1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : Рабочие программы. Предметная линия учебников под. ред. Б. М. Неменского/ Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
№ п/п | Дата | Тема и тип урока (страницы учебника) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения |
1 | | Изображения всюду вокруг нас (постановка и решение учебной задачи; экскурсия). С. 8–11 | Каким я вижу мир? Где встречаемся с изображениями? Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся | Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская | Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
2 | | Мастер Изображения учит видеть (решение учебной задачи; экскурсия). С. 14–17 | Что помогает увидеть Мастер Изображения? Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира | Форма предмета. Гербарий | Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Ценностное отношение к природному миру |
3 | | Наблюдение за природой (решение учебной задачи; экскурсия) | Каковы объекты окружающей действительности? Цели: побуждать к наблюдению за объектами природы; проявлять любовь к природе в творчестве | Линия горизонта | Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы |
4 | | В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия) | Какова роль наблюдений за временными изменениями в природе? Цель: развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира | Пропорция | Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Готовность следовать нормам природо-охранного поведения |
5 | | Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи). С. 18–23 | Какова роль пятна в изображении? Цели: учить владению первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитических возможностей глаза | Пятно, иллюстрация. Иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и др. | Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки | Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Ценностное отношение к природному миру |
6 | | Изображать можно в объеме (решение учебной задачи). С. 24–27 | Как изображать в объеме? Цели: учить видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза | Объем. Объемные изображения. Целостность формы | Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве | Самооценка на основе критериев успешной деятельности |
7 | | Изображать можно линией (решение учебной задачи). С. 28–31 | Как изображать линией? Цели: учить изображению линий на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия-рассказчица) | Линия. Линейные иллюстрации. Графика. Фотография | Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Понимание чувства других людей и сопереживание им |
8 | | Разноцветные краски (решение учебной задачи). С. 32–33 | Каковы разноцветные краски? Цели: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места | Краски. Гуашь. Цвет | Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Уважительное отношение к иному мнению |
9 | | Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи). С. 34–41 | Как формировать навык восприятия? Цель: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников | Произведение искусства. Картина. Скульптура. Цвет и краски в произведениях художников | Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения |
10 | | Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи). С. 44–45 | Как помогает нам Мастер Украшения? Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги | Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветов | Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | Эстетические потребности |
11 | | Красоту надо уметь замечать (решение частных задач). С. 46–47 | Каково многообразие узоров в природе? Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений | Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель и т. д. | Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности | Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы |
12 | | Узор на крыльях (решение частных задач). С. 50–53 | Как располагается узор на крыльях бабочки? Цели: развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор | Симметричный узор, коллекция | Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Ценностное отношение к природному миру |
13 | | Красивые рыбы (решение частных задач). С. 54–55 | Как выполняется работа в технике монотипии? Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза | Фактура. Монотипия | Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии | Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество | Эстетические чувства |
14 | | Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С. 56–57 | Как делать объемную работу из бумаги разной фактуры? Цель: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов | Материал разной фактуры. Коллаж | Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения | Эмоционально-нравственная отзывчивость |
15 | | Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия). С. 58–61 | Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают? Цель: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов | Орнамент. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте | Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги | Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию | Уважительное отношение к иному мнению |
16 | | Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний) | Что могут рассказать украшения? Когда и зачем украшают себя люди? Цели: развивать зрительную память, творческую фантазию; учить изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерные для них | Связь человека с украшениями. Иллюстрации с персонажами известных сказок | Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания | Эмоциональная отзывчивость |
17 | | Мастер Украшения помогает сделать праздник (рефлексия и оценивание способа действия). С. 62–65 | Какова роль украшений в новогодние праздники? Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение | Художественные материалы. Новый год | Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Этические чувства – доброжелательность |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки |
18 | | Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С. 67–69 | Какие постройки нас окружают? Цель: формировать представления о разных типах построек, основных частей дома | Мастер Постройки. Архитектура и дизайн | Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника | Уважительное отношение к иному мнению |
19 | | Домики, которые построила природа (решение частных задач). С. 76–77 | Какими бывают природные домики? Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов и т. п. | Постройки в природе: птичьи гнезда, раковины и др. | Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам | Готовность следовать нормам природоохранного поведения |
20 | | Дом снаружи и внутри (решение частных задач). С. 78–79 | Каково предназначение дома? Цели: проанализировать устройство дома снаружи и внутри; развивать творческое воображение; учить изображать фантазийные дома | Понятия: «внутри» и «снаружи». Внешний вид дома | Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | Самооценка работы |
21 | | Строим город (решение частных задач). С. 80–83 | Какова роль архитекторов? Цели: развивать фантазию и наблюдательность; учить рассматривать реальные здания разных форм | Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор | Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей | Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль | Навыки сотрудничества |
22 | | Все имеет свое строение (решение частных задач). С. 84–85 | Каково значение конструкций? Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические способности глаза | Конструкция (построение) предмета | Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации | Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам | Уважительное отношение к иному мнению |
23 | | Постройка предметов (решение частных задач). С. 86–87 | Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера | Дизайнер. Предметы дизайна | Научится конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильных порядок учебных действий | Регулятивные: концентрировать волю. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Эстетические потребности |
24– 25 | | Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний). С. 88–89 | Какова архитектура родного города? Цель: развивать интерес к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки | Памятники архитектуры. Образ города | Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение | Уважительное отношение к культуре, доброжелательность |
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу |
26 | | Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи). С. 91–93 | Каким видят мир художники и зрители? Цели: показать работу трех Братьев-Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства | Изображение. Украшение. Постройка | Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Уважительное отношение к иному мнению |
27– 28 | | Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач). С. 98–99 | Как Мастера помогают видеть мир сказки и воссоздавать его? Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок; развивать фантазию | Иллюстрация. Панно | Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь | Готовность следовать нормам природоохранного поведения |
29 | | Разноцветные жуки (решение частных задач). С. 96–97 | Насколько велик мир? Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать наблюдательность при изучении природных форм | Коллективная работа | Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности | Самооценка работы |
30 | | Весенний день (решение частных задач) | Каковы изменения в природе в разное время года? Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое видение мира | Пейзаж. Настроение в рисунке | Научится: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме | Навыки сотрудничества |
31 | | Урок любования. Умение видеть (решение частных задач; экскурсия) | Что помогают увидеть в природе Мастера Украшения, Изображения и Постройки? Цель: развивать наблюдательность, бережное отношение к природе | Понятия: «живая природа», «неживая природа» | Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Уважительное отношение к иному мнению |
32 | | Времена года (решение частных задач). С. 100–101 | Как выглядят «красавицы» – осень, зима, весна, лето? Цель: развивать фантазию, творческое воображение | Панно. Объем | Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: контролировать процесс деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию | Эстетические потребности |
33 | | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (контроль и коррекция знаний). С. 94–95 | Какие виды художественной деятельности использованы в работе? Цели: воспитывать интерес к изображению сказочных персонажей; развивать умение работать гуашью | Понятия: «теплые цвета» и «холодные цвета» | Научится: выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы | Уважительное отношение к культуре |
34 | | Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) С. 102–106 | Как строить композицию? Цели: развивать зрительные навыки; воспитывать положительные эмоции от встречи с прекрасным; учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства | Композиция. Образ лета | Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы | Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии | Уважительное отношение к иному мнению |