выпадающее» из этого ряда.
Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, патриарх Никон, Семён Дежнёв, митрополит Макарий.
17. Какие три территории из перечисленных были включены в состав Российской империи в XVI в.? 1) Казанское ханство; 2) Правобережная Украина; 3) Астраханское ханство; 4) Сибирское ханство; 5) Средняя Азия; 6) Левобережная Украина
18. Что стало причиной Соловецкого восстания в 1668—1676 гг.?
1) церковная реформа патриарха Никона; 2) решение Стоглавого собора; 3) принятие Соборного уложения; 4) упразднение в России патриаршества
Дополнительная часть .Учащийся получит возможность научится .
1. Прочтите фрагмент из исторического источника.«Мне было три года, брату же моему — год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени находясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы — литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы; и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали, ибо князь Семён Вельский и Иван Ляцкий, подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву, и куда только они ни бегали, взбесившись, — ив Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных. Но ничего из этого не вышло...»
Найдите в приведённом ниже списке три верных суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Послание обращено к историческому деятелю, находящемуся в России. 2) Послание обращено к историческому деятелю, находящемуся за границей 3) Автор данного послания имел царский титул. 4) Автор данного послания был некогда в дружбе с адресатом.
5) Данное послание написано в XV в. 6) Данное послание было написано в XVI в.
2. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«...Весной ^ В. И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введён в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. „Истинный царевич", которого ещё так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался расстригой, еретиком и польским свистуном».
1) В каком году произошли описанные в тексте события? 2) Как звали в действительности упоминаемого в тексте самозванца? 3) Чьё имя присвоил себе самозванец?
Ключи к контрольной работе «История России. XVI— XVII вв.
1 вариант: | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Часть С 1 | Часть С 2. |
1 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3241 | 3 | А2 б1 в4 | 2 | 2 | 3 | 25 | 3214 | 4 | наказ | 15 | 1.16 2. Стрельцы 3. Иван Грозный |
2 вариант: | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 4 | 1 | 4 | 2 | Потемкин | 4 | 3 | 1 | А4 б2 в1 | 2 4 5 | 3 | 3 | Начало книгопечатания | 2 | Макарий | 134 | 1 | 234 | 1.1606 2. Лжедмитрий I 3. Дмитрий Иванович |
Критерии оценивания итогового теста по курсу «История России. XVI— XVII вв.»
В КИМы включены задания в формате ОГЭ двух уровней сложности.
Работа состоит из 2 вариантов. Основная часть 18 вопросов; Дополнительная часть 2 вопроса. Первая часть работы состоит из 18 тестовых заданий с выбором ответа. Задания позволяют выявить знания базового исторического материала курса. Включает задания на соотношение понятий и их определений, выбор правильной позиции к какому - то явлению, выбор признаков, содержит задание повышенной сложности с открытым развернутым ответом.
Дополнительная часть предполагает выполнение таких заданий как дать ответ на вопрос к источнику.
Работа рассчитана на 45 мин.
Основная часть вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.
Дополнительная часть .:нет ошибок — 2 балла; допущена одна ошибка — 1 балл; допущены две и более ошибок.— 0 баллов
Максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.
80%— оценка «5»; 60—79% — оценка «4»; 40—59% — оценка «3»; 0—39% — оценка «2».
Критерии оценивания устных и письменных ответов
Критерии оценивания устного ответа
Высокий уровень - «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
Повышенный уровень - «4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.
Базовый уровень - «3» за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок
Низкий уровень -«2» за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
Критерии оценивания письменного ответа
Высокий уровень - «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Повышенный уровень - «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Базовый уровень - «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Низкий уровень - «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Нормы оценки знаний за выполнение теста
% выполнения | 0-27 | 28-52 | 53-77 | 78-100 |
уровень | низкий | базовый | повышенный | высокий |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы
| «2» | «3» | «4» | «5» |
| низкий | базовый | повышенный | высокий |
Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использован о более одного ресурса. |
Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулиро вана и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Оценка проекта.
Высокий уровень - Отметка «5»
-
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
-
Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
-
Проект оформлен в соответствии с требованиями.
-
Проявлены творчество, инициатива.
-
Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Повышенный уровень - Отметка «4»
-
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2.Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3.Проявлено творчество.
4.Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Базовый уровень - Отметка «3»
-
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2.Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1 -2 ошибки в этапах или в оформлении.
3.Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень - Отметка «2» Проект не выполнен или не завершен.
Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)
Высокий уровень -Отметка «5»
Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок, качественно, творчески и эстетично.
Повышенный уровень - Отметка «4»
Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Базовый уровень - Отметка «3»
Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.
Низкий уровень - Отметка «2»
Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении допущены большие отклонения от заданных требований и установок.
Критерии оценивания сообщения учащихся
-
Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы 3 балла
-
Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов3балла
3.Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение-3 балла.
4.Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией-3 балла.
Итого 12 баллов - отметка «5» - высокий уровень
9-11 баллов - отметка «4»- повышенный уровень
5 - 8 баллов - отметка «3» - базовый уровень
Оценка умений работать с картой
Высокий уровень - отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности.
Повышенный уровень - отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт.
Базовый уровень - отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов.
Низкий уровень - отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний.
Лист учета выполнения содержания КТП
Реквизиты протокола педсовета (дата,№) | Реквизиты приказа (дата,№) | Изменения и (или) дополнения |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |