№ | Тема урока | Содержание | Кол. Часов | Тип урока | Основные методы и формы работы, технология | Планируемые материалы освоения материала | Дата проведения |
по плану | фактически |
| | Где мы живём? ( 6ч) | | | | | | |
1 | Наш адрес в мире. | Наш « адрес» в мире; название нашей страны; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; государственные символы России; объекты природы и предметы, созданные человеком | 1 | Комбинированный | | Различать государственные символы России; называть свой « адрес» в мире; различать объекты природы и объекты, созданные руками человека, | 1 неделя | |
2 | Родная страна. | Государственные символы России; объекты природы и предметы, созданные человеком | 1 | Комбинированный | | Различать государственные символы России; называть свой « адрес» в мире; различать объекты природы и объекты, созданные руками человека, | 1 неделя | |
3 | Город и село. | Культуру речи и общения; интерес к изучаемому предмету; гордость за свою Родину, уважение к её традициям | 1 | Комбинированный | | Различать государственные символы России; называть свой « адрес» в мире; различать объекты природы и объекты, созданные руками человека, | 2 неделя | |
4 | Наши проекты «Родной город (село)» | Фоторассказ о своем родном городе (селе) | 1 | Комбинированный | | Уметь составлять и защищать свой проект | 2 неделя | |
5 | Природа и рукотворный мир | Понятие природа, различие объектов живой природы и рукотворного мира | 1 | Комбинированный | | Различать государственные символы России; называть свой « адрес» в мире; различать объекты природы и объекты, созданные руками человека | 3 неделя | |
6 | Наши достижения по разделу «Где мы живем?» | Обобщение полученных знаний по разделу | | Урок-обобщение | | Различать государственные символы России; называть свой « адрес» в мире; различать объекты природы и объекты, созданные руками человека | 3 неделя | |
| | Природа (21ч) | | | | | |
7 | Неживая и живая природа | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе | 1 | Комбинированный | | Знать: – названия времён года; – основные свойства воздуха и воды; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. | 4 неделя | |
8 | Явления природы | Природные явления. Сезонные изменения в природе | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятие «явления природы»; – основные свойства воздуха и воды. Уметь: – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека | 4 неделя | |
9 | Как измеряют температуру? | Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. | 1 | Практическая работа | | Знать: – понятие «температура»; – правила измерения температуры; – названия времён года. Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека | 5 неделя | |
10 | Что такое погода? | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятие «погода»; – названия времён года; – названия осенних месяцев; – основные свойства воздуха и воды. Уметь: – отмечать погоду в дневнике наблюдений; – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека | 5 неделя | |
11 | Урок-экскурсия «В гости к осени» | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе | 1 | Урок-экскурсия | | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь: – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – выполнять правила поведения в природе | 6 неделя | |
12 | В гости к осени | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы | 1 | Урок-экскурсия | | Знать: – признаки осени; – названия осенних месяцев; – основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | 6 неделя | |
13 | Звёздное небо | Земля – планета | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятия «звездное небо»; – «созвездие». Уметь: – работать с картой звездного неба; | 7 неделя | |
14 | Заглянем в кладовые земли | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы | 1 | Практическая работа | | Знать: – понятия «горная порода» и «минералы»; – названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); – состав гранита. | 7 неделя | |
15 | Про воздух | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами | 1 | Комбинированный | | Знать: – основные свойства воздуха и воды; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Уметь: – определять свойства воздуха; – определять признаки сезонных изменений в природе | 8 неделя | |
16 | И про воду | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды | 1 | Комбинированный | | Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. Уметь: – называть свойства воды; – роль воды для живой природы; – называть очистительные сооружения | 8 неделя | |
17 | Какие бывают растения? | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | 1 | Практическая работа | | Знать: – чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; – лиственные и хвойные деревья; – 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу. Уметь: – определять растения; – называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | 9 неделя | |
18 | Какие бывают животные? | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных | 1 | Комбинированный | | Знать: – общие условия, необходимые для жизни животных; – особенности внешнего вида животных и растений; – особенности ухода за домашними животными; – меры безопасности при общении с животными; – 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу. Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | 9 неделя | |
19 | Невидимые нити | Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой | 1 | Комбинированный | | Знать понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | 10 неделя | |
20 | Невидимые нити в осеннем лесу | Особенности времен года (на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе | 1 | Комбинированный | | Знать понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями | 10 неделя | |
21 | Дикорастущие и культурные растения | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | 1 | Комбинированный | | Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь: – делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); – различать части растений, отображать их на рисунке | 11 неделя | |
22 | Дикие и домашние животные | Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивание детёнышей | 1 | Комбинированный | | Знать: – общие условия, необходимые для жизни животных; – особенности внешнего вида животных и растений; – особенности ухода за домашними животными; – меры безопасности при общении с животными. Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | 11 неделя | |
23 | Комнатные растения | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | 1 | Практическая работа | | Знать особенности выращивания комнатных растений. Уметь выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений | 12 неделя | |
24 | Животные живого уголка | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных | 1 | Комбинированный | | Знать: – представителей живого уголка; – правила ухода за животными живого уголка. Уметь правильно ухаживать за животными живого уголка | 12 неделя | |
25 | Про кошек и собак | Ответственность за животных, бережное отношение к животным. Наиболее распространенные породы кошек и собак | 1 | Комбинированный | | Знать: – породы кошек и собак; – правила ухода за животными живого уголка. Уметь: – называть редкие породы кошек и собак; – характеризовать условия жизни кошек и собак | 13 неделя | |
26 | Красная книга | Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | 1 | Комбинированный | | Знать: – историю создания Красной книги; – 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Выполнять правила поведения в природе Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | 13 неделя | |
27 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Обобщение полученных знаний по разделу | 1 | Урок-обобщение | | Знать: – названия времён года; – основные свойства воздуха и воды; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. | 14 неделя | |
| | Жизнь города и села (10ч) | | | | | | |
28 | Город и село | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятия «город» и «село»; – названия строительных машин; – примеры различных видов транспорта; – составные части экономики; – названия товаров; – понятия: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». | 14 неделя | |
29 | Что такое экономика | Человек – член общества. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятие «экономика»; – названия строительных машин; – примеры различных видов транспорта; – составные части экономики; – названия товаров. | 15 неделя | |
30 | Из чего что сделано | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 1 | Комбинированный | | Знать: – материалы и объекты труда; – составные части экономики; – названия товаров; – названия профессий. | 15 неделя | |
31 | Как построить новый дом | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 1 | Комбинированный | | Знать: – названия строительных машин; – этапы строительства дома; – названия профессий. Уметь рассказывать о строительстве домов в городе и селе | 16 неделя | |
32 | Какой бывает транспорт | Человек – член общества. Неживая и живая природа | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятие «транспорт»; – виды транспорта. | 16 неделя | |
33 | За покупками | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 1 | Комбинированный | | Знать: – названия товаров; – понятия «торговля», «гастроном»; – названия профессий. | 17 неделя | |
34 | Культура и образование | Понятие о культурных и образовательных учреждениях | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; – названия профессий. | 17 неделя | |
35 | Все профессии важны | Важность и значимость каждой профессии | 1 | Комбинированный | | Знать: – названия профессий; – особенности труда людей родного края. Уметь: – называть профессии своих родителей; – охарактеризовать 2–3 профессии | 18 неделя | |
36 | В гости к зиме | Времена года. Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа | 1 | Урок-экскурсия | | Знать: – признаки сезонных изменений в природе зимой; – названия зимующих птиц. | 18 неделя | |
37 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Жизнь города и села» | Обобщение полученных знаний по разделу | 1 | Урок-обобщение | | Иметь представления о жизни города и села, об отдельных производственных процессах | 19 неделя | |
| | Здоровье и безопасность (10ч) | | | | | | |
38 | Строение тела человека | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | 1 | Комбинированный | | Знать: – основные системы органов человека, их роль в организме; – правила сохранения и укрепления здоровья; – понятие «здоровый образ жизни». | 19 неделя | |
39 | Если хочешь быть здоров | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы | 1 | Урок – путешествие по городу «Здоровейску» | | Знать: – правила сохранения и укрепления здоровья; – понятие «здоровый образ жизни»; – режим дня, режим питания, профилактику болезней. | 20 неделя | |
40 | Поговорим о болезнях | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятие «болезнь»; – правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь проводить профилактику болезней | 20 неделя | |
41 | Берегись автомобиля! | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). | 1 | Урок- игра | | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | 21 неделя | |
42 | Домашние опасности | Меры безопасности в домашних условиях | 1 | Комбинированный | | Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. | 21 неделя | |
43 | Пожар | Противопожарная безопасность. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | 1 | Комбинированный | | Знать: – правила безопасности, которые надо соблюдать дома; – правила противопожарной безопасности; – правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире. | 22 неделя | |
44 | Лесные опасности | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | 1 | Урок-заочное путешествие | | Знать: – лесные опасности; – съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения; – правила экологической безопасности. | 22 неделя | |
45 | Как нужно купаться | Правила безопасного поведения на воде. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | 1 | Комбинированный | | Знать: – правила экологической безопасности, – как вести себя на природе; – правила поведения у водоёмов. Уметь выполнять правила поведения у водоема | 23 неделя | |
46 | Опасные незнакомцы | Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение | 1 | Комбинированный | | Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомые люди. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми | 23 неделя | |
47 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность» | Обобщение полученных знаний по разделу | 1 | Урок-обобщение | | Знать: – правила сохранения и укрепления здоровья; – понятие «здоровый образ жизни»; – режим дня, режим питания, профилактику болезней. | 24 неделя | |
| | Общение (6ч) | | | | | | |
48 | Наша дружная семья | Что такое семья, семейные традиции | 1 | Комбинированный | | Уметь: -оценивать характер взаимоотношения людей в семье; -правильно вести себя с близкими | 24 неделя | |
49 | В школе | Роль школы в жизни детей | 1 | Комбинированный | | Уметь: - оценивать характер взаимоотношения людей в школе; -правильно вести себя со взрослыми и сверстниками | 25 неделя | |
50 | Правила вежливости | Культура поведения и для чего она нужна | 1 | Комбинированный | | Знать: -правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками | 25 неделя | |
51 | Ты и твои друзья | Самое ценное в дружбе | 1 | Комбинированный | | Уметь: - оценивать характер взаимоотношения между сверстниками; -совершать добрые и справедливые поступки | 26 неделя | |
52 | Мы - зрители и пассажиры | Основные правила поведения в общественных местах | 1 | Комбинированный | | Уметь: -правильно вести себя в зрительном зале; -в общественном транспорте | 26 неделя | |
53 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | Обобщение полученных знаний по разделу | 1 | Урок-обобщение | | Уметь: - оценивать характер взаимоотношения людей в школе; -правильно вести себя со взрослыми и сверстниками | 27 неделя | |
| | Путешествия (17ч) | | | | | | |
54 | Посмотри вокруг… | Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятие «горизонт»; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | 27 неделя | |
55 | Ориентирование по местности | Определение сторон горизонта по компасу | 1 | Комбинированный | | Знать: – правила определения сторон горизонта с помощью компаса; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | 28 неделя | |
56 | Формы земной поверхности | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | 1 | Комбинированный | | Знать: – формы земной поверхности; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | 28 неделя | |
57 | Водные богатства | Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | 1 | Комбинированный | | Знать: – понятие «водоем»; – правила поведения у водоемов. | 29 неделя | |
58 | В гости к весне | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе | 1 | Урок-экскурсия | | Знать: -признаки весны. Уметь: -устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | 29 неделя | |
59 | В гости к весне | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта | 1 | Урок-экскурсия | | Знать: -признаки весны. Уметь: -устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | 30 неделя | |
60 | Россия на карте | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина. Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте | 1 | Комбинированный | | Знать: – название родной страны; – условные обозначения сторон горизонта; – Ф. И. О. первого космонавта, 2–3 созвездия. Уметь: – показывать на карте город Москву – столицу России, называть 2–3 достопримечательности; – показывать на карте границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | 30 неделя | |
61 | Путешествие по Москве | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | 1 | Комбинированный | | Знать: – столицу России; – правила работы с картой. Уметь: – показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | 31 неделя | |
62 | Московский кремль | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | 1 | Комбинированный | | Знать достопримечательности Москвы. Уметь: – показывать на карте город Москву – столицу России; – называть 2–3 достопримечательности | 31 неделя | |
63 | Город на Неве. Путешествие по Оке | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте | 1 | Комбинированный | | Знать достопримечательности города на Неве. Уметь: – показать на карте город на Неве; – называть 2–3 достопримечательности | 32 неделя | |
64 | Путешествие по планете | Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | 1 | Комбинированный | | Знать: – правила работы с картой и глобусом; – условные обозначения на карте и глобусе; – условные обозначения сторон горизонта. | 32 неделя | |
65 | Путешествие по материкам | Особенности материков | 1 | Комбинированный | | Уметь: -находить нужную информацию в учебнике и др.источниках; -использовать ее для подготовки сообщения | 33 неделя | |
66 | Страны мира | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | 1 | Комбинированный | | Знать страны мира. Уметь: – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу | 33 неделя | |
67 | Путешествие в космос | Земля – планета. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | 1 | Урок- игра | | Знать фамилию первого космонавта, 2–3 созвездия. Уметь работать с картой звездного неба | 34 неделя | |
68 | Впереди лето | Познакомить с признаками лета. Правила купания, загара. Помощь при ожогах | 1 | Комбинированный | | Знать: – правила поведения у водоёмов; – названия времен года; – названия летних месяцев; – правила безопасности, которые надо соблюдать во время летнего отдыха. | 34 неделя | |
69 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | Обобщение полученных знаний по разделу | 1 | Урок-обобщение | | Уметь: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | 35 неделя | |
70 | Что мы узнали и чему научились за год? | Обобщить знания, полученные детьми за год | 1 | Урок-обобщение | | Уметь применять полученные знания на практике | 35 неделя | |