СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по ИЗО для 4 класса УМК "Школа России"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.А.Неменская "Каждый народ- художник" 4 класс планирование

Просмотр содержимого документа
«КТП по ИЗО для 4 класса УМК "Школа России"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество часов: в неделю – 1 час; в год – 34 часа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

  • чувство гордости за культуру и искусство своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.



Предметные результаты

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения изобразительного искусства выпускник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги;

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • называть разные типы музеев;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства;

  • называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;

  • использовать различные художественные материалы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;

  • использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (8ч)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада­ние: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуаль­но-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально). Дополни­тельно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение деревни — коллективное панно.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7ч)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из пласти­лина.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Беседа.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для сле­дующего задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно изображения пира.

КАЖДЫЙ НАРОД -ХУДОЖНИК (11ч)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по раз­ным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем парамет­рам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются инди­видуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главно­го художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на го­родской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ве­дущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям зани­маться не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8ч)

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения ис­кусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ уча­щихся.

Виды и формы деятельности:

  • Характеризовать красоту при­роды родного края. Характери­зовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выра­зительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую приро­ду (пейзаж).

  • Рассуждать о роли природных условий в характере традици­онной культуры народа. Рас­сказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы кос­могонических представлений — представлений о порядке и уст­ройстве мира. Объяснять кон­струкцию избы и назначение её частей. Понимать единство красоты и пользы, единство функцио­нальных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характе­ризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использо­вать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.

  • Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскры­вать традиции конструирования и декора избы в разных облас­тях России. Создавать образ традиционной деревни: коллек­тивное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением инди­видуально сделанных деталей).

  • Объяснять представление на­рода о красоте человека, свя­занное с традициями жизни и труда в определенных природ­ных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоциональ­ного восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Укра­шения и Мастера Постройки) при создании русского на­родного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты че­ловека. Рассматривать женский празд­ничный костюм как концентра­цию народных представлений об устройстве мира. Изобра­жать женские и мужские образы в народных костюмах, исполь­зовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант зада­ния: изготовление кукол по типу народных тряпичных или леп­ных фигур.)

  • Характеризовать и эстетически оценивать образы человека - труженика в произведениях ху­дожников (А.Венецианов, И.Аргунов, В.Суриков, В. Вас­нецов, В.Тропинин, 3.Сереб­рякова, Б. Кустодиев).Рассуж­дать об образе труда в народ­ной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни

  • Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная рабо­та - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гу­лянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных ком­позиционных работ)

  • Воспринимать и характеризо­вать образ народного праздни­ка в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника.

  • Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять зна­чение выбора места для построй­ки города. Рассказывать о впе­чатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.

  • Знакомиться с картинами рус­ских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н Рерих, С.Рябушкин и др.).

  • Создавать макет древнерус­ского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант зада­ния: изобразительный образ города-крепости). Использовать материалы, бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы.

  • Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплоще­нии красоты, могущества и си­лы государства, как об архитек­турном и смысловом центре города. Раскрывать особенности конструкции и символики древне­русского каменного храма, объ­яснять смысловое значение его частей. Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма. Создавать макет города с по­мощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант за­дания: изображение храма). Использовать материалы: пла­стилин, стеки, коробки, ножни­цы, клей; гуашь, кисти, бумагу).

  • Называть основные структур­ные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о раз­мещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древ­нерусских городов, о со­ответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Выполнять коллективную рабо­ту: моделирование жилого на­полнения города, завершение постройки макета города. Ва­риант задания: изображение древнерусского города (внеш­ний или внутренний вид города). Использовать материалы: бу­магу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.

  • Рассказывать об образе жизни лю­дей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и ору­жие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значе­ния орнаментов. Развивать навыки ритмической организации листа, изображе­ния человека. Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гу­ашь и кисти или мелки, бумагу.

  • Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном ар­хитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный исто­рией и характером деятель­ности жителей. Рассказывать о храмах - памятниках в Москве: о Покров­ском соборе (храм Василия Бла­женного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Воз­несения в Коломенском. Беседа-путешествие — зна­комство с исторической архи­тектурой города. (Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу или мелки

  • Рассказывать о росте и изме­нении назначения городов — торговых и ремесленных цент­ров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, го­родских усадьбах. Объяснять отражение природ­ной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Изображать интерьер теремных палат. Использовать материалы: лис­ты бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.

  • Объяснять роль постройки, ук­рашения и изображения в соз­дании образа древнерусского города. Изображать праздник в интерь­ере царских или княжеских па­лат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изо­бражать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.

  • Рассказывать о художествен­ной культуре Японии, как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в со­временный мир.

  • Умение видеть бесценную кра­соту каждого маленького мо­мента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с пере­движными ширмами, отвечаю­щих потребности быть в посто­янном контакте с природой. Изображать природу через ха­рактерные детали. Использовать материалы: лис­ты мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гу­ашь), тушь, мягкая кисть.

  • Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орна­мент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особен­ности японского искусства: графичность, хрупкость и рит­мическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, пе­редавать характерные черты лица, прически, волнообразные движе­ния фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу - объёме бумажной куклы в кимоно)

  • Объяснять особенности изо­бражения, украшения и по­стройки в искусстве Японии. Называть традиционные празд­ники: «Праздник цветения виш­ни-сакуры», «Праздник хризан­тем» и др.

  • Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни - сакуры» или «Праздник хризан­тем» (плоскостной или про­странственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, каран­даши, ножницы, клей

  • Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и спо­собности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художествен­ного образа культуры с при­родными условиями жизни на­рода. Видеть изобретательность чело­века в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разно­травным ковром степи. Изображать жизнь в степи и кра­соты пустых пространств (раз­витие живописных навыков). Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу.

  • Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный харак­тер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитек­турных построек). Использовать материалы: цветную бумагу, мелки, ножни­цы, клей.

  • Рассказывать об особом значе­нии искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совер­шенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения че­ловеческого тела — «архитек­туру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полу объёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. Рассказывать о повседневной жизни. Называть праздники: Олимпий­ские игры, праздник Великих Панафиней. Определять особенности изо­бражения, украшения и по­стройки в искусстве древних греков.

  • Приобретать навыки создания коллективного панно «Древне­греческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, празднич­ное шествие или Олимпийские игры). Использовать материалы: бу­магу, ножницы, клей; гуашь, кисти.

  • Знакомиться с образом готиче­ских городов средневековой Европы: узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устрем­ленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.

  • Рассказывать о ратуше и цен­тральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей. Рассматри­вать средневековые готические костюмы, их вертикальные ли­нии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изу­чать архитектуру, одежду чело­века и его окружение (предмет­ный мир) европейских городов средневековья. Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их кон­струкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленни­ков на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бума­гу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.

  • Рассуждать о богатстве и мно­гообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традицион­ных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты челове­ка, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разны­ми художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник». Понимать разности творческой работы в разных культурах.

  • Рассказывать о своих впечат­лениях от общения с произве­дениями искусства, анализиро­вать выразительные средства произведений. Развивать навыки творческого восприятия произведений ис­кусства и композиционного изо­бражения. Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отноше­ния друг к другу. Использовать материалы: гу­ашь, кисти или пастель, бумага.

  • Наблюдать проявления духов­ного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях ис­кусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение люби­мого пожилого человека, пере­давать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы: гу­ашь или мелки, пастель, бумага.

  • Рассуждать о том, что искусст­во разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зри­теля. Учиться видеть изображение печали и страдания в искус­стве. Создавать рисунок с драмати­ческим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гу­ашь (черная или белая), кисти, бумага.

  • Рассуждать о том, что все на­роды имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памят­ника герою. Использовать материалы: пла­стилин, стеки, дощечка.

  • Рассуждать о том, что в искус­стве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на свет­лое будущее, радость молодо­сти и любовь к своим детям. Выполнять изображение радо­сти детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Рассказывать об особенностях художественной культуры раз­ных (знакомых по урокам) на­родов, об особенностях пони­мания ими красоты. Объяснять, почему многообра­зие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одно­классников с позиций творче­ских задач, с точки зрения вы­ражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении вы­ставки. Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Раздел 1. Истоки искусства твоего народа (8ч)

1

Каждый народ строит, украшает, изображает.

1


2

Пейзаж родной земли. Беседы «Правила поведения на уроках изобразительного искусства». «Правила работы с красками».

1


3

Деревня – деревянный мир.

1


4

Входной контроль. Выставка творческих работ «Краски осени».

1


5

Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.

1


6

Красота человека. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.

1


7

Народные праздники.

1


8

Народные праздники (обобщение темы).

1


Раздел 2. Древние города твоей земли(7ч)

9

Родной угол.

1


10

Древние соборы. Беседа «Правила работы с ножницами, бумагой, клеем».

1


11

Города Русской земли.

1


12

Города Русской земли. Новгород. Псков.

1


13

Города Русской земли. Владимир. Суздаль. Москва.

1


14

Узорочье теремов.

1


15

Праздничный пир в теремных палатах.

1


Раздел 3. Каждый народ – художник (11ч)

16

Страна восходящего солнца.

1


17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1


18

Народы гор и степей.

1


19

Народы гор и степей.

1


20

Города в пустыне.

1


21

Города в пустыне.

1


22

Древняя Эллада.

1


23

Древняя Эллада.

1


24

Европейские города Средневековья.

1


25

Европейские города Средневековья.

1


26

Викторина «Многообразие художественных культур в мире» (обобщение темы).

1


Раздел 4. Искусство объединяет народы (8ч)

27

Все народы воспевают материнство.

1


28

Все народы воспевают мудрость старости.

1


29

Сопереживание – великая тема искусства.

1


30

Промежуточная аттестация. Выставка творческих работ «Весеннее настроение».

1


31

Герои, борцы и защитники.

1


32

Юность и надежды.

1


33

Юность и надежды.

1


34

Искусство народов мира (обобщение темы).

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!