Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих документов и материалов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28),
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Авторская программа В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 2015 г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
2Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю в соответствии базисным учебным планом. Общее количество часов – 136 часов ( 34 учебных недель ).
3Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 9 |
4 | Слова, слова, слова | 17 |
5 | Звуки и буквы | 28 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 25 |
7 | Части речи | 41 |
8 | Повторение | 9 |
| | |
| Итого: | 136 часов |
Материально-техническое обеспечение.
Учебники:
Русский язык.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради(Русский язык).
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе
№ | Содержание ( тема ) | Тип урока. | Планируемые результаты (предметные) Элементы содержания | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Дата | |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
НАША РЕЧЬ (3 Ч) | |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | Урок рефлексии | Научатся ориентироваться в учебнике, узнают систему условных обозначений и правила работы с ней. | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. | Уметь договариваться и приходить к общему решению. | Планировать совместно с учителем свои действия. | | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | Урок введения новых знаний | С помощью наглядных примеров узнают, что речь является источником информации о человеке; научатся употреблять в речи «вежливые» слова. | Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Анализировать и делать выводы. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему. | | |
3 | Как отличить диалог от монолога?Проверка знаний. | Урок введения новых знаний | Научатся различать монолог от диалога и поймут осознанность их употребления | Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. | Различать диалог и монолог. | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | Аргументировать свою позицию. | | |
ТЕКСТ (4 Ч) | |
4 | Что такое текст? | Урок рефлексии | Повторят признаки текста. Научатся определять тему текста. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать предложение и группу предложений. | Аргументировать свою позицию. | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | |
5 | Что такое тема и главная мысль текста? | Урок введения новых знаний | Научатся определять тему и главную мысль текста. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять тему, главную мысль текста. | Уметь приходить к общему решению. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
6 | Части текста. | Урок введения новых знаний | Научатся выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Выделять части текста. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | |
7 | Диктант | Урок- контроль | Проверят умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 Ч) | |
8 | Что такое предложение?Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Научатся определять признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | |
9 | Как из слов составить предложение? | Урок введения новых знаний | Научатся составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. | Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
10 | Что такое главные члены предложения? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с терминами «главные члены», «основа предложения»; научатся находить главные члены предложения и его основу. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить основу и второстепенные члены предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | |
11 | Что такое второстепенные члены предложения? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с термином «второстепенные члены предложения»; научатся находить второстепенные члены предложения. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
12 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Урок введения новых знаний | Познакомятся с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научатся находить подлежащее и сказуемое в предложении. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить главные члены предложения. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | |
13 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятиями «и распространённое» и «нераспространённое» предложение; научатся находить в предложении подлежащее и сказуемое. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать распространённые и нераспространённые предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | |
14 | Как установить связь слов в предложении? | Урок введения новых знаний | Научатся задавать вопросы к словам в предложении. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме . | Умение проговаривать последовательность действий на уроке. | |
15 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | Урок развития речи | Научатся письменно излагать свои мысли. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | правильно строить предложения, излагая свои мысли. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке. | |
16 | Контрольное списывание | Урок – контроль | Научатся писать слова с орфограммами, правильно оформлять работу. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | замечать и правильно записывать слова с орфограммами | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(17 Ч) | |
17 | Что такое лексическое значение слова? Работа над ошибками. | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятием « лексическое значение слова». | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять лексическое значение слов. | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. | |
18 | Что такое однозначные и многозначные слова? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать однозначные и многозначные слова. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
19 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать прямое и переносное значение слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Волевая саморегуляция. | |
20 | Что такое синонимы? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с термином «синонимы»; пополнят словарный запас слов. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать оттенки значений синонимов. | Умение работать в паре, группе. | Формулировать проблему с . | |
21 | Что такое антонимы? | Урок введения новых знани | Познакомятся с термином «антонимы»; развивать речь; пополнят словарный запас . | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме . | Прогнозирование результата. | |
22 | Контрольный диктант. | Урок – контроль | Проверят навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. | |
23 -24 | Что такое родственные слова? Работа над ошибками. | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; видеть и образовывать родственные слова; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи. | Умение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
25 26 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; научатся находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |
27 | Какие бывают слоги? | Урок рефлексии | Научатся делить слова на слоги. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Делить слова на слоги. | Умение работать в паре, группе. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
28 | Как определить ударный слог? | Урок рефлексии | Научатся ставить ударение. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в словах ударный слог. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Прогнозирование результата. | |
29 | Как переносить слова с одной строки на другую? | Урок рефлексии | Научатся правильно переносить слова | Нравственно-этическая ориентация. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей | Переносить слова с одной строки на другую | . Планирование учебного сотрудничества. | . Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |
30 | Как переносить слова с одной строки на другую? Слов.диктант | Урок рефлексии | Научатся правильно переносить слова. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Переносить слова с одной строки на другую. | Планирование учебного сотрудничества. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |
31 | Обучающее сочинение по серии картинок. | Урок рефлексии Урок развития речи | . Научатся излагать письменную речь. | . Нравственно-этическая ориентация | Переносить слова с одной строки на другую. Писать сочинения по серии картинок. | Планирование учебного сотрудничества. Строить сообщения в устной и письменной форме | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
32 | Проверочная работа. | Урок – контроль | .Научатся исправлять ошибки. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть в словах орфограммы. | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. | |
33 | Контрольный диктант. | Урок – контроль | Научатся исправлять ошибки. Научатся проверять изученными орфограммами | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Объяснять допущенные ошибки, исправлять их | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Оценка результатов работы. | |
ЗВУКИ И БУКВЫ (28Ч) | |
34 | Как различать звуки и буквы? Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Обобщат знания о буквах и звуках; научатся различать звуки буквы. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов. | Управление поведением партнера | Прогнозирование результата. | |
35 | Как мы используем алфавит? | Урок рефлексии | Повторят порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
36 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | Урок рефлексии | Обобщат знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Писать имена собственные с большой буквы. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция, оценка | |
37 | Как определить гласные звуки? | Урок рефлексии | Научатся различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | Нравственно-этическая ориентация. | Видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
38 | Контрольный диктант. | Урок – контроль | Научатся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
39 40-44 | Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.. | Уроки рефлексии | Научатся находить безударные гласные в корне и проверять безударные гласные в корне; | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Постановка вопроса-инициативное сотрудничество | Уметь точно отвечать на вопросы. | |
45 47 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | Уроки рефлексии | Научатся проверять безударные гласные в корне; | Нравственно-этическая ориентация. | Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова. | Умение слушать и понимать речь других. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | |
48 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | Урок развития речи | Научатся оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
49 | Диктант. Работа над ошибками. | Урок – контроль | Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами | Планирование учебного сотрудничества. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
50 | Работа над ошибками.Как определить согласные звуки? | Урок рефлексии | Повторят изученный материал по теме «Согласные звуки». | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать гласные и согласные звуки. | Умение работать в паре, группе. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
51 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | Урок введения новых знаний | Познакомятся с особенностями буквы Й. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. | Умение работать в паре, группе. | Прогнозирование результата. | |
52 | Слова с удвоенными согласными. | Урок введения новых знаний | Познакомятся с правописанием слов с удвоенными согласными. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |
53 54 | Развитие речи. Работа с деформированном текстом Наши проекты .И в шутку и в серьез. | Урок развития речи | Научатся выражать свою мысль письменно и устно. | Нравственно-этическая ориентация. | Составлять рассказ по картинке. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
55 56 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Уроки рефлексии | Повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
57 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | Урок рефлексии | Повторят способы обозначения мягкости согласных на письме. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |
58 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | Уроки рефлексии | Повторят способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
59 | Контрольный диктант. | Урок – контроль | Повторят усвоение изученных тем. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять орфограмму и правильное написание слов. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
60 | Проверочная работа .Обобщающий урок. | Урок рефлексии | Научатся видеть, анализировать и исправлять ошибки. | Нравственно-этическая ориентация. | Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Оценка результатов работы. | |
61 | Наши проекты. Пишем письмо. Работа над ошибками. | Проектная деятельность | Познакомятся с понятием «письмо», правилами его написания. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Письменно излагать свои мысли, писать письма. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Оценка результатов работы. | |
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (25 Ч) | |
62 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | Урок введения новых знаний | Научатся правописанию слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; | Планирование учебного сотрудничества. | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. | |
63 | Развитие речи. Обучающее изложение. | Урок развития речи | Научатся определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; устанавливать связь между предложениями; развивать речь. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
64 65 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». Контрольный диктант | Урок –рефлексии | Обобщат знания о написании мягких и твёрдых согласных; | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
66 67 | Закрепление знаний.Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. | Проектная деятельность | Научатся проектной деятельности. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | |
68- | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Уроки введения новых знаний | Научатся правописанию слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; . | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
69 | Проверь себя «правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» | Урок –рефлексии | Научатся правописанию слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Устанавливать аналогии | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
70 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | Урок –рефлексии | Систематизируют знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Характеризовать парные звонкие и глухие согласные | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
71 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | Урок –контроль | Проверят навыки грамотного письма, | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах изученные орфограммы на слух. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
72 | Проверка парных согласных в корне слова. | Уроки введения новых знаний | Познакомятся со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
73 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Урок –рефлексии | Научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
74 | Изложение повествовательного текста. | Урок развития речи | Научатся умению правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
75- 77 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Уроки введения новых знаний | Научатся орфографической зоркости парных согласных разными способами; | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
78 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | Урок развития речи | Научатся умению правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
79 | Проверка знаний. Диктант. | Урок – контроль | Научатся правильно писать и контролировать свои записи. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах изученные орфограммы на слух. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
80 | Работа над ошибками . Обобщение изученного материала. | Урок –рефлексии | Научатся выполнять работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Оценка результатов работы. | |
81- 82 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Уроки введения новых знаний | Познакомятся с употреблением разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком;на учатся проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Сопоставлять произношение и написание слов | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
83 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | Урок –рефлексии | Научатся правописанию слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Писать и переносить слова с разделительным мягким знаком. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
84 | Контрольное списывание. | Урок – контроль | Проверят каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Безошибочно писывать текст с орфографическим проговариванием. | Планирование учебного сотрудничества. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
85 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | Урок развития речи | Научатся излагать свои мысли на письме; способствовать развитию речи и мышления учащихся; развивать орфографическую зоркость. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
86 | Обобщение изученного материала.Проверка знаний. | Урок –рефлексии | Проверят умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова, развивать орфографическую зоркость. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Соотносить произношение и написание слов. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
ЧАСТИ РЕЧИ (41 Ч) | |
87 | Что такое части речи? | Уроки введения новых знаний | Познакомятся с тремя самостоятельными частями речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Использовать специальную терминологию | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
88 | Что такое имя существительное? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятием об имени существительном;. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распределять имена существительные в тематические группы предметов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
89 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Урок введения новых знаний | Научатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что; находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Использовать специальную терминологию | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
90- 91, | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Уроки введения новых знаний | Научатся отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Использовать специальную терминологию | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
92 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | Урок введения новых знаний | Научатся писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать собственные имена существительные. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
93 | Заглавная буква в географических названиях. | Урок введения новых знаний | Научатся писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; | Нравственно-этическая ориентация. | Распознавать собственные имена существительные. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
94 | Обучающее изложение. | Урок развития речи | Научатся составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
95 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | Урок –рефлексии | Обобщат знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепят навыки правописания изученных орфограмм; | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать собственные имена существительные. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
96 | Диктант. | Урок –контроль | Обобщат знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
97 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число имён существительных | Уроки введения новых знаний | Познакомятся с понятием об изменении имён существительных по числам; на учатся определять число имён существительных | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Изменять имена существительные по числам. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
98- 99, | Единственное и множественное число имён существительных. | Уроки введения новых знаний | Познакомятся с понятием об изменении имён существительных по числам; на учатся определять число имён существительных | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Изменять имена существительные по числам. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
100 | Обучающее изложение. | Урок развития речи | Научатся составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении;развитию речи ; развитию орфографической зоркости. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
101 | Проверка знаний. | Урок –контроль | Проверят умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные, изменять существительные по числам; | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Распознавать в речи имена существительные | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
102 | Диктант. Работа над ошибками. | Урок –контроль | Обобщат знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
103, | Работа над ошибками. Что такое глагол? | Уроки введения новых знаний | Познакомятся с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать делать выводы, сравнивать. | |
104 | Что такое глагол. | Уроки введения новых знаний | Познакомятся с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать делать выводы, сравнивать. | |
105- 106 | Единственное и множественное число глаголов. | Уроки введения новых знаний | Познакомятся с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять число глаголов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
107 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Урок введения новых знаний | Научатся правописанию раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить их отличительными признаками и ролью в речи; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
108 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | Урок –рефлексии | Научатся правописанию раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь. | Нравственно-этическая ориентация. | Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | |
109 | Что такое текст-повествование? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – повествование и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
110 | Проверка знаний. | | | | | | | |
111 | Что такое имя прилагательное? | Урок введения новых знаний | Познакомятся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить прилагательные в тексте. | Умение выражать свои мысли | | |
112 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Урок введения новых знаний | Познакомятся со смысловым значением имён прилагательных; связь имени прилагательного с именем существительным. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Устанавливать связь между существительным и прилагательным. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
113 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | Урок введения новых знаний | Получат представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
114 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | Урок введения новых знаний 1 час | Научатся распознавать прилагательные в единственном и множественном числе. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять число имени прилагательного. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
115 | Что такое текст – описание? | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – описание и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
116 | Проверка знаний. | Урок –контроль | Проверят знания по теме «Имя прилагательное». | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Устанавливать связь между существительным и прилагательным. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
117 | Общее понятие о предлоге. | Урок введения новых знаний | Познакомятся с предлогом как часть речи, его роли в предложении. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Осознавать предлог как часть речи. | Владение диалоговой речи. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
118 | Раздельное написание предлогов со словами. | Урок –рефлексии | Научатся писать предлоги раздельно с другими словами в предложении. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов. | Умение слушать и понимать речь других. | |
119 | Восстановление предложений. | Урок –рефлексии | Научатся анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать предлоги отдельно от других слов. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
120 | Проверка знаний. | Урок –контроль | Проверят умение писать наиболее употребляемые предлоги. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
121-122 | Диктант. Работа над ошибками | Урок –контроль | Проверят умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Писать предлоги отдельно от других слов. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
123, 124 | Что такое местоимение? | Уроки введения новых знаний | Получат представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Осознавать местоимение как часть речи. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
125 126 | Что такое текст – рассуждение? Проверка знаний. | Урок введения новых знаний | Познакомятся с понятием текст – рассуждение, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – рассуждение и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
127 | Контрольный диктант. | Урок –контроль | Проверят правописание слов с изученными орфограммами. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
ПОВТОРЕНИЕ (9Ч) | |
128 129 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Текст». Сочинение по картине | Урок –рефлексии | Повторить изученный материал по теме «Текст». | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Отличать текст от предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
130 | Повторение по теме «Предложение». | Урок –рефлексии | Повторить изученный материал по теме «Предложение». | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Отличать предложение от группы слов. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
131 | Повторение по теме «Слово и его значение». | Урок –рефлексии | Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение». | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать однокоренные слова по двум признакам. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
132 | Повторение по теме «Части речи». | Урок –рефлексии | Повторить изученный материал по теме «Части речи». | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать части речи. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | |
133 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | Урок –рефлексии | Повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы». | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Проводить фонетический анализ слова. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | |
134 | Повторение по теме «Правила правописания». | Урок –рефлексии | Проверить знания учащихся о правилах правописания. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
135 | Контрольное списывание. | Урок – контроль | Проверят умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Видеть орфограммы в слове. | Планирование учебного сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
136 | Повторение и закрепление изученного материала. | Урок –рефлексии | Повторят и закрепят изученный материал; проверят знания учащихся. | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Планирование учебного сотрудничества | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
8