ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интегрированная рабочая программа по русскому языку и родному (русскому) языку составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования ( с изменениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373», примерной программы по русскому языку под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого( УМК « Школа России») издательство Москва «Просвещение»,2014г,рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учетом учебника « Русский язык» для 2 класса под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого ( издательство Москва « Просвещение» 2018г.)
На изучение материала отведено 136 часов из расчета 4 часа в неделю. Согласно регионального базисного плана, утвержденного МО МБОУ «Пойменская СОШ им. Героя РФ Кадырбулатова Р.В.»
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели курса:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 675 часов для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования, из них во 2 классе 170 учебных часов из расчета 5 учебных часов в неделю. В связи с введением родного русского языка для обязательного изучения учащимися, для которых русский язык является родным, данная рабочая программа составлена на 136 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю (34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136ч.)
Наша речь (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (4 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (9 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(18 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (26 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (25ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (41ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (10 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 9 |
4 | Слова, слова, слова | 19 |
5 | Звуки и буквы | 26 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 24 |
7 | Части речи | 41 |
8 | Повторение | 10 |
| Итого: | 136 часов |
№ | Вид контроля | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Входной контроль | | |
2 | Рубежная контрольная работа | | |
3 | Итоговая контрольная работа | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание ( тема ) | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
План | факт |
Наша речь (3 ч) |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | 1 | Упр.5,с.8 | | |
2 | Диалог и монолог. | 1 | 1 | Упр.8,с.12 | | |
3 | Диалог и монолог | 1 | 1 | Упр.11,с.14 | | |
4 | Что такое текст? | 1 | 1 | Упр.12, с.16 | | |
5 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | 1 | Упр.17,с.19 | | |
6 | Части текста. | 1 | 1 | Упр.19,с.21 | | |
7 | Входная контрольная работа. | 1 | 1 | правила | | |
| Предложение (8ч) | | | | | |
8 | Что такое предложение? | 1 | 1 | Упр.24,с.26 | | |
9 | Как из слов составить предложение? | 1 | 1 | Уап.28.с.28 | | |
10 | Что такое главные члены предложения? | 1 | 1 | Упр.32, с.30 | | |
11 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | 1 | Упр.34,с.31 | | |
12 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | 1 | Упр.38,с.34 | | |
13 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | 1 | 1 | Упр.42,с.36 | | |
14 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | 1 | Упр.46,с.39 | | |
15 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.Остроухова «Золотая осень». | 1 | 1 | Упр.47, с.39 | | |
16 | Контрольный диктант №2 по теме: «Члены предложения» | 1 | 1 | правила | | |
Слова, слова, слова ….(18 ч) |
17 18 | Что такое лексическое значение слова? | 2 | 2 | Упр.50,с.43 Упр.57,с.46 | | |
19 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | 1 | Упр.61,с.49 | | |
20 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | 1 | Упр.65,с.51 | | |
21 | Что такое синонимы? | 1 | 1 | Упр.70,с.54 | | |
22 | Что такое антонимы? | 1 | 1 | Упр.73,с.56 | | |
23 | Контрольный диктант №3 по теме: «Значение слова» | 1 | 1 | правила | | |
24 25 | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 2 | 2 | Упр.76,с.57 Упр.83,с.60 | | |
26 27 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 2 | 2 | Упр.88,с.62 Упр.94,с.64 | | |
28 29 | Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? | 2 | 2 | Упр.98,с.67 Упр.103,с.69 | | |
30-31 | Обучающее сочинение по серии картинок. | 2 | 2 | Упр.105,с.70 | | |
33 32 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 2 | 2 | Упр.109,с.72 Упр.113,с.73 | | |
33 | Контрольный диктант №4 по теме: «Перенос слова» | 1 | 1 | Правила | | |
34 | Работа над ошибками. Перенос слова с одной строки на другую | 1 | 1 | Упр.114,с.74 | | |
Звуки и буквы (26 ч) |
35 | Как различать звуки и буквы? | 1 | 1 | Упр.120,с.80 | | |
36 37 | Как мы используем алфавит? | 2 | 2 | Упр.124,с.82 Упр.129,с.85 | | |
38 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | 1 | Упр,133,с.87 | | |
39 | Как определить гласные звуки? | 1 | 1 | Упр.140,с.92 | | |
40 | Контрольный диктант №5 по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова». | 1 | 1 | Правила | | |
41 42 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 2 | 2 | Упр. 145,с.95 Упр.153, с.99 | | |
43 44 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 2 | 2 | Упр.161, с.103 упр.169, с.107 | | |
45 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | 1 | Упр.177 с.111 | | |
46 | Диктант №6 по теме: «Правописание слов с безударными гласными звуками в корне». | 1 | 1 | Правила | | |
47 | Как определить согласные звуки? | 1 | 1 | Упр.182, с.114 | | |
48 49 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 2 | 2 | Упр.185, С.115 Упр.187, С.116 | | |
50 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 1 | Упр.191, С.118 | | |
51 | Работа с деформированном текстом. | 1 | 1 | С. 119,1-5 | | |
52 53 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 | 2 | Упр.196, С.121 Упр.201, С.123 | | |
54 55 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 2 | 2 | Упр.202, С.124 Упр.204, С.125 | | |
56 57 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 2 | 2 | Упр.207, С.126 Упр.209, С.128 | | |
58 | Диктант №7 по теме: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными». | 1 | 1 | Правила | | |
59 | Работа над ошибками. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | 1 | Карточка | | |
60 | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | 1 | С.129 | | |
| Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (25 ч) | | | | | |
61 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | 1 | Упр.4, С.5 | | |
62 | Развитие речи. Обучающее изложение «Муравьи» | 1 | 1 | Правила | | |
63 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | 1 | Упр.10, С.7 | | |
64 | Наши проекты. Рифма. | 1 | 1 | С.8-9 | | |
65 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | 1 | Упр.14, С.11 | | |
66 | Проверь себя «правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 1 | 1 | Упр.23, С.14 | | |
67 68 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 2 | 2 | Упр.26, С.17 Упр.28, С.18 | | |
69 | Диктант №8 по теме: «Правописание звонких и глухих согласных». | 1 | 1 | Правила | | |
70 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 | 1 | Карточка | | |
71 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | 1 | Упр.31,с20 | | |
72 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | 1 | Упр.35,с.23 | | |
73 | Изложение повествовательного текста «Синичка» | 1 | 1 | правила | | |
74 75 76 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 3 | 3 | Упр.38,с.24 Упр.44,с.26 Упр.49,с.28 | | |
77 | Диктант. № 9 по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов». | 1 | 1 | Правила | | |
78 | Работа над ошибками . Обобщение изученного материала. | 1 | 1 | Упр.50,с.29 | | |
79 80 81 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 2 | 2 | Упр.53,с.32 Упр.60,с.35 Упр.63,с.36 | | |
82 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | 1 | Упр.65,с.37 | | |
83 | Контрольное списывание. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 1 | Правила | | |
84 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | 1 | Упр.66,с37 | | |
85 | Обобщение изученного материала. | 1 | 1 | Упр.67,с.38 | | |
Части речи (41 ч) |
86 87 | Что такое части речи? | 2 | 2 | Упр.71,с.42 Упр.73, с.43 | | |
88 | Что такое имя существительное? | 1 | 1 | Упр.79,с.47 | | |
89 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 1 | Упр.86,с.51 | | |
90 91 92 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 3 | 3 | Упр.89,с52 Упр.94,с.55 Упр.98,с.55 | | |
93 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | 1 | 1 | Упр.101,с.59 | | |
94 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | 1 | Упр.103,с.60 | | |
95 | Обучающее изложение «Митина шляпа». | 1 | 1 | Правила | | |
96 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | 1 | Составить словарный диктант | | |
97 | Диктант №10 «Написание слов с заглавной буквы». | 1 | 1 | Правила | | |
98 99 100 | Работа над ошибками Единственное и множественное число имён существительных. | 3 | 3 | Карточка Упр.107,с.62 Упр,113,с.65 | | |
101 | Обучающее изложение «.Зайчик». | 1 | 1 | Правила | | |
102 | Проверка знаний. Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | 1 | Упр.115,с.66 | | |
103 | Диктант №11 по теме: «Имя существительное». | 1 | 1 | Правила | | |
104 105 | Работа над ошибками. Что такое глагол? | 2 | 2 | Карточка Упр.126,с.73 | | |
106 107 | Единственное и множественное число глаголов. | 2 | 2 | Упр.130,с.75 Упр.134,с.77 | | |
108 109 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 2 | 2 | Упр.137,с.79 Упр.140,с.80 | | |
110 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | 1 | Упр.143,с.81 | | |
111 | Что такое текст-повествование? | 1 | 1 | Упр.147,с.84 | | |
112 | Что такое имя прилагательное? | 1 | 1 | Упр.151,с.87 | | |
113 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 1 | Упр.154,с.90 | | |
114 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | 1 | Упр.157,с.91 | | |
115 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | 1 | Упр.162,с.94 | | |
116 | Что такое текст – описание? | 1 | 1 | Упр.165,с.96 | | |
117 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 1 | Упр.167,с.97 | | |
118 119 | Что такое местоимение? | 2 | 2 | Упр.174, с.102 Упр.179, с.104 | | |
120 121 | Что такое текст – рассуждение? | 2 | 2 | Упр.181, С.106 С.107,1-5 | | |
122 | Общее понятие о предлоге. | 1 | 1 | Упр.186, С.109 | | |
123 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 1 | Упр.189, С.111 | | |
124 | Восстановление предложений. | 1 | 1 | Упр.192, С.112 | | |
125 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 1 | С.113,1-4 | | |
126 | Диктант №12 по теме: «Раздельное написание предлогов со словами». | 1 | 1 | Правила | | |
Повторение (10 ч) |
127 | Повторение по теме «Текст». Сочинение по картине | 1 | 1 | Упр.202, с120 | | |
128 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | 1 | Упр.207, С.122 | | |
129 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | 1 | Упр.215, С.125 | | |
130 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | | Упр.219, С.127 | | |
131 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | 1 | Упр.222, С.128 | | |
132 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | Правила | | |
133 134 | Повторение и закрепление изученного материала. | 2 | 2 | Упр.225, С.129 Карточка | | |
135 136 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | 2 | 2 | Кроссворд | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
УЧЕБНО –МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч.. - М.: Просвещение, 2018.
2.Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018.
3.Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
4.Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.
5.Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 класс.
6.Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1 – 4 классы
7.Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2014.
8. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014.
9.О.Н.Крылова. Контрольные работы по русскому языку. К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2-х частях». Изд. «Экзамен» Москва, 2015.
10. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку. К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.
11.Компьютер
12.Мультимедиапроектор
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки:
исключения из правил;
повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов;
единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки:
первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста
Оценки | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
"5" | - | - | - | 1 исправление |
"4" | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
"3" | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
"2" | 4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
Словарный диктант
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Изложение
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примерное количество слов:
для словарных диктантов:8 - 10;
для контрольных диктантов:I полугодие - 25 - 30, конец года – 35-45;
для контрольных списываний:I полугодие – 25 - 30, конец года - 35 - 45;
для изложений:I полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65.
20