№ | Тема урока | Кол-во уроков | Вид урока | Элементы содержания | Формируемые УУД | Формы контроля | Дата по плану | Дата По факту | Примечание |
1 | Древние славяне Наш путь в школу и новые маршруты. | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Личностные: -базовые историко-культурные представления Регулятивные: -управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные: -участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Текущий | | | |
2 | Древняя Русь | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
3 | Крещение Руси | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу | Текущий | | | |
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья. | 1 | Комбинир | Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | Текущий | | | |
6 | Вера в бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба. | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий | | | |
7 | Обобщение по теме «Древние славяне». Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Обобщ знаний | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий | | | |
8 | Солнечная система. ПДД: Причины дорожно - транспортных происшествий. | 1 | Комбинир | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимисятого, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу . | Текущий | | | |
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 1 | Комбинир | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Текущий | | | |
10 | Природные зоны нашей страны. Проверочная работа «Земля – планета Солнечной системы | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
11 | Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде. | 1 | Обобщ знаний | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
12 | Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Личностные: -гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: -способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Текущий | | | |
13 | Животные ледяной зоны. Арктика и человек» С 70-73 | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
14 | Тундра. | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
15 | Тундра и человек | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
16 | Зона лесов. Растения зоны лесов. ПДД: Движение учащихся группами и в колонне. | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
17 | Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей. | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
18 | Зона степей. | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Личносттные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу. | Текущий | | | |
19 | Степь и человек | 1 | Комбинир | | Личностные: -гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей условиями ее реализации Комуникативные: -способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Текущий | | | |
20 | Зона пустынь. | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
21 | Жизнь человека в пустыне. | 1 | Комбинир | | Тещий | | | |
22 | Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Третье заседание клуба | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
23 | Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье». Проверочная работа по теме: «Природные зоны России | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщ знаний | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
25 | Твой родной край | 1 | Комбинир | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Текущий | | | |
26 | Московское время ПДД: Труд водителя. | 1 | Комбинир | Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам | Текущий | | | |
27 | Карта твоего края. Практич. работа по теме: «Определение и нахождение различных объектов поверхности» | 1 | Комбинир | Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. | Текущий | | | |
28 | Поверхность и водоемы твоего края. | 1 | Комбинир | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город, область, название, основные достопримечательности | Текущий | | | |
29 | А что можешь сделать ты? Проверочная работа «Природа твоего края». | 1 | Комбинир | Влияние человека на природу. Охрана природных богатств | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | Текущий | | | |
30 | Полезные ископаемые твоего края С 133-135 | 1 | Комбинир | Родной город, область: название, основные достопримечательности | Текущий | | | |
31 | Растения твоего края ПДД: Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 | Комбинир | Разнообразие растений. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Текущий | | | |
32 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. | 1 | Комбинир | Разнообразие животного мира. Родной город, область: название, основные достопримечательности | Текущий | | | |
33 | Народные промыслы твоего края. | 1 | Комбинир | Родной город, область: название, основные достопримечательности | Текущий | | | |
34 | Заповедные места твоего края. | 1 | Экскурсия | Охрана природных богатств. Родной город, область: название, основные достопримечательности | Личносттные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу. | Текущий | | | |
35 | Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде. Экскурсия. | 1 | Обобщ знаний | Россия на карте. Родной город, область: название, основные достопримечательности | Текущий | | | |
36 | Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм человека. | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
37 | Путешествие в мир клеток. | 1 | Комбинир | | Личностные: -оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей Регулятивные: -самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: -построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Текущий | | | |
38 | Самый большой орган чувств. | 1 | Комбинир | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Текущий | | | |
39 | Как человек двигается. | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
40 | Пищеварительная система. | 1 | Обобщение знаний | | Текущий | | | |
41 | Система кровообращения. ПДД: Предупредительные сигналы водителей. | 1 | Комбинир | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | Текущий | | | |
42 | Познакомимся с дыхательной системой | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
43 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. | 1 | Комбинир | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Текущий | | | |
44 | Как почки удаляют из организма вредные вещества. | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
45 | Нервная система человека. | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
46 | Обобщение по теме «Человеческий организм». Проверочная работа «Организм человека» | 1 | Комбинир | | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | Текущий | | | |
47 | Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. | 1 | Обобщ знаний | | Текущий | | | |
48 | Высуни язык и скажи: «А». ПДД: Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. | 1 | Комбинир | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Элементарные приемы чтения карты | Личностные: -гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей) Регулятивные: -проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные: -активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные: -умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | Текущий | | | |
49 | «Взгляд» на глаз. | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
50 | Ухо не только орган слуха. | 1 | Комбинир | Элементарные приемы чтения карты | Текущий | | | |
51 | Ухо – орган равновесия. ПДД: На железной дороге. | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
52 | Распознавание предметов путем соприкосновния с ними. | 1 | Комбинир | | Личностные: -гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей) Регулятивные: -проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные: -активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные: -умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | Текущий | | | |
53 | Советы врача. | 1 | Обобщение знаний | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Текущий | | | |
54 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Проверочная работа по теме «Органы чувств» | 1 | Комбинир | Россия - наша Родина. Государственные праздники | Личностные: -личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия Регулятивные: -ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) Коммуникативные: -активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные: -изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий | Текущий | | | |
55 | Границы России | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
56 | Границы России | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | Текущий | | | |
59 | Франция. | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий | | | |
60 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде. | 1 | Обобщ знаний | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий | | | |
61 | День народного единства. С 93-95 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
62 | Москва: память о войне 1812 года. С 97-99 | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
63 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С 100-103 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
64 | Памятники Москвы покорителям космоса. С 104-107 | 1 | Комбинир | | Личностные: -оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей Регулятивные: -самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: -построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Текущий | | | |
65 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся к школьной олимпиаде. С 108 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
66 | Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. С 109-111 | 1 | Комбинир | | Текущий | | | |
67 | Основной закон страны - Конституция России. Президент России. ПДД: Практические занятия на специально размеченной площадке. | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Текущий | | | |
68 | Обобщение по теме «Мы - граждане России». Проверочная работа по теме: «Путешествие по странам мира» | 1 | Комбинир | | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | Текущий | | | |
общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие
общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая
авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотовой, Г.В.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
1 Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В.
Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010
2 Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы
№ 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. :
3 Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В.
Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010
4 Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : метод. пособие / О. Н. Федотова, Г. В.
Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008
общего образования. Это прежде всего:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного
на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и
на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной,
человека и общества (на уровне ознакомления).