№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД | по плану | Факт |
Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате 9 ч |
-
| «Мелодия-душа музыки!» Мелодизм – основное свойство русской музыки. Прослушивание: П.И.Чайковский «Симфония № 4»; «Благословляю вас, леса» Г.Свиридов «Романс» Н.Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье» | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Уважительное отношение к иному мнению. Уважительно относится к творчеству русских композиторов. | Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Регулятивные: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству. Познавательные: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях Коммуникативные: Интонационно исполнять сочинения разных жанров. | 03.09.18 | |
-
| Р.К. Прекрасное вокруг нас. Природа и музыка. Романс. Прослушивание: Музыка П.Чайковского, Свиридова, Глинки, Римского-Корсакова | Ценить образы природы, выраженные в музыке и в живописи. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | Регулятивные: Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз.произведениям. Познавательные: Различать аккомпанемент мелодии. Коммуникативные: Выполнить творческое задание. | 10.09.18 | |
-
| Виват, Россия! Наша слава-Русская держава! Образы защитников Отечества в музыке. Прослушивание: Старинные русские канты. | Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Организация самостоятельной работы; Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости. | Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни. Уметь ориентироваться в музыкальных жанрах. Уметь выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | Регулятивные: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. Познавательные: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. Коммуникативные: Исполнение старинных кантов и песен. | 17.09.18 | |
-
| Кантата С.С. Прокофьева. Александр Невский. Прослушивание: Фрагменты кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» | Уважать свою Родину и её Защитников. Развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества. | Регулятивные: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная. Познавательные: Определять выразительные возможности различных муз.образов. Коммуникативные: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | 24.09.18 | |
-
| «М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» Прослушивание: Фрагменты оперы Глинки «Иван Сусанин» | Гордиться Защитниками Отечества. Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической принадлежности. | Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества. | Регулятивные: Знать песни о героических событиях истории Отечества. Познавательные: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи. Коммуникативные: Исполнение фрагментов из оперы. | 01.10.18 | |
-
| Образы утренней природы в музыке. Прослушивание: Э.Григ «Утро», П.Чайковский «Утренняя молитва» М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран; Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке. Понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей. | Регулятивные: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера» Познавательные: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов. Коммуникативные: Исполнение главных мелодий произведений. | 08.10.18 | |
-
| Р.К. Народные песни народ. Ставропольского края. Портрет в музыке. Прослушивание: С.Прокофьев «Болтунья» Балет «Золушка» Симф.сказка «Петя и волк» | Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности. Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. | Регулятивные: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Познавательные: Понимать художественно-образное содержание муз.произведения. Коммуникативные: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей. | 15.10.18 | |
-
| Портрет в музыке. Детские образы. Прослушивание: Музыка Прокофьева, Чайковского, Мусоргского. | Выявлять связь музыки и живописи. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Отличать интонационные линии персонажей. Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. | Регулятивные: самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев. Познавательные: понимать содержание муз.произведения. Коммуникативные: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа. | 22.10.18 | |
-
| Р.К. Музыка и природа. Образы вечерней природы в музыке.. Прослушивание: М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки» -фрагменты. | Исполнять соло из муз.сочинений различных жанров. Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | Выявлять связь музыкальных и живописных образов. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии. Познавательные: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов. Коммуникативные: разработать сценарий к муз.произведению. | 29.10.18 | |
Контраст и единство тем-образов в симфонии 7 ч |
-
| Два музыкальных обращения к Богородице . Прослушивание: Ф.Шуберт «Аве, Мария» С.В.Рахманинов «Богородице, Дево радуйся» ( из «Всенощного бдения») | Знать религиозные праздники России. | Узнавать жанры церковной музыки. | Регулятивные: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства. Познавательные: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. Коммуникативные: Исполнение молитвы. | 12.11.18 | |
-
| Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» (оп.«Орфей и Эвридика») Ф.Шуберт «Аве, Мария!» | Ценить и уважать свою мать. | Познакомить с величайшей Святыней Руси – Иконами Божией Матери. | Регулятивные: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках. Познавательные: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства. Коммуникативные: исполнять песни о матери. | 19.11.18 | |
-
| Р.К. Попевки народов Ставропольского края. Образ матери в современном искусстве. | Приобщаться страдициям православной церкви. | Расширить представление о православных праздниках. | Регулятивные: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках. Познавательные: знать жанры церковной музыки. Коммуникативные: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства. | 26.11.18 | |
-
| Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. Прослушивание: В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Стихиры русским Святым. | Уважать историю Родины. | Расширить представление о Православных Святых. | Регулятивные: Самостоятельно ориентироваться в терминах. Познавательные: отвечать на вопросы учителя. Коммуникативные: исполнение стихиры. | 03.12.18 | |
-
| Р.К. Традиции народного фольклора на Ставрополье. Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Прослушивание: Глинка «Первая песня Баяна» (оп.«Руслан и Людмила») Римский-Корсаков «Песня Садко» (оп.«Садко») | Хранить традиции народного фольклора. | Выявить общность жизненных истоков народного и профессиональ-ного творчества. | Регулятивные: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки. Познавательные: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии. Коммуникативные: выявлять ассоциативно-образные связи муз.и литер. произведений. | 10.12.18 | |
-
| «Былина о Садко и Морском царе». Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Садко» - фрагменты. | Хранить традиции народного фольклора. | Знать древний Новгородский эпос. | Регулятивные: Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах. Познавательные: аккомпанировать на воображаемых гуслях. Коммуникативные: Исполнить северный былинный напев. | 17.12.18 | |
-
| Образы народных сказителей в русских операх. Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» - «Песня Леля» | Знать творчество русских композиторов. | Узнавать меццо-сопрано. | Регулятивные: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст. Познавательные: называть и объяснять основные термины. Коммуникативные: спеть мелодию «Песни Леля». | 24.12.18 | |
Контраст и единство образов в опере 10 ч |
-
| Р.К. Проводы зимы, встреча весны на Ставрополье. Масленица – праздник русского народа. Прослушивание: Н.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Хор –«Проводы Масленицы» | Хранить традиции русского народа. | Различать мелодии в народном стиле. | Регулятивные: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения. Познавательные: отвечать на вопросы учителя. Коммуникативные: разучивание масленичных песен. | 14.01.19 | |
-
| Опера .М.Глинки Руслан и Людмила. Прослушивание: М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -фрагменты. | Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения. | Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки. | Регулятивные: Самостоятельно определять муз.темы главных героев. Познавательные: называть и объяснять основные термины оперы. Коммуникативные: интонационно узнавать образы героев. | 21.01.19 | |
-
| «К.В.Глюк . Опера. «Орфей и Эвридика». Прослушивание Фрагменты оперы . | Развивать ассоциативную связь музыки и этноса. | Различать контрастные средства выразительности образов. | Регулятивные: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. Познавательные: понимать значения терминов. Коммуникативные: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей. | 28.01.19 | |
-
| Н.А.Римский-Корсаков. Опера. Снегурочка. Прослушивание: Фрагменты из оперы. | Рассуждать о смысле и значении опер-сказок. | Рассуждать о смысле и значении оперного искусства. | Регулятивные: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере. Познавательные: понимать смысл терминов. Коммуникативные: передавать свои муз.впечатления в рисунке. | 04.02.19 | |
-
| Р.К. Театральное искусство Ставропольского края. «Океан-море синее» вступление к опере «Садко».. Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко» - фрагм. | Анализировать художественно-образное содержание оперы. | Различать интонационно музыкальную картину моря. | Регулятивные: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины. Познавательные: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море. Коммуникативные: выполнять живописно-творческую работу. | | |
-
| «Балет П.Чайковского «Спящая красавица». Прослушивание П.Чайковский балет «Спящая красавица» - фрагменты | Выявлять связь музыки и танца. | Сравнительный анализ оперы и балета. | Регулятивные: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. Познавательные: понимать смысл терминов. Коммуникативные: передавать свои муз.впечатления с помощью пластики, мимики и жестов. | | |
-
| Жанр инструментального концерта. | Выявлять основные отличия оперы от мюзикла. | Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл. | Регулятивные: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен.действия. Познавательные: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов. Коммуникативные: исполнение сцен из мюзиклов. | | |
-
| Р.К. Музыкальные учреждения Ставропольского края. Жанр инструментального концерта. | Гордиться полученными музыкальными знаниями. | Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и муз.произведениях. | Регулятивные: Самостоятельно рассуждать о значении оперы, балета, мюзикла. Познавательные: отвечать на вопросы учителя. Коммуникативные: сравнивать муз.произведение и литературное или живописное. | | |
-
| «Музыкальное состязание. Концерт». Прослушивание: П. Чайковский «Концерт № 1»для ф-но с орк. | Узнавать тембры музыкальных инструментов. | Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра. | Регулятивные: Самостоятельно ориентироваться в терминах. Познавательные: различать главные и побочные темы «Концерта» Коммуникативные: выполнить творческое задание. | | |
-
| «Музыкальные инструменты. Флейта. Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» И.С.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро» С.Прокофьев «Петя и волк» -тема Птички | Узнавать тембры музыкальных инструментов. | Различать на слух старинную и современную музыку. | Регулятивные: Самостоятельно узнавать тембр флейты. Познавательные: стилевые особенности старинной и современной музыки. Коммуникативные: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | | |
Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии 8 ч |
-
| «Музыкальные инструменты. Скрипка». Прослушивание: Н.Паганини « Каприс № 24» П.Чайковский «Мелодия» | Уважительно относится к симфонической музыки. | Узнавать на слух звучание скрипки. | Регулятивные: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы. Познавательные: Расширить музыкальный кругозор. Коммуникативные: выполнение творческого задания. | | |
-
| Р.К. Природа Ставрополья. Эдвард Григ сюита «Пер Гюнт». Прослушивание Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты. | Уважать творчество зарубежных композиторов. | Знать понятие сюита. | Регулятивные: Самостоятельно определять муз.темы. Познавательные: самостоятельно называть части сюита. Коммуникативные: выполнение творческого задания. | | |
-
| «Л.В.Бетховен «Симфония № 7» Прослушивание: Фрагменты из симфонии. | Уметь анализировать сюжетную линию. | Различать контрастные средства выразительности. | Регулятивные: самостоятельно определять муз.темы. Познавательные: Ориентироваться в динамических оттенках. Коммуникативные: Дирижирование главных тем. | | |
-
| «Мир Бетховена». Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 14» («Лунная») «К Элизе» | Уметь анализировать сюжетную линию произведения. | Различать контрастные средства сонаты. | Регулятивные: Самостоятельно различать стилевые особенности муз. произведений. Познавательные: ориентироваться в видах и жанрах музыки. Коммуникативные: Исполнение песни. | | |
-
| Джаз – одно из направлений современной музыки. Прослушивание: Дж. Гершвин «Я поймал звуки джаза», «Колыбельная» (из оп.«Порги и Бесс») | Импровизировать джазовые мелодии. | Различать и узнавать ритмы джазовой музыки. | Регулятивные: самостоятельно сравнивать джазовые композиции. Познавательные: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза. Коммуникативные: знать известных джазовых музыкантов-исполнителей. | | |
-
| Р.К. Мир композиторов Ставропольского края. Мир композиторов: Г. Свиридова и С. Прокофьева. Прослушивание: Музыка Г.Свиридова и С.Прокофьева. | Определять жанры музыкальных произведений. | Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева и Свиридова. | Регулятивные: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации. Познавательные: различать, как с развитием музыки меняются краски звучания. Коммуникативные: Выполнение творческого задания. | | |
-
| Музыка в жизни человека. Прослушивание: Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Мелодия» | Исполнять муз.сочинения разных жанров и стилей. | Различать музыкальную речь разных композиторов. | Регулятивные: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. Познавательные: определять особенности построения формы муз.сочинений. Коммуникативные: исполнение песен. | | |
-
| « Прославим радость на Земле!» Прослушивание: В.А.Моцарт «Симфония № 40» (финал) Л.Бетховен «Симфония № 9» М.Глинка «Хор «Славься!» ( оп.«Иван Сусанин») | Уважительно относится к музыке разных композиторов. | Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру. | Регулятивные: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. Познавательные: определять характерные черты языка современной музыки. Коммуникативные: определять жанровую принадлежность муз.произведения. | | |