№ п/п | № темы | Наименование раздела программы, тема урока. | Всего часов. | Дата план | Дата факт |
| 1. | Знаем – повторим, не знаем – узнаем | 20 часов | | |
1 | 1.1 | Повторение изученного и расширение сведений. Повторение изученного о речи. | 1 | | |
2 | 1.2 | Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») | 1 | | |
3 | 1.3 | Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи. | 1 | | |
4 | 1.4 | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. | 1 | | |
5 | 1.5 | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | 1 | | |
6 | 1.6 | Будем решать орфографические задачи – известные и новые. Повторение изученного по орфографии. | 1 | | |
7 | 1.7 | Повторение изученного по орфографии. | 1 | | |
8 | 1.8 | Совершенствование различных умений | 1 | | |
9 | 1.9 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- | 1 | | |
10 | 1.10 | Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство). | 1 | | |
11 | 1.11 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци- (общее знакомство). | 1 | | |
12 | 1.12 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци-. | 1 | | |
13 | 1.13 | Общее знакомство со сложными словами. | 1 | | |
14 | 1.14 | Освоение изученных орфографических правил. | 1 | | |
15 | 1.15 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении | 1 | | |
16 | 1.16 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении | 1 | | |
17 | 1.17 | Совершенствование различных умений. | 1 | | |
18 | 1.18 | Контрольный диктант №1 по итогам повторения по теме « Знаем – повторим, не знаем – узнаем». | 1 | | |
19 | 1.19 | Изложения. Рассказы о словах, событиях. | 1 | | |
20 | 1.20 | Совершенствование различных умений | 1 | | |
| 2. | Морфология. Каждое слово – часть речи. | 26 часов | | |
21 | 2.1 | Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи» | 1 | | |
22 | 2.2 | Знакомство с названиями частей речи. | 1 | | |
23 | 2.3 | Назовём слова-указатели | 1 | | |
24 | 2.4 | Освоение личных местоимений | 1 | | |
25 | 2.5 | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | | |
26 | 2.6 | Обучение употреблению и написанию служебных частей речи | 1 | | |
27 | 2.7 | Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи | 1 | | |
28 | 2.8 | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи | 1 | | |
29 | 2.9 | Изложение: обучение рассказу о событиях. «Случай в лесу» | 1 | | |
30 | 2.10 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии | 1 | | |
31 | 2.11 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии | 1 | | |
32 | 2.12 | Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | | |
33 | 2.13 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. | 1 | | |
34 | 2.14 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | 1 | | |
35 | 2.15 | Закрепление изученного. | 1 | | |
36 | 2.16 | Контрольный диктант № 2 по теме «Каждое слово – часть речи» | 1 | | |
37 | 2.17 | Сравниваем части речи Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного | 1 | | |
38 | 2.18 | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных | 1 | | |
39 | 2.19 | Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных | 1 | | |
40 | 2.20 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | | |
41 | 2.21 | Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. | 1 | | |
42 | 2.22 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. | 1 | | |
43 | 2.23 | Освоение способа действия для определения падежей. | 1 | | |
44 | 2.24 | Закрепление изученного материала. | 1 | | |
45 | 2.25 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам. | 1 | | |
46 | 2.26 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам. | 1 | | |
| 3. | Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол. | 27 часов | | |
47 | 3.1 | Глагол как часть речи. Повторение изученного о частях речи. | 1 | | |
48 | 3.2 | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. | 1 | | |
49 | 3.3 | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. | 1 | | |
50 | 3.4 | Знакомство с системой времён глагола. | 1 | | |
51 | 3.5 | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени. | 1 | | |
52 | 3.6 | Закрепление изученного о системе времён глагола. | 1 | | |
53 | 3.7 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | | |
54 | 3.8 | Как отличить глагол от других частей речи? | 1 | | |
55 | 3.9 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. | 1 | | |
56 | 3.10 | Закрепление изученного о неопределённой форме глагола. | 1 | | |
57 | 3.11 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме. | 1 | | |
58 | 3.12 | Закрепление изученного о неопределённой форме глагола. | 1 | | |
59 | 3.13 | Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед –ть. | 1 | | |
60 | 3.14 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | | |
61 | 3.15 | Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях | 1 | | |
62 | 3.16 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний. | 1 | | |
63 | 3.17 | Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. | 1 | | |
64 | 3.18 | Закрепление изученного о глаголах прошедшего времени. | 1 | | |
65 | 3.19 | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. | 1 | | |
66 | 3.20 | Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. | 1 | | |
67 | 3.21 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. | 1 | | |
68 | 3.22 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению | 1 | | |
69 | 3.23 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. | 1 | | |
70 | 3.24 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
71 | 3.25 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | | |
72 | 3.26 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | | |
73 | 3.27 | Контрольный диктант № 3 по теме «Глагол как часть речи» | 1 | | |
74 | 3.28 | Учимся рассказывать о действиях(5часов). Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица | 1 | | |
75 | 3.29 | Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии). | 1 | | |
76 | 3.30 | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды | 1 | | |
77 | 3.31 | Создание текста «Как я сделаю…» | 1 | | |
78 | 3.32 | Написание новогодних поздравлений. | 1 | | |
| 4. | Что мы знаем о частях речи? | 16 часов | | |
79 | 4.1 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | | |
80 | 4.2 | Закрепление изученного, обобщение знаний о частях речи. | 1 | | |
81 | 4.3 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных | 1 | | |
82 | 4.4 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. | 1 | | |
83 | 4.5 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. | 1 | | |
84 | 4.6 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | | |
85 | 4.7 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | | |
86 | 4.8 | Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме | 1 | | |
87 | 4.9 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах | 1 | | |
88 | 4.10 | Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах | 1 | | |
89 | 4.11 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | | |
90 | 4.12 | Снова пересказываем и рассказываем | 5 часов 1 | | |
91 | 4.13 | Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени | 1 | | |
92 | 4.14 | Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию. | 1 | | |
93 | 4.15 | Создание рассказа по картинкам | 1 | | |
94 | 4.16 | Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям | 1 | | |
| 5. | Возвращаемся к разговору о предложении | 17 часов | | |
95 | 5.1 | Повторение изученного о предложении | 1 | | |
96 | 5.2 | Знакомство с понятием «член предложения» | 1 | | |
97 | 5.3 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | 1 | | |
98 | 5.4 | Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом | 1 | | |
99 | 5.5 | Закрепление изученного о предложении. | 1 | | |
100 | 5.6 | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения | 1 | | |
101 | 5.7 | Закрепление изученного о членах предложения. | 1 | | |
102 | 5.8 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | | |
103 | 5.9 | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений | 1 | | |
104 | 5.10 | Закрепление изученного о предложении. | 1 | | |
105 | 5.11 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | 1 | | |
106 | 5.12 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | 1 | | |
107 | 5.13 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | | |
108 | 5.14 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
109 | 5.15 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложение». | 1 | | |
110 | 5.16 | Рисуем словесные картины и учим друг друга. Создание текстов изобразительного характера | 1 | | |
111 | 5.17 | Создание текста-инструкции | 1 | | |
| 6. | И вновь о частях речи | 20 часов | | |
112 | 6.1 | Повторение изученного об именах. | 1 | | |
113 | 6.2 | Повторение изученного об именах. | 1 | | |
114 | 6.3 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей» | 1 | | |
115 | 6.4 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1 | | |
116 | 6.5 | О значении имён прилагательных | 1 | | |
117 | 6.6 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1 | | |
118 | 6.7 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1 | | |
119 | 6.8 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | 1 | | |
120 | 6.9 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение | 1 | | |
121 | 6.10 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение | 1 | | |
122 | 6.11 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе | 1 | | |
123 | 6.12 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
124 | 6.13 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе | 1 | | |
125 | 6.14 | Закрепление изученного о частях речи. | 1 | | |
126 | 6.15 | Закрепление изученного о частях речи. | 1 | | |
127 | 6.16 | Контрольный диктант № 5 по теме «Части речи» | 1 | | |
128 | 6.17 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» | 1 | | |
129 | 6.18 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» | 1 | | |
130 | 6.19 | Изложение: обучение правильности и точности речи. | 1 | | |
131 | 6.20 | Создание словесных зарисовок. | 1 | | |
| 7. | Обо всём, что мы теперь знаем- | 17 часов | | |
132 | 7.1 | Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | 1 | | |
133 | 7.2 | Изложение с элементами сочинения на основе картины. | 1 | | |
134 | 7.3 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. | 1 | | |
135 | 7.4 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. | 1 | | |
136 | 7.5 | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями | 1 | | |
137 | 7.6 | Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения | 1 | | |
138 | 7.7 | Закрепление изученного о частях речи, предложении. | 1 | | |
139 | 7.8 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | | |
140 | 7.9 | Формирование умения рассказывать о словах; написание изложения. | 1 | | |
141 | 7.10 | Написание изложения на тему «Ещё немного из истории слов». | 1 | | |
142 | 7.11 | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. | 1 | | |
143 | 7.12 | Решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
144 | 7.13 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | | |
145 | 7.14 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | | |
146 | 7.15 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | | |
147 | 7.16 | Итоговая контрольная работа № 6 | 1 | | |
148 | 7.17 | Анализ, обсуждение итоговой контрольной работы. | 1 | | |
| 8. | Продолжаем учиться хорошей речи | 16 часов | | |
149 | 8.1 | Оцениваем, описываем, повествуем. Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1 | | |
150 | 8.2 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | | |
151 | 8.3 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | | |
152 | 8.4 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста | 1 | | |
153 | 8.5 | Совершенствование речевых умений | 1 | | |
154 | 8.6 | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. | 1 | | |
155 | 8.7 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. | 1 | | |
156 | 8.8 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника. | 1 | | |
157 | 8.9 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника. | 1 | | |
158 | 8.10 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | | |
159 | 8.11 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | | |
160 | 8.12 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений. | 1 | | |
161 | 8.13 | Создание текстов разных жанров: кулинарных рецептов, инструкций, писем. | 1 | | |
162 | 8.14 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем | 1 | | |
163 | 8.15 | Совершенствование речевых умений. | 1 | | |
164 | 8.16 | Совершенствование речевых умений. | 1 | | |
| 9. | Подводим итоги, строим планы (6часов ) | 6часов | | |
165 | 9.1 | Перелистывая учебник… Анализ справочных страниц, обсуждение и оценка приобретённых знаний и умений. | 1 | | |
166 | 9.2 | Коллективная работа (в группах) по разработке вопросов викторины «Наш родной язык», формулировка вопросов, обдумывание ответов, обсуждение плана проведения викторины. | 1 | | |
167 | 9.3 | Участие в викторине «Наш родной язык» | 1 | | |
168 | 9.4 | Обмен мнениями об уроках русского языка. Изложение «Самый памятный урок в году». | 1 | | |
169 | 9.5 | Обсуждение трудностей в изучении русского языка, планирование способов их преодоления. Индивидуальная работа по созданию текстов на тему «Чем я другу помогу» | 1 | | |
170 | 9.6 | Групповая работа по предположению, прогнозированию вопросов, которые должны изучаться в дальнейшем. Летние задания. | 1 | | |
| | Всего: | 170 часов | | |