Рабочая программа составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Программа к курсу « Математика» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» Н. Б. Истоминой (Смоленск, Ассоциация 21 век, 2013 год) к учебнику Н. Б. Истоминой « Математика 3 класс», Смоленск, Ассоциация 21 век, 2013 год.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса.
В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребёнка.
а) навыки чтения; усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения;
в) приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, схематических и символических моделей;
г) сформированность приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение);
е) знакомство со схемой как способом моделирования.
1) 1. Истомина Н.Б. Математика. 3 класс: Учебник. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.- 167 с
2) 2. Истомина Н.Б. Тетради №1,2 по математике для 3 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.-45с
3) 2. Истомина Н.Б. Тестовые задания по математике для 3 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.-45с
4) Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике для 1-4 классов - Тула: Родничок, Астрель, 2012.- 90 с
№ | Тему урока | Кол-во часов | По плану | По факту |
I четверть (40 ч) Учебник «Математика», 3 класс. Часть 1 |
Тема 1 | Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах? (15ч) |
1 | Сравнение и составление числовых выражений, Признаки сходства многоугольников. | 1 | | |
2 | Углы, длина сторон, периметр многоугольника. Запись равенств. Составление плана. | 1 |
3 | Запись равенств. Сочетательное и переместительное свойства сложения. Решение задач | 1 |
4 | Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Работа с таблицей. Поиск закономерностей | 1 |
5 | Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры. Классификация объектов. Поиск закономерностей. Выявление сходства и различия числовых выражений | 1 |
6 | Решение задач. Вычислительные навыки и умения. | 1 |
7 | Моделирование. Перевод графической модели в символическую. | 1 |
8 | Таблица умножения с числом 9. Классификация. Поиск закономерностей. Решение задач | 1 |
9 | Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата из частей. Перевод символической модели в графическую | 1 |
10 | Линии. Четырёхугольники. Измерение прямых углов угольником. | 1 |
11 | Составление заданных фигур из частей. Соотнесение схем и числовых выражений. | 1 |
12 | Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого угла. | 1 |
13 | Трёхзначные числа. Сравнение величин. Поиск правила | |
14 | Контрольная работа № 1 | 1 |
15 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | |
Тема 2 | Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей (13ч) Сочетательное свойство умножения (6 ч) |
16 | Представление о площади. Пары фигур с одинаковой площадью. Равносоставленные фигуры | 1 | | |
17 | Решение задач. Выбор вопросов, на которые можно ответить, пользуясь данным условием. Поиск закономерности числового ряда | 1 |
18 | Решение задач. Умножение с числами 8,9, 1, 0 | 1 |
19 | Сравнение площадей фигур с помощью мерок. Таблица умножения с числом 7. Смысл умножения | 1 |
20 | Таблица умножения с числом 7. Сравнение площадей с помощью мерок | 1 |
21 | Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения с числами 9,8,7 | 1 |
22 | Решение задач. Вычислительные навыки и умения | 1 |
23 | Таблица умножения с числом 5. Выбор мерок измерения площади по результату. Поиск правила составления таблицы | 1 |
24 | Поиск закономерностей. Решение задач. Таблица умножения | 1 |
25-26 | Решение задач. Трёхзначные числа. Таблица умножения | 2 |
27 | Решение задач. Табличные случаи умножения с числами 4,3,2 | 1 |
28 | Знакомство с сочетательным свойством умножения | 1 |
29-30 | Применение сочетательного свойства при вычислениях. Умножение любого числа на 10 | 2 |
31 | Применение сочетательного свойства умножения при решении задач | 1 |
32 | Контрольная работа № 2 | 1 |
33 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | |
Деление (7 ч) |
34 | Предметный смысл деления. Символическая запись деления. Название компонентов и результата деления. | 1 | | |
35 | Предметная и символическая модели деления. Взаимосвязь умножения и деления. | 1 |
36 | Взаимосвязь компонентов и результата умножения Правило. | 1 |
37-38 | Решение задач. Смысл деления. | 2 |
39-40 | Взаимосвязь компонентов и результата деления. Решение задач. | 2 |
II четверть (40 ч) |
| Отношения (больше в..., меньше в…, увеличить в ..., уменьшить в ...) (10 ч) |
41-43 | Предметный смысл отношения «меньше в…» | 3 | | |
44-46 | Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков | 3 |
47-47 | Решение задач | 2 |
49-50 | Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0 | 2 |
| Отношения «Во сколько раз больше..?», « Во сколько раз меньше..?» (кратное сравнение) (10 ч) |
51 | Предметная и символическая модели. Предметный смысл кратного сравнения | 1 | | |
52 | Решение задач. Выбор схематической модели. | 1 |
53 | Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой | 1 |
54 | Взаимосвязь умножения и деления. Кратное сравнение. Диаграмма | 1 |
55-56 | Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков | 2 |
57-58 | Решение задач. Способ действия при делении «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки | 2 |
59 | Контрольная работа №3 | 1 |
60 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | |
| Порядок выполнения действий в выражениях (14 ч) |
61 | Анализ числовых выражений. Правила. Классификация числовых Выражений | 1 | | |
62 | Преобразование числовых выражений. Применение правил порядка выполнения действий. Решение задач | 1 |
63 | Применение правил. Обоснование выполненных действий. Вычислительные умения и навыки | 1 |
64-65 | Расстановка порядка выполнения действий на схеме. Вычисление значений выражений. Решение задач | 2 |
66-67 | Решение задач. Составление числовых выражений Вычисление их значений | 2 |
68 | Решение задач. Сравнение числовых выражений | 1 |
69 | Решение задач. Вычисление значений выражений | 1 |
70 | Вычисление значений выражений. Решение задач | 1 |
71-72 | Решение задач | 2 15 декабря |
73 | Контрольная работа №4 | 1 |
74 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | |
| Единицы площади (6 ч) |
75-76 | Сравнение площадей с помощью мерок. Квадратный сантиметр, квадратный миллиметр | 2 18 декабря | | |
77-78 | Квадратный дециметр, квадратный метр | 2 |
79-80 | Соотношение единиц площади. Действия с величинами. Сравнение величин | 2 |
III четверть (50 ч) Учебник «Математика», 3 класс. Часть 2 |
| Площадь и периметр прямоугольника (5 ч) |
81-82 | Периметр прямоугольника. Способы его вычисления. Взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника. Постановка учебной задачи | 2 | | |
83-84 | Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения задач. Решение учебной задачи Умения вычислять площадь и периметр прямоугольника. Решение учебной задачи. Самоконтроль | 2 |
85 | Вычисления площади и периметра прямоугольника Решение учебной задачи. Самоконтроль | 1 |
| Распределительное свойство умножения. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач (14 ч) |
86-87 | Постановка учебной задачи. Предметная модель распределительного свойства умножения. Её анализ. Символическая модель распределительного свойства умножения. Правило умножения суммы на число. | 2 | | |
88-89 | Усвоение распределительного свойства умножения | 2 |
90-91 | Усвоение распределительного свойства умножения. Сравнение выражений. Вычисление площади и периметра прямоугольника. Вычислительные умения и навыки | 2 |
92-93 | Использование распределительного свойства умножения для вычислений. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение арифметических задач | 2 |
94 | Решение арифметических задач. Вычислительные умения и навыки | 1 |
95 | Проверка усвоения распределительного свойства умножения и приема умножения двузначного числа на однозначное | 1 |
96-97 | Использование свойств умножения при решении задач. Вычислительные умения и навыки | 2 |
98-99 | Контрольная работа № 5 | 2 |
100 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | |
| Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач (8 ч) |
101-102 | Постановка учебной задачи. Поиск правила записи выражений, выявления сходства и различия выражений. Табличные случаи умножения | 2 | | |
103-104 | Прием устного деления двузначного числа на однозначное. Решение учебной задачи | 2 |
105 | Решение учебной задачи деления двузначного числа на однозначное. Решение арифметических задач | 1 |
106 | Применение свойства деления суммы на число при решении арифметических задач | 1 |
107-108 | Решение задач | 2 | | |
| Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач (6 ч) |
109-110 | Постановка учебной задачи. Поиск приема деления двузначного числа на двузначное | 2 | | |
111-112 | Усвоение приема деления двузначного числа на двузначное. Решение арифметических задач | 2 |
113 | Решение арифметических задач | 1 |
114 | Цена, количество, стоимость. | 1 |
| Решение задач (6 ч) |
115 | Взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость». Практические ситуации. Решение арифметических задач разными способами | 1 | | |
116 | Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки | 1 |
117 | Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. Вычислительные умения и навыки | 1 |
118 | Решение арифметических задач. | 1 |
119 | Контрольная работа № 6 | 1 |
120 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | |
| Четырехзначные числа. Единица длины – километр. Единица массы– грамм (11 ч) |
121 | Постановка учебной задачи. Нумерация многозначных чисел. Знакомство с новой счетной единицей – тысяча. Анализ структуры трехзначных и четырехзначных чисел. Классификация многозначных чисел | 1 | | |
122 | Чтение и запись четырехзначных чисел. Умножение однозначных и двузначных чисел на 100. Разрядный и десятичный состав четырехзначного числа. Закономерность в записи ряда чисел. Решение арифметических задач. | 1 |
123 | Нумерация четырехзначных чисел. Разрядный состав четырехзначного числа. Решение арифметических задач | 1 |
124 | Единица длины – километр. Соотношение единиц длины (1 км = 1000 м). Чтение и построение диаграмм | 1 |
125 | Решение задач. Поиск закономерности. Расположение величин в порядке возрастания. Чтение и запись четырехзначных чисел | 1 |
126 | Чтение четырехзначных чисел. Запись числовых равенств по данному условию. Работа с таблицами. Решение арифметических задач | 1 |
127 | Чтение и запись четырехзначных чисел, классификация чисел. Поиск правила | 1 |
128 | Контрольная работа № 7 | 1 |
129 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 |
130 | Деление многозначных чисел на 10 и 100. Использование свойств сложения для сравнения числовых выражений. Единица массы грамм. Соотношение 1 кг = 1000 г | 1 |
131 | Единицы массы – тонна и центнер. Работа с таблицами и шкалами. Классификация и сравнение величин | 1 |
IV четверть (39 ч) |
| Многогранники. Куб. Параллелепипед (8 ч) |
132-135 | Классификация геометрических фигур. Многогранник и его элементы. Развертка куба. | 4 | | |
136-139 | Прямоугольный параллелепипед. Его развертка. | 4 |
| Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач (12 ч) |
140-141 | Постановка учебной задачи. Классы и разряды в пятизначном и шестизначном числах. Анализ структуры многозначных чисел. Классификация многозначных чисел. Таблица разрядов и классов. | 2 | | |
142-143 | Разрядный и десятичный состав многозначного числа. Умножение на 1000. Сравнение произведений. Правило порядка выполнения действий | 2 |
144-145 | Решение арифметических задач. Использование сочетательного свойства умножения и таблицы умножения при вычислениях | 2 |
146-147 | Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда | 2 |
148-149 | Нумерация многозначных чисел. Запись многозначных чисел в порядке возрастания и убывания. Чтение диаграммы. | 2 |
150 | Правило (закономерность) в записи числового ряда. Нумерация многозначных чисел. Геометрический материал (куб и его элементы) | 1 |
151 | Решение арифметических задач. Развертка куба | 1 |
| Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач (12 ч) |
152-153 | Постановка учебной задачи. Подготовительная работа к изучению алгоритма письменного сложения | 2 | | |
154-155 | Алгоритм письменного сложения. Использование свойств арифметических действий для сравнения числовых выражений | 2 |
156 | Постановка учебной задачи. Алгоритм письменного вычитания | 1 |
157 | Сложные случаи вычитания многозначных чисел | 1 |
158-159 | Сложение и вычитание многозначных чисел | 2 |
160 | Контрольная работа № 8 | 1 |
161 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | 1 |
162 | Куб и его элементы. Развертка куба | 1 |
163 | Многогранники. Куб. Пирамида | 1 |
| Единицы времени. Решение задач (4 ч) |
164 | Соотношение единиц времени (1 ч = 60 с). Перевод из одних единиц времени в другие. Действия с величинами | 1 | | |
165 | Арифметические действия с единицами времени | 1 |
166 | Решение задач. Диаграмма | 1 |
| Проверь себя! Чему ты научился в 1-3 классах? (4 ч) |
167 | Решение задач с величинами. | 1 | | |
168 | Площадь и периметр прямоугольника. | 1 |
169 | Решение задач выражением. | 1 |
170 | Обобщающее повторение по вычислительным навыкам. | 1 |