№ п/п | Раздел | Примерная образовательная программа | Элементы минимального содержания образования | Тема | Планируемые результаты | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт |
1 | Россия – наша Родина. | | Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. | Россия - наша Родина | Воспитание патриотизма, гражданственности, формирование самоидентичности, приобщение к духовным ценностям человечества, российским национальным культурным ценностям | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России | | |
2 | Россия – наша Родина | | Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. | О вере, знание и культуре | Воспитание патриотизма, гражданственности, формирование самоидентичности, приобщение к духовным ценностям человечества, российским национальным культурным ценностям | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России | | |
3 | Священное писание | | Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. | О чем рассказывает Библия? | Осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями; принятие и освоение социальной роли | Владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям. | Владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам | | |
4 | Священное писание | | Познакомить детей с православной культурой, назначением иконы; уметь формулировать разницу между понятиями совесть и раскаяние | Что говорит о Боге православная культура | Продолжить формирование представлений о культуре семейных взаимоотношений, семейных традициях; мотивировать на понимание необходимости укрепления родственных отношений | Выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности. | Способствовать формированию первоначальных представлений о православии; - мотивировать на восприятие основ нравственной сути Православия, выраженной в заповедях Иисуса Христа | | |
5 | Священное писание | | Мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; способствовать укреплению веры в Россию | Добро и зло | Продолжить формирование представлений о культуре семейных взаимоотношений, семейных традициях; мотивировать на понимание необходимости укрепления родственных отношений | Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания; использовать соответствующие речевые средства для представления результата. | Выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | | |
6 | Священное писание | | Познакомить детей с православной культурой, назначением иконы; уметь формулировать разницу между понятиями совесть и раскаяние | Что говорит о человеке православная культура | Продолжить формирование представлений о культуре семейных взаимоотношений, семейных традициях; мотивировать на понимание необходимости укрепления родственных отношений | Выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности. | Способствовать формированию первоначальных представлений о православии; мотивировать на восприятие основ нравственной сути Православия, выраженной в заповедях Иисуса Христа | | |
7 | Священное писание | | Мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; способствовать укреплению веры в Россию | О талантах и душе человека | Продолжить формирование представлений о культуре семейных взаимоотношений, семейных традициях; мотивировать на понимание необходимости укрепления родственных отношений | Выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности. | Способствовать формированию первоначальных представлений о православии; мотивировать на восприятие основ нравственной сути Православия, выраженной в заповедях Иисуса Христа | | |
8 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий. | Спасение | Стремление к умению оформления мыслей в письменной речи; правильное осознание понятия «свобода выбора»; стремление к развитию эмоциональной отзывчивости. | Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | | |
9 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий. | Спаситель | Стремление к умению оформления мыслей в письменной речи; правильное осознание понятия «свобода выбора»; стремление к развитию эмоциональной отзывчивости. | Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | | |
10 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной. | Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. | Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; | Способствовать формированию первоначальных представлений о православии; - мотивировать на восприятие основ нравственной сути Православия, выраженной в заповедях Иисуса Христа; - формировать умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. | | |
11 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. | Золотое правило жизни христиан | Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; | Иметь общие представления об исторической роли православия в становлении российской государственности; иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознавать ценности человеческой жизни. | Формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания | | |
12 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной Работают с источниками информации. | Добродетели и страсти. Какой я? | Создавать условия для творения добра. | Содействовать формированию знаний о христианских добродетелях, которые приобретаются в аскетических трудах, восстанавливая образ и подобие Божие в человеке, противоположные им страсти по поэме святителя Иоасафа Белгородского «Брань семи добродетелей с семью грехами, раскрыть основные понятия христианской этики. | Способствовать развитию умений сопоставлять свои нравственные качества с качествами положительных лиц, умение рассуждать, делать выводы. | | |
13 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Познакомить с описанием основных содержательных составляющих добра. | Милосердие. Кто мой ближний? | Нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация); | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли. | | |
14 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений). | Жертвенная любовь | Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; | Иметь общие представления об исторической роли православия в становлении российской государственности; иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознавать ценности человеческой жизни. | Формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания | | |
15 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. | Победа над смертью | Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; | Способствовать формированию первоначальных представлений о православии; - мотивировать на восприятие основ нравственной сути Православия, выраженной в заповедях Иисуса Христа; - формировать умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. | | |
16 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения. | Проверь себя | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. | | |
17 | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении | | Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения. | Проверь себя | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. | | |
18 | Православные традиции России | | Познакомить с понятием «православный храм». Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Дать представление о назначении православного храма . | Православный храм | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие самостоятельности и личной ответственности. | Умение добывать информацию из различных источников; овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения; умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог; умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России; осознание ценности и духовности в человеческой жизни. формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России. | | |
19 | Православные традиции России | | Создавая условия для развития наблюдательности любознательности формировать умения отличать икону от живописи, сформировать отношение уважения к объектам православного искусства. | Православные таинства | Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры | Устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи. | Планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | | |
20 | Православные традиции России | | Создавая условия для развития наблюдательности любознательности формировать умения отличать икону от живописи, сформировать отношение уважения к объектам православного искусства. | Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство | Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры | Устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи. | Планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | | |
21 | Православные традиции России | | Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни. | Христианская семья | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | Строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять синтез, составлять целое из частей; определять ключевые слова текста; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме | | |
22 | Православные традиции России | | Развитие способности анализировать и обобщать информацию; развитие коммуникативных способностей; знакомство с различными видами календарей. | Православный календарь и праздники | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | Строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять синтез, составлять целое из частей; определять ключевые слова текста; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Развитие духовно-нравственной основы личности; осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой | | |
23 | Почитание святых в православном календаре | | Заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности | Святая Русь | Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие. | Узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости. | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; адекватно использовать речевые средства | | |
24 | Почитание святых в православном календаре | | Продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье. | Верность | Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; | Способствовать формированию первоначальных представлений о православии; - мотивировать на восприятие основ нравственной сути Православия, выраженной в заповедях Иисуса Христа; - формировать умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. | | |
25 | Почитание святых в православном календаре | | Познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радо- нежского; продолжить раскрытие смысла заповеди Божией о христиан- ской добродетели смирения как проявлении глубокой веры в Бога. | Смирение | Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; | Иметь общие представления об исторической роли православия в становлении российской государственности; иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознавать ценности человеческой жизни. | Формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания | | |
26 | Почитание святых в православном календаре | | Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. | Ратный подвиг | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | | |
27 | Почитание святых в православном календаре | | Заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. | Мужество | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
28 | Почитание святых в православном календаре | | Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения. | Христианская радость | Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; | Способствовать формированию первоначальных представлений о православии; - мотивировать на восприятие основ нравственной сути Православия, выраженной в заповедях Иисуса Христа; - формировать умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. | | |
29 | Почитание святых в православном календаре | | Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. | Подвиг веры | Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; | Иметь общие представления об исторической роли православия в становлении российской государственности; иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознавать ценности человеческой жизни. | Формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания | | |
30 | Почитание святых в православном календаре | | Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения. | Как сохранить красивый мир? Святыни России | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. | | |
31 | Творческий проект «Диалог культур и поколений» | | Познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Сохраним культурное наследие, святыни России | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять условия ее реализации | Владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | | |
32 | Творческий проект «Диалог культур и поколений» | | Познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значения | Сохраним культурное наследие, святыни России | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять условия ее реализации | Владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | | |
33 | Творческий проект «Диалог культур и поколений» | | Познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значения нравственности, веры и религии | Сохраним культурное наследие, святыни России | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять условия ее реализации | Владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | | |
34 | Творческий проект «Диалог культур и поколений» | | Познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Сохраним культурное наследие, святыни России | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять условия ее реализации | Владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | | |