СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 6 класса создано на основе рабочей программы под редакцией Б.М. Неменского (2019г). в соответствии с ФГОС.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 6 класс
Номер урока
| Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | коррект |
|
| |||
|
|
|
| |||
| Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 |
|
| Учебник: Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс», под редакцией Б. М.Неменского Мультимедийная доска, проектор, иллюстративный материал и презентации по темам. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстративного материала и репродукций. http://aleksandrfesenko.ru/category/metodika-izo/prezentacii-izo/6-klass/ -сайт уроков по ИЗО http://www.staratel.com Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm Словарь — изобразительное искусство — художники http://prerafaelit.narod.ru Натюрморт. Картинная галерея http://stilleben.narod.ru Энциклопедия русской живописи http://www artsait.ru Художник Карл Брюллов http://www.brullov.ru Русский портрет. Картинная галерея | Регулятивные: Умение работать с художественным текстом, выделять в нем главное Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные:Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничтва,Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию наоснове мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. | 1 |
|
| Презентация №1 «Пластические искусства» и Виды и жанры ИЗО» и «К.1,93, 12,137. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». Карточки заданий: «виды ИЗО». Вводный контроль. | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные; конструктивные, декоративные, Объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представления об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность Уметь определить, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры, т.е. определенных знаний и умений Иметь представление и высказываться о роли художественных материалов в построении художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с различными художественными материалами.
|
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества.
| 1 |
|
| През-я № 2, примеры детских работ, К. .23, 40,39,83 Худ. материал: графический карандаш, бум. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». | Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладеть начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
|
3 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
|
|
|
| Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс».През-я №3., примеры работ. Худ. материал:графический карандаш, уголь, бумага. | Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроение с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков. Овладеть навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
| 1 |
|
| През-№4. К.115,31 Графические рисунки Ф.Васильева, И. Левитана, А. Остроумовой – Лебедевой, графика А. Дейнеки и др. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс».Худ. материал: черная, белая бумага и краски, ножницы, клей. | Овладевать представлениями о пятне как одном их основных средств изображения. Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональное отношение (светлее, темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением природы (гроза, туман, солнце и т.д.).
|
5 | Цвет Основы цветоведения.
| 1 |
|
| През-я №5.( Фактурная живопись- К. Моне, Врубель, О. Ренуар, Рембрандт и др ) К.101,8,25,24. Конверт 23. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». Худ. материал: акварель или гуашь; Репродукц. импрессионистов и русских художников | Знать понятия и уметь объяснять их значение: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы , используя все выразительные возможности цвета. |
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 |
|
| През-я №6. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». К.3,11 репродукции -В. Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина с фруктами; | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятии: цветочные отношения, теплые и холодные цвета цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания краскам и цветовых образов с различными эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения |
7 | Объемные изображения в скульптуре.
| 1 |
|
| Презент№7, Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». «Виды скульптуры»,. анимлист. жанра Стихи о животных, Худ. материал: пластилин; Фото скульптур В. Ватагина, Коненкова С. | Назвать виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (в техниках лепки, бумагопластики) |
8 | Основы языка изображения.
| 1 |
|
| През-я №8. К. .1,93,12,137. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». Тесты, вопросы, викторины | Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять почему образуются различные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснять , почему изобразительное искусство – особый образный язык. Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Участвовать в выставке творческих работ. |
| Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
|
| Учебник: Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс», под редакцией Б. М.Неменского Мультимедийная доска, проектор, иллюстративный материал и презентации по темам. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстративного материала и репродукций. http://aleksandrfesenko.ru/category/metodika-izo/prezentacii-izo/6-klass/ -сайт уроков по ИЗО http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm Словарь — изобразительное искусство — художники http://prerafaelit.narod.ru Натюрморт. Картинная галерея
| Регулятивные: Умение работать с художественным текстом, выделять в нем главное Коммуникативные: : Выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства Участвовать в обсуждении (планирование способов взаимодействия . выражение своих мыслей , формулирование и аргументация своего мнения Регулятивные: выражение своих мыслей нравственно-эстетическое оценивание , оценка Познавательные: Развивать навыки самостоятельно находить нужную информацию, отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных простых предметов. Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстника, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника.
| 1 |
|
| През-я №9.Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». Репродукции картин М.Шагала, С.Дали,И. Хруцкого, П.Сезанна. реалистического и сюрреалистического направления. Любой цветной худ. мат.
| Рассуждать о роли изображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Уяснить, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт.
| 1 |
|
| Презентац.№ 10 «Натюрморт», Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». К 133, репродукции натюрмортов худ-ков разных эпох и стилей . Худ. материал: ножниц, клей, бумага, карандаш | Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т.д.) в зависимости о целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных , простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
| 1 |
|
| През-я №11.Макеты - геометрические тела. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс».Примеры конструкций и их развертки, предметы созданные человеком. Худ. материал :ножницы, клей, бумага, карандаш | Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и объемные тела. Выявлять конструкции. Предмета через соотношение простых геометрических фигур Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
|
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
| 1 |
|
| През-я №12, Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». К.39,83 постановканатюрморта из геом. тел. Худ. материал: граф. кар, бумага | Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира .Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху , снизу и сбоку, а так же использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображении предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел |
13 | Освещение. Свет и тень.
| 1 |
|
| През-я №13. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». Натюрморт из геометр. тел, К 40,83. Натюрморт из геометр. тел, Худ. материал: граф. карандаш, бумага
| Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства. как средство построения объема предметов и глубины пространства. Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средства драматизации содержания и организации композиции картины. Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII-XVIIIвеков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. |
14 | Натюрморт в графике.
| 1 |
|
| През№14. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». К.36. Иллюстрации по теме (гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV – XVIII веков, гравюра В. Фаворского, печатная графика Д.Митрохина... Худ. материал:картон, лист заготовленный под граттаж. | Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра , каковы ее виды. Приобретать опыт выполнения графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.
|
15 | Цвет в натюрморте.
| 1 |
|
| През-я №15. К.69,75, Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс».Музыка: новогодние композиции Худ. материал: карандаш, акварель или гуашь Репродукции натюрмортов: Сарьян М., Серов В., Машков И. | Получать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания |
16 | Выразительные возможности натюрморта. Промежуточный контроль.
| 1 |
|
| През-я №16. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». Тесты, вопросы для викторины К.69, 75 Музыка: новогодние композиции Худ. материал: акварель или гуашь. | Узнавать историю развития жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Выбирать и использовать различные художественные материла для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. |
| Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 |
|
| Учебник: Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс», под редакцией Б. М.Неменского Мультимедийная доска, проектор, иллюстративный материал и презентации по темам. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстративного материала и репродукций. http://aleksandrfesenko.ru/category/metodika-izo/prezentacii-izo/6-klass/ -сайт уроков по ИЗО http://stilleben.narod.ru Энциклопедия русской живописи http://www artsait.ru Художник Карл Брюллов http://www.brullov.ru Русский портрет. Картинная галерея
| Коммуникативные Создавать графическими и живописными средствами эскиз (самостоятельное создание алгоритмов деятельности) Участвовать в обсуждении (планирование способов взаимодействия , выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры (выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание, оценка. Регулятивные: Узнавать характерные черты ярких культур мира (нравственно-эстетическое оценивание, оценка. Развивать художественное видение. Познавательные: Видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру. На положительных образах героев легенд воспитывать трудолюбие, смекалку Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Личностные: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
17 | Образ человека – главная тема искусства.
| 1 |
|
| През-я №17. «Портретный жанр», Учебник «ИЗО» для 6кл К.12, Таблица- части лица Музыка:6 кл 10 Худ. материал: карандаш Репродукции: древнеегипетского, древнегреческого портретов, Леонардо да Винчи, Веласкеса, Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Репина, Крамского, Серова. | Знакомиться с велики произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портерного образа человека в искусстве. Получать представления об изменчивости образа человека в истории. Формировать представления об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять , что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника . Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
| 1 |
|
| Папка «Рисование человека», През-я №18. Учебник «ИЗО» для 6кл К.138 Шаблоны 8, иллюстративный материал мимики лица. Худ. материал: граф. карандаш, бумага
| Получать представления о конструкции , пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации |
19 | Изображение головы человека в пространстве.
| 1 |
|
| Папка «Рисование человека», През-я №19. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.12, Музыка: 6 кл. 11 Худ. материал: графический карандаш, бумага Репродукции Рубенса, Леонардо да Винчи, Рембрандта. | Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенности при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.Создавать зарисовки объемной конструкции головы. |
20 | Портрет в скульптуре.
| 1 |
|
| Презентация №20-«Портретный жанр в скульптуре». Учебник «ИЗО» для 6кл. К.137, Музыка:3 кл.-12,13, Худ. материал: пластилин или глина. Фото скульптур: Л. Бернини, Ф. Шубин. Коненков С., А. Голубкина Видеофильм 8 | Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт воспитания скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах –портретистах.Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.Учиться по –новому видеть индивидуальность человека |
21 | Графический портретный рисунок.
| 1 |
|
| Презентация №21 К.12,Конверт-16. Учебник «ИЗО» для 6кл. Худ. материал: карандаш Видеофильм 31 (портрет в графике) Граф. портреты А.Дюрера, Л.да Винчи, В.Серова, О.Кипренского, И.Репина. | Учиться по-новому видеть индивидуальность человека. Приобретать интерес к изображениями человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность , умение замечать индивидуальные особенности и характер человека Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох , о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. |
22 | Сатирические образы человека.
| 1 |
|
| През-я №22. политическая сатира Кукрыниксов, работы уч-ся. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.15,98 . Музыка:3 кл. 15 Худ. материал: уголь, карандаш, фломастеры, бумага Репродукции карикатур и дружеских шаржей | Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальных характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятная как средств выразительного изображения человека. |
23 | Образные возможности освещения в портрете.
| 1 |
|
| През-я №23, К.12, Учебник «ИЗО» для 6кл. Худ. материал: черная бумага, ножницы, клей или акварель Репродукции К.Брюлова, И. Репина, .Караваджо М | Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение по «свету» против «света» боковой свет.Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое взаимодействие на зрителя.Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства. |
24 | Роль цвета в портрете.
| 1 |
|
| През-я №24. «Портр. жанр в творч. передвижников» Учебник «ИЗО» для 6кл.. К.12,14 конверт 3 6 кл-10,11 Худ. материал: акварель. Репродукции Ван Гога, Левицого Д., Рокотова.Ф.
| Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания ( в процессе практической творческой работы) портрета в цвете с использованием различных художественных материалов. |
25 | Великие портретисты прошлого. | 1 |
|
| Учебник «ИЗО» для 6кл. кроссворды по теме «Портрет» През-я №25. Репродукции : Малявина Ф., А. Архипова,, Б. Ренуара, Боровиковского В.
| Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлении о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета) |
26 | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
| 1 |
|
| Презентац. №26 «Портретный жанр в русской живописи», Учебник «ИЗО» для 6кл. Презентация проектов уч-ся, кроссворды, викторина, тесты. | Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века. Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании портрета и композиционных средствах его выражения. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой. |
| Человек и пространство. Пейзаж. | 8 |
|
| Учебник: Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс», под редакцией Б. М.Неменского Мультимедийная доска, проектор, иллюстративный материал и презентации по темам. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстративного материала и репродукций. http://aleksandrfesenko.ru/category/metodika-izo/prezentacii-izo/6-klass/ -сайт уроков по ИЗО http://www. fondcultura.ru Импрессионизм.
| Познавательные: Анализировать и изображать предметы различной формы Видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация .Воспитывать чувство прекрасного. Знать и называть жанры изобразительного искусства Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла (выбор наиболее эффективных способов решения задач . Коммуникативные: Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека, выражение своих мыслей нравственно-эстетическое отношение к шедеврам русского и мирового искусства Регулятивные: Узнавать характерные черты ярких культур мира (нравственно-эстетическое оценивание, оценка Понимать роль изобр. искусств в жизни человека (нравственно-эстетическое оценивание, оценка. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; |
27 | Жанры в изобразительном искусстве.
| 1 |
|
| Презентация 27«Виды и жанры пластических искусств», К. 1,10, 12, К.79, 114 Учебник «ИЗО» для 6кл. Стихи о животных Худ. материал: Карандаш, фломастеры, акварель. Репродукции различных жанров, Чарушина,, Ватагина | Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира художником. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни , свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. |
28 | Изображение пространства.
| 1 |
|
| Примеры изображен. прост-ва в разные эпохи и в разн.стран. През-я №28. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.7, Музыка:3 кл.-7,6,8 Худ. материал: акварель Репродукции Айвозовского К.И.
| Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражение различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представления о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих в даль предметов. навыки (на уровне общих представлений) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. |
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
|
1 |
|
| «Линейная перспектива», През-я №29.. К. 93,1-6. Учебник «ИЗО» для 6кл Музыка:3 кл-2,6 Худ. материал карандаш. Репродукции И. Левитана «Владимирка», Шишкин И. « Рожь», Поленов В. « Московский дворик» | Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять основаниях правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящих вдаль пространства, применения правила линейной и воздушной перспективы. |
\30 | Пейзаж – большой мир.
| 1 |
|
| «Пейзаж в творчестве передвижников» К.93,1-6, Учебник «ИЗО» для 6кл. Презентация №30 Видеофильм 34 Худ. материал: акварель Репродукции И. Рериха, И. Левитана, Саврасов А. П. Брейгель, Н. Пусен.
| Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы и пейзажных произведениях живописи и графики. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.
|
31 | Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.
| 1 |
|
| Презентация «Пейзаж в творчестве импрессионистов» К-.1-6. Учебник «ИЗО» для 6кл. Презентации №31 Музыка:3 кл.-8,10,6 Худ. материал: акварель, гуашь. Репрод: К. Моне, П Сезанн И. Грабарь, К Юон, А. Пластов Презентация | Получать представления о том , как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX века. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроение человека. Приобретать опыт колористического видения, созидания живописного образа эмоциональных переживаний человека. Называть имена великих русских живописцев. |
32 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
| 1 |
|
| Презентация №32«Город в живописи и графике в русском искусстве 20 века». Учебник «ИЗО» для 6кл. К.103, Муз: « Городок» Худ. материал: уголь, карандаш, фломастеры Репрод: голландский и венецианский пейзаж17в., рус. город. пейзаж 19-20 в. | Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. |
33 | Поэзия повседневности. Историческая картина.
|
|
|
| През-я №33. ». Учебник «ИЗО» для 6кл. Репродукции и примеры работ исторической тематики.
| Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей; Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики в искусстве. Приобретать представление о многообразии и единстве людей Учиться объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись». Уметь перечислять и характеризовать основные жанры тематической картины. Развивать изобразительные навыки, приобретать композиционный опыт изображения, использовать некоторые приемы построения (доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей). Уметь видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей. Характиризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Уметь рассказать о развитии исторического жанра в европейском искусстве. Представлять общую картину развития исторического жанра в русском искусстве. Знать имена нескольких известных русских художников ХIХ в. и названия их наиболее известных произведений Сурикова В.,Репина И.Развивать навыки работы над эскизом композиции на историческую тему. |
34 | Библейские темы в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Итоговый тест.
| 1 |
|
| През-я №34. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.1,10,12. Тесты, зачётные вопросы.
| Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты священной истории в произведениях искусства. Иметь представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной. Понимать, в чем заключается высокое значение древнерусской иконописи. Знать и называть имена великих русских иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета. Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми знакомились в течение года.Участвовать в беседе по материалу года.Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся. |
итого |
| 34 |
|
|
| 1-вводная работа 1-промежуточная диагностическая работа –тест 1-Итоговый тест |
№ п/п
| Дата
| Содержание. (разделы, темы) | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | Материально-техническое оснащение | ||||||||||||
ПЛАН |
кор рек |
|
|
|
| ||||||||||||
Раздел №1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 час. | Регулятивные: Умение работать с художественным текстом, выделять в нем главное Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные:Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, план-ние учебного сотрудничтва,Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию наоснове мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
| ||||||||||||||||
1 |
|
| Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств Художественные материалы. Задание: рассмотреть и разобрать репродукции и фото произведений искусства по видам искусства. | 1 | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные; конструктивные, декоративные, Объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представления об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность Уметь определить, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры, т.е. определенных знаний и умений Иметь представление и высказываться о роли художественных материалов в построении художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с различными художественными материалами.
| Презентация №1 «Пластические искусства» и Виды и жанры ИЗО» и «К.1,93, 12,137. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». Карточкам заданий: «виды ИЗО» | |||||||||||
2 |
|
| Рисунок – основа изобразительного творчества. Задание: Зарисовка с натуры отдельных растений, травинок, веточек , соцветий или простых мелких предметов. Материалы: карандаш, гелевая ручка, уголь фломастер. | 1 | Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладеть начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
| През-я № 2 Папка: «Рисунок – снова ИЗО» К. .23, 40,39,83 Худ. материал: графический карандаш, бум. Учебник А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс». | |||||||||||
3 |
|
| Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Задание: выполнение по представлению линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм , линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломанных, корявых, волнистых, стремительных и т.д.) Материалы: карандаш, уголь фломастер. |
| Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроение с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков. Овладеть навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. | Учебник «ИЗО» для 6кл., стр.30-33 През-я №3. Худ. материал: графический карандаш, уголь, бумага. | |||||||||||
4 |
|
| Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Задание: Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. или натюрморт - силуэтное и аппликационное изображение натюрморта. Материал: черная и белая гуашь, бумага белая и цветная, ножницы,клей. | 1 | Овладевать представлениями о пятне как одном их основных средств изображения. Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональное отношение (светлее, темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением природы (гроза, туман, солнце и т.д.).
| През-№4. К.115,31 Графические рисунки Ф.Васильева, И. Левитана, А. Остроумовой – Лебедевой, графика Худ. материал: черная, белая бумага и краски, ножницы, клей. Музыка:6 кл. 3,4 | |||||||||||
5 |
|
| Цвет Основы цветоведения. Задание: 1.Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. 2. Фантазийные изображения сказочных царств или листвы с ограниченной палитрой (Снежной Королевы, Страна солнечного Солнца, Изумрудный город…) Материал: гуашь, акварель, бумага, кисти. | 1 | Знать понятия и уметь объяснять их значение: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы , используя все выразительные возможности цвета.
| През-я №5.Табл. и наглядные пособия по цветоведению, Фактурная живопись- К. Моне, Врубель, О. Ренуар, Рембрандт и др К.101,8,25,24. Конверт 23. Учебник «ИЗО» для 6кл., Худ. материал: акварель или гуашь; Репродукц. импрессионистов и русских художников | |||||||||||
6 |
|
| Цвет в произведениях живописи. Задание: Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть, нежность. Материал. Любой (акварель, гуашь, акрил, кисти, бумага. | 1 | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятии: цветочные отношения, теплые и холодные цвета цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания краскам и цветовых образов с различными эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения | През-я №6. Учебник «ИЗО» для 6кл., К.3,11 Таблицы | |||||||||||
7 |
|
| Объемные изображения в скульптуре. Задание: Объемные изображения животных в различных материалах. Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы | 1 | Назвать виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (в техниках лепки, бумагопластики) | Презент№7, Учебник «ИЗО» для 6кл., «Виды скульптуры»,. анимлист. жанра Стихи о животных, Худ. материал: пластилин; Фото скульптур В. Ватагина, Коненкова С. | |||||||||||
8 |
|
| Основы языка изображения (обобщение темы). Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведение итогов изучение материала; обсуждение художественных особенностей работ. | 1 | Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять почему образуются различные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснять , почему изобразительное искусство – особый образный язык. Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Участвовать в выставке творческих работ. | През-я №8. К. .1,93,12,137. Учебник «ИЗО» для 6кл., Тесты, вопросы, викторины | |||||||||||
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт - 8 часов. | Регулятивные: Умение работать с художественным текстом, выделять в нем главное Коммуникативные: : Выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства Участвовать в обсуждении (планирование способов взаимодействия . выражение своих мыслей , формулирование и аргументация своего мнения Регулятивные: выражение своих мыслей нравственно-эстетическое оценивание , оценка Познавательные: Развивать навыки самостоятельно находить нужную информацию, отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных простых предметов. Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстника, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
| ||||||||||||||||
9 |
|
| Реальность и фантазия в творчестве художника. Задание: Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир» в технике каляки-маляки. Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников. | 1 | Рассуждать о роли изображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Уяснить, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. | През-я №9. Учебник «ИЗО» для 6кл.. Репродукции картин М.Шагала, С.Дали, И. Хруцкого, П.Сезанна. реалистического и сюрреалистического направления. Любой цветной худ. мат.
| |||||||||||
10 |
|
| Изображение предметного мира – натюрморт. Задание; Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Материал: краски или аппликация | 1 | Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т.д.) в зависимости о целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных , простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. | Презентац.№ 10 «Натюрморт», Учебник «ИЗО» для 6кл.. К 133, репродукции натюрмортов худ-ков разных эпох и стилей . Худ. материал: ножниц, клей, бумага, карандаш | |||||||||||
11 |
|
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Задание: 1.Изображение с натуры 2-3-х кувшинов как соотношение нескольких геометрических фигур. 2. Конструирование из бумаги геометрических тел. Материалы: бумага, ножницы, кулей, карандаш. | 1 | Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и объемные тела. Выявлять конструкции. Предмета через соотношение простых геометрических фигур Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
| През-я №11. Геометрические тела. Учебник «ИЗО» для 6кл Примеры конструкций и их развертки, предметы созданные человеком. Худ. материал :ножницы, клей, бумага, карандаш | |||||||||||
12 |
|
| Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Задание: 1.Построение линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом. 2. Изображение с натуры натюрморта из геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага. | 1 | Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира .Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху , снизу и сбоку, а так же использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображении предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел | През-я №12. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.39,83 постановка натюрморта из геом. тел Худ. материал: граф. кар | |||||||||||
13 |
|
| Освещение. Свет и тень. Задание: Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из дерева, гипса или бумаги с боковым освещением. Или завершение натюрморта прошлого урока Материал: графический карандаш, бумага. | 1 | Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства. как средство построения объема предметов и глубины пространства. Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средства драматизации содержания и оргагнизации композиции картиы. Осваивать основные правила объемного изображения предмета ( свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII-XVIIIвеков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. | През-я №13. Учебник «ИЗО» для 6кл. Натюрморт из геометр. тел, К 40,83. Натюрморт из геометр. тел, Худ. материал: граф. карандаш
| |||||||||||
14 |
|
| Натюрморт в графике. Задание: Выполнение графического натюрморта с натуры или по представлению. Материал: уголь или тушь, перо, палочка, бумага (возможно граттаж) | 1 | Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра , каковы ее виды. Приобретать опыт выполнения графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.
| През№14. Учебник «ИЗО» для 6кл. репродукции К.36. Иллюстрации по теме (гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV – XVIII веков, гравюра В. Фаворского, печатная графика Д.Митрохина... Музыка: 6 кл.-8 Худ. материал:картон, лист заготовленный под граттаж, не пишущая ручка, видеофильм 28
| |||||||||||
15 |
|
| Цвет в натюрморте. Задание: Выполнение натюрморта ,выражающего то или иное эмоциональное состояние ( праздничный, грустный, радостный, таинственный, торжественный натюрморт и т.д.). Материалы: краска, бумага, кисти.
| 1 | Получать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания | През-я №15. Учебник «ИЗО» для 6кл К.69,75, Музыка: новогодние композиции Худ. материал: карандаш, акварель или гуашь Репродукции натюрмортов: Сарьян М., Серов В., Машков И. видеофильм 25 | |||||||||||
16 |
|
| Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). Задание: создание натюрморт, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет». Материал: гуашь, кисти или пастель, мелки, бумага Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин. | 1 | Узнавать историю развития жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Выбирать и использовать различные художественные материла для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. | През-я №16. Учебник «ИЗО» для 6кл. Тесты, вопросы для викторины К.69, 75 Музыка: новогодние композиции Худ. материал: акварель или гуашь. | |||||||||||
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.- 10 часов | Коммуникативные Создавать графическими и живописными средствами эскиз (самостоятельное создание алгоритмов деятельности) Участвовать в обсуждении (планирование способов взаимодействия , выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры (выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание, оценка. Регулятивные: Узнавать характерные черты ярких культур мира (нравственно-эстетическое оценивание, оценка. Развивать художественное видение. Познавательные: Видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру. На положительных образах героев легенд воспитывать трудолюбие, смекалку Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Личностные: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
| ||||||||||||||||
17 |
|
| Образ человека – главная тема искусства. Задание: участие в беседе на тему образа человека в портрет, образно-вырвзительных средств портрета в живописи, графике, саульптуре. | 1 | Знакомиться с велики произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портерного образа человека в искусстве. Получать представления об изменчивости образа человека в истории. Формировать представления об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять , что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника . Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. | През-я №17. «Портретный жанр», Учебник «ИЗО» для 6кл К.12, Таблица- части лица Музыка:6 кл 10 Видеофильм 26 Худ. материал: карандаш Репродукции: древнеегипетского, древнегреческого портретов, Леонардо да Винчи, Веласкеса, Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Репина, Крамского, Серова. | |||||||||||
18 |
|
| Конструкция головы человека и ее основные Пропорции. Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы в соотнесении по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и др.) Материалы: фон для аппликации, цветная бумага, ножницы, клей. | 1 | Получать представления о конструкции , пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации | Папка «Рисование человека», През-я №18. Учебник «ИЗО» для 6кл К.138 Шаблоны 8, таблица мимики лица. Худ. материал: граф.карандаш.
| |||||||||||
19 |
|
| Изображение головы человека в пространстве. Задание: зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи. Материал: карандаш, бумага | 1 | Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенности при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы
| Папка «Рисование человека», През-я №19. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.12, Музыка: 6 кл. 11 Худ. материал: Графический карандаш Репродукции Рубенса, Леонардо да Винчи, Рембрандта | |||||||||||
20 |
|
| Портрет в скульптуре. Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. Материалы: пластилин, пластилиновая дощечка, стеки или глина. | 1 | Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт воспитания скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах –портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по –новому видеть индивидуальность человека | Презентация №20-«Портретный жанр в скульптуре». Учебник «ИЗО» для 6кл. К.137, Музыка:3 кл.-12,13, Худ. материал: пластилин или глина Фото скульптур: Л. Бернини, Ф. Шубин. Коненков С., А. Голубкина Видеофильм 8 | |||||||||||
21 |
|
| Графический портретный рисунок. Задание: Создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры). Материал: уголь, бумага или карандаш | 1 | Учиться по-новому видеть индивидуальность человека. Приобретать интерес к изображениями человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность , умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох , о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. | Презентация №21 К.12,Конверт-16. Учебник «ИЗО» для 6кл. Худ. материал: карандаш Видеофильм 31 Граф. портреты А.Дюрера, Л.да Винчи, В.Серова, О.Кипренского, И.Репина. | |||||||||||
22 |
|
| Сатирические образы человека. Задание: создание сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей. Материал: тушь, перо, бумага или карандаш, фломастер | 1 | Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальных характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятная как средств выразительного изображения человека.
| През-я №22. политическая сатира Кукрыниксов, работы уч-ся. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.15,98 Музыка:3 кл. 15 Худ. материал: уголь, карандаш, фломастеры. Репродукции карикатур и дружеских шаржей | |||||||||||
23 |
|
| Образные возможности освещения в портрете. Задание: Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. Материал: гуашь, акварель (три краски: темная, теплая, белая), бумага или аппликация. | 1 | Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение по «свету» против «света» боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое взаимодействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства. | През-я №23, К.12, Учебник «ИЗО» для 6кл. Худ. материал: черная бумага, ножницы, клей или акварель Репродукции К.Брюлова, И. Репина, .Караваджо М | |||||||||||
24 |
|
| Роль цвета в портрете. Задание: создание портрета близкого человека или литературного героя. Материал: акварель или гуашь, бумага, кисти.
| 1 | Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания ( в процессе практической творческой работы) портрета в цвете с использованием различных художественных материалов.
| «Портр. жанр в творч. передвижников» През-я №24. Учебник «ИЗО» для 6кл.. К.12,14 конверт 3 Музыка: 3 кл. 11-15, 6 кл-10,11 Худ. материал: акварель. Репродукции Ван Гога, Левицого Д., Рокотова.Ф.
| |||||||||||
25 |
|
| Великие портретисты прошлого. Задание: 1.создание автопортрета близкого человека или литературного героя. (завершение прошлого урока работы). Материал: акварель или гуашь, бумага, кисти 2.Виртуальная экскурсия о великих портретистах. | 1 | Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлении о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета) | Учебник «ИЗО» для 6кл. Тесты или кроссворды по теме «Портрет» През-я №25. Репродукции : Малявина Ф., А. Архипова,,Б. Ренуара, Боровиковского В.
| |||||||||||
26 |
|
| Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. Участие в выставке лучших работ класса, посещение художественного музея, выставки. | 1 | Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века. Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании портрета и композиционных средствах его выражения. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой. | Презентац. №26 «Портретный жанр в русской живописи», Учебник «ИЗО» для 6кл. Презентация проектов уч-ся, кроссворды, викторина, тесты. | |||||||||||
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж- 8 часов. | Познавательные: Анализировать и изображать предметы различной формы Видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация .Воспитывать чувство прекрасного. Знать и называть жанры изобразительного искусства Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла (выбор наиболее эффективных способов решения задач . Коммуникативные: Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека, выражение своих мыслей нравственно-эстетическое отношение к шедеврам русского и мирового искусства Регулятивные: Узнавать характерные черты ярких культур мира (нравственно-эстетическое оценивание, оценка Понимать роль изобр. искусств в жизни человека (нравственно-эстетическое оценивание, оценка. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; | ||||||||||||||||
27 |
|
| Жанры в изобразительном искусстве. Задание: Участие в беседе на тему жанров в ИЗО; особенностей образно-выразительных средств жанров. | 1 | Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира художником. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни , свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. | Презентация 27«Виды и жанры пластических искусств», К. 1,10, 12, К.79, 114 Учебник «ИЗО» для 6кл. Стихи о животных Худ. материал: Карандаш, фломастеры, акварель. Репродукции различных жанров, Чарушина,, Ватагина | |||||||||||
28 |
|
| Изображение пространства. Задание: создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. (можно море) Материал: Карандаш, бумага (краски). | 1 | Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражение различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представления о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих в даль предметов. навыки (на уровне общих представлений) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. | Примеры изображен. прост-ва в разные эпохи и в разн.стран. През-я №28. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.7, Музыка:3 кл.-7,6,8 Худ. материал: акварель Репродукции Айвозовского К.И.
| |||||||||||
29 |
|
| Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Задание: Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага. |
1 | Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять основаниях правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящих вдаль пространства, применения правила линейной и воздушной перспективы. | «Линейная перспектива», През-я №29.. К. 93,1-6. Учебник «ИЗО» для 6кл Музыка:3 кл-2,6 Худ. материал карандаш. Репродукции И. Левитана «Владимирка», Шишкин И. « Рожь», Поленов В. « Московский дворик» | |||||||||||
30 |
|
| Пейзаж – большой мир. Задание: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации-коллажа для изображения уходящих планов и наполнения их деталями). Материал: Гуашь или акварель кисти, бумага. | 1 | Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы и пейзажных произведениях живописи и графики. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое восприятие произведений искусства,о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.
| «Пейзаж в творчестве передвижников» К.93,1-6, Учебник «ИЗО» для 6кл. Презентация №30 Видеофильм 34 Худ. материал: акварель Репродукции И. Рериха, И. Левитана, Саврасов А. П. Брейгель, Н. Пусен.
| |||||||||||
31 |
|
| Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Задание: 1. Создание пейзажа настроение - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (утро, вечернее солнце) . 2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния(Солнечный день, Лунный свет. 3. Пейзаж «Страна моя», по произведениям русских поэтов: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина. Материалы: бумага, гуашь или акварель. | 1 | Получать представления о том , как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX века. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроение человека. Приобретать опыт колористического видения, созидания живописного образа эмоциональных переживаний человека. Называть имена великих русских живописцев. | Презентация «Пейзаж в творчестве импрессионистов» К-.1-6. Учебник «ИЗО» для 6кл. Презентации №31 Музыка:3 кл.-8,10,6 Худ. материал: акварель, гуашь. Репрод: К. Моне, П Сезанн И. Грабарь, К Юон, А. Пластов Презентация | |||||||||||
32 |
|
| Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Задание: 1.Графические зарисовки и наброски пейзажей в графике «Весенний пейзаж». 2. Создание городского пейзажа «Наш город», «Улица моего детства» (возможна коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза).Внимание на ритмическую организацию листа. Материал: бумага разная по тону и цвету, графический материал, ножницы, клей. | 1 | Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. | Презентация №32«Город в живописи и графике в русском искусстве 20 века». Учебник «ИЗО» для 6кл. К.103, Муз: « Городок» Худ. материал: уголь, карандаш, фломастеры Репрод: голландский и венецианский пейзаж17в., рус. город. пейзаж 19-20 в. | |||||||||||
33 |
|
| Поэзия повседневности. Историческая картина. Задание: 1. Изображение сюжета «Завтрак», «утро в моей семье», «В школе», «Прогулка в парке» и т.д.. 2.Создание картины на историческую тему на основе собранного материала (Великая Отечественная война). Материал: Любой материал. |
| Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей; Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики в искусстве. Приобретать представление о многообразии и единстве людей Учиться объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись». Уметь перечислять и характеризовать основные жанры тематической картины. Развивать изобразительные навыки, приобретать композиционный опыт изображения, использовать некоторые приемы построения (доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей). Уметь видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей. Характиризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Уметь рассказать о развитии исторического жанра в европейском искусстве. Представлять общую картину развития исторического жанра в русском искусстве. Знать имена нескольких известных русских художников ХIХ в. и названия их наиболее известных произведений Сурикова В.,Репина И. Развивать навыки работы над эскизом композиции на историческую тему. | През-я №33. | |||||||||||
34 |
|
| Библейские темы в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы). Задание: Создание композиции на библейские темы(«Рождество», «святое семейство» ит.д.) Выставка лучших работ учащихся за учебный год. Материал: пастель или по выбору. | 1 | Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты священной истории в произведениях искусства. Иметь представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной. Понимать, в чем заключается высокое значение древнерусской иконописи. Знать и называть имена великих русских иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета. Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми знакомились в течение года. Участвовать в беседе по материалу года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
| През-я №34. Учебник «ИЗО» для 6кл. К.1,10,12. Тесты, зачётные вопросы.
| |||||||||||
ВСЕГО 34 ЧАСА |
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|