МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5 Г.ВОЛГОДОНСКА
РАССМОТРЕНО на заседании МО __________ /_____________/ Протокол №____ от "___" ________год 2022. | СОГЛАСОВАНО замдиректора по УВР __________ /_____________/ от "___" ________ год 2022. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе
по учебному предмету
РУССКИЙ ЯЗЫК
5 класс
Составитель:Ломакова Н.В. ,
учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №5
Волгодонск, 2022 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5А класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования, на основе примерной Программы среднегообщего образования, Рабочей программы по русскому языку МБОУ СШ №5 г.Волгодонска.
Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане МБОУ СШ №5.
На изучение учебного предмета в учебном плане МБОУ СШ №5 г. Волгодонска для 5 классов (базовый уровень) предусмотрено количество часов: в неделю – 5ч.; в год 170 ч.
Календарно-тематическое планирование
Фактически программа будет выполнена в 5А классе за _133_ часа (4.11, 5.11, 23.02, 7.03, 1.05, 9.05- праздничные дни). Темы изучаются за счёт уроков повторения в конце учебного года.
№ | Дата 5А | Тема урока | К-во час. | Домашнее задание | ЭОР |
1 | 01.09 | ЯЗЫКИОБЩЕНИЕ(3ч)Язык человека. Язык и речь. Язык –важнейшее средство общения. | 1 | § 1 стр. 3-4 упр.3 | презентация |
2 | 02.09 | Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | 1 | §2-4 стр.4-10 упр. 9 | |
3 | 05.09 | Р/Р.Стили речи | 1 | §5 стр.10-13упр 17 | презентация |
4 | 06.09 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНЫХК ЛАССАХ(23ч) Входной контроль Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | §6 стр.14-15упр.22 | |
5 | 07.09 | Орфограмма.Составслова. | 1 | §7 стр. 16-17упр.26 | |
6 | 08.09 | Правописание проверяемых безударныхгласныхв корне слова | 1 | §8 стр. 18 -22 упр 31 | |
7 | 09.09 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | §8 стр. 18-22 упр 34 | |
8 | 12.09 | Правописание проверяемых согласныхвкорне слова | 1 | §8 стр.18-22 упр.40 | |
9 | 13.09 | Правописание проверяемых согласныхвкорне слова | 1 | §9 стр. 22-25 упр.43 | |
10 | 14.09 | Правописание непроизносимых инепроверяемых согласных в корнеслова | 1 | §10 стр. 25-27 упр 48 | |
11 | 15.09 | Буквыи,у,апослешипящих | 1 | §11 стр. 27 упр 55 | |
12 | 16.09 | Разделительные ъ и ь | 1 | §12 стр. 28-29 упр 57 | |
13 | 19.09 | Раздельное написание предлогов сдругими словами | 1 | §13 стр. 29-32 | |
14 | 20.09 | Р/Р.Текст | 1 | §14 стр. 32-34 | |
15 | 21.09 | Р/Р.Обучающее изложение Хитрый заяц» | 1 | Упр 69 | |
16 | 22.09 | Части речи. Глагол. Ь на конце глаголов 2 лица | 1 | §14 стр.34-35 упр75 | |
17 | 23.09 | Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами. | 1 | §14 стр. 34-35 упр80 | |
18 | 26.09 | Правописание -тся и-ться в глаголах | 1 | §15 стр. 35-38упр 84 | презентация |
19 | 27.09 | Р/Р.Тематекста | 1 | §16-17 стр.39-42 упр. 87 | |
20 | 28.09 | Правописание безударных личныхокончанийглаголов.Несглаголами | 1 | § 19 стр. 43-44упр 91 | |
21 | 29.09 | ВПР. Имя существительное. Падежныеокончания. | 1 | §20 стр. 45-48упр 98 | |
22 | 30.09 | Имя существительное. Падежныеокончания. | 1 | §20 стр. 45-48 упр.100 | |
23 | 03.10 | Имяприлагательное | 1 | § 21 стр. 48-50 упр. 106 | |
24 | 04.10 | Местоимение | 1 | § 22стр. 42-43, 53-55 упр.113 | |
25 | 05.10 | Р\Р.Основнаямысльтекста | 1 | §23 стр. 51-52 упр.117 | |
26 | 06.10 | Р/Р. Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | 1 | Стр.54 упр119 | |
27 | 07.10 | Повторение и обобщение изученного в5 классе.Вводный урок по проектированию | 1 | Вопросы стр. 55 | |
28 | 10.10 | Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
29 | 11.10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 | | |
30 | 12.10 | СИНТАКСИС.ПУНКТУАЦИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ(31ч)Синтаксис и пунктуация. | 1 | §24,25 стр. 56-60упр 126 | |
32 | 13.10 | Словосочетание. Способы грамматической связи. | 1 | §26 стр. 61-65 упр135 | |
33 | 14.10 | Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. | 1 | §27 стр. 66-69упр 139 | |
34 | 17.10 | Разборсловосочетаний. | 1 | §27стр. 69 Упр144 | |
35 | 18.10 | Предложение. Простое предложение. | 1 | §28 стр. 70-72 | |
36 | 19.10 | Р/Р.Обучающее сжатое изложение | 1 | стр. 75 | |
37 | 20.10 | Виды предложений по целивысказывания | 1 | §29стр. 76Упр.150 | |
38 | 21.10 | Р/Р.Обучающее сочинение -повествование на тему «Памятный(интересный,в еселый) день» | 1 | §30 стр. 82 | |
39 | 24.10 | Члены предложения. Главные членыпредложения.Подлежащее | 1 | § 31 стр. 82-83 упр 169 | |
40 | 25.10 | Сказуемое | 1 | §31 стр. 84 упр171 | |
41 | 26.10 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | §32 стр. 86-87 упр 178 | |
42 | 27.10 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | §33-34 стр. 88-89 упр 182 | |
43 | 28.10 | Определение | 1 | §35 стр. 92-95 упр 191 | |
44 | 07.11 | Обстоятельство | 1 | §36 стр. 96-98 упр 202 | |
45 | 08.11 | Предложения с однородными членами | 1 | §37стр. 99-101 упр 205 | |
46 | 09.11 | Предложения с однородными членами | 1 | §38 стр102-103 упр 210 | |
47 | 10.11 | Обобщающие слова при однородныхчленахпредложения | 1 | §38 стр. 104-105 упр 217 | презентация |
48 | 11.11 | Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении. | 1 | §39 стр. 106-110 упр 228 | |
49 | 14.11 | Р/Р.Письмо | 1 | §40 стр. 110-113 упр 232 | |
50 | 15.11 | Контрольная работа№2 по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | | |
51 | 16.11 | Анализконтрольнойработы. Простые исложныепредложения. | 1 | § 41-42 стр. 113-115 упр235 | |
52 | 17.11 | Простые и сложные предложения | 1 | §43 стр. 117-120 упр 244 | |
53 | 18.11 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | §44 стр.121-123 упр 251 | |
54 | 21.11 | Р/Р. Речевойэтикет. Прямаяречь | 1 | §45 стр123-126 упр252 | |
55 | 22.11 | Речевой этикет.Прямаяречь | 1 | §45 стр123-126 упр256 | |
56 | 23.11 | Правила этикета.Диалог Пунктуацияпридиалоге | 1 | §46 стр. 127-130 упр260 | |
57 | 24.11 | Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова«Опять двойка!» | 1 | | |
58 | 25.11 | Повторение иобобщениеизученного материала. | 1 | стр. 131 вопросы | |
59 | 28.11 | Контрольная работа№3по теме «Синтаксис» | 1 | | |
60 | 29.11 | Анализконтрольнойработы. | 1 | Стр. 133 упр 267 | |
61 | 30.11 | ФОНЕТИКА.ОРФОЭПИЯ.ГРАФИКА.ОРФОГРАФИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ(12ч) Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Гласныезвуки | 1 | §47-48 стр.138 упр 271 | |
62 | 01.12 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые имягкие | 1 | §49-51 стр139-141 упр 289 | |
63 | 02.12 | Р/Р. Типы речи.Повествование иегоструктура | 1 | §52 стр 143 упр291 | |
64 | 05.12 | Р/Р. Типы речи. Повествование и его структура | 1 | Упр 292 | |
65 | 06.12 | Согласныезвонкиеиглухие | 1 | §53 стр. 145-146 упр 293 | презентация |
66 | 07.12 | Графика.Алфавит | 1 | §54 стр. 147-149 упр 305 | |
67 | 08.12 | Р/Р. Описание предмета | 1 | §56 стр. 152-153упр 312 | |
68 | 09.12 | Обозначение мягкости согласных спомощью ь. | 1 | §57 стр. 155-157 упр 317 | |
69 | 12.12 | Двойная роль букв е, ё, ю,я | 1 | §58 стр. 158 -159 упр 323 | |
70 | 13.12 | Двойная роль букв е, ё, ю,я | 1 | §58 стр. 158-159 упр 325 | |
71 | 14.12 | Орфоэпия.Ударение. | 1 | §59 стр. 160-162 упр 334 | |
72 | 15.12 | Фонетический разбор слова | 1 | §60 стр 163 упр. 337 | |
73 | 16.12 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе«Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография.Культура речи» | 1 | §60 стр. 164 вопросы | |
74 | 19.12 | Контрольная работа№4 по теме«Фонетика.Орфоэпия.Графика» | 1 | | |
75 | 20.12 | Анализ контрольной работы | 1 | §62 стр. 143-145 | |
76 | 21.12 | Р/Р.Устное сочинение по картине И.И.Машкова «Натюрморт с маками и васильками» | 1 | Упр. 339 | презентация |
77 | 22.12 | ЛЕКСИКА.КУЛЬТУРА РЕЧИ(12ч)Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение | 1 | §61 Стр. 167-169 упр 347 | |
78 | 23.12 | Однозначные имногозначныеслова | 1 | §62 стр 171-174 упр 357 | |
79 | 26.12 | Однозначные имногозначныеслова | 1 | Стр. 175 Упр 360 | |
80 | 27.12 | Прямое и переносное значение словР/Р | 1 | §63 стр 175 -177 упр. 366 | |
81 | 28.12 | Прямое и переносное значение словР/Р | 1 | §63 стр. 175-177 упр.371 | |
82 | 29.12 | Омонимы | 1 | §64стр.178-180 упр 374 | |
83 | 11.01 | Омонимы | 1 | §64 упр 378 | |
84 | 12.01 | Синонимы | 1 | §65 стр. 180-185 упр382 | |
85 | 13.01 | Синонимы | 1 | §65 стр. 180-185 упр 387 | |
86 | 16.01 | Антонимы. Паронимы | 1 | §66-67 стр. 185-186 упр. 395 | |
87 | 17.01 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи» | 1 | Стр.190, упр.404 | |
88 | 18.01 | Контрольная работа №5 по теме«Лексика. Культура речи» | 1 | | |
89 | 19.01 | Анализ контрольной работы. | 1 | Стр. 190 контр. вопросы | |
90 | 20.01 | Р/Р. Подробное изложение «Первый снег» | 1 | Стр. 191упр. 408 | презентация |
91 | 23.01 | Р/Р. Подробное изложение«Первый снег» | 1 | Упр.408 | |
92 | 24.01 | МОРФЕМИКА.ОРФОГРАФИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ(21ч)Морфемика как раздел лингвистики.Морфема — наименьшая значима часть слова. Изменение и образование слов | 1 | § 68-69 стр. 4-5 упр.410 | |
93 | 25.01 | Окончание и основа самостоятельных частей речи. | 1 | § 70 -71 стр. 7 упр. 416 | |
94 | 26.01 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. | 1 | § 72 стр. 12 упр 427 | |
95 | 27.01 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. | 1 | §72стр. 13-14 упр.429 | |
96 | 30.01 | Р/Р.Рассуждение.Обучающее сочинение. | 1 | §73 стр 15 упр.437 | |
97 | 31.01 | Суффикс | 1 | §74 стр. 18 упр. 442 | |
98 | 01.02 | Приставка | 1 | §75 стр. 21-22упр.452 | |
99 | 02.02 | Р\Р выборочное изложение текста с изменением лица«Последний лист орешника». | 1 | §77 стр. 23 упр. 456 | |
100 | 03.02 | Р\Р выборочное изложение текста с изменением лица«Последний лист орешника».Анализ работ. | 1 | §77 стр. 23-упр.456 | |
101 | 06.02 | Чередование гласных и согласных звуков | 1 | §76 стр. 24-26 упр.458 | |
102 | 07.02 | Полногласные и неполногласные сочетания | 1 | §77 стр. 26-27 упр.462 | |
103 | 08.02 | Полногласные инеполногласныесочетания | 1 | §77 стр. 26-28упр 464 | |
104 | 09.02 | Морфемный разбор слова | 1 | §78-79 стр.28-29 упр. 468 | |
105 | 10.02 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | §80 стр 30-31 упр 473 | |
106 | 13.02 | Буквы зисна концеприставок | 1 | §81 стр32-33 упр 475 | |
107 | 14.02 | Чередование букв о—а в корне–лаг-/-лож- | 1 | §82 стр. 35-36 упр 484 | |
108 | 15.02 | Чередование букв о—а в корне–раст-/-рос- | 1 | §83 стр.37-338 упр 490 | |
109 | 16.02 | Буквы ё—о послешипящихвкорне | 1 | §84 стр. 39-41 упр 496 | |
110 | 17.02 | Буквыи—ы послец | 1 | §86 стр. 42-43 упр 499 | |
111 | 20.02 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе«Морфемика. Орфография.Культураречи» | 1 | Стр 44 вопросы упр 502 | |
112 | 21.02 | Контрольная работа №6потеме«Морфемика» | 1 | | |
113 | 22.02 | Анализконтрольнойработы | 1 | Стр. 45 упр 504 | |
114 | 27.02 | Р/Р. Обучающее сочинение-описание картины .Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | С тр. 47Упр. 508 | |
115 | 28.02 | Самостоятельные и служебные части речи. Имясуществительное как часть речи. | 1 | §86 стр. 48-49 упр 510 | |
116 | 01.03 | Имя существительное какчасть речи | 1 | §86 стр. 48-49 упр 516 | |
117 | 02.03 | Р/Р. Обучающее сочинение -рассуждение. Доказательство в рассуждении. | 1 | §87 стр. 53-55 упр 522 | |
118 | 03.03 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | §88 стр. 56-57 упр 526 | |
119 | 06.03 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные | 1 | §89 стр 59 -60 упр 531 | |
120 | 07.03 | Род имен существительных | 1 | §90 стр63-65 упр 543 | |
121 | 09.03 | Имена существительные, которые имеют формутолькомножественногочисла | 1 | §91 стр. 66-68 упр 549 | |
122 | 10.03 | Р/Р Сжатое изложение«Перо и чернильница» | 1 | §92 стр. 58-60упр 553 | презентация |
123 | 13.03 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | §92 стр. 68-69 упр 555 | |
124 | 14.03 | Три склонения имен существительных | 1 | §93 стр. 71-72 упр 560 | |
125 | 15.03 | Падежименсуществительных | 1 | §94 стр. 72-75 упр570 | |
126 | 16.03 | Правописание падежных окончаний существительных | 1 | §95 стр76 -79 упр 578 | |
127 | 17.03 | Падеж и склонение имён существительных. | 1 | §95упр 579 | |
128 | 20.03 | Р/Р. Обучающее подробное изложение по упр.587 | 1 | §95 стр. 81 | |
129 | 21.03 | Множественное число существительных | 1 | §96 Упр. 588 | |
130 | 22.03 | Правописание о—е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | §97 стр. 86-87 упр 598 | |
131 | 23.03 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | §98 стр. 88-89 упр 601 | |
132 | 24.03 | Повторение и обобщение изученного материала | 1 | Стр 89 вопросы | |
133 | 03.04 | Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное» | 1 | | |
134 | 04.04 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Стр. 87 Упр.600 | |
135 | 05.04 | Сочинение –описание по картине Г. Нисског «Февраль. Подмосковье» | 1 | Стр 89 упр 602 | |
136 | 06.04 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ(9ч) Имя прилагательное как часть речи | 1 | §99 стр. 93-97 упр.611 | |
137 | 07.04 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | §100 стр. 99-101 упр. 622 | |
138 | 10.04 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | §100 стр. 99-101 упр 627 | |
139 | 11.04 | Описаниеживотного | 1 | §101 стр. 103-105 упр 631 | |
140 | 12.04 | Р\Р. Подробное изложение «Кошка Ю-Ю» | 1 | Стр 105 упр 632 | |
141 | 13.04 | Анализ контрольного изложения | 1 | | |
142 | 14.04 | Прилагательные полные и краткие | 1 | §102 стр. 106-107 упр 635 | |
143 | 17.04 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | стр. 109-110 упр 644 | |
144 | 18.04 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | 1 | стр. 111-112 упр 647 | |
145 | 19.04 | Контрольная работа№8 по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
146 | 20.04 | Анализ контрольнойработы | 1 | упр. 648 | |
147 | 21.04 | ГЛАГОЛ(20ч) Глагол какчастьречи. | 1 | §104 стр. 113-114 упр 653 | |
148 | 24.04 | Не с глаголами | 1 | §105 стр. 115-117 упр 657 | |
149 | 25.04 | Р/Р.Рассказ,особенности,структура,стиль. | 1 | §106 стр. 118 упр 664 | |
150 | 26.04 | Неопределенная форма глагола | 1 | §107 стр. 119-121 упр 669 | |
151 | 27.04 | Правописание -тся и-ться в глаголах | 1 | §108 стр. 122-123 упр 675 | |
152 | 28.04 | Виды глагола | 1 | §108 стр. 123-125 упр 680 | |
153 | 02.05 | Буквы е — и в корнях с чередованием | 1 | §109 стр. 127-128 упр 686 | |
154 | 03.05 | Р/Р.Невыдуманный рассказ «Как я однажды...» | 1 | §110 стр. 129-130 упр 692 | |
155 | 04.05 | Время глагола.Прошедшее время | 1 | §111-112 стр. 131 – 133 упр 694 | |
156 | 05.05 | Настоящее время. | 1 | §113 стр. 135 упр 701 | |
157 | 10.05 | Будущее время | 1 | §114, стр. 136-137 упр 706 | |
158 | 11.05 | Спряжениеглаголов. Правописание безударных личных окончаний | 1 | §115, стр. 138-140 упр 712 | |
159 | 12.05 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Морфологический разбор глагола | 1 | §116 стр. 142-145 упр 724 | |
160 | 15.05 | Р/Р Сжатое изложение с изменением лица. Мягкий знак после шипящих глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | §119 стр. 125 упр 738 | |
161 | 16.05 | Диагностическая работа. Итоговый контроль. | 1 | §119 стр. 153 упр 739 | |
161 | 17.05 | Анализ диагностической работы.Подведение итогов. | 1 | §117 стр. 147 упр 731 | |
162 | 18.05 | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Фонетика.Морфемика.Орфоэпия.Графика. Орфография. | 1 | §118 стр. 149 упр. 736 | |
163 | 19.05 | Защита исследовательских проектов | 1 | Стр. 154 вопросы упр 741 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СШ №5 г. Волгодонска от « ___» _____20______года № _____ Руководитель МО___________/_Черникова Н.А___/ подпись ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/__Карелова Т.Л__/ подпись ФИО «___»_________20______ года |
Приложение
к календарно-тематическому планированию
5 класс
Входной контрольный диктант № 1.
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
В лесу.
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.Объём слов: 89
Грамматические задания:
Синтаксический разбор предложения:
I вариант – Над ближним лесом встаёт солнце.
II вариант – Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро.
Обозначить части речи в предложении
Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),
Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).
3.Разберите слова по составу:
Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)
Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)
Контрольный диктант 2
по теме: «Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 2
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.
Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
Грамматическое задание.
Озаглавьте текст.
Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),
В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).
Разберите слова по составу:
Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)
Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
Контрольный диктант (№3)
по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. - «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
2-ой вар. –
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Контрольнаяработа№3потеме
«Синтаксис»
Вариант 1.
Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучается
Части речи
Звуки
Словосочетания, предложения, текст и правила их построения
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения:
Точка
Тире
Двоеточие
Вопросительный знак
Восклицательный знак
Запятая
В каких словосочетаниях слово город является главным:
Город на реке Молодой город Построить город | Вернуться в город Река у города |
4.Укажите предложение, в котором основа состоит из одного главного члена:
1. Быстро рассвело в поле.
2. Мы дочитаем книгу завтра.
3. Отец заснул.
4. Приехала сестра.
5. Какое предложение не относится к видам по цели высказывания:
1. повествовательное
2. побудительное
3. вопросительное
4. восклицательное
6.Укажите побудительное предложение:
1. Как хорошо было на солнце!
2. Я просил Машу зайти, но у неё не получилось.
3. Пожалуйста, возвращайся пораньше.
4. Саша принёс больше яблок, чем его просили.
7. Укажите второстепенные члены предложения.
1. сказуемое 2. определение 3. подлежащее | 4. дополнение 5. обстоятельство |
8. Укажите, каким членом предложения является слово (в) клетке в предложенииПопугай жил в клетке.
1. дополнением
2.сказуемым
3. определением
4. подлежащим
5.обстоятельством
9. В каком предложении нет определения?
1. около моего дома открылся новый кино театр.
2. Яркие листья покрыли землю.
3. На столе лежит мамина сумка.
4. На город спустились сумерки.
10. Однородные члены предложения отвечают:
1. на разные вопросы
2.на один и тот же вопрос
11. В каком случае между однородными членами запятая не ставится?
1.Если однородные члены соединены союзом и.
2. Если однородные члены не соединены союзами.
3. Если однородные члены соединены союзомно.
4. Если однородные члены соединены союзом а.
12.Укажите предложения с однородными членами предложения:
1. Дом замолчал, все заснули
2. Кошка играет с клубком ниток, ловит бабочку.
3. Быстро разошелся холодный дождь.
4. От грохота хлопушки залаяла собака, вспорхнули птицы.
13. Укажите предложение, в котором при однородных членах есть обобщающее слово.
1. По дороге домой Ваня ел чернику, землянику и малину.
2. Иван любит собирать разные грибы опята лисички подберезовики.
3. Родители взяли с собой Ваню собирать грибы и ягоды.
4. Но сегодня ему больше всего везло на сыроежки и грузди.
14. Укажите предложения с обращениями (Знаки препинания не расставлены):
1. Толя попросил учителя перенести его доклад на следующий урок.
2. Друзья приходите на моё выступление завтра.
3. Друзья встретились во дворе.
4. Миша и Толя вместе ухаживают за лошадью.
15.Определите характеристики предложения:
1. Вид предложения по цели высказывания_____________________________
2. Вид предложения по интонации ________________________________
3. Грамматическая основа предложения ______________________________
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов ________________
16. Укажите сложное предложение:
1. Разошелся дождь, и голуби попрятались под крыши.
2. Миша отправился на прогулку с собакой и долго бегал с ней по площадке.
3. Воробьи, вороны, голуби с нетерпением ждут окончания суровой русской зимы.
4. К нам подошел турист и попросил показать дорогу к гостинице.
17. Укажите верные утверждения:
1. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
2. Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.
3. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ним ставится тире.
4. Прямая речь выделяется запятыми.
5. Прямая речь – это откровенное высказывание о каком – либо факте.
18. Укажите верную расстановку знаков препинания в предложении с прямой речью (Знаки препинания не расставлены)
Наконец-то я побываю у бабушки в Крыму воскликнул Саша.
«Прямая речь!» - слова автора.
«Прямая речь!», слова автора.
«Прямая речь?» - слова автора.
«Прямая речь», - слова автора.
19. На месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые?
Денис ( 1 ) напомни мне ( 2 ) пожалуйста ( 3 ) о родительском собрании ( 4 ) ( 5 ) попросила мама.
1,2,3,4
1,2,3,5
2,3,4
1,4
Вариант 2.
Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучается
Части речи
Звуки
Словосочетания, предложения, текст и правила их построения
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения:
Точка
Тире
Двоеточие
Вопросительный знак
Восклицательный знак
Запятая
Укажите словосочетание, в котором главное слово – глагол, зависимое слово-существительное, и от главного к зависимому можно задать вопрос из чего?
Чашка из стекла
Яркое воспоминание
Сделать из дерева
Вышел из дома
Вспоминать детство
4.Укажите предложение, в котором основа состоит из одного главного члена:
1. Быстро рассвело в поле.
2. Мы дочитаем книгу завтра.
3. Отец заснул.
4. Приехала сестра.
5.Укажите побудительное предложение:
1. Как хорошо было на солнце!
2. Я просил Машу зайти, но у неё не получилось.
3. Пожалуйста, возвращайся пораньше.
4. Саша принёс больше яблок, чем его просили.
6. В конце какого предложения нужно поставить восклицательный знак?
1. Наконец – то мы дома (…)_
2. Кто приходил к тебе (…)
3. По дороге домой мы зашли в парк (…)
7. На какие вопросы отвечают:
1. Дополнения ________________________________________________
Определения_____________________________________________
Обстоятельства____________________________________________
8. Укажите предложение, в котором слово собака является дополнением:
1. Собака жила в этом доме очень давно.
2. Своим лаем собака будила всех соседей.
3. Собака – мой самый преданный друг.
4. Я взял собаку на лыжную прогулку.
9. В каком предложении нет определения?
1. около моего дома открылся новый кино театр.
2. Яркие листья покрыли землю.
3. На столе лежит мамина сумка.
4. На город спустились сумерки.
10. Однородные члены предложения относятся:
1. к разным членам предложения
2. к одному и тому же члену предложения.
11.Укажите предложения с однородными членами предложения:
1. Дом замолчал, все заснули
2. Кошка играет с клубком ниток, ловит бабочку.
3. Быстро разошелся холодный дождь.
4. От грохота хлопушки залаяла собака, вспорхнули птицы.
12. В каком предложении между однородными членами не нужно ставить запятую? (знаки препинания не расставлены)
1. Татьяна принимает лекарство утром и вечером.
2. Я очень спешил но не успел на поезд.
3.В поезде пассажиры читают книги газеты журналы.
4. Ребята пытались дотянуться до яблока с крыльца с табуретки с лестницы.
13. Укажите предложение, в котором при однородных членах есть обобщающее слово.
1. По дороге домой Ваня ел чернику, землянику и малину.
2. Иван любит собирать разные грибы опята лисички подберезовики.
3. Родители взяли с собой Ваню собирать грибы и ягоды.
4. Но сегодня ему больше всего везло на сыроежки и грузди.
14. Укажите предложения с обращениями (Знаки препинания не расставлены):
1. Толя попросил учителя перенести его доклад на следующий урок.
2. Друзья приходите на моё выступление завтра.
3. Друзья встретились во дворе.
4. Миша и Толя вместе ухаживают за лошадью.
15.Определите характеристики предложения:
1. Вид предложения по цели высказывания_____________________________
2. Вид предложения по интонации ________________________________
3. Грамматическая основа предложения ______________________________
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов ________________
16. Укажите БСП:
1.Мы добрались до гостиницы, когда начался дождь.
2.Утром заходила Наташа и рассказала, что сегодня к ней придут гости.
3. Сильно дует ветер, но меня защищает осенний плащ.
4. Миша кормил рыбок и чистил аквариум, Артём убирал клетку попугая.
17. Укажите верные утверждения:
1. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
2. Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.
3. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ним ставится тире.
4. Прямая речь выделяется запятыми.
5. Прямая речь – это откровенное высказывание о каком – либо факте.
18. Укажите предложения, в котором допущена ошибки в постановке знаков препинания при прямой речи.
1. «Приходите ко мне завтра» - сказал врач.
2. «Когда у тебя будет время, чтобы закончить доклад?» - спросила мама.
3. «Пожалуйста, не забывайте нас!» - воскликнула Маша.
4. «Радуйся не раннему вставанию, а доброму часу», - сказала бабушка.
19. На месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые?
Денис ( 1 ) напомни мне ( 2 ) пожалуйста ( 3 ) о родительском собрании ( 4 ) ( 5 ) попросила мама.
1,2,3,4
1,2,3,5
2,3,4
1,4
Ответы
Вариант1 | Вариант 2 |
1-3 | 1-3 |
2-1,4,5 | 2-1,4,5 |
3-1,2 | 3-3 |
4-1 | 4-1 |
5-4 | 5-3 |
6-3 | 6-1 |
7-2,4,5 | 7- вопросы |
8-5 | 8-4 |
9-4 | 9-4 |
10-2 | 10-2 |
11-1 | 11-2 |
12-2 | 12-1 |
13-2 | 13-2 |
14-2 | 14-2 |
15: 1-поб, пов, вопрос 2- воскл, невоскл 3-подл, сказ 4-распр, нераспр. |
16-1 | 16-4 |
17-1,2,3 | 17-1,2,3 |
18-1 | 18-1 |
19-1 | 19-1 |
Контрольная
работа№4 по теме
«Фонетика.Орфоэпия.Графика»
Контрольная работа 5 класс
по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
1. Укажите, какими звуками различаются пары слов:
удар – ударь;
брат – брать;
галка – галька;
солю – солью;
круг – крюк.
2. Посчитайте количество букв и звуков в словах:
Пятак, юла, перья, класс, грустный.
3. Выпишите мягкие согласные в словах:
жилье, весна, восемь.
4. Подчеркните звонкие согласные в словах:
Ложбина, подбор.
5. В каком слове есть звук [ф]?
Кровь, правда, подковка.
6. В каком слове есть звук [т]?
Лестный, подпорка, братцы.
7. Запишите транскрипцию слов:
ружье, съесть.
8. Запишите слово орфографически.
[Шын’эл’], [хоч’иш], [малад’ба], [см’ийоца], [атэл’й’э], [фкусна].
9. Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
Полет, юрта, рюкзак, Егор, знаю, подъезд.
10.Сделайте фонетический разбор слова: якорь
Контрольная работа по теме
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи.»
1. Выбери правильный ответ.
а) Фонетика изучает начертания букв, их виды.
б) Фонетика изучает звуки речи.
в) Фонетика изучает правила произношения и ударения в словах.
2. Раздел науки о языке, в котором изучаются произношение и ударение в словах, называется..
а) Графика
б) Орфоэпия
в) Орфография
г) Фонетика
д) Морфология
3.Из текста выпишите все слова, в которых есть буквы я, е, ё, ю. Запишите транскрипцию этих слов.
Листочки облетели с деревьев. Ковёр из мокрых листьев покрывает сады и парки. Идёшь по такому ковру и слышишь, как под ногами шуршат яркие звёздочки листвы.
4.Выберите верные утверждения.
а)В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.
б)В слове ПОДВИГ последний звук – [к].
в)В слове МАЯ четыре звука.
г)В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
д)В слове ЧАЮ два слога.
5. Звуки, состоящие только из голоса, называются
а) гласными; б) согласными.
6. Выбери группу слов, в каждом из которых есть мягкие согласные звуки:
а) чаща, шина, яма, точка, дело, тень;
б) яма, точка, дело, тень, чаща, грач;
в) дело, тень, точка, шина;
г) дело, тень, чаща, шина.
7. Выбери группу слов, в каждом из которых есть глухие согласные звуки:
а) кочка, жар, ночь, дом, цех, цель;
б) жар, шар, кочка, ночь, цех;
в) кочка, шар, ночь, цех, цель;
г) кочка, ночь, дом, жар, цех.
8. Укажи группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:
а) яма, ёж, день, юла, семья;
б) яма, ёж, юла, баян, жюри;
в) день, семья, баян, жюри, юла;
г) юла, семья, яма, ёж, баян.
9. Определи, сколько букв и звуков в слове съёмка:
а) 5 б., 5 зв.;
б) 5 б., 6 зв.;
в) 6 б., 5 зв.;
г) 6 б., 6 зв.
10. Укажи правильную фонетическую транскрипцию слов
просьба, съезд:
а) [прос’ба], [с’й’ст];
б) [проз’ба], [сй’эст];
в) [проз’ба], [с’ест];
г) [прос’ба], [сй’езд].
11. Определи, в каком слове букв больше, чем звуков:
а) чудеса; б) обновление; в) удивиться; г) коренья.
12. В каком слове допущено нарушение произносительных норм?
а) [шт]обы
б) коне[чн]о
в) муз[е]й
г) [што]-то
д) т[е]кст
13. Запишите слова, расставьте в них ударение.
Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать,красивее,диспансер,
километр, диалог, щавель, библиотека, повторим,баловать, торты.
14.Восстановите орфографический «облик» слов:
[л'й'у], [в'исна], [зуп], [аб'й'ат], [жыв'ом], [жыв'й'ом], [броф'],
[фч'ира]
[л'й'у], [в'исна], [зуп], [аб'й'ат], [жыв'ом], [жыв'й'ом], [броф'],
[фч'ира]
[ид'ош], [пай'у], [дуп], [аз'ап], [жыл'й'о], [р'иб'онак], [жыл'э], [харавот]
[харавот]
[л'й'у], [в'исна], [зуп], [аб'й'ат], [жыв'ом], [жыв'й'ом], [броф'],
[фч'ира
15. Выполни фонетический разбор слова мечта.
Контрольный диктант (№3)
по теме: «Фонетика. Графика».
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.
Грамматическое задание:
Озаглавить текст
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. - Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
2 вар - Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл.
3. Произвести фонетический разбор слов
1 вар. - землю
2 вар. - стена
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи», 5 класс.
1 вариант
1. Дайте определение терминам: «однозначные слова», «омонимы», «лексика».
Приведите по одному примеру. (6б)
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
Бежать, мчаться, катиться, нестись (1б)
3. Найди в каждой группе слов омонимы, выпиши их. Придумай и запиши предложения с двумя омонимами из текста. (4б)
Птичья клетка, потерять ключ, ручная вышивка, журчащий ключ, ручная кладь, нервные клетки.
Приведи свои примеры омонимов (2 примера) - 2б
4. Запиши антонимы к словам (8б):
Утро, длинный, умный, день, маленький, смеяться, тогда, нашел.
5. Найди в толковом словаре учебника «Русский язык» одно однозначное и одно многозначное слово. Выпиши их лексическое значение. (2б)
6. Устно образуй словосочетания. Запиши те, которые будут иметь переносное значение. (1б) Горячий (молоко, печь, время)
7. Запиши синонимы к словам (7б):
Разговор, еда, мощный, небольшая, веселиться, метель, смотреть.
8. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение (3б):
А) строитьдом; Б) убить время;
В) тяжелыйхарактер; Г) часы бегут;
Д) мягкоекресло; Е) острый нож
9. Выберите пары антонимов (3б):
А) смелый – грубый;
Б) мудрость – глупый;
В) щедрый – скупой;
Г) рассеянность – сосредоточенность;
Д) благородный – подлый;
Г) отзывчивый - вспыльчивый
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи», 5 класс
1 вариант
1. Дайте определение терминам: «однозначные слова», «омонимы», «лексика».
Приведите по одному примеру. (6б)
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
Бежать, мчаться, катиться, нестись (1б)
3. Найди в каждой группе слов омонимы, выпиши их. Придумай и запиши предложения с двумя омонимами из текста. (5б)
Птичья клетка, потерять ключ, ручная вышивка, журчащий ключ, ручная кладь, нервные клетки.
Приведи свои примеры омонимов (2 примера) - 2б
4. Запиши антонимы к словам (8б):
Утро, длинный, умный, день, маленький, смеяться, тогда, нашел.
5. Найди в толковом словаре учебника «Русский язык» одно однозначное и одно многозначное слово. Выпиши их лексическое значение. (2б)
6. Устно образуй словосочетания. Запиши те, которые будут иметь переносное значение. (1б) Горячий (молоко, печь, время)
7. Запиши синонимы к словам (7б):
Разговор, еда, мощный, небольшая, веселиться, метель, смотреть.
8. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение (3б):
А) строить дом; Б) убить время;
В) тяжелый характер; Г) часы бегут;
Д) мягкое кресло; Е) острый нож
9. Выберите пары антонимов (3б):
А) смелый – грубый;
Б) мудрость – глупый;
В) щедрый – скупой;
Г) рассеянность – сосредоточенность;
Д) благородный – подлый;
Г) отзывчивый - вспыльчивый
2 вариант
1. Дайте определение терминам (3б): «многозначные слова», «синонимы», «лексическое значение».
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
Метель, пурга, ураган, буран (1б)
3. Найди в каждой группе слов омонимы, выпиши их. Придумай и запиши предложения с двумя омонимами из текста. (6б)
Включить плиту, хищная рысь, тень дуба, мраморная плита, перевести лошадь на рысь ()бег, тень сомнения.
Приведи свои примеры омонимов (2 примера) – 2 б
4. Запиши антонимы к словам (8б):
Подниматься, вверх, горячий, добро, узкий, близко, свет, нагреть.
5. Найди в толковом словаре учебника «Русский язык» одно однозначное и одно многозначное слово. Выпиши их лексическое значение. (2б)
6. Устно образуй словосочетания. Запиши те, которые будут иметь переносное значение. (1б) Легкий (пальто, характер, рюкзак)
7. Запиши синонимы к словам (7б):
Большой, жара, бросать, медленный, умный, бежать, горе.
8. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение (3б):
А) твердая воля; Б) бегут ручьи;
В) горят костры; Г) зерно пшеницы;
Д) золотое кольцо; Е) ледяной взгляд
9. Выберите пары антонимов (3б):
А) угрюмый - веселиться;
Б) гигант - карлик;
В) робкий - смелый;
Г) холодный - вспыльчивый;
Д) благородный - подлость;
Г) скромный - хитрый
Ответы
Вариант 1.
1. Однозначные слова - слова, с одним лексическим значением. (Например, айсберг)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию или произношению, но разные по лексическому значению. (Например, ключ)
Лексика - весь словарный запас языка. (Например, брошюра)
2. Катиться
3. Птичья клетка - нервные клетки;
потерять ключ - журчащий ключ;
ручная вышивка- ручная кладь.
Миша потерял ключ от входной двери. Мы наткнулись в лесу под сенью деревьев на прозрачный журчащий ключ.
Очки, балл-бал.
4.Утро - вечер, длинный-короткий, умный-глупый, день-ночь, маленький-большой, смеяться-плакать, тогда-сейчас, теперь, нашел-потерял.
5. Самостоятельно
6. Горячее время.
7.Разговор-беседа, еда-пища, мощный-сильный, небольшая-средняя, веселиться-радоваться, метель-вьюга, смотреть-видеть.
8. б), в), г)
9. в), г), д)
Критерии оценивания для 1 варианта:
36-38 б. "5"
35-27 б. "4"
26-19 б. "3"
18 б. и ниже "2"
Вариант 2
1. Многозначные слова - слова, имеющие два и более лексических значений.
Синонимы - слова, разные по написанию, но близкие по лексическому значению.
Лексическое значение слова - то, что слово обозначает, его содержание.
2. Ураган.
3. Включить плиту- мраморная плита;
хищная рысь - перевести лошадь на рысь (бег);
тень дуба - тень сомнения.
Мама включила электрическую плиту. Мраморные плиты украшают дорожки в саду.
Бабочка, ручка.
4.Подниматься - спускаться, вверх- вниз, горячий - холодный, добро-зло, узкий-широкий, близко-далеко, свет-тень, нагреть-остудить.
5. Самостоятельно.
6. Легкий характер.
7. Большой- гигантский, жара-зной, бросать- кидать, медленный-продолжительный, умный- начитанный, бежать- передвигаться, горе-беда.
8. в, г, д
9. б,в,е
Критерии оценивания для 2 варианта:
33-35 б. "5"
32-25 б "4"
24-17 б. "3"
16 б. и ниже "2"
Контрольный диктант (№4)
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)
(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)
Грамматическое задание:
По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
Разобрать по составу слова:
1 вариант Набегают, крупные, дождинки
2 вариант Затихает, туманная, порыв
Контрольный диктант (№5)
по теме: «Имя существительное»
Переполох в лесу
На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.
Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.
Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.
Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
Грамматическое задание:
Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» - 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» - 2в .
Морфологический разбор слова «в траве» - 1 в , «на полянке»- 2 в.
Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» - 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в
Контрольная работа №6 (тест) по теме «Имя прилагательное» (5 класс)
1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет;
б) признак;
в) действие.
2.Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, желтый, белый;
в) медленный, верность, желтый, белый;
г) медлительность, белый, верность, желтый.
3.Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем:
а) на дальн…м острове, в вечерн…м небе, в дремуч…м лесу;
б) в сине…м небе, весенн…м днем, о прежн…м пути;
в) о весенн…м дне, всин…м платке, тих…м утром.
4.В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь?
а) шалаш.., могуч.., хорош.., стереч..;
б) из-за туч.., пахуч.., сбереч.., луч..;
в) багаж.., хорош.., овощ.., возле дач.. .
5.Прилагательные в полной форме являются в предложении как правило:
а) подлежащим;
б) определением;
в) дополнением.
6.Прилагательное в краткой форме является:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.
7.Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) какой? чей?
б) кто? что?
в) что делать? что сделать?
8.Буква О пропущена в окончании прилагательных:
а) к чуж…му берегу; больш…го дома
б) погож…го вечера; могуч…го воина
в) старш…му брату; хорош…го друга
9.Окончание –ей(-ой) имеет прилагательное:
а) красив…й цвет;
б) мелк…й бассейн;
в) младш…й сестрой.
10.Имена прилагательные изменяются:
а) по лицам и числам;
б) по родам ( в ед. ч. ), числам, падежам.
в) по числам и падежам.
11. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное.
а) В лесу на дорожках поднимался туман.
б) Внутри просторной коляски было темно,
в) Наша деревня расположена за рощей.
г) На кустах сидели воробьи и громко чирикали.
12. Укажите словосочетание, в котором в обоих словах на месте пропусков пишется буква Е
а) в домашн...м задани...
б) с велик...м наслаждени...м
в) на дальн...й станци...
г) о вчерашн...й прогулк...
13. Укажите, на месте каких цифр пишется буква И в предложении.
Дремучи(1) л(2)са обступил(З) небольшой городок, где родился и вырос знаменит(4)й художн(5)к Иван Иванович Шишкин.
а) 1, 3, 4 б) 2, 3 в) 3, 5 г) 3, 4, 5
14.В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) свеж...го творога в) старш...го брата
б) у больш...го озера г) из дремуч...го леса
15. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным.
а) Вечерний воздух лёгок и чист.
б) Длинные тени лежат на сугробах.
в) С тихим свистом прилетели клесты.
г) Потоки солнечного света заливают поляну.
16. Укажите слово, в котором Ь на месте пропуска НЕ пишется.
а) младшаядоч... в) ветер жгуч...
б) тёплая печ... г) красивая брош...
17. В каком варианте ответа на месте пропуска пишется буква И?
а) о летн...м отдыхе в) по весенн...му лесу
б) со старш...м братом г) над ближн...й сосной
18. В каких словах пишется Ь?
а) дремуч..., врач… в) хорош..., овощ…
б) плющ..., могуч… г)реч..., береч…
19. Укажите предложение, в котором нет имени прилагательного.
а) На поляне я лежу, из травы на вас гляжу.
б) В глухом лесу стоял домик лесника.
в) Ветер приносит из степи горький запах полыни.
20. Укажите верную характеристику прилагательного из предложения
Он жил в небольшом селе.
а) В.п., ед.ч., м.р.
б) П.п., ед.ч., ср.р.
в) Д.п., мн.ч., ж.р.
г) Т.п., ед.ч., м.р.
Контрольный диктант (№6)
по теме: «Имя прилагательное»
Ёжик
Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.
На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.
Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.
Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.
Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
Произвести синтаксический разбор предложения
Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск. – 1 в
На рассвете около меня зашелестели листья. – 2в
Произвести морфологический разбор прилагательного:
Маленькое (яблочко) – 1 в
Осенняя (ночь) – 2 в
Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.
Тесты по теме «Спряжение глагола» 5 класс
Вариант 1
1. Укажите глагол 1 спряжения:
а)увид…т молнию
б)дыш..шь глубоко
в)нарису..м клоуна
г)измен..т задание
2.Укажите глагол 1спряжения :
а)леп..шь из пластилина
б)посмотр..м фильм
в)держ..те в руках
г)начина..т игру
3.Укажите глагол 2 спряжения:
а)поднима…т высоко
б)обид…шь друга
в)скач..т на коне
г)напиш..м письмо
4. Укажите глагол 2 спряжения:
а)выдерж…т легко
б)кол…шь дрова
в)постел…м скатерть
г)проигра…те матч
5.Укажите строчку с глаголами 1 спряжения:
а)вынима…шь,реша…шь,гон…шь,завис…шь
б)пиш…т,игра…т,накаж..т,расстел…т
в)собира..м,вид…м,разбира…мся,полож…м
г)вынима..те,ненавид…те,отпира…те,бре..те
6 Укажите строчку с глаголами 2 спряжения:
а)слеп..шь,разбуд…шь,услыш…шь,наброс…шь
б)дремл..т,понима…т,вонза..т,закле…т
в)побел..м,отправляя…м,налеп..м,оден..м
г)меня..те,вер..те,рису..те,удивля..тесь
Тесты по теме «Спряжение глагола» 5 класс
Вариант 2
1. Укажите глагол 1 спряжения:
а)смотр…т фильм
б)дыш..шьчасто
в)та…т на снегу
г)пил…шь бревно
2.Укажите глагол 1спряжения :
а)танцу…шь под музыку
б)ветер гон…т тучи
в)верт…т носом
г)пил…т доски
3.Укажите глагол 2 спряжения:
а)стел…шь постель
б)мечта…т о чуде
в)завис…т от погоды
г)наден…шь новое платье
4. Укажите глагол 2 спряжения:
а)печата…шь статью
б)кле…т обои
в)бре…т бороду
г)тащ…шь бревно
5.Укажите строчку с глаголами 1 спряжения:
а)вынима…шь,реша…шь,,завис…шь,поднима…шь руку
б)побре…т, се…т, ве…шь, пиш…шь
в)гон…т, меч…тся, та…т, реж…шь.
г)собака ла…т, ненавид…шь, чита..шь, ката…тся
6.Укажите строчку с глаголами 2 спряжения:
а)бор…тся, тон…шь, ненавид…т, стел…т
б)дремл…т, держ…т, раска…шься, бре…т
в)утон…шь, меня…т, обним…т, раскача…т
г)распил…шь, загон…шь, продерж…т, просмотр…м
Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»
Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)
(По Д. Зуеву)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
Произвести синтаксический разбор предложения
В потемках ельника серебрятся осины – 1 в
В лесу встречаются зима и весна. – 2в
Произвести морфологический разбор глагола:
отступает – 1 в
краснеют – 2 в
Произвести разбор глаголов по составу:
обтаяли, хмурится – 1 в
набирает, серебрятся – 2 в
Итоговый контрольный диктант
5 класс
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Лучи солнца освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Вода ярко блестит и сверкает.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Присядешь и видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники.
С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь на свежем сене. (100слов) (По И.С. Тургеневу)
Грамматическое задание
Выполните синтаксический разбор предложения:
Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. (1 вар.);
Лучи солнца освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. (2 вар.).
2. Укажите морфемы в словах:
устилали, придорожных, головки (1 вар.);
разгорается, пресладких, дорожкой (2 вар.).
3. Произведите морфологический разбор существительных:
корзину (1 вар.); на сене (2 вар.).
АНАЛИЗ ДИКТАНТА5___класса
Учитель________________________Дата проведения____________
Количество обучающихся по списку – _________чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – _________ чел.
Грамотность | Грамматическое задание |
«5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Уровень обученности | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Уровень обученности |
| | | | | | | | | | | |
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы | Кол-во учащихся | Название орфограммы | Кол-во учащихся |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки | Кол-во учащихся |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Итоговый контрольный диктант за 2022-2023 учебный год
5 класс
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе тихого утра. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и кружатся бесконечными клубами сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.
(110 слов) (По Д. Зуеву «Времена года»)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор:
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. (1 вар.).
Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.(2 вар.).
2. Обозначьте морфемы в словах:
заискрились, придорожной, росинки (1 вар.);
разгорелось, бесконечными, шарики (2 вар.).
3. Произведите морфологический разбор глагола:
зазвенела (1 вар.); оживляются (2вар.).
АНАЛИЗ ДИКТАНТА5___класса
Учитель________________________Дата проведения____________
Количество обучающихся по списку – _________чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – _________ чел.
Грамотность | Грамматическое задание |
«5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Уровень обученности | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Уровень обученности |
| | | | | | | | | | | |
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы | Кол-во учащихся | Название орфограммы | Кол-во учащихся |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки | Кол-во учащихся |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ