№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Кол-во часов | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Решаемые проблемы | Понятия, персоналии | Домашнее задание |
План | Факт |
1-2 | Раздел 2. Новое время. Вторая половина 17 - 18 век. Глава 7. Взлеты и падения монархий. Французская монархия в зените: Людовик XIV- король солнца | | | 2 | Научатся определять термины: синекуры, классицизм, Версаль Получат возможность научиться: работать с историческими источниками, анализировать и выделять главное в тексте, использовать карту как источник информации. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | Как экономическая политика Кольбера способствовала усилению Франции? Как события войны за испанское наследство повлияло на положение Франции среди других европейских государств? | Синекуры, классицизм, Версаль. Жан Батист Кольбер, Людовик 14, Пьер Корнель, Жан расин, Мольер, Жан Б. Поклен, Н.Пуссен. | §17, вопросы с. 147. |
3-4 | Революция в Англии | | | 2 | Научатся определять термины: Пресвитериане, индепендент, роялисты, левеллеры, диггеры. Получат возможность научиться: работать с историческими источниками, анализировать и выделять главное в тексте. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. | Каковы причины Английской революции7 Какие слои населения в ней участвовали? Какие цели преследовали? Какие проблемы удалось решить в результате революции? | Пресвитериане, индепендент, роялисты, левеллеры, диггеры. Яков 1, Карл 1, Оливер Кромвель, Дж. Лильберн. | § 18, вопросы с. 152. |
5 | Становление английской парламентской монархии | | | 1 | Научатся определять термины: джентри, гражданская война, круглоголовые, левеллеры, диггеры, тори, виги, парламентская монархия Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | В чем причины начала противостояния короля и парламента в Англии? Какие основные события Гражданской войны? Сравнить причины нидерландской и английской революции. Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии. Рассказывать о политическом курсе О. Кромвеля. В чем особенности парламентской системы в Англии? | Джентри гражданская война, круглоголовые, левеллеры, диггеры, тори, виги, парламентская монархия. Карл 2, Вильгельм Оранский. | § 19, вопросы с. 155-156. |
6 | Повторительно-обобщающий урок «Взлеты и падения монархий» | | | 1 | Научатся: называть самые значительные события истории Нового времени Получат возможность научиться: применять ранее полученные знания. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой. | Обобщить и систематизировать изученный материал. | | Повторение пройденного. |
7-8 | Глава 8. Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVIII века. Идеи и общество эпохи Просвещения | | | 2 | Научатся определять термины: эпоха Просвещения Получат возможность научиться: работать с учебником. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Какие великие деятели эпохи? Как можно охарактеризовать влияние идей просвещения на остальные страны? | Атеистические, материалистические представления, прогресс, классицизм, барокко. Томас Гоббс, Шарль Монтекье, Мари Аруа, Джон Локк, Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Иоганн Гёте, А.Вато, Ф.Буше. | Исторический диктант §20, подготовить сообщения. |
9 | Борьба за передел Европы и мира | | | 1 | Научатся определять термины: «новые державы» Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | В чем состоят важнейшие узлы противоречий в Европе? В чем причины революции во Франции и в чем состоит ее историческое значение? Каково устройство нового Американского государства? Карл 12, Фридрих 2, «новые державы». | Северная война, Семилетняя война, разделы Польши, Вестфальская система международных отношений. | Устные сообщения, § 21. |
10 | Промышленный переворот в Англии | | | 1 | Научатся определять термины: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Какие изменения в производстве произошли в ходе промышленного переворота? Какие отрасли были затронуты им в большей степени? Как промышленный переворот повлиял на положение наемных рабочих, их отношения к владельцам фабрик? Как изменилось положение буржуазии в обществе? Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм. | Промышленный переворот, фабрика. Джон Уатт, Ричард Аркрайд, Джеймс Харгривс, Сэмуэль Картрайт, Сэмуэл Кромптон. | Исторический диктант, § 22. |
11-12 | Война за независимость и образование США | | | 2 | Научатся определять термины: колония, федерация Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения .коммуникативных и познавательных задач | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | Чем жизнь переселенцев в американских колониях отличалась от жизни в европейских странах? Какие слои американского общества были в большей степени заинтересованы в предоставлении колониям независимости? Что стало причинами войны за независимость британских колоний в Северной Америке? В чем значение «Декларации за независимость»? | Метрополия, колония, Билль о правах, конфедерация, конгресс, федерация. Джорж Вашингтон, Томас Джефферсон, Бенжамин Франклин. | Фронтальный опрос § 23, работа с документами. |
13-14 | Начало Французской революции | | | 2 | Научатся определять термины: сословие, санкюлоты, декрет, террор, жирондисты, якобинцы, «правые», «левые», кризис абсолютизма, диктатура, интервенция Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | Какие причины привели к началу Великой французской революции? Как в результате реформ изменилось положение дворянства, духовенства, крестьян? Какие реформы способствовали развитию экономики? | «Декларация прав человека и гражданина», жирогндисты, монтаньяры, санкюлоты. Людовик 16, Максимилиан Робеспьер, Жозеф Поль Лафайет, Оноре МирабоРуже де Лиль. | Фронтальный опрос § 24. |
15-16 | От диктатуры якобинцев к Директории | | | 2 | Научатся определять термины: сословие, санкюлоты, декрет, террор, жирондисты, якобинцы, «правые», «левые», кризис абсолютизма, диктатура, интервенция Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | В чем причины Французской революции? Как в результате реформ изменилось положение дворянства, духовенства, крестьянства? Какие реформы в ходе революции способствовали подъему экономики, торговли, предпринимательства? | Сословие, санкюлоты, декрет, террор, жирондисты, якобинцы, «правые», «левые», кризис абсолютизма, диктатура, интервенция. | Фронтальный опрос § 25. |
17 | Повторение по теме: «Конец «старого порядка». Европа во второй половине 18 века» | | | | | | | | | |
18-19 | Глава 9. Восток и Запад: две стороны единого мира. Великие державы Азии в XVI – XVIII веках | | | 2 | Научатся определять термины: традиционное общество Получат возможность научиться: работать с учебником. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | В чем были причины ослабления крупных мусульманских держав? Каковы религиозные верования в странах Востока? Каковы роль английской Ост-Индской компании? Сравнить пути развития китайской и японской живописи с европейским искусством. | Тимары, янычар. Сулейман 1, Ян Собеский, Севифиды, Бабур, Акбар, Аурангзеб | Групповой опрос § 26. |
20-21 | «Запретные страны»: Китай и Япония в XVI-XVIII в. | | | 2 | Научатся определять термины: традиционное общество Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | В чем причины ослабления крупных мусульманских держав Востока в Новое время? В каких военных конфликтах Османская империя участвовала в 17-18 веках? В чем особенности политического развития Индии в 16-17 веках? Какие основные религии были распространены в Османской империи, Персии, Индии? | Бабур, янычары, Акбар, сипаи. | Работа с документами § 27, подготовиться к контрольной работе. |
22 | Промежуточный контроль | | | 1 | Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания по курсу всеобщей истории. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | | | | |
23-24 | Обобщение по теме: «Новое время. Вторая половина XVII - XVIII век» | | | 2 | Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания по курсу всеобщей истории. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Кол-во часов | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Решаемые проблемы | Понятия, персоналии | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | Раздел I. Эпоха реформ Петра 1 Начало правления Петра 1 | | | 1 | Умения: определять хронологические рамки нового курса, объяснять необходимость проведения масштабных реформ в России, давать общую характеристику развитию и достижениям России в XVIII в. Знание основных видов исторических источников по истории России XVIII в. | Познавательные УУД: умение выделять в тексте главное, делать вы- воды, представлять информацию в наглядно-символической форме. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на его вопросы. | Принятие правил поведения и работы на уроках истории. Ответственное отношение к учению. Познавательный интерес к истории России. | Когда и при каких обстоятельствах Петр 1 начал править самостоятельно? Что было общим и различным в Крымских походах В правлении Софьи и Петре 1? Какие задачи стояли перед Петром 1 в Великом посольстве1697-1698 гг.? | Софья Алексеевна, Иван, Евдокия Лопухина, Петр Шарифов, Франц Лефорт, Федор Головин. Потешные полки, гвардия, стрелецкий мятеж. | § 1, документ с. 12-13. |
2 | Начало Северной войны | | | 1 | Овладение основными понятиями темы. Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Умение раскрывать цели развязывания войны со Швецией, объяснять выбор Россией союзников. Умение составлять хронологию военных действий начального эта- па Северной войны. Умение показывать на карте места основных сражений 1700—1704 гг. Умение обобщать итоги начального этапа войны со Швецией. Умение давать характеристику военной реформы Петра I и оценивать её значение. Умение рассказывать об основании Санкт-Петербурга. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, описывать события, делать выводы. Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя, оценивать правильность выполнения учеб- ной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения. | Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Представление о значении выхода к Балтийскому морю для России. Эстетическое восприятие памятников архитектуры Санкт-Петербурга, возведённых при Петре I. | В чем причины «Нарвской конфузии»? Какие уроки извлек Петр 1 из поражения под Нарвой? Какие меры он предпринял для мобилизации сил? Где и при каких обстоятельствах был основан Санкт-Петербург? Какое значение имело это событие? | «Нарвская конфузия», рекрутская система, Навигацкая школа, Петербург.А.Д.Меншиков. | § 2, документ с. 19. |
3-4 | Победа в Северной войне | | | 2 | Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Умение показывать по исторической карте основные направления походов русских и шведских войск; места крупных сражений, территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому миру. Умение составлять хронологию военных действий Северной войны в 1708—1721 гг., характеризовать их результаты. Умение оценивать значение сражения у Лесной, Полтавской битвы, побед русс- кого флота. Умение раскрывать причины и результаты Прутского и Каспийского походов Петра I. Умение обобщать итоги внешней политики Петра I. Умение объяснять значение принятия Петром I титула императора. Умение высказывать своё мнение о Петре I как о полководце. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации, структурировать и анализировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, описывать события, строить логическое умозаключение, делать выводы. Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учеб- ной деятельности, планировать свою деятельность, представлять и оценивать результаты своей ра- боты. Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, обмениваться информацией, аргументированно высказывать свою точку зрения, интересоваться чужим мнением. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Эмпатическое восприятие побед русского оружия в период Северной войны. Личностное осмысление итогов Се- верной войны и значения провозглашения России империей. | Каковы ход и итоги Полтавской битвы? Чем завершился Прутский поход? Почему Гангутское и Гренгамское сражения являются значимыми для российского военного флота? Каковы основные итоги и значение Северной войны? | Станислав Лещинский, Иван мазепа, Дмитрий Кантемир. | § 3, вопросы с. 29. |
5-6 | Преобразования Петра I | | | 2 | Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат темы. Умение раскрывать предпосылки петровских преобразований, характеризовать основные направления реформ. Умение систематизировать государственные преобразования Петра I в форме таблицы или перечня. Умение объяснять сущность реформы церковного управления, царских указов о единонаследии, подушной подати и др. Умение давать оценку итогов социальной политики Петра I. Умение высказывать своё мнение о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, строить логическое рассуждение, делать выводы. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Владение навыками само- контроля и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, высказывать своё мнение и интересоваться чужим. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка Петровских реформ, их исторического значения. | В чем смысл перехода от подворной подати к подушной? Какие последствия имела эта перемена для податного сословия? Что такое политика протекционизма? Как ее проводил Петр 1? | Сенат, обер-прокурор, реформы, ратуша, Синод, уезд, губерния, провинция, ревизия, указ о единонаследии, Табель о рангах, мануфактура, меркантилизм, протекционизм, приписные и посессионные крестьяне. | § 4, вопросы с. 38-39. |
7 | Народные движения в начале XVIII в. | | | 1 | Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Умение выявлять в причины роста народного недовольства петровскими преобразованиями. Умение характеризовать Астраханское восстание по примерному плану. Умение рассказывать о восстании К. Булавина, объяснять причины его поражения. Умение показывать на карте районы восстания под руководством Кондратия Булавина, Башкирского восстания. Умение сопоставлять причины, состав участников и результаты народных восстаний первой четверти XVIII в., делать обобщающие выводы учебника. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение, описывать события, делать выводы. Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи в соответствии с заявленной целью урока, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы, оценивать правильность выполнения учебных задач. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, выслушивать чужое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Умение соблюдать дисциплину в классе. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли и значения народных движений в истории. Эмпатическое восприятие событий, связанных с народными восстаниями первой четверти XVIII в. | Кто был участниками восстаний в 17 веке? В чем причины Астраханского восстания? Какой характер носили действия восставших? Давать характеристику восстания К.Булавина. | Прибыльщики. Яков Носов, Кондратий Булавин. | § 5, документ с. 42. |
8 | Преобразования в области культуры и быта | | | 1 | Знание значения основных понятий темы урока. Умение определять влияние культуры Европы на российскую культуру начала XVIII в. Умение характеризовать основные петровские преобразования в области культуры и быта, давать оценку способам их введения. Умение сравнивать систему просвещения первой четверти XVIII в. с существовавшей ранее. Умение рассказывать о развитии живописи, скульптуры и архитектуры в петровское время, описывать шедевры искусства. Умение составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.) | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, описывать объекты, искать и анализировать информацию, проводить сравнение, подбирать критерии для характеристики объектов, осуществлять творческую переработку текста. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять и анализировать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группе, проявлять инициативу, согласовывать свои действия с одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Принятие правил работы в группе. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Понимание значения преобразований Петра I в области культуры и быта для их современников и потомков. Ценностное отношение к культурному наследию Петровской эпохи. Умение творчески переосмысливать учебную информацию. | Давать характеристику достижений в образовании и общественном просвещении в эпоху Петра 1. Как создавался первый российский музей? Какие памятники архитектуры сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас? | Кунтскамера, Петербургская академия наук, ассамблеи, политиес. Леонтий Магницкий, Иван Никитин, Б. Растрелли, А. Матвеев, Д.Трезини, И. Зарудный. | § 6, документ с. 49-50. |
9 | Династия Романовых в первой четверти XVIII в. | | | 1 | Умение описывать основные моменты семейной жизни Петра I. Умение раскрывать причины и сущность конфликта между Петром I и царевичем Алексеем, давать собственную оценку поведения в нём императора. Умение оценивать новый порядок на- следования престола на основе текста учебника и исторического источника («Устав о наследии пре- стола»). | Познавательные УУД: умение анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение. Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать цель и задачи урока; организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, высказывать своё мнение. | Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Умение оценивать отношение Петра I к царевичу Алексею с морально-этической точки зрения. Понимание значения изменения системы престолонаследия Петром I для дальнейшей истории Российского государства. | Каким образом неприятие Петром 1 старых традиций отразилось в его семейной жизни? Чем была необычна судьба первой российской императрицы Екатерины Алексеевны? Какую цель преследовал Петр 1, издавая указ о наследии престола? | Указ о престолонаследии. А.Меншиков, Екатерина Алексеевна, Петр Алексеевич, П.Толстой | § 7, документ с. 55. |
10 | Повторение по теме: «Эпоха реформ Петра 1» | | | 1 | Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания по теме: «Эпоха реформ Петра 1» . | Познавательные УУД: умение анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение. Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать цель и задачи урока; организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, высказывать своё мнение. | | | | |
11 64 | Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов. Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов | | | 1 | Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение описывать политическую обстановку в стране после смерти Петра I. Умение объяснять причины и характеризовать сущность дворцовых переворотов. Умение определять сущность и влияние феномена фаворитизма на историческое развитие Российской империи. Умение высказывать своё мнение об особенностях политического развития России в эпоху дворцовых переворотов. | Познавательные УУД: умение выделять в тексте главное, структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение планировать учебную деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения. | Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Понимание негативных последствий отсутствия чёткой системы престолонаследия в условиях самодержавия. Оценочное мнение об особенностях политического развития России в эпоху дворцовых переворотов. | Почему обстоятельства возведения на престол Екатерины 1 можно рассматривать как дворцовый переворот? Каковы причины, основные события, участники, результаты дворцовых переворотов? | Екатерина1, А.Д.Меншиков. Гвардия. | § 8, вопросы с. 59. |
12 | Екатерина I и Пётр II | | | 1 | Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение рассказывать о борьбе дворянских группировок за власть в 1725—1730 гг. Умение характеризовать личности Екатерины I и Петра II. Умение объяснять причины взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова. Умение анализировать внутреннюю политику Екатерины I и Петра II. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать информацию, описывать события, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать цель и задачи урока; организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, владение монологической контекстной речью в устной форме. | Освоение норм и правил поведения в классе. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Эмпатическое восприятие событий, последовавших за смертью Петра I. Пони- мание негативных последствий отсутствия чёткой системы престолонаследия в условиях самодержавия. Личностная оценка правления Екатерины I и Петра II. | В чем различия стиля правления Петра 1, Екатерины 1 и Петра 2? Какая роль отводилась Верховному тайному совету? Кто в него входил? В чем особенности правления Петра 2? | Верховный тайный совет, Петр 2, А.Остерман. | § 9, вопросы с. 64. |
13 | Правление Анны Иоанновны | | | 1 | Знание основных дат и значения понятий темы урока. Умение объяснять смысл «верховников» в 1730 г. Умение описывать обстоятельства вступления на престол Анны Иоанновны. Умение характеризовать окружение императрицы. Умение рассказывать об основных мероприятиях внутренней политики Анны Иоанновны. Умение называть основные направления и оценивать результаты внешней политики России в 1730-1740-х гг. Умение рассказывать о перевороте 1741 г. Умение составлять исторический портрет Анны Иоанновны на основе текста учебника, исторических источников (воспоминания современников об Анне Иоанновне), иллюстративного материала. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, структурировать и анализировать информацию, представлять информацию в наглядно-символической форме, характеризовать личность человека, описывать события, делать выводы. Регулятивные УУД: владение навыками самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою учебную деятельность; представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, интересоваться чужим мнением и аргументировать свою точку зрения. | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину в классе. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка правления Анны Иоанновны. | В чем назначение и содержание кондиций, предъявленных Анной Иоанновной? Почему Анна Иоанновна решилась на разрыв кондиций? Характеризовать Анну Иоанновну как правительницу. Кого она избирала своими помощниками в гос.делах? При каких обстоятельствах калмыки и казахи приняли покровительство России? В каких событиях 1730-х гг. отразилась борьба России за влияние в европейских делах, за безопасность своих границ на юго-западе? Почему преемники Анны Иоанновны на императорском троне свергнуты в результате дворцового переворота? | Кондиции Анна Иоанновна, А.Остерман, Э.Бирон, Б.Миних, Анна Леопольдовна, А.Волынский, Иван 6, Елизавета Петровна. | § 10-11, вопросы с. 72. |
1й4-15 | Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война | | | 2 | Знание основных дат и хронологии событий темы урока. Умение определять основные задачи внешней политики России в середине XVIII в. Умение характеризовать место России в системе международных отношений в этот период. Умение структурировать информацию о русско-шведской войне 1741-1743 гг. в виде таблицы. Умение раскрывать цели вступления России в Семилетнюю войну. Умение составлять хронологию военных действий Семилетней войны с участием русских войск, показывать на исторической карте места основных сражений. Умение оценивать итоги Семилетней войны. | Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог. | Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Эмпатическое восприятие побед русского оружия в период Семилетней войны. Личностная оценка результатов внешней политики России в середине XVIII в. | Какие задачи были важнейшими для России в середине 18 века? Какие государства рассматривались как потенциальные противники и какие могли выступать как союзники? Каковы причины и участники Семилетней войны? Каковы итоги Семилетней войны для России? Какие обстоятельства оказали влияние на условия заключения мира? | Фридрих 2, П.Румянцев, П.Салтыков, З,Чернышов, Петр 3. | § 12, вопросы с. 76-77. |
16 | Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III | | | 1 | Знание хронологии событий, основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Елизаветы Петровны на основе текста учебника и иллюстративного материала. Умение характеризовать изменения в положении дворянства, крепостных крестьян, купечества при Елизавете Петровне. Умение характеризовать экономическую и финансовую политику. Умение оценивать деятельность П.И. Шувалова. Умение составлять план- перечисление внутриполитических реформ Петра III, оценивать их результаты. Умение определять причины переворота 28 июня 1762 г., описывать и оценивать события, с ним связанные. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, заполнять таблицу, представлять информацию в наглядно-символической форме, описывать события, характеризовать личность человека, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять и анализировать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группе, проявлять инициативу, согласовывать свои действия с одноклассниками, пол- но и точно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Принятие правил работы в группе. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка правления Елизаветы Петровны и Петра III. | В чем состояли изменения политики Елизаветы Петровны? Как Елизавета Петровна решила вопрос о престолонаследии? Характеризовать личность Петра 3. Какие реформы провел Петр 3? | Таможенные пошлины, косвенные и прямые налоги, монополии. Шуваловы, Разумовские, Воронцовы. | § 13, документы, вопросы с. 83. |
17 | Региональный компонент: «Царицын в первой половине XVIII века» | | | 1 | | | | | | § |
18 | Повторение по теме: «Россия в первой половине XVIII века» | | | 1 | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав России в 1725-1762 гг.; объяснять причины и последствия дворцовых пере- воротов; давать общую характеристику внутренней и внешней политики преемников Петра I; составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и их сподвижников; оценивать значение эпохи дворцовых переворотов для исторического развития России. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией. | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Умение творчески переосмысливать учебную информацию. Личностная оценка деятельности и личностей правителей России данного периода. | | | |
19 | Раздел III. Расцвет Российской империи. Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм | | | 1 | Умение объяснять значение основных понятий темы. Знание основных дат темы урока. Умение определять влияние идей просветителей на взгляды и деятельность Екатерины II. Умение характеризовать политические взгляды Екатерины II на основе текста учебника и исторического источника. Умение выявлять особенности просвещённого абсолютизма в России. Умение объяснять цели секуляризации церковного землевладения и его последствия. Умение определять цель созыва Уложенной комиссии, оценивать результаты её деятельности. | Познавательные УУД: умение давать определения понятий, умение анализировать информацию, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные УУД: владение основами целеполагания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли. | Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину в классе. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка идей и деятельности Екатерины II. | Какие идеи составляли основу взглядов деятелей европейского Просвещения? Как Екатерина 2 оказалась «философом на троне»? Каковы результаты секуляризации церковных земель Екатерины 2? Как в Наказе Екатерины 2 сочетались идеи Просвещения и защита устоев российского государства? | «Просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия. | § 14, документы, вопросы с. 89-90. |
20 | Губернская реформа и сословная политика Екатерины II | | | 1 | Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат. Умение составлять схему местного управления. Умение определять цели и характер сословной политики Екатерины II. Умение систематизировать информацию учебника и исторических источников о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Умение оценивать значение и результаты губернской реформы и сословной политики Екатерины II. | Познавательные УУД: умение давать определения понятий, анализировать текст, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно- следственные связи, проводить сравнение, делать выводы. Регулятивные УУД: владение навыками целеполагания, самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД: слушать и отвечать на вопросы учителя, умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Оценочное мнение о сословной политике Екатерины II и преобразований в области местного управления. | В чем состояли основные положения и значение изданного Екатериной 2 «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»? Каковы результаты изменений в области местного самоуправления? В чем значение преобразований в судебной сфере? Почему правление Екатерины 2 стали именовать «золотым веком дворянства»? | Губернатор, наместник, генерал-губернатор, вице-губернатор, аппеляция, сословия, гильдии, мещанегласные, городской голова. | § 15, вопросы с. 97-98. |
21 | Крепостное право в России во второй половине XVIII в. | | | 1 | Умение объяснять значение основных понятий темы урока. Умение показывать на исторической карте область распространения крепостного права. Умение описывать условия жизни в крепостной деревне. Умение перечислять повинности крестьян. Умение характеризовать отношения помещиков и крепостных крестьян во второй половине XVIII в. Умение делать вывод о развитии крепостного права и роли крепостного строя в экономике России во второй половине XVIII в. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать и обобщать информацию, характеризовать объекты и явления, представлять информацию в словесной форме. Регулятивные УУД: владение навыками целеполагания самоконтроля и самоанализа; умение представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности; владение монологической контекстной речью. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Эмпатическое восприятие судеб русской деревни и её жителей во второй половине XVIII в. Способность творчески переосмысливать учебную информацию. Личностная оценка исторического значения крепостного права в России. | В чем выражалась крепостная зависимость крестьян в России? Характеризовать повинности помещичьих крестьян. От чего зависели размеры крестьянских повинностей? Чем отличалось положение дворовых людей от крепостных крестьян? | Государственные и черносошные крестьяне, барщина, оброк. | § 16, документ, вопросы с. 103-104. |
22-23 | Экономическая жизнь России во второй половине XVIII в. | | | 2 | Знание значения понятий темы урока. Умение характеризовать барщинное и оброчное хозяйство. Умение составлять развёрнутый план промышленного развития России в данное время. Умение оценивать роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Умение характеризовать политику Екатерины II в торговой сфере. Умение составлять схему российского экспорта и импорта. Умение определять роль ярмарок во внутренней торговле. Умение перечислять и показывать на исторической карте крупнейшие ярмарки, торговые пути, воднотранспортные системы и центры промышленного и сельскохозяйственного развития. Умение делать обобщающий вывод об экономическом развитии России империи во второй половине XVIII в. | Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, проводить сравнение, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, определять роли в совместной деятельности, планировать общие способы работы и формы представления её результатов. | Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес к истории России. Представление об особенностях экономического развития Российской империи во второй половине XVIII в. | Характеризовать формы ведения помещиками своих хозяйств, использования труда крепостных. Как происходило вовлечение крепостных крестьян в товарно-денежные отношения? В каких случаях крестьяне занимались промыслами? Каковы были результаты? Какую роль играли ярмарки в экономической жизни страны? | Экстенсивный характер экономики, месячина, отхожие промыслы, оброчнаяформа, крепостная мануфактура, ассигнации, ярмарка. | § 17-18, вопросы с. 116. |
24 | Восстание Е.И. Пугачёва | | | 1 | Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Умение раскрывать причины восстания под предводительством Е.И. Пугачёва и его значение. Умение характеризовать личность Е.И. Пугачёва, используя текст учебника, исторических источников. Умение показывать на исторической карте территорию и ход восстания. Умение искать информацию для рассказа/сообщения об отдельных эпизодах восстания Е.И. Пугачёва. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации, искать, анализировать, структурировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать личность человека, строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: владение навыками целеполагания, самоконтроля и самоанализа; умение планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя; владение монологической контекстной речью. | Умение соблюдать дисциплину в классе. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка значения восстания Е.И. Пугачёва. | Что способствовало распространению восстания под руководством Е.Пугачева? Каков состав участников восстания? Каковы причины поражения восстания Пугачева? Какое влияние восстание оказало на внутреннюю политику и развитие общественной мысли? | Чумной бунт. | § 19, документ, вопросы с. 120. |
25-26 | Русско-турецкие Войны второй половины XVIII в. | | | 2 | Знание хронологии и основных дат темы урока. Умение называть выдающихся полководцев Екатерининской эпохи. Умение раскрывать цели и обозначать направления внешней политики Екатерины II. Умение объяснять причины русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 гг. и оценивать их результаты. Умение показывать по исторической карте направления походов, места основных сражений, территории, приобретённые Россией по Кючукайнарджий- скому и Ясскому мирным договорам. Умение систематизировать информацию о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. Умение характеризовать политику России на Кавказе. | Познавательные УУД: умение работать с разными видами информации, анализировать и структурировать информацию, выделять в тексте главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя. Владение монологической контекстной речью в устной форме. | Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Понимание значения территорий, вошедших в состав Российской империи при Екатерине II. Эмпатическое восприятие побед русского оружия в русско-турецких войнах 1768-1774, 1787-1791 гг. | В чем причины русско-турецких войн второй половины 18 века? В результате каких событий Крым вошел в состав Российской империи? Какие события способствовали расширению влияния России на Кавказе? | Кучук-Кайнаджирский договор, Г.Потемкин, А.Суворов, Ясский мирный договор. | § 20, вопросы с. 131. |
27 | Разделы Речи Посполитой и Внешняя политика России в конце XVIII в. | | | 1 | Знание хронологии и основных дат темы урока. Умение рассказывать об участии России в разделах Речи Посполитой. Умение показывать на исторической карте территории, отошедшие к России в результате разделов Речи Посполитой. Умение оценивать значение вхождения в состав России территорий Украины, Белорус- сии, Литвы и Курляндии. Умение характеризовать борьбу Польши за независимость и определять её результаты. Умение определять позицию России по отношению к Войне за независимость северо-американских колоний и революционным событиям во Франции. Умение характеризовать русско-шведскую войну 1788-1790 гг. по примерному плану. Умение формулировать обобщающие выводы об итогах внешней политики Екатерины II. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать и структурировать информацию, выделять в тексте главное, заполнять таблицу, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать и организовывать свою деятельность, представлять и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Понимание значения территорий, вошедших в состав Российской империи при Екатерине II. | Характеризовать национальный состав и положение населения восточных территорий Речи Посполитой. Почему территория Речи Посполитой 3 раза подвергалась разделам? В чем состояла позиция России в период войны североамериканских колоний Великобритании за независимость? Как в России были восприняты события Французской революции конца 18 века? | С. Понятовский, А.Безородко, Н.Панин. | § 21, вопросы с. 137. |
8 | Народы Российской империи в XVIII в. | | | 1 | Знание определений понятий темы. Умение характеризовать многонациональный и поликонфессиональный состав Российской империи и связанные с этим проблемы. Умение определять задачи национальной политики Российского государства. Умение составлять развёрнутый план, характеризующий национальную и религиозную политику российского правительства в XVIII в. Умение рассказывать о расселении колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Умение характеризовать положение русских в Российской империи. Умение делать вывод о характере отношений между народами в составе Российской империи и религиозной и национальной политики государства. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать информацию, составлять развёрнутый план характеристики объектов и явлений, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, делать выводы. Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя, оценивать правильность выполнения учеб ной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме. | Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка национальной политики российских правителей XVIII в. Знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Осознание важности мирных отношений между народами многонационального и поликонфессионального государства, строящихся на толерантном отношении к чужой Культуре. | Какие народы проживали на территории России во второй половине 18 века? Как строились отношения центральной власти с аристократией, знатными представителями народов, входивших в состав Российской империи? В чем были противоречия правительственной политики в отношении народов империи? Какое значение придавалось религиозным вопросам в политике российской власти? | Малороссы, колонисты, иудаизм. К.Разумовский. | § 22, вопросы с. 144. |
29 | Освоение Новороссии | | | 1 | Знание значения понятий, хронологии событий и основных дат темы урока. Умение рассказывать о возникновении Новороссии. Умение показывать на исторической карте территорию Новороссии, крупнейшие промышленные центры и порты. Умение составлять схему управления Новороссией. Умение давать оценку деятельности Г.А. Потёмкина по развитию региона. Умение характеризовать политику российского правительства по привлечению населения в Новороссию. Умение рассказывать об основании новых городов и портов, характеризовать развитие торговли и промышленности в регионе. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, работать с разными видами информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, описывать объекты, оценивать деятельность и личность человека, строить логическое умозаключение. Регулятивные УУД: умение принимать и удерживать цель и задачи урока, планировать в соответствии с ними свою деятельность, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, интересоваться чужим мнением и высказывать своё. | Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, к высказываемому ими мнению. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Понимание значения присоединения и освоения Новороссии. | Что представляла собой территория Северного Причерноморья к моменту вхождения в состав Российской империи? Каковы были первые меры государства по освоению присоединенных земель? Чем положение сельского населения Малороссии отличалось от положения крестьян в центральных губерниях России? Каким образом была организована поездка Екатерины 2 в Крым? | Новороссия, наместничество, Г. Помемкин | § 23, вопросы с. 153. |
30-31 | Правление Павла I | | | 2 | Знание основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Павла I. Умение характеризовать основные мероприятия внутренней политики императора. Умение определять цели и задачи внешней политики Павла I. Умение рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова, используя текст учебника и историческую карту. Умение оценивать результаты внешней политики Павла I. Умение анализировать текст исторического источника. Умение сопоставлять мнения историков, высказывать своё мнение о личности и политике императора Павла I. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать и структурировать информацию, описывать события, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: умение ставить задачи урока в соответствии с заявленной целью, организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя, представлять и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать собственное. | Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемым ими мнениям. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка правления Павла I. | Как события детства Павла 1 отразились на формировании его личности? Чем характеризовалось начало правления Павла1? Каковы важные мероприятия политики Павла 1? В чем причины заговора против Павла1? | Павел 1, Н. Панин, А.Аракчеев, Ф.Растопчин. | § 24, вопросы с. 161. |
32 | Повторение по теме: «Расцвет российской империи» | | | 1 | Знание значения понятий темы. Умение характеризовать структуру и особенности обучения в сословных учебных заведениях для юношества из дворянства. Умение определять влияние идей просветителей на педагогическую мысль в России. Умение составлять словесный портрет «новой породы» людей. Умение рассказывать о развитии домашнего, начального и высшего образования в России. | Познавательные УУД: умение анализировать информацию, давать характеристику объектов и явлений по самостоятельно выбранным критериям, творчески перерабатывать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: умение ставить задачи урока в соответствии с заявленной целью, организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников. Владение контекстной монологической речью в устной и письменной форме. | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение творчески переосмысливать информацию. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка развития системы образования в России в XVIII в., педагогических идей и приёмов этого времени. | | | |
33 | Раздел IV. Российская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого. Школа, образование и воспитание в XVIII в. | | | 1 | Знание значения понятий темы. Умение характеризовать структуру и особенности обучения в сословных учебных заведениях для юношества из дворянства. Умение определять влияние идей просветителей на педагогическую мысль в России. Умение составлять словесный портрет «новой породы» людей. Умение рассказывать о развитии домашнего, начального и высшего образования в России. | Познавательные УУД: умение анализировать информацию, давать характеристику объектов и явлений по самостоятельно выбранным критериям, творчески перерабатывать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: умение ставить задачи урока в соответствии с заявленной целью, организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников. Владение контекстной монологической речью в устной и письменной форме. | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение творчески переосмысливать информацию. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка развития системы образования в России в XVIII в., педагогических идей и приёмов этого времени. | В чем выражался сословный характер образования в России в 18 веке? Какие новые виды учебных заведений возникли при преемниках Петра 1? Какие задачи ставились перед ними? Почему обучение в Смольном институте считалось престижным? Какое значение имело основание Московского университета? Каковы особенности обучения в нем? Как в России получали начальное образование дети из семей разных сословий? | Воспитательные дома, недоросли. Жан Жак Руссо, И.Бецкой, И.Шувалов. | § 25, вопросы с. 168, сообщения. |
34 | Российская наука в XVIII в. | | | 1 | Знание основных понятий, дат и персоналий темы урока. Умение характеризовать организацию и основные задачи российской науки в XVIII в. Умение рассказывать о географических экспедициях и открытиях XVIII в. Умение показывать на карте пути Второй Камчатской и других географических экспедиций, новооткрытые земли. Умение давать оценку значения освоения русскими Аляски и Западного побережья Северной Америки. Умение характеризовать развитие медицины и здравоохранения в России в XVIII в. Умение систематизировать информацию о научных открытиях и развитии технической мысли в XVIII в. в форме таблицы. Умение делать обобщающий вывод о развитии российской науки в XVIII в. | Познавательные УУД: умение давать определения понятий, воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации, структурировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, описывать события, делать обобщения. Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы, проявлять инициативу, распределять функции между членами группы, обмениваться информацией. | Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес к истории России. Понимание исторического значения научных открытий и трудов российских учёных ХVIII в. | В чем особенности становления Академии наук в России? Какие важные географические открытия были сделаны российскими учеными? Какое значение они имели? Какие качества были определяющими для исследователей-первопроходцев? | Ф. Миллер, Д.Лаптев, С. Крашенников, А.Чириков, В.Беринг, И.Лепехин, П.Паласс, А..Нартов, И.Ползунов, И.Кулибин, Е.Дашкова. | § 26, вопросы с. 177. |
35 | Михаил Васильевич Ломоносов | | | 1 | Знание основных фактов из жизни М.В. Ломоносова. Умение составлять рассказ о детстве и юности М.В. Ломоносова. Умение составлять развёрнутый план-перечисление достижений М.В. Ломоносова в области естественных и гуманитарных наук на основе текста учебника и исторического источника. Умение оценивать личность и деятельность М.В. Ломоносова. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, структурировать информацию, творчески переосмысливать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли. | Освоение норм и правил поведения в классе. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем. Познавательный интерес к истории России. Способность творчески переосмысливать информацию. Эмпатическое восприятие жизненного пути М.В. Ломоносова. Ценностное отношение к научной деятельности российского учёного-энциклопедиста. | Как и благодаря чему Ломоносову удалось преодолеть сословные ограничения? Как отразились в научной биографии Ломоносова связи европейской и российской науки? Давать общую характеристику вкладу Ломоносова в развитие российской науки и образования. | М.Ломоносов. | § 27, документ, вопросы с. 181-182. |
б6 | Общественная мысль второй половины XVIII в. | | | 1 | Знание значения понятий темы урока. Умение определять влияние идей Просвещения на развитие общественной мысли в России. Умение характеризовать идеи и деятельность Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Умение объяснять причины преследования правительством деятельности Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Умение рассказывать о появлении масонских организаций в России, их деятельности и отношении к ним правительства и общества. Умение анализировать мнения о крепостном праве, распространённые в обществе того времени, и высказывать собственное. | Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выделять в тексте главное, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, представлять и сообщать конкретное содержание в письменной и устной форме, высказывать своё мнение. | Освоение норм и правил поведения в классе. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка идей, распространённых в российском обществе в XVIII в. | Как можно объяснить то, что Екатерина 2 содействовала изданию первых российских журналов, в том числе сатирических? Что заставило ее изменить свое отношение к подобным журналам? Какой характер носило обсуждение вопроса о положении крепостных крестьян в России во второй половине 18 века? Почему Екатерина 2 назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»? | Н.Новиков, М.Щербатов, Д.Фонвизин, А.Поленов, А.Радищев. | § 28, вопросы с. 187. |
37 | Русская литература, театральное и музыкальное искусство | | | 1 | Умение характеризовать стили и жанры русской литературы, называть их основных представителей. Умение определять принадлежность к определённому стилю различных литературных произведений. Умение рассказывать о развитии театра и музыки в XVIII в. Умение готовить сообщения о выдающихся русских писателях и Поэтах. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, структурировать информацию, устанавливать соответствие между объектами и явлениями, строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков рефлексии. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли. | Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, лежащих в основе произведений русской литературы XVIII в. Эстетическое восприятие наследия российской литературы и музыкального искусства XVIII в. Представление о значении вклада писателей и деятелей театрального и музыкального искусства XVIII в. в мировую культуру. | Характеризовать жанры литературных произведений. Кто является их главным героем? Каковы причины популярности произведений Фонвизина? Какие идеи утверждались в произведениях сентиментализма? Чем жанры трагедия и комедия привлекали публику в 18 веке? Какие жанры музыкальных произведений преобладали в России до 18 века? Как в России появилась опера? Когда были созданы первые оперы российских композиторов? | Классицизм. А.Кантемир, В.Тредиаковский, А.Сумароков, Д.Фонвизин, В.Капниста, М.Херасков, Г.Державин, Н.Карамзин, Ф.Волков, Н.Лбвов, Д.Бортнянский. | § 29, вопросы с. 195, сообщения. |
38-39 | Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись | | | 2 | Умение называть выдающихся деятелей русского искусства XVIII в. Умение характеризовать стили и направления, развивавшиеся в изучаемое время в архитектуре, скульптуре и живописи; называть их основных представителей и произведения. Умение определять принадлежность к определённому стилю различных памятников архитектуры и произведений. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; искать, анализировать и структурировать информацию, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, описывать объекты, строить речевые высказывания в устной и письменной формах, делать выводы, готовить сообщения презентации. | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение творчески переосмысливать информацию. Познавательный интерес к истории России. Ценностное отношение к культурному наследию. | Характеризовать достижения скульптурного искусства в России во второй половине 18 века. Какие произведения наиболее значимые по художественным достоинствам? | Барокко, Петергоф, рококо, фронтон. В.Растрелли, А.Ринальди, П.Еропкин, Ж.Б.Валлен-Деламота, Д.Квареги, В.Баженов, М.казаков, Б. Растрелли, Э.Фальконе, Ф.Шубин, Д.Левицкий, Ф.Шубин, Ф.Рокотов, А.Лосенко, Г.Угрюмов. | § 30-31, сообщения, вопросы с. 213. |
40-41 | Культура и быт российских сословий | | | 2 | Знание значения понятий темы. Умение характеризовать изменения в российской культуре и быту после реформ Петра I, влияние на них европейской культуры. Умение объяснять причины неизменности крестьянского быта. Умение рассказывать об изменениях в быту горожан. Умение описывать одежду дворянского сословия XVIII в. Умение рассказывать о повседневной жизни российского дворянства. Умение перечислять основные положения дворянского этикета. Умение описывать внутреннее и внешнее устройство дворянской усадьбы. | Познавательные УУД: умение анализировать информацию, характеризовать объекты по самостоятельно подобранным критериям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя. Владение монологической контекстной речью в письменной и устной форме. | Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории России. Знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Ценностное отношение к культурному наследию XVIII в. (в особенности к находящемуся в родном для обучающихся регионе). | Какие изменения в повседневной жизни и быте россиян произошли в 18 веке? Какие слои населения они затронули? Каков был образ жизни российских помещиков? Чем он определялся? Каковы были правила дворянского этикета? Какие ценности ставились на первое место? Что собой представляла дворянская усадьба? | Мещане, посадские люди, дворянская усадьба, людские. | § 32, вопросы с. 220. |
42 | Обобщение по теме «Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого» | | | 1 | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять основные тенденции развития образования, общественной мысли, науки и культуры в изучаемое время; устанавливать соответствие между направлениями и стилями искусства XVIII в. и их представителями/произведениями; описывать отдельные памятники архитектуры и живописные произведения; формулировать обобщающие выводы о культурном развитии Российской империи в XVIII в.; готовить сообщения и презентации о творчестве деятелей отечественной науки и культуры, памятниках искусства XVIII в. на основе региональных Материалов. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией. | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к истории России. Ценностное отношение к культурному наследию XVIII в. (в особенности к находящемуся в родном для обучающихся регионе). | | | |
43 | Региональный компонент: «Царицын во второй половине XIX века» | | | 1 | | | | | | |
44 | Обобщающее повторение по курсу «История России. XVIII в.» | | | 1 | Предметные результаты освоения Курса. | Метапредметные результаты освоения курса. | Личностные результаты освоения курса. | | | |